Два портрета гравера Н. И. Уткина 1780 - 1863

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек. «Портрет гравера Н.И. Уткина». 1802. Х.м. 53,7х44,5.  НИМ РАХ [1].
2. В.А. Тропинин (?).«Портрет гравера Н.И. Уткина».1824. Х.м. 122х98,5. ГРМ [2].

На двух приложенных к миниатюре портретах запечатлен Уткин Николай Иванович – искуснейший из всех русских граверов (Половцов). Родился он в 1780 году в Твери, в доме Н.А. Муравьева, который в 1785 году определил его в воспитательное отделение, существовавшее тогда при Императорской академии художеств (ИАХ). Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний  юноша, выказавший большую способность к рисованию, был переведен в гравировальный класс Академии и стал учиться в нем под руководством  А. Радига, а с 1796 года – у вызванного из Германии гравера  И. Клаубера.

Уткин  быстро усваивал  технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться и в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 году был награжден малой золотой медалью за 18 гравированных изображений античных статуй. Будучи затем оставленным  при Академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н.А. Муравьева и большой эстамп «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» с эрмитажной картины Р. Менгса.

За второе из этих произведений он получил в 1802 году  большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку во Францию, которым воспользовался в конце следующего 1803 года. В Париже он поступил под руководство знаменитого гравера Бервика и пробыл там до 1814 года, сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россией, живя, как пленник, под полицейским надзором.

В этот период времени им были исполнены гравюры «Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои», с картины Доменикино, и превосходный портрет князя А.Б. Куракина. Первое из этих произведений было выставлено в Парижском салоне 1810 года. Парижская академия наградила Уткина за этот эстамп по приказанию Наполеона золотой медалью, а император Александр I пожаловал ему перстень с бриллиантами.  Петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики. За портрет князя Куракина, исполненный в 1812 году, Уткин по его возвращению в 1814 году в СПб получил это звание и стал академиком.

После  смерти Клаубера в 1817 году,  Уткин занял его место работы, как в Академии, так и в Императорском Эрмитаже, в котором покойный  Клаубер был хранителем эстампов. В следующем  году за портрет Суворова Академия произвела его в советники, из которых за уничтожением этого звания в 1831 году он был переименован в профессора.  А в  1819 году ему был пожалован титул гравера Его Величества с жалованием 3000 руб. в год.   

Это была самая блестящая пора деятельности Уткина. Три академии - Стокгольмская(в 1820 г.), Антверпенская (в 1827 г.) и Дрезденская (в 1828 г.)- признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия. А Императорская  академия в 1840 году почтила его званием заслуженного профессора.  Но постепенный упадок сил заставил его передать заведование граверным классом в 1850 году и прочие должности своему любимому ученику Ф.И. Иордану.

Всего за свою жизнь Уткин  выполнил 224 произведений, приведенных в Словаре русских  граверов Д.А. Ровинского [3]. В основном это были гравированные портреты исторических и военных деятелей, писателей и поэтов, представителей русской аристократии, в том числе портреты историка Карамзина, поэта Пушкина и баснописца Крылова. 

Похоронили знаменитого гравера на Смоленском православном кладбище, а в 1936 году прах его был перенесен в Некрополь мастеров искусств.   

Но вернемся к 1802 году, когда Александр Варнек , завершая учебу в ИАХ, приступил к выполнению малоформатных портретов своих соучеников. При этом, судя по датировкам пяти таких портретов в Списке работ художника, приведенном в монографии В.С. Турчина [1], Н.И. Уткин был первым из тех, кого Варнек запечатлел на холсте. При этом еще за шесть лет до издания названной монографии, Л.Н. Целищева в своей монографии, посвященной творчеству С.С. Щукина [4], обратила внимание на этот «хранящийся и поныне в академическом собрании портрет гравера Н.И. Уткина (1802, музей Академии художеств СССР)».

Согласно мнению Луизы Николаевны, «внимательно и любовно написано это небольшое полотно, наделенное чертами романтической взволнованности и чрезвычайно близкое живописной манере Щукина. <…>. Однако оригинальная живописная манера, свойственная произведениям Щукина, привлекавшая внимание учеников не только портретного класса, не получила дальнейшего развития в творчестве Варнека».

