АВВА ОТЧЕ, КТО ЖЕ МЫ?

Анатолий Апостолов
                АВВА ОТЧЕ,  КТО  ЖЕ  МЫ? 
                Социально-антропологическое  эссе             
         Кто мы? Почему мы здесь и зачем?  Как нам быть сегодня? И как быть  нам завтра?  В чём смысл нашей жизни и нашей истории? Вопросов не более семи, а ответов  сорок  сороков и  семь раз по семьдесят,  и ни один из них  до сих пор никак  не  успокоит наши души, не удовлетворит в полной мере     наш пытливый ум:
       
        «Кто мы тут?  И вопрос – почему – нас тревожит –
        Красотой и  добром  боги жалуют нас?» (Михаил  Фридман)
      
     Вопросов много, а универсального ответа на них, люди вполне возможно  так   никогда  и не услышат.  Молчит  Земля, молчит Небо,  о  чём-то своём  глубинном волнуется    слепоглухой   угрюмый  Океан.   
     Молчат Гераклит Эфесский и Гиппий Элидский. Молчит  ученик Сократа, софист и поэт Критий, глава Тридцати  тиранов. Как в рот воды набрали  Семь мудрецов Эллады – Биант из Приены, Мисон Хенейский, Питтак  Митиленский, Фалес Милетский, Хилон Лаконец,  и другие…   
     Не знают, что ответить  астроном, космолог и физиолог Эмпедокл из Акраганта, врачеватель-педагог кентавр  Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, воспитатель почти всех греческих героев и не знает, что сказать  мудрец-эпидемиолог   Эпеминид, очистивший Афины от чумы в 596 году до нашей эры…
         Авва Отче, кто же мы?   Кем были мы вчера, в прошлом веке? И кем  стали мы сегодня, в наше оцифрованное  время?  Кто мы? Вандалы и разрушители собственного дома или строители и созидатели, архитекторы и прорабы нового мира? Монтажники-строители, каменотёсы и каменщики или расходный материал – песок, цемент и гравий, раствор бетонный на крови? Шпалы под стальными рельсами Трансполярной магистрали  и «пушечное мясо» генералов-генштабистов,  «ястребов войны и мира»? Скелеты-сваи в вечной мерзлоте под   корпусами  Норильского комбината?

       Кто мы, русские, сегодня в XXI веке? Народ вечно сущий, народ бессмертный, или народ неразумный, безотчётный, никчемный  и бессмысленный? Бессмертная трава, Ambrosia maritima, пища богов или живучий злой  сорняк, иссушивший, истощивший  русскую почву?
   Кто мы  как народ  –  Божье дерево, или сухой бурьян гонимый ветром за горизонт событий?  Народ  бессменный  и незаменимый, или народ  бессознательный, беспамятный, неправедный, больной,  и безответный, подлежащий осуждению и хуле?
     Кто мы? «Ребята семидесятой широты», плакатные герои бодрой комсомольско-трудовой песенки, или сухой  социальный  бурьян перекати-поле?  Мы – герои своих  славных судеб и благих дел, или смиренные животные, добровольно  признавшие себя жертвами, и согласные все как один быть  уничтоженными  во благо  неких  общих интересов.      
      И кто же мы сегодня как народ?  Народ, ещё способный к саморазвитию и созиданию или  к самоуничтожению и поеданию друг друга?
     Мы всеядные и хищные пещерные антропофаги, оставленные  Богом  мужепёсы или смиренные и дружелюбные вегетарианцы, человеколюбцы-филантропы и  богоносцы? Мы особенный народ? Или такие же, как и все  народы Северной Евразии – как   алеуты,   канадцы,  голландцы,  норвежцы, шведы, финны?      
      У нас «иная жизнь, иной напев» (Сергей Есенин), иные широты проживания и необъятная до жути территория?   У нас своя история, свой смысл истории и смысл  жизни, своя историческая память и свои  памятные отрывные календари, скорбные и праздничные даты? Но это ещё не повод для национальной  гордости и непомерного великодержавного  тщеславия.
