Визит к коменданту Зимнего дворца

Елена Витальева
Имение В.Н. Воейкова находилось в нескольких верстах от железнодорожной станции  «Воейковская».
 
Для встречи с комендантом Зимнего дворца  Давид Васильевич Вярьвильский выехал из Пензы по железной дороге, а затем, взяв лошадей на мельнице Мартышкиных, поехал к генералу в его дворянско – помещичью усадьбу.

Генеральский дом стоял на высоком холме. У крыльца гостя встречали лакеи, одетые в униформу белого цвета с аксельбантами. Сам хозяин Влади;мир Никола;евич Вое;йков – моложавый, в генеральском мундире и с орденом в петлице вышел навстречу Давиду Васильевичу в приёмной аван – зале.

Д.В. Вярьвильский предстал перед генералом в воинском приветствии с орденом Святого Владимира IV степени с бантом и с мечами на груди и с красным орденским темляком на шашке с надписью на эфесе «За храбрость» (орден Святой Анны IV степени за проявленную храбрость). Позднее, правда, честолюбивый Давид будет жалеть, что не надел на встречу с генералом и другие свои ордена: Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 3-й степени.

В.Н. Воейков с приятной улыбкой поздравил Вярьвильского с военными наградами и с избранием на должность городского Головы, и тут же заверил, что при скором возвращении в Петроград, сделает доклад царю и устроит откомандирование Давида Васильевича из действующей армии.

Давид Вярьвильский был приглашён на завтрак в  большую, светлую комнату, под названием «библиотека», стены которой в полу-рост человека были заполнены книжными стеллажами. Посредине стоял круглый стол, красиво сервированный на 4 персоны дорогим фарфором и хрусталём. Второй, небольшой столик с закусками и разными сортами водок и крепких вин, стоял в стороне.

На завтраке кроме Д.В. Вярьвильского присутствовали предводитель
дворянства местного уезда и начальник железнодорожной станции Воейковская.

В разговоре возле столика за лёгкой закуской Владимир Николаевич напомнил, что в 1917 году  городу Пензе исполняется 250 лет, и предложил своё содействие в том, чтобы отметить этот юбилей по достоинству. Он, как деятель российского спортивного движения, обратился к Давиду Васильевичу с предложением в честь этой даты заложить в Пензе стадион.

Завтрак с более обильными блюдами продолжился за круглым столом, где пошла беседа общего характера.
Предводитель дворянства поднял злободневный вопрос о надвигающейся распре между Правительством и Государственной Думой. На что  В.Н. Воейков, занимавший высокий пост при Царском Дворе уверенно сказал, что Правительство во главе с Высочайшим  Двором не боятся революции, поскольку твёрдо уверено в своей правильно выбранной тактике.
Это в то время, как прогрессивные газеты были полны описаниями роста недовольства народных масс, готового вот-вот закончиться взрывом; энтузиазм первого военного года давно уступил место массовому дезертирству и неподчинению в войсках.
 
В стране начинался большой недостаток продовольствия: у магазинов образовывались громадные очереди людей, жаждущих приобрести самые необходимые продукты. Чтобы избежать массового голода, власти ввели фиксированные цены на продукты, начали применять продуктовые карточки.

Из-за переориентирования промышленности на военные заказы с прилавков магазинов исчезают многие необходимые товары: обувь, гвозди, чай, мыло.  Цены на некоторые из них выросли в 20 раз.
 
Недовольство росло даже в высших сферах Петрограда. В декабре произошло убийство приближённого к Царскому Двору Распутина - целителя наследника престола, против которого давно ходили кулуарные слухи, что он владел волей царицы и через неё командовал самим императором. Это убийство произошло по сговору «своих же» правых элементов Государственной Думы: В. М. Пуришкевича, князя Феликса Юсупова, Великого князя Дмитрия Павловича Романова и офицера британской разведки МИ-6 Освальда Рейнера.

До Февральской революции, после которой навсегда прекратит своё существование и правительство, и весь Высочайший Двор во главе с императором Николаем Вторым, оставалось две недели. А в измученной войной Каменке, в помещичьем дворце коменданта Зимнего В.Н. Воейкова за спокойной светской беседой хозяин и гости сидели на стульях с высокими спинками, за каждым из которых стоял свой лакей.
 
После каждого съеденного блюда, посуда быстро заменялась на чистую, менялись и вина, в  соответствии с меню завтрака. Так как в дни приёма была масленица, ближе к концу застолья подали блины, а после - ещё сладкое и несколько сортов сыра.
 В завершении лакеи подали каждому в больших чашках тёплую водицу с приятным мятным запахом и блюдца. Водица предназначалась для полоскания рта – такая процедура была популярна в среде европейской аристократии. Все присутствующие набирали в рот воду из чашек и, прополоскав рот, выплёвывали её в блюдце.

Давид чувствовал себя не уютно. Всё происходящее казалось ему напыщенным и неестественно-театральным, словно он опять находился на спектакле в Народном доме.

Этот спектакль уже закончится спустя какой-то месяц. Как пишет каменский краевед В.Г. Гришаков: «Каменскому помещику В.Н. Воейкову с первых дней революции пришлось узнать из газет о том, что правление акционерного общества «Кувака», в котором он занимал пост председателя, горячо приветствует всенародное движение, освободившее Россию от многовекового гнёта, считает своим долгом довести до общего сведения, что… никакого отношения к бывшему владельцу не имеет и что в экстренном заседании правления общества 8-го сего марта решено В.Н. Воейкова исключить из состава правления и переименовать общество в «Акционерное общество натуральных минеральных вод».*


ПРИМЕЧАНИЕ:

*В.Г. Гришаков « Каменская глубинка в фарватере Великой российской революции», ж. Пензенское краеведение 1-2 2017г., стр.11
 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

На фото:

- Давид Васильевич Вярьвильский (1878-1961) - купец-коммерсант и производственник, офицер, участник трёх войн, последний Голова дореволюционной Пензы.

- Дворец - здравница В.Н. Воейкова (Алексеевский дворец) в Каменке, 1917г.

- Владимир Николаевич Воейков (1868–1947) – русский военачальник, приближённый Николая II, дворцовый комендант (1913–1917), генерал-майор свиты (1909),деятель российского спортивного движения

- Приёмная дворца в Каменке в наши дни. «Сам хозяин Владимир Николаевич Воейков – моложавый, в генеральском мундире и с орденом в петлице вышел навстречу Давиду Васильевичу в приёмной аван – зале…».

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/04/08/1024

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5