Как я стала продавать свой голос

Зоя Банкетова
   Последнее время почти не захожу на проза.ру. Даже ответного визита вежливости посетившим  мою страницу авторам не делаю (за что приношу извинение!), не говоря уже о том, чтобы самой что-то написать. В общем, изменила я "прозе". О том, как это произошло, и хочу рассказать.

   Началось всё с того, что приближался мой юбилей. И я задумалась. Нет, вовсе не о том, как отметить славную дату, а о том - что потом буду делать. Какое  занятие найти себе, чтобы и приработок к пенсии имелся, и интересно было, да  чтобы все эти удовольствия получать не выходя из дома. Следует признать, что работать,  будучи на пенсии, мне понравилось. Здоровье позволяло, окружение было самое благоприятное (работала няней-воспитателем у московских ребятишек), за это время получилось  улучшить свои жилищные условия и даже попутешествовать. Но, как говорится, пора и честь знать. Захотелось никуда больше не уезжать из своей квартирки, из этой подмосковной деревни на берегу Оки, в которой обосновалась почти десять лет назад. Чтобы и летом, и зимой под боком были река, лес и поле, от которых сполна получать все прелести жизни! В общем, подустала. Нерешённым оставался только один прозаический вопрос - можно ли  прожить на пенсию, которая не дотягивает до среднестатистической российской? Год без работы показал, что, вроде бы, можно. При соблюдении, правда, некоторых условий. Во-первых,  не посещать аптеку (не забывая при этом ежедневно молить кого-то о здоровье и - главное! - самому прикладывать для этого руки и -особенно! - ноги); во-вторых,  полюбить свой устаревший гардеробчик, или же, при наличии фантазии и навыков, видоизменять его до неузнавания; в-третьих, свести к минимуму  подарки родственникам; само собой  - забыть навсегда о всяческих там путешествиях. Что ещё? Да, есть ещё  пункт, о котором, как говаривала одна неунывающая героиня, лучше подумаем завтра, точнее, когда грянет сама катастрофа, т.е. изломается что-нибудь из бытовой техники ( тьфу-тьфу!). Про так называемый "чёрный день" лучше вообще не думать, авось он и не наступит... В общем, получается - куда ни кинь, всюду... не помешал бы хоть какой - нибудь приработок.

   Проштудировала все свои возможности. Оказалось не густо. Прошлые навыки шитья-вязания сразу же отмелись: и интересного мало, да и время уже не то. Это когда-то, в молодости, - сошьёшь себе платье по Бурде и ходишь королевой, а сейчас, если на продажу, не выдержишь конкуренции с китайским ширпотребом, для элитного же пошива нужны уже другие способности. Выращивать и продавать плоды огородничества (есть небольшой участочек землицы перед домом)- тем более не подходит:  и руки, и спина уже не те. Нет, лучше оставлю земельку для розочек да для пары-тройки плодовых кустиков. К сожалению, и университетский диплом биохимика тоже пришлось признать никчёмным для осуществления намеченных планов. А как было бы хорошо попробовать себя в репетиторстве, до ближайшего городка всего километров девять! Но в том-то и дело, что по прямому назначению он, диплом то есть, практически не использовался, и автор сих строк  занималась совершенно другим делом, а именно - радиожурналистикой.
 
   Да, такое возможно было в то время. В каждом районе, городском и сельском, существовало тогда проводное радио. Работали там в большинстве своём люди не с журналистским и даже не с филологическим образованием, а самых разных специальностей. Но работали с интересом, увлечённо. Представьте только, в одном лице и редактор, и корреспондент, и диктор, и ещё монтажёр! И самое главное, при трёх "няньках" ( в редакциях газеты мы получали зарплату, связисты обеспечивали техническую сторону, а  райком партии -  идеологическое руководство)  мы, по существу, были совершенно самостоятельны в своей работе .  Понятно, что, оказавшись совершенно случайно на этом месте, я не могла от него отказаться и с удовольствием отработала двадцать лет.  Судя по отзывам слушателей,  получалось неплохо. Некоторые передачи транслировались даже по областному ( тогда Горьковскому) радио. Их монтажёрам  нравился мой голос, он, якобы, хорошо ложился на плёнку. А почему, собственно, только на плёнку, подумалось мне, может, и на "цифру" не хуже ляжет? Итак, план созрел, оставалось только его осуществить.

    Всё-таки хорошая штука интернет! Всё можно узнать. Есть ли спрос на голос и как его продать, какое необходимо оборудование для записи, как обустроить рабочее место, как тренировать голос  - обо всём  этом  можно прочитать в интернете. И ещё мне повезло. Мама моего бывшего подопечного ( со всеми я до сих пор поддерживаю хорошие отношения) познакомила меня  со своей подругой, Катей,  молодой симпатичной женщиной, специалистом по аудио- и видеозаписям. Подруги   приехали  ко мне в деревню, Катя установила  в моём ноутбуке классную звукозаписывающую программу и показала, как с ней работать. Но не всё так быстро делается, как пишется. Программу я осваивала  месяца два. Мы связывались с Катей по скайпу ( она живёт и работает в Сербии) и она терпеливо обучала меня, и до сих пор мы с ней на связи. Я ей очень признательна. Параллельно я искала, кому предложить свой голос. Опять же в интернете вышла на проект "Чтец", существующий уже несколько лет на ЛитРес. Далее всё  просто. Подала заявку, прошла тест, подписала договор. Всё онлайн. И мне стали присылать каталог, из которого нужно выбирать книгу для озвучивания. В январе прошлого года на ЛитРес вышла первая, озвученная мною, книга. Это была "Клотильда" Гарина-Михайловского. Сейчас у меня в продаже 22 книги.

   Нравится ли мне это занятие? Не просто нравится, я, выражаясь молодёжным сленгом, "подсела" на него. Что же касается заработка, его пока нет. Надеюсь, что - пока. Нужно начитывать больше книг, совершенствовать своё чтение. Хотя, к сожалению, приходится делать вывод, что большинству слушателей, покупающих аудиокниги, важно не то КАК чтец  читает, а то - ЧТО он читает. Сейчас самый большой рейтинг занимают современные любовные романы, эротика, фэнтези, фантастика. У меня же в основном классика, а это не очень популярное  чтиво в настоящее время. Пыталась выбрать  кое-что из рейтинговых жанров, но... язык не поворачивается озвучивать  подобную литературу.  Вовсе не значит, что вся современная литература мне не по вкусу, есть  много хороших авторов и произведений, но почему-то в каталог для выбора книг, который мне присылают, они не попадают. Наверное, не успевают дойти - их расхватывают как горячие пирожки! Если бы у чтеца было право выбирать самому, помимо предложенного списка,  то только на одной проза.ру можно выбрать множество прекрасных произведений для озвучки. Но, как говорится, нет худа без добра: для меня самой чтение классики одно удовольствие. Остаётся только найти своего слушателя.

   Для чего я пишу эту миниатюру? Возможно, кто-то из прозорян заразится этим новым для них занятием. Но главное - что уж скрывать! - для саморекламы. Оставляю в завершение ссылку на свою страницу в ЛитРес. Добро пожаловать!

https://www.litres.ru/banketova-zoya/
и на Яндексе - Зоя Банкетова.Чтец.