Замечу, что со времени издания монографии Л.Н. Целищевой прошло уже более 40 лет, а поскольку портрет Уткина и сейчас находится в собрании НИМ РАХ, то нетрудно оценить, учитывая некоторые нюансы его бытования, что суммарное время нахождения данного портрета в стенах «Академии художеств» превысило уже 200 лет.

Причем за все это время портрет Уткина дважды покидал «эти стены» – первый раз он выставлялся  еще при жизни гравера на Художественной выставке 1851 г., а второй раз – на Лондонской выставке 1863 года [1].

Завершая первую часть миниатюры, содержащую элементы биографии гравера Н.И. Уткина и сведения о самом первом его портрете кисти А.Г. Варнека, процитирую фрагмент биографии гравера, приложенной к данному портрету в одном из каталогов  Российской академии художеств (РАХ), в котором приведена подборка сведений о семи портретах кисти А.Г. Варнека, находящихся в собрании НИМ РАХ:

«Многолетние дружеские отношения связывали Уткина и Варнека. Почти ровестники, они одновременно учились в Академии художеств и получили при окончании высшие награды – большие золотые  медали, стали пенсионерами. Накануне отъезда Уткина в Париж,  Варнек написал этот портрет, подаренный другу юности на память. Впоследствии, оба художника более двадцати лет проработали в Академии и Эрмитаже, были дружны домами; в 1815 году Уткин стал крестным отцом первенца Варнека» [5].

Замечу здесь, что и надгробия друзей в Некрополе мастеров искусств  после 1936 года находятся на одном участке  на небольшом расстоянии друг от друга.

Как это ни странно, в течение 20-ти лет со времени написания  Варнеком  юношеского портрета Уткина, его очередных портретов никто  не писал вплоть до 1822 года, когда появился его гравированный портрет. При этом опять же, долгое время (до начала 2000-х) считалось, что этот портрет, воспроизведенный как в Большой Советской энциклопедии, так и на сайте «Русская портретная галерея»  rulex.ru [6],  является автопортретом  художника-гравера. 

Однако к небольшой по размеру малоинформативной биографической заметке в Большой Российской энциклопедии даже этого или другого портрета Уткина почему-то не приложили.  А из изданной в 2006 году солидной монографии Галины Миролюбовой [7]  я узнал, что автором гравированного портрета Н.И. Уткина теперь считают его ученика И.П. Фридрица, который выполнил этот гравированный портрет по рисунку М.И. Белоусова, выполнившего рисунок к гравированному портрету ученого-филолога А.Х. Востокова, приложенному к предыдущей миниатюре от 27.03.2021.

Переключимся теперь на второй портрет с изображением Н.И. Уткина, приложенный к настоящей миниатюре. Данный портрет я уже обсуждал однажды в одной из своих публикаций,  посвященной  портретам с изображениями знаменитого гравера [8]. В ней обратил внимание на то, что  искусствовед  Принцева Галина Александровна,  автор приведенных ниже книг, в своей монографии 1983 года выразила сомнение относительно имени  художника, выполнившего данный портрет, находящийся с 1923 года в собрании Государственного Русского музея(в Каталоге музея [2]автором портрета значится  В.А. Тропинин). Однако своей собственной  версии она не предложила.   

1. «Декабристы в Петербурге»  (1975);
2. «Николай Иванович Уткин. 1780 -1863» (1983);
3. «Декабристы в изобразительном искусстве»  (1990); 
4. «Альбом семьи Левашовых»  (1999);
5. «Сибирский путь Павла Пясецкого»  (2011);
6. «Санкт-Петербург в акварелях, гравюрах и литографиях XVIII-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа» (2012).

Согласившись с сомнениями Галины Александровны, я в своей статье [8], опубликованной еще в 2010 году, высказал  свое мнение относительно авторства портрета Н.И. Уткина из собрания ГРМ.  Процитирую фрагмент из данной работы: 

«У автора статьи имеются некоторые аргументы относительно имени художника, написавшего обсуждаемый портрет. Согласно моей версии этим художником вполне мог быть ученик А.Г. Варнека  Яков Федосеевич Яненко (1800 –1852), получивший именно за портрет профессора Н.И. Уткина в 1825 году звание академика [даны ссылки  на Большой Русский биографический словарь и Биографическую энциклопедию].

