День за днём. 30 марта. Алексей Божий человек, Сол

Владимир Соколов 9
Алексей Божий человек, Солногрей

Алексей несёт тепло,
С юга ветер дует.
Благо чудное пришло,
Солнышко целует.

Святой Алексий жил в Риме в знатной семье. В день своей свадьбы он покинул отчий дом. Отдал себя служению Богу. Все деньги раздавал нуждающимся, жил с нищими на паперти при церкви. Через 18 лет вернулся домой, но даже родители не узнали в нём сына. Его устраивал образ неизвестного блаженного. Через семнадцать лет Алексий умер в 411 году. И родные узнали правду о нём лишь по оставленному письму.
Есть вот такие истории, которые особенно трогательны и поучительны, так что хочется их пересказать, напомнить, какой бывает истинная вера.
В народном календаре в этот день отмечаются именины берёзы. Тут я тоже не могу не поддаться искушению, чтобы не передать легенду о происхождении этого чудесного дерева.
Однажды Солнце увидело русалок, задержавшихся на берегу после ночного купания. Оно было столь очаровано, что сразу влюбилось в них и не позволило возвращаться в воду. Мать-Река решила спасти своих дочерей. И превратила их в белостволых гладких красавиц. Солнце же успело  оставить подпалины на них в виде чёрных полос…
Когда бабушка Лида уставала от нас, её внуков, и ей не хотелось больше рассказывать сказы. Она блаженно прикрывала глаза и загадывала нам загадку, над которой мы ломали голову и подолгу не докучали ей. Было однажды и задание: назвать все полезности берёзы. На самом деле, чего в ней полезного? Не кокосовая пальма с орехами… Ах, да…
-Сок берёзовый можно получить?
-Ага, - сонно соглашается бабушка.
-А ещё береста на розжиг идёт.
               -Ага.
-И лучина на шестке из бересты лежит.
-Дрова из берёзы жаркие.
              -Ну, ну – почти неслышно шепчут губы бабушки.
-Веник вон берёзовый у порога стоит.
-Паримся берёзовыми вениками.
-Дедко сапоги мажет дёгтем из бересты. Всё бабушка? Ты спишь нас и не слушаешь.
-Не всё, не всё, - открывает она глаза, будто и не спала.
-Ну, тогда ещё скворечник мы на неё привесили, чтобы скворцы прилетали…
-А ещё, - говорит бабушка, - она нам свет даёт.
Тут  мы вспоминаем хмурые осенние дни и стволы берёзок… Но бабушка не это имеет ввиду, она снимает с полки железную загогулину и спрашивает:
-Что это?
Старшие знают и называют:
-Светец. В него вставляли лучину. Ещё до керосиновых  ламп избы освещали лучиной.
-Лучину уже называли, - слабо сопротивляемся мы, но доказать, что бабушка не спала во время наших догадок, не можем…
-Но не называли берёзовые почки, настоем которых я вас лечу, и гриб чагу не называли.
-А я видел, как овцы с берёзки листья щипали и дед им веники, неиспользованные в бане отдавал, - сказал младшенький Вася…
О берёзе столько всего написано и ещё напишется, что не хочется дальше занимать ваше время. И так всё знаете. Добавим лишь несколько коротушек в копилку «берёзовой литературы».

Посажу берёзку я,
Пусть растёт, кудрявится.
-Ой, подруженька моя,
Мне жених твой нравится.

Наша жаркая любовь
Не спасёт в морозы.
Запасай, любимый, дров,
Тонну из берёзы!

Я – с оглоблей из берёзы,
Ты – с оглоблей из ольхи.
Я, как дам, - польются слёзы.
От твоей – лишь хи-хи-хи.

Из берёзки веник стану
Я вязать для бани.
Пусть-ка, веник мне Миланю
Париться приманит.