День за днём. 31 марта. Кириллов день

Владимир Соколов 9
Кириллов день,
Кирилл – дери полоз

Зима и спереди, и сзади,
Кирилл нас удивляет только,
Он мать-и-мачехи цветами
Без солнца вытаял пригорки!

Ну, вы сразу же поняли, с чем связан этот день в крестьянском календаре. Мать-и-мачеха первой начинает нам заменять солнце в ненастье. Своим материнским теплом согревает нас, в то время, как холод суровой мачехой ещё может ущипнуть за открытые места. Бабушка Лида умывалась отваром ромашки. Кожа у неё даже на руках была гладкая, нежная. Не поддавалась она загрублению тяжёлым трудом. Нам, бывало мыла головы тем же снадобьем, чтобы нечисть разная и перхоть не заводились.
А дед Василий пытался вытащить свои ульи пораньше из омшарника, чтобы не пропустить цвет ивы и мать-и-мачехи…
Переход с колеса на полоз был для крестьянина порой очень болезненным, иногда просто обескураживающим. Второй мой дед Иван поехал на Казанскую  гулять к родственникам в Михайловское.
Это был осенний первопуток. Надо было переезжать Кубену. Зима началась рано. Мороз накануне стоял нешуточный.
Дед довольный форсировал на санях по льду водную преграду. И прибыл вовремя к хмельному угощению…
Гуляли подолгу – до измождения… Мужики, бывало, так исхудают, - штаны падали, если не подпоясался. Ну, надо же где-то находить крестьянину отдушину от тяжёлого утомительного труда! Находили. Так что потом этот тяжёлый труд отдыхом казался.
Вот и тут: выкурнул дня через три из безмятежного отдыха Иван по нужде на белый свет. Глянул. Птички поют, трава зеленеет… Возле саней конь сенцо жуёт, хозяина дожидается. Лето второй раз за год пришло!
 Хочешь – не хочешь, домой попадать надо. Река забурлила, о переправе по льду и речи нет. Ближайший мост через Кубену в двадцати верстах в Харовске. А что делать? Не до Рождества гулять будешь!
Поблагодарил гость хозяев за угощение, позвал отгащивать к себе. Впряг Савраску в сани да и пошагал рядом с ними (дери полоз!) через Харовск восвояси. На круг - полсотни вёрст, вместо пяти километров по прямому пути, каким он прибыл по первопутку.
Как он ехал на санях по зеленеющему Харовску? Как встретили его домашние? Об этом Иван Евлампьевич много не распространялся. И никто его особо в содеянном не упрекал. Ну, не принято было тогда на праздник в другую деревню, людям, имеющим коня, пешком ходить. Этикет такой.

Мать-и- мачеха цветёт,
Хрена лук не слаще
Муж с букетиком придёт,
Как и не домашний.

Очень жёлтые цветы,
Признаки измены.
Больше я люблю боты
Среди всех растений.

Вот и вытаяли кочки,
Побежал босой народ.
Ну, теперь-то уже точно -
У весны с зимой развод.

Имя славное – Кирилл,
Он и весел, он и мил…
А невесту у Кирилла
Не могу назвать я милой.