А. С. Пушкин и его отношение к деньгам

Гадаев Алексей Вениаминович
На момент смерти общая сумма долгов Пушкина перед частными лицами составляла 92 тысячи 500 рублей, а перед казной – 43 тысячи 333 рубля.
***
Материал Кириллица
Какие долги оставил Пушкин после смерти в пересчёте на наши деньги
Как в шелках
Финансовое положение Пушкина стало ухудшаться после женитьбы – он стал куда больше тратить, но при этом не менял вредных привычек, например, не отказывался от азартных игр. Стоит отметить, что мать Натальи Гончаровой далеко не сразу согласилась выдать дочь замуж за Пушкина как раз из-за его бедности и репутации «картёжника». Несмотря на то, что Александр Сергеевич сумел переубедить тёщу, свести концы с концами ему не удавалось.
Накапливались не только неоплаченные карточные долги, но и счета за услуги булочников, лавочников, букинистов, а также портных и модисток, одевавших Пушкина, его жену и детей.
Александр Сергеевич занимал деньги у друзей-аристократов, бывал в конторе ростовщика Алексея Шишкина, а также брал ссуды из государственного казначейства.
"Деньги, деньги! Нужно их до зареза", - в сердцах говорил он другу Нащокину в 1836 году.
Доходы поэта состояли из жалованья (он служил камер-юнкером при дворе), поступлений от поместий, а также гонораров за издания книг. Между тем, с печатанием новых произведений у Пушкина в последние годы возникали проблемы, главным образом, из-за цензуры.
В 1836 году, чтобы поправить ситуацию, поэт основал журнал «Современник». Однако он смог привлечь лишь 600 подписчиков, так что издание стало убыточным, тем более, что Пушкин платил высокие гонорары авторам – Гоголю, Жуковскому, Тютчеву.
На момент смерти общая сумма долгов Пушкина перед частными лицами составляла 92 тысячи 500 рублей, а перед казной – 43 тысячи 333 рубля.
Пересчёт на сегодняшние деньги
Чтобы подсчитать, какой сегодняшней сумме эквивалентен пушкинский долг, обратимся к данным исследователя-пушкиниста Николая Смирнова-Сокольского. Он подсчитал, что за 17 лет литературной карьеры Александр Сергеевич заработал 255 тысяч рублей ассигнациями или 73 тысячи серебряных рублей. Курс же серебряного рубля к доллару в ту пору составлял 1 рубль 30 копеек за 1 единицу американской валюты. А в пересчете на современный доллар Пушкин получил, по словам Смирнова-Сокольского, 2 млн 200 тысяч долларов.
Таким образом, 136 тысяч рублей пушкинского долга 1837 года равняется 1 млн 169 тысячам современных долларов. По текущему курсу ЦБ РФ это 81 млн 170 тысяч рублей.
Т.е. русский классик если и читал Адама Смита, подобно Онегину, то весьма невнимательно. Известно, что денежные неурядицы стали одной из причин утраты Пушкиным душевного равновесия, что в итоге довело его до дуэли с Дантесом.
Царская милость
Семья Пушкина оказалась бы разорена, если бы не обмен сообщениями, который 27 января 1837 года состоялся между умирающим Александром Сергеевичем и императором Николаем I. Поэт попросил у государя прощения за то, что нарушил запрет на дуэли. В ответной записке, переданной Василием Жуковским, царь объявил, что прощает его, а жену и детей «берёт на свои руки».
Император исполнил обещание и полностью оплатил долги «камер-юнкера Пушкина», а также «очистил от долга» имение его отца – Михайловское. Он назначил пенсион Наталье Николаевне, а также её дочерям до самого замужества, двоих сыновей же определил в пажи. Кроме того, Николай Павлович распорядился единовременно выплатить семье покойного 10 тысяч рублей и издать за казённый счёт сочинения Пушкина в пользу его вдовы и детей. Группа друзей поэта при этом продолжала выпускать журнал «Современник», также «в пользу семейства».
Щедрость царя вызвала непонимание части высшего света Санкт-Петербурга. Например, гофмейстер и знакомый Пушкина Павел Дурново считал, что такая трата со стороны монарха – «это уж слишком».
Несмотря на помощь, семейство продолжало накапливать долги и после смерти Пушкина. К 1844 году, когда Наталья Николаевна вышла замуж повторно, она должна была 25 тысяч рублей – эту сумму за неё вновь оплатил Николай I.

"Я деньги мало люблю – но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости", – писал Пушкин в 1834 году. Независимость, личная свобода, свобода