Педагоги

Александр Карташев
    После защиты диссертации Виктора пригласили на собеседование в ректорат технического вуза с претензионным названием академия. Ректор – крепкий мужчина шестидесяти лет, крестьянской внешности по - хозяйски расположился в большом кабинете. – Переходите к нам, откроем экологию, хотим основать университет, нужны гуманитарные специальности. - У вас нет базы. Откроем специальность, кафедру, будет и база -.

  Предложение звучало заманчиво, в НИИ, где работал Виктор, не платили уже полгода, согласился. В перестроечные годы посчитали, что содержать в вузах молодёжь дешевле, чем зэка в колониях. Привлекать молодёжь на платной основе выгодно. И стали расширять и открывать университеты, в которых и получали студенты дипломы без труда и знаний.

    Денег не хватало на жизнь, но в вузах озаботились проблемами экономики, экологии, психологии. Обязательной стала дисциплина экология. Виктор в течение десяти лет занимался экологическими проблемами,  написал курс лекций и начал читать. На первых лекциях выяснилась нулевая подготовка слушателей по биологии. Пришлось начинать с азов, второкурсники с интересом вслушивались в экологические проблемы, на семинарах делились своими региональными проблемами.

  На вопрос – экология – это что? - Отвечали - когда всё плохо. Или – в нашем районе плохая экология – неверно, экология – наука, не может быть ни плохой, ни хорошей, плохая экологическая ситуация-. Поправлял Виктор.

    Технические специальности на фоне бума гуманитарных дисциплин не пользовались вниманием у абитуриентов. Решено открыть в вузе специальность экология, но на базе технической кафедры. На кафедру по технической специальности поступало не больше десяти абитуриентов, вместо заявленных двадцати пяти. На экологию конкурс – три человека на место. Сформировали дополнительно группу экологов в 18 человек на платной основе. Переквалифицировались технических преподавателей в экологов и стали читать они предметы, в которых и сами не очень разбирались.


   Не тратили вузы время и деньги на переподготовку преподавателей.  Решили открыть кафедру экономики. На учёном совете претендент на заведование кафедры доктор технических наук объяснил – посмотрел математику в экономике, ничего сложного, справлюсь. - И утвердили.

    Не удивился и Виктор, когда возглавлять смешанную кафедру технологий и экологий утвердили доктора технических наук. Мужик неплохой, шутил – я знаю, что в экологии ничего не знаю. - Занимался Василий Петрович финансовым обеспечением кафедры и себя не забывал. На базе кафедры открыли аспирантуру по экологии, в которую начали поступать на платной основе дети нефтяников. Финансы поступали на кафедру и на оплату за научное руководство. Платные аспиранты диссертаций не писали, но с них и не спрашивали. Вуз получал свои деньги, кафедра свои, аспирантура свои.

   Появились на кафедре компьютеры, которые закупались и менялись каждые 2- 3 года. Удобная форма обналичивания денег, договаривались на одну сумму, ставили в договоре другую, разницу наличности делили поровну. Необходимость для учебного процесса компьютеров сомнений не вызывала, пользы от них никакой, но и вреда тоже, лабораторные помещения необходимо заполнять. Производственные практики проводили по месту жительства. Приезжал студент на радость родителей домой, шел в местную экологическую организацию, брал справку, практиковался по желанию.


   Преподавал Виктор основные экологические предметы от первого до пятого курса в специализированной группе. В соответствии с переходом студентов на курсы писал учебные пособия и монографии. В техническом вузе народ доброжелательный, опусы Виктора печатали, не читая, биолог технарям не конкурент. В дежурном порядке на кафедре отмечались дни рождения и праздники с водкой, закуской и песнями. Преподаватели, люди пенсионного возраста, профессора получали 30 тыс. рублей, доценты – 20, ассистенты – 10. В качестве прибавки к пенсии с такой зарплатой можно соглашаться, и оседали пенсионеры на кафедрах.

   Принимая экзамены у студентов четвёртого курса убедился в низкой подготовки и поставил неуды десяти студентам из двадцати пяти. Беседовал с Виктором заведующий кафедры, декан, проректор резюмировал – плохо знают предмет, вы их плохо и учили, обучайте и принимайте экзамен. - Разбил Виктор предмет на десять разделов и принимал у двоечников экзамен по разделам. Система трудозатратная, другие преподаватели не утруждались, ставили тройки. В среднем не больше десяти процентов выпускников устраивались работать по специальности. Экологических проблем много, рабочих мест мало.

   Несговорчивых преподавателей увольняли, госбюджетные деньги выделялись под количество студентов, но не преподавателей. Необходимо кормить и изрядно раздутый бюрократический аппарат, зарплаты которого значительно превышали выплаты преподавателям. Устраивались преподаватели на полторы и две ставки в близкородственные вузы. Заплетающим от усталости языком проводили занятия и ставили положительные оценки.

   Основная преподавательская нагрузка ложилась на доцентов - рабочих вузовских трудяг. Преподаватели без степени в связи с нищенской зарплатой в вузах не задерживались, профессура выбирала лекционных часов поменьше и предметы по - интересней. Хороши практические компьютерные занятия. Включил программу, в конце занятий пришел и проверил.


   Современный студент при скачивании с интернета текстовых фрагментов при подготовке к докладу и курсовых работах не понимает проблемы. Как правило, происходит однообразное скачивание материала без анализа проблемы и построения системы знаний. Современные интернет знания хороши при наличии базовых знаний и концептуальных представлений. В противном случае бессистемные наборы интернет информации не запоминаются и не формируют мировоззренческие и научные концепции.

  Виктор решил требовать пересказы текстов докладов студентами, ничего вразумительного не получалось. Обижались студенты, удивлено смотрели на крамольного преподавателя, - что такое, зачем? При проверке на плагиат докладов и курсовых обнаружилось девяносто процентов заимствованного текста в курсовых и дипломных работах. Расстроились студенты, переписывали тексты своими словами, снижали уровень заимствования с чужих работ до десяти процентов.
 
   Вырабатывалась у студентов подленькая методика жаловаться на преподавателя куратору группы, заведующему кафедрой, в деканат. Не выдерживал преподаватель круговой осады и ставит тройку. С большим апломбом на ученом совете требовали обучать студентов, но не отчислять. Меньше студентов, меньше финансирование, меньше зарплаты у чиновников вузов. И выходили малообразованные бакалавры и магистры на производство, в администрацию и сферу обслуживания, повышая уровень безграмотности и не компетенции.

   Выдавив за границу своих ученых низкой зарплатой, стали приглашать на высокие оклады иностранных специалистов. Рейтинг международный необходимо повышать. И пишут статейки в научные журналы заезжие специалисты, читают по одной лекции в неделю, приносят баллы купившему их вузу. Свои преподаватели остались университетскими рабами, запредельная нагрузка и нищенская зарплата приводила к вымыванию молодых специалистов. Хочешь получать больше денег, иди в администрацию. У чиновников и зарплаты в разы больше профессоров и ответственности меньше.

   Каждому чиновнику необходима бюрократическая основа. И стали спускать бумажки, и обязательно на них нужно отвечать. И каждый лекционный курс оброс кучей бумаг. Появились и проверяющие за состоянием бумаг. Качество лекций ушло на второй план. Важным оказалось количество и качество оформления сопровождающих предмет бумаг, которые и превышали по массе лекционный материал.

  Увеличивалось количество заседаний, посвященных уровню подготовки выпускников. Но самое эффективное решение не принималось - снизить в два раза число чиновников и направить деньги на повышение зарплаты преподавателей. Парадоксальной и разрушительной представляется система образования в России.