Существовали формальные признаки, которым должен был удовлетворять портрет соискателя на это звание. Он не мог относиться к категории простых поясных портретов с нейтральным фоном, а модель на таком портрете следовало изображать в полный рост, причем важная роль в композиции картины отводилась аксессуарам. Этим требованиям портрет Уткина 1824 г., вполне удовлетворяет». 

В настоящее время к этой своей точке зрения хотел бы вернуться вновь, поскольку со времени опубликования статьи [8] появились новые аргументы, подтверждающие сомнения Г.А. Принцевой и мою версию.

Прежде всего, хочу отметить, что датировка портрета Н.И. Уткина из собрания ГРМ (1824 год) относится к непростому и хорошо изученному периоду жизни В.А.Тропинина. Так известно, что в 1821 году Тропинин вместе с семейством Мороковых переселился в Москву, где многие знали о таланте живописца и уговаривали графа дать ему вольную. И лишь в 1823 году сорокасемилетний художник обрел долгожданную свободу.

Ощутив себя незащищенным ни положением в обществе, ни состоянием, Тропинин спешил официально подтвердить звание художника. Благодаря ходатайству известного издателя П.П. Свиньина и своего старого учителя С.С. Щукина, он в сентябре 1823 года представляет Совету Петербургской академии художеств картины "Кружевница", "Нищий старик" (обе написаны в 1823 году), "Портрет художника Е.О. Скотникова" (1821 г.) и получает звание назначенного.  А в следующем 1824 году, написав "Портрет К.А. Леберехта", становится академиком. Тропинину предложили остаться преподавать в Академии художеств, однако художник, дорожа творческой свободой, отказался и вернулся в дорогую его сердцу Москву [9].
 
Но еще находясь в Петербурге, Тропинин принял участие в выставке произведений, проходившей в Академии художеств в период с 1-го по 14 сентября 1824 года и представил на данную выставку свой последний портрет почетного общника Академии художеств и преподавателя медальерного класса К.А. Леберехта (1755 -1827),   который находился в четвертом зале и, по словам конференц-секретаря ИАХ В.И. Григоровича, был удостоен особенного внимания [10].

Как видно, 1824-й год оказался очень напряженным у В.И. Тропинина, и трудно представить, что находясь в Петербурге он, помимо всех прочих дел, мог бы выполнить еще и портрет Н.И. Уткина с размерами 122х98,5 см. Трудно представить также и многое другое. В академических документах того времени о данном портрете знаменитого гравера, выполненном Тропининым, наверняка бы появилась соответствующая информация. А разве мог бы такой презентативный портрет кисти знаменитого художника  в течение века храниться в Академии художеств, не оставив там никаких следов до того, как он поступил в 1923 году в Третьяковскую галерею ?

Но независимо от этого, существует и другой вопрос: "А куда мог подеваться "Портрет гравера Н.И. Уткина" выполненный в 1824(25) году выпускником ИАХ Я.Ф. Яненко,другом К.П. Брюллова,  за который он в 1830 году был удостоен академического звания"?
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
2. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К-Я). Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007, С. 158. 
3. Ровинский Д.А.  Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.:  с 720 фототипиями и 210 цинкографиями : [В 2-х томах]. - СПб., 1895.  (Том 2, С.1039 -1066).
4. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979.– С. 159.
5. Немцы и Академия художеств. Издатель З.К. Церетели. М. 2003. – С. 32. 
6. Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913, Т.4. 
7. Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е – 1890-е годы: Очерки истории, мастера, печатные центры, издательства (С.113). – М. : ЗАО Центрполиграф, 2006. –303 с.
8. Варнек В.А. Гравер Уткин: биография в портретах. Антикварное обозрение 2010,№3, С. 90 – 93.
9. Знаменитые русские художники. Биографический словарь. СПб. Издательство "Азбука-классика". 2001.
10. В.И. Григорович. Избранные труды. Библиотека Российской академии наук.Издательство ЛЕМА.  СПб. 2012. С. 158.

7 апреля  2021 г.