        У каждого народа есть своё «особенное» – архаичное, незыблемое, национальное, доисторическое, мифологическое, своё пещерное и неизжитое  сознание. Но пещерный атавизм  палеолита  не повод для гордыни и  для чувства собственного достоинства.
     Мы –   народ особенный, носители духа  оригинальной русско-советской цивилизации?  Или мы –  народ такой же, как и все остальные  потомки антропофагов, кто, по авторитетному утверждению патриарха этнической антропологии Клода Леви-Строса, начал  своё развитие с экзоканнибализма (поедания чужаков), а завершил  его в XX  веке эндоканнибализмом, в прямом и идейно-символичном  поедании своих сограждан?
      Кто мы сегодня?  Особый вид евразийского  мыслящего планктона, способного в любых условиях  сохранять своё стабильное гомеостатическое  состояние души  и качественно не меняться? Или  мы – народ, способный развиваться дальше, становиться лучше  и  созидать? 
     Кто же мы  сегодня? Динозавры  Северной Евразии, после которых эволюции больше делать нечего? Или мы –  народ, ещё способный порождать легионы новых демиургов и культурных героев, способных  понимать, сочувствовать и сострадать, прощать других,   носителей главных человеческих качеств – жертвенной любви и милосердия,  ответственного гражданского мужества и творческой созидательной смелости? 
   Кто мы сегодня?  У нас сегодня всё в порядке со здравым смыслом, логическим интеллектом, с  психикой, моралью, нравственностью и совестью, с уровнем  культуры исторической памяти? Или  мы сегодня  психически  больны, педагогически запущены и трудновоспитуемы?   Кто мы? Представители  огромной и угрюмой, готовой убивать всё живое цивилизации?  Или мы – хозяева  своей судьбы и созидатели иной  «цифровой» цивилизации, способные по рецепту  социолога и криминалиста Габриеля Тарда,  весьма  успешно усваивать  иные нормы, иные ценности, инновации и нововведения. 
      Кто мы?  Стадные разумные животные, со второй сигнальной системой,  с усыплённой совестью, развитым инстинктом, лишившиеся  всего человеческого?  Или  мы  те, кто  вслед за Юрием Гагариным  восторженно, наивно и по-детски продолжает смотреть на звёзды, а не в автокормушку и автопоилку, мечтает о космической  экспансии и  технократическом освоении Вселенной?  Кто мы? 
    Нынче мы –    расчеловеченные, по собственному желанию,   люди,  ставшие в XX   веке страшной победительной силой и  терновым венцом эволюции?  Или  же мы –  будущие покорители пространства-времени, от которых зависит жажда и радость познания  (экспансии), созидательная деятельность и реальность планируемой  истории, её смысл и  наше  общее высшее предназначение?   
     (см. Анатолий Апостолов. Улыбка, озарившая Тартар. –ПРОЗА.РУ) 
        Кто мы? И кто наши правители? Это мы –  народ создал таких  вождей-правителей,  или наши вожди-тираны  – нас такими,  такой особенный «загадочный» народ?
      Авва Отче, кто же мы? И зачем мы здесь?  Неужели все великие Затеи наших безумных правителей были напрасными? Молчит Авва  Отче,  молчит и авва Сисой Великий. Ответы на вопросы о нас самих мы должны искать сами. Для этого нам необходимо оставаться в рамках человечности и  природного альтруизма, уметь хранить и передавать потомках историческую память, философию и смысл жизни. Почему так беспощадна наша страна к простому мыслящему человеку? И почему наша жажда добра и блага  такая удивительно злая?
      Кто же мы сегодня? Народ, навсегда утонувший в своём жестоковыйном и кровавом прошлом, и «нынче мы – человек, умерщвляющий время»?   Народ, обречённый жить иллюзиями,  для неведомой никому из нас  «обновлённой жизни», для «прекрасного далёка»  великой и могучей России?
