Звёздный час Василия Сталина

Олег Каминский
На фото: Василий Сталин после награждения орденом Александра Невского за сбитый «Фокке-Вульф-190».

Яркая, неоднозначная и трагическая личность Василия Сталина – младшего сына советского вождя Иосифа Виссарионовича Сталина – не нуждается в представлении. Этого известного во всех отношениях человека многие знают и сейчас, благодаря многочисленным публикациям и даже художественным фильмам.

Избалованный с детства всеобщим вниманием и вседозволенностью, он был типичным «трудным ребенком» средних способностей. Некоторые факты его биографии явно негативно характеризуют его личность, хотя было у него и много положительных качеств. Но я сейчас не об этом. Я хочу лишь подчеркнуть, что несмотря на сложный характер, Василий Сталин стал со временем отличным летчиком и авиационным командиром, блестящим организатором, а также настоящим патриотом, преданного Советской Родине.

Опуская подробности детства и юности Василий Сталина, я изложу лишь его историю, связанную с авиацией.

Итак, в ноябре 1938 года он был зачислен в Качинскую военную авиационную школу им. А. Мясникова, которую закончил 25 марта 1940 года в звании лейтенанта. Со слов его преподавателей, Василий в учёбе себя отличником не проявлял. Занятия по теории Василий не любил, но на практике он оказался хорошим лётчиком.

С 8 апреля 1940 года в должности младшего лётчика он проходил службу в 16-м истребительном авиационном полку 57-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа. С сентября 1940 года обучался в Военно-воздушной академии командного и штурманского состава ВВС РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но там обучение для него оказалось сложным. Поэтому, в декабре того же года он бросил учёбу в Академии и уехал в Липецк на курсы усовершенствования командиров авиационных эскадрилий. Окончил курсы он в мае 1941 года.

В том же месяце, как хорошего пилотажника, Василия Сталина назначили на должность инспектора-лётчика по технике пилотирования 2-го отдела Управления Главного штаба ВВС Красной Армии. В этой должности его и застала война. Довольно скоро, в сентябре 1941 года он назначается уже начальником Инспекции ВВС КА.

Стремительным было и получение воинских званий. Так, в декабре 1941 года ему присваивается внеочередное звание майора (минуя капитана), а в феврале 1942 года он уже полковник (минуя подполковника). Подчеркну, что на тот момент Василию Сталину было всего 20 лет!

В апреле-мае 1942 года полковник Сталин, кроме выполнения других обязанностей, занимался также формированием и комплектованием особого 434-го истребительного авиационного полка, сделал из него образцовую, мобильную и боеспособную часть, в результате чего полк прекрасно показал себя в боях под Харьковом.

Между прочим, за отличную подготовку летного состава 434-го авиаполка и личное руководство боевыми операциями истребителей под Харьковом полковник Сталин 20 июня 1942 года был награжден орденом «Красное Знамя». Замечу также, что в представлении к награде нет ни слова об его участии в боевых вылетах в 1941 или в 1942 годах, хотя некоторые источники утверждают, что Василий Сталин первые два боевых вылета совершил в первый день войны 22 июня 1941 года. 

Однако самое главное событие для Василия Сталина произошло в июле 1942 года, когда его, начальника Инспекции ВВС РККА, назначили также командиром 1-й особой авиагруппы 8-й воздушной армии Сталинградского фронта и он, наконец-то, попал на фронт, о чём давно мечтал. До ноября 1942 года он воевал под Сталинградом, городом, названном в честь его отца.

В январе 1943 года от должности начальника Инспекции полковник Василий Сталин был освобождён, а в феврале месяце назначен командиром 32-го гвардейского истребительного авиаполка (бывшего его крестника 434-го истребительного авиационного полка).

Под его руководством полк, участвовал с 15 по 28 февраля 1943 года в Демянской наступательной операции, а затем и в дальнейших боях на Северо-Западном фронте. Можно сказать, что именно этот период стал для Василия Сталина своеобразным звёздным часов, когда он активно включившись в боевую работу полка, сам лично стал вылетать на боевые задания. Считаю, что об этом непременно стоит рассказать более подробно, для чего использую выписки из «Журнала боевых действий» 32-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Итак, 18 февраля 1943 года в период 12.00 – 12.15 полковник Сталин вылетал в составе группы на патрулирование в районе аэродрома.

