Свет Надежды

Федор Лапшинский
Почему в нашей школьной программе был именно роман «Преступление и наказание», а не «Идиот» или «Братья Карамазовы»?.. Ну, конечно же, потому что там главным героем был очень бедный студент! Хотя он и убийца, но, как мы помним, Раскольников это злодеяние совершил не со зла, а по причине помутнения рассудка из-за несправедливости царского режима. Товарищу Сталину это произведение очень нравилось!..  Сумасшедший же князь Мышкин мог вызвать у школьников чрезмерную симпатию, не говоря уже об Алёше Карамазове. У нас в СССР, как мы все помним, с религией не очень были на дружественной ноге, и нам в школах и детсадах, ничего про Тот Свет не рассказывали...  Человек смертен, и с этой печальной мыслью надо было воспитываться и образовываться. Признаюсь, лично я всё время думал о неминуемой страшной смерти и мысли эти меня ужасали! Я был довольно робким и боязливым ребёнком и был склонен к саморефлексиям и ипохондрическим размышлениям. В лучших русских традициях я был в семье третьим сыном и, следовательно, немного придурковатым. Хорошо, что меня не назвали Иваном, а то бы я точно сошёл с ума, как мой друг Ваня Зубковский. Помню, как в первом классе кто-то показал старинную открытку с Голгофой, и там был изображены три креста и на них были распяты три человека. Меня эта картина сильно впечатлила. Больше я этого изображения  не видел и даже не знаю, кто был автором этого произведения. Порой мне кажется, что это всё я увидел в своём детском сне. Это я к тому, что, несмотря на отсутствие религиозного воспитания, тяга к размышлениям о Жизни и Смерти во мне присутствовала. И я думаю, что романы Достоевского, которые почему-то в СССР не запретили, несли в наши души Свет Надежды! В отличие от рассказов Антон Павловича Чехова, где сквозила сильная печаль и пессимизм, несмотря на весь этот юмор. Думать же, что мы тут живём только для того, чтобы получать удовольствия – это безумие. Хотя, страдать тоже надо умеренно, не впадая в излишние самобичевания: Фёдор Михайлович тоже был не святой и любил радоваться жизни.