    Сегодня мы –  народ имперский с холопской феодальною душой,  народ больной, полоумный, хвастливый  и  злой, блажной  лицом, умом и нравом? Или  мы –  народ великий, особенный и  уникальный?
    Великороссы  – это миф или это  народ воистину благочестивый и благопохвальный?
    Если, в самом  деле, русский народ благостный,   благоусердный и правоверный,
благоуспешный  и  созидательный,
инициативный и благоревностный,   
благомыслящий, благодарный,  благобразный,
благовидный, благоязычный,   благоверный,
благопристойный, благонравный, благодушный, благожелательный, благомыслящий, благотерпеливый, благосмиренный  и   благоугодливый,  в высшей степени угодливый и притом на благо, на добро, то почему он так трудно и мучительно живет  в своей стране, веками  напрасно много трудится  и страдает в бедности и нищете?
       Русские сегодня лучше всех народов мира или  они  самые лучшие только  среди народов восьмидесятой широты, проживающих в районе вечной мерзлоты  на берегу Ледовитого океана, на краю суровой ойкумены? 
     Мы другая цивилизация, в которой на протяжении пяти веков  продолжают совершаться чудовищные преступления против собственного народа?  Мы – особенные Мы не  алеуты,  не  канадцы, не голландцы, не норвежцы и не шведы. Мы – другие? Кто мы? Державники-великороссы, «скифы с раскосыми и жадными очами», наследники опричников-чекистов и «комиссаров в пыльных шлемах», или просто  до конца выжатый  вековым насилием  народ, глубоко погружённый в социальный паралич, апатию  и нигилизм?
      Русские (великороссы) – это сегодня  русский или советский народ? Или это особенные русско-советские люди,   кому якобы  не страшен «ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты», готовые, если  надо (по указке партии)  растопить  все льды и разбить среди  снегов  цветущие сады?
      Сегодня мы – народ, глубоко осознавший себя творцом великих свершений и охранителем русской,   евразийской цивилизации? Или мы – народ,  потерявший все свои  завоевания и самого себя?  Или мы  всё те же советские, вечно хмельные зайцы, которым  в этом мире всё равно?  Мы, как и они, проявляем на каждом шагу свою гражданскую  трусость, продолжаем, как и прежде,  бояться    всякое большое и малое начальство и  только по ночам косим для своих коз и кроликов  свою «волшебную трын-траву».  Что случилось с нами, что сталось с русскими людьми на переломе двух веков и двух тысячелетий? «Великий перелом» славянской души?
       Почему этот странный и особенный  народ, чьи надежды на лучшую долю всегда были  полны  простодушия и врождённого инфантилизма, ради очередной социальной утопии всегда был  согласен на любые  жертвы, бесконечные  страдания и лишения?  Почему русские и великороссы, преобразившиеся в  ХХ веке в советских людей и в русско-еврейскую народность   в своём  безумном стремлении   осчастливить всё человечество, сблизили, как могли «варварские» цивилизации с современными, технологическими и глобальными сообществами, и лишили тем самым  своих потомков  нормального  будущего.      Кто же мы сегодня?   Наследные блажные юродивые  и блаженные люди?  Или люди  благоусердные, благоревностные  и благоуспешные?  Если это так, то почему мы, русские, не бережём себя и не щадим друг друга?  Почему среди русских людей  так  много русских русофобов?  Почему русские люди  стали  за 100 лет  так равнодушны и безжалостны друг другу?  Почему среди нас так много страдающих  стойкой  нелюбовью к себе, к своим кровным  единоверцам?     В самом деле, если  мы, русские – великая нация, то почему  русские не живут  только национальными интересами страны?  Почему русские живут не ради достойной жизни на  горестной земле, а «ради подвигов и славы»  своих не совсем человечных  вождей и  правителей?
     Почему  русский народ  всегда  согласен жертвенно служить любому вождю и самозванцу, который в нужный момент  сумеет придать  высший (пусть даже ложный) смысл его бессмысленному животному существованию?     В самом деле, если  мы, русские – великая нация, то почему  русские не живут  только национальными интересами страны?
