Краткая история моей семьи

Николай Суковатый
  На шоссейной трассе  Гомель-Могилёв находится местечко Довск. Было там деревянное строение –местная больница. Вот это и есть место моего рождения. Родители мои работали в то время учителями в школе деревни Звонец, поэтому в паспорте моём и записано место моего рождения: деревня Звонец Журавичского (ныне Рогачевского ) района Гомельской области ( Беларусь).
 Хотя родился я 8 апреля 1953 года, отец мой записал днём моего рождения-7 апреля (на Благовест).
Первые мои воспоминания. Отец несёт меня на руках ,рядом идёт мать .Идём мы вечером  по шоссейной дороге ,которая обсажена большими деревьями . Отец показывает мне высоко на дереве пчелиный улей...
Второе воспоминание . Папа, мама и я живём на квартире в большом деревянном доме ,в деревне Рудня Телешовская (Буда-Кошелевский район). По вечером,перед сном ,отец читает мне сказки братьев Гримм. Мне ещё нет и четырёх лет...
 Года в четыре воспитывался я  моей бабушкой ,по линии мамы, Зайцевой Анной Адамовной . А это уже деревня Чеботовичи Буда-Кошелевского района . Отец и мать находились в это время на учёбе в Гомеле.У бабушки в доме был ткацкий станок ,на котором она ткала красивые рушники и рубашки со льна. У моей бабушки были сестры: Фрося, Параска, Татьяна и Маша. Родители мои купили старый дом у бабы Фроси и построили на этом месте новый дом в Чеботовичах. Дед мой ,Зайцев Яков Андреев изготавливал из дерева оконные рамы ,шкафы ,канапы ит.д.
В семье деда было две дочери ,Мария(моя мама),Татьяна и Михаил. По линии деда семья считалась зажиточной .Это мой прадед Андрей и прапрадед Семён, который держал две мельницы. В  деревне его уважали за умные советы сельчанам и называли «Семенов разум».
 По линии бабушки Анны Адамовны отцом её и моим прадедом был дед Адам . В молодые годы он был главным конюхом у пана Вислановича. Дед Адам был большой физической силы ,широкоплеч и прожил до девяносто лет. Помню ,как приходил к нам в гости. Ходил он в самодельных лаптях, в домотканых, льняных штанах и рубахе. Больше всего мне нравилась его большая борода. Дед держал пчёл и часто угощал мня мёдом. Мои двоюродные братья это: Володя и Саша (сыновья дяди Миши),Андрей (сын тети Тони).
С 1-ог0 по 3-й класс я учился в начальной школе, которая называлась Поповкой ,так как расположена была в деревянном доме бывшего священника (попа).
С 4-ого класса я уже учился в новом кирпичном здании Чеботовичской средней школы, выстроенной на части нашего огорода. Помню ,как на квартиру к нам приехал прораб  и я с ним, на убранном осеннем поле ,забил первый колышек в землю, на месте будущей новой школы.
 Большим событием для нас ,учащихся, был прием в октябрята ,пионеры,комсомольцы.
Мама моя ,Зайцева Мария Яковлевна, окончила Гомельский пединститут им.Чкалова по специальности «русский и белорусский язык и литература» и работала учителем русского языка и литературы ,преподавала и немецкий язык.
 Отец, Суковатый Иван Макарович , родился в селе Ображеевка Шостскинского района Сумской области(Украина).Семья жила на хуторе Табаловка.Отец работал на предприятиях города Шостка. Окончил курсы бухгалтеров.В 1940 году призван в ряды Красной Армии,зачислен в пулемётный батальон.Отслужил в армии,но началась война и он прошел всю войну в звании сержанта.Участвуя в боях ,в 1943 году, был тяжело ранен.
 Отец награжден орденом Отечественной войны 2-й степени ,медалями. Окончил Яновскую авиационную школу  по специальности «Авиамеханик».  Окончил Гомельский институт им.Чкалова по специальности «история». Работал директором ,завучем, учителем в школах Беларуси.
Отец мой рисовал картины (маслом, акварелью),делал зарисовки родной природы в альбомах, писал рассказы и воспоминания.
 По линии отца мой дедушка Суковатый Макар Терентьевич. Работал на заводах в городе Шостка. Бабушка Ксения Петровна была домохозяйкой, знала много лекарственных трав, заговоры, могла лечить. В семье деда были шесть детей :
Мария,Катя,Проня,Иван(мой отец) и еще двое умерли в раннем возрасте. Дед Макар Терентьевич ( как я позже нашел по Книге Памяти) погиб в 11.11.1943 года в п.Громыки Лоевского района Гомельской области, похоронен в братской могиле в д.Переделки того же района.
В 1970 году ,после окончания Чеботовичской школы, я поступил в Гомельский государственный университет на факультет физики,который и окончил в 1975 году .В том же году направлен на работу в Боровскую среднюю школу Лельчицкого района. Работал учителем физики в Николаевской средней школе,завучем в Кривской восьмилетней ,директором Старо-Будской школы.Преподавал физику ГПТУ № 113 и СПТУ№67 г.Гомеля. Работал учителем физики в СШ№1 г.Буда-Кошелево.
6 ноября 1982 года женился. Жена-Ольга Леонидовна Шульга.
В 1991 году вместе с женой и дочерью Валентиной (родилась 21 июня 1983 года) переехал на жительство в Калининградскую область ,город Полесск .Работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе в в лицее№ 21 г Полесска(сейчас техникум).
Дочь Шеломенцева Валентина Николаевна, внучка-Шеломенцева Анжелика Андреевна,правнучка-Забегалова Дарья Сергеевна.
Жена Ольга Леонидовна и я пишем рассказы и стихотворения .Издано несколько наших сборников .
К истории семьи есть дополнение ,присланное моей двоюродной сестрой Раисой .Это по линии отца моего. Рая -дочь родной сестры отца-Екатерины.
 У нашего дедушки был брат Суковатый Тихон Терентьевич, он же священник. Служил в Ображеевской церкви,а потом в Шосткинской Владимировской. Похоронен возле церкви.Еще было 2 сестры - Леся и Варка.    Дед был козаком. Работал на хлебозаводе Шостки. В колхоз не пошел. У них отрезали всю землю. Оставили -4 сотки с двором. А на нашем огороде построили конюшню.Бывало  , идём с бабушкой в лес, она рассказала, что это наш лес ольховый, это наши нивы, а это гривы, где косили травы для животных.  У бабушки Ксении было  3 брата( Андрей, Дмитрий,. Филлип) , и 3 сестры: Ульяна (жила в селе Собич), Мелания и Леся.). Все жили на МАЙДАНЕ, вокруг него. Жили зажиточно, до коллективизации. А потом все ушло в колхоз. У бабушки ещё было 2 сына( Григорий и Михаил). Умерли младенцами.  Бабушка тоже чуть не умерла, спас целитель с села Богдана ,у которого она жила и лечилась полтора месяца после родов! Этот Дед Покрова, передал бабушке все, что сам знал.  Наша бабушка была не грамотная, все выучила на память. Лечила всех  от мала до стара, ни кому не отказывала и денег не брала. Умерла на 3-й день после Пасхи, когда открыты врата Рая. Хоронили с почестями. Поминали всем селом. Вот такая была у нас бабушка. В честь ее у меня дочь Ксения.