26 февраля 1943 года он дважды вылетал в составе группы на прикрытие своего аэродрома: в периоды 11.25 – 11.50 и 12.15 – 12.25.

Больше всего вылетов командир 32-го полка совершил в марте 1943 года.

3 марта 1943 года в период 12.10 – 12.25 он вылетал в составе группы на патрулирование в районе аэродрома.

А 5 марта 1943 года Василий Сталин не только трижды вылетал в составе групп на боевые задания, но и участвовал в воздушном бою, в котором сбил один ФВ-190. Сначала, в период 13.15 – 13.55 он вылетал на прикрытие наземных войск в районе Вязки, Кривовицы, Слугино. Такую же задачу он выполнял в период 15.08 – 15.40. Однако самое главное произошло во время третьего вылета, о котором следует рассказать подробнее.   

Итак, в 16 часов 32 минуты восьмерка истребителей Як-1 вылетела на сопровождение шестерки штурмовиков Ил-2 266-го штурмового авиаполка в район Семкина Горушка, Глухая Горушка, Зекино. Кроме полковника Сталина, в состав восьмерки входили капитаны А. Я. Баклан и И. М. Холодов, старшие лейтенанты А. С. Макаров, М. П. Лепин и Н. Н. Шульженко, лейтенант Н. П. Коваль и младший лейтенант С. Ф. Вишняков. 

Чтобы как можно точнее изложить сам бой, процитирую описание его в «Журнале боевых действий» 32-го авиаполка:
«Задание выполнено. В районе Семкина Горушка на высоте 200 метров и ниже встретили 6 ФВ-190. Вели воздушный бой. Сделано 10 атак. В результате воздушного боя гв. полковник Сталин сбил одного ФВ-190, который упал горящий в районе деревни Семкина Горушка. Младший лейтенант Вишняков сбил ФВ-190, который упал в этом же районе. Сбитые самолеты подтверждают: капитан Холодов, капитан Баклан, старший лейтенант Лепин.
Рация «Байкал» связь держала хорошо. Падение сбитых самолетов наблюдали с «Байкал-3».
Расход боеприпасов: снарядов ШВАК – 300 штук, патронов БС – 270 штук».

От себя добавлю, что наши летчики в 17 часов 7 минут благополучно вернулись на свой аэродром. А деревня Семкина Горушка расположена в Старорусском районе Новгородской области. Это, чтобы все знали, где именно сын вождя одержал свою воздушную победу.

Разумеется, 21-летний командир гвардейцев был окрылен своим успехом и продолжал активно вылетать на боевые задания.

7 марта 1943 года в период 16.25 – 17.20 он вылетал на прикрытие наземных войск в районе Вязки, Демкина Горушка, Веревкино.

На следующий день полковник Сталин снова трижды выполнял боевые задания. Так, в период 8.40 – 8.51 и 9.23 – 9.55 он вылетал на прикрытие своего аэродрома. Причем, в первом случае он прикрывал аэродром в одиночку (!), а во втором – уже в составе пары. В третий раз он вылетал на разведку погоды в районе озер в период 11.08 – 11.30.

9 марта 1943 года в период 13.10 – 14. 10 Василий Сталин прикрывал посадку самолета У-2 в районе Бор и производил разведку погоды, а в период 15.58 – 17.05 прикрывал в одиночку свой аэродром.

Разумеется, боевые успехи сына вождя не остались без должного внимания: 11 марта 1943 года его наградили орденом «Александра Невского». Как записано в представлении к награде, «гвардии полковник СТАЛИН лично водил на боевые задания своих подчиненных и вел воздушные бои, в которых сам сбил 1 ФВ-190». То есть, это была его первая и единственная на тот момент воздушная победа, подтверждённая официально.   

Снова в одиночку (уже в третий раз!) он прикрывал свой аэродром 13 марта в период 14.00 – 14.12. Конечно, это было совершенно безрассудно – ведь какой-нибудь немецкий «охотник» мог запросто сбить одиночный самолет и отец советского народа Иосиф Виссарионович Сталин мог потерять своего второго сына. Просто счастье, что так не произошло.

15 марта полковник Сталин снова участвовал в воздушном бою. Произошло это в период 15.15 – 15.55, когда он в составе девятки Як-9 прикрывал переправы в районе Рамушево, Кобылкино, Чернечицы. В районе прикрытия наши летчики на высоте 2.500 метров встретили 2 ФВ-190 и произвели 4 атаки, после чего немцы, не приняв боя, ушли на свою территорию.

Ещё в одном воздушном бою Сталин принимал участие на следующий день, когда в период 16.55 – 17.45 с группой из 12 «Яков» вылетал на прикрытие наземных войск и переправ в районе Кудрова, Рамушево, Шелчуново. Советские летчики встретили в районе прикрытия 4 Ме-109, по которым сделали 4 атаки. Самолеты противника ушли на запад.

Следующие шесть боевых вылетов полковник Сталин произвел на прикрытие своего аэродрома. Один из них он совершил 17 марта в период 16.10 – 16.35, второй – 18 марта в период 15.10 – 15.25. 20 марта он четырежды прикрывал аэродром: в периоды 12.35 – 12.55, 13.40 – 14.10, 14.50 – 15.05 и 17.00 – 17.15.      

Последний из известных боевых вылетов Василий Сталин произвел 21 марта на сопровождение правительственного самолета «Дуглас» по маршруту Калинин – Москва. На задание он вылетел в 7 часов 20 минут, но когда произвел посадку – не известно.

А вскоре случился крайне неприятный инцидент. Дело в том, что 4 апреля группа гвардейцев вместе со своим командиром решила порыбачить на реке Селижаровка, находящейся в полутора километрах от аэродрома. Бросая в воду гранаты и реактивные снаряды, веселая компания стала глушить рыбу и подбирать её с берега сачком. Закончилась рыбная ловля весьма печально: в результате преждевременного взрыва «эрэса» был убит инженер по вооружению полка, один лётчик (между прочим, Герой Советского Союза) получил тяжелые ранения и был комиссован из авиации, а Василию Сталину осколками реактивного снаряда рассекло левую щеку и раздробило пятку левой стопы.
 
Разумеется, всё это стало известно самому Иосифу Виссарионовичу, который был вне себя от гнева. Приказом наркома обороны от 26 мая 1943 года полковник Василий Сталин был снят с должности командира полка «за пьянство и разгул; и за то, что портит и развращает полк». После этого он 8 месяцев находился в Москве, и злопамятный отец ещё долго не давал ему никаких постов.

И всё же, 16 января 1944 года Василий Сталин был назначен инспектором-лётчиком по технике пилотирования 1-го истребительного авиакорпуса. Затем, 18 мая 1944 года он стал командиром 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, а 22 февраля 1945 года – командиром 286-й гвардейской истребительной авиационной Нежинской дивизии, в составе которой провоевал до самого конца войны.

Всего за время войны Василий Иосифович Сталин совершил 26 боевых вылетов. Мне удалось собрать сведения о его 23 боевых вылетах, участии в 3 воздушных боях и 1 воздушной победе. Когда и при каких обстоятельствах он произвел ещё 3 вылета – мне пока не известно. Причем, есть информация, что именно во время этих 3 последующих вылетов, он в групповом бою сбил ещё 1 самолет противника.

Надо сказать, сведения о воздушных победах Сталина противоречивы. Так, в наградном листе от 11 мая 1945 года, подписанного командиром 16-й воздушной армии генерал-полковником авиации С. И. Руденко, указано, что Василий Сталин сбил лично 2 самолёта противника. Некоторые источники засчитывают ему 2 лично сбитых самолета и 3 в группе, другие – 3 воздушные победы, а кое-кто утверждает, что на его счету даже 5 уничтоженных немецких самолетов. Впрочем, почти всё это – на уровне вымыслов и догадок.

Что же касается послевоенной служебной карьеры Василия Сталина, присвоения ему высоких воинских званий, награждения многими орденам и медалями, о его низвержении и трагической участи, то здесь всё известно до мелочей, поэтому нет смысла повторяться.

Хочу лишь высказать свою основную мысль. Да, его понижали в должности, объявляли врагом народа, отбирали боевые награды и партийный билет, сажали в психушку и тюрьму. Однако несмотря ни на что, Василий Сталин остался патриотом своей страны, человеком влюблённым в небо и отличным лётчиком, храбро сражавшимся с врагом. Настоящим воином-победителем, своими глазами видевшего, как падает поверженный им враг...