      Почему ради «общественного блага» русский  готов голодать, стать народом-вегетарианцем, опроститься, отказаться от  всех национальных вредных привычек, стать монахом и  скопцом, забыть о том, что все люди   в прошлом пещерные каннибалы?  Зачем и кем наш народ  был  наказан  изначально  короткой памятью? Почему он так  быстро забыл всё то, чудовищное и бесчеловечное, что с ним творили демоны и бесы революции,  что сам он  вытворял  с самим собой?
      По чьей вине  он  долго не знал своей истории и почему  мировая культура, науки и искусства  веками  обходили его стороной? Почему  наша история слагается не нами? Почему на её страницах истина всегда пишется мелом и легко стирается лукавыми людьми? Почему в отечественной истории   торжествует гордыня, больное тщеславие, мания величия  и ложь? Кто водит нас  по ложному и замкнутому кругу и по своей безумной воле назначает нам  наш последний час? Чем  счастлив сегодня русский человек? Какова его заветная мечта, его «русская идея»? Неужели, жить для того,  чтобы  чудом выжить, дать потомство умереть своей смертью в родном доме и в своей постели? Неужели, для того,  чтобы в течение всей жизни  не стать жертвой клеветы и насилия, избежать голода и тюрьмы, не стать инвалидом войны и труда, «утомиться многими  летами»  и  спокойно умереть от старости?
     Неужели,  уровень и качество жизни определяют  жизненные ценности наших  людей и высоту полёта их  мечтаний? Неужели бесплодные, извечные  мечты русских людей  о лёгкой и комфортной жизни  в богатой собственной  стране всегда заканчивались молитвами о легкой смерти среди сугробов  северной пустыни?
           Авва Отче, ответь, кто мы?  Человек – это мера всему? Человек – это свято? Бесконечность везде? Лишних нет на пиру? Благо – высшее право?   Человек –  добрый бог, но над ним – злые люди? Лилипут и гигант ищут власти земной? Сила в наших умах, мудрость – это не бремя? Возраст –  опыт души, он из чувств и идей? В жизни первое – жизнь, наслажденье – второе? Тот, кто жив, не умрёт?
    Верю, Авва Сисой, верю, Отче Великий, но развей сомнения мои и помоги  моему неверию! Увы, не всех зовут на этот философский  пир жизни в тени олив  у вод Геннисарета, не все доходят до костра из многих званых избранных.   С каждым днём  становится все  уже  круг людей, размышляющих  о смысле жизни и смысле истории.    Из всех оставшихся в живых приглашённых любомудров,  сегодня   нет  никого    за благостным столом. «Погас костер, в золе сгорела рыба и пахнет прокисающим вином».  (Анатолий Апостолов. Приглашение на пир.- ПРОЗА.РУ) 
      Кто мы, Авва Сисой, на пиру в этой жизни?
     Чтобы получить  внятные ответы  на эти и многие подобные вопросы, вопрошающим  надо знать всю правду о самих себе, о  своих  родителях и предках, своей земле, стране и государстве. Не вникая в суть  событий,  свершений, трагедий и социальных катастроф столетней давности и не стремясь очистить их наслоений лжи, идейных мифов и легенд, невозможно  до конца  понять  и осознать то  всё  самое окончательно   безобразное  и омерзительное, что   случилось  сегодня с нами.
      Чем жива современная Россия? Созиданием или торговлей? Взаимовыгодным сотрудничеством в окружающим её миром или  банальной торговлей своим телом? В чем именно сегодня заключается её могущество и слава? В её  героическом народе, или в её несметных  природных  богатствах? В военной силе её могущество, или  в правде честной жизни?  В  мирном созидании, в новых технологиях на земле и  в космосе, или в  бесконечной и  чудовищно затратной модернизации   оружия тотального уничтожения всего живого? Чем жив сегодня русский человек? Потреблением или созиданием? В чём заключается сегодня смысл его  жизни и его истории? И на этот вопрос никто нам не ответит, кроме нас самих.

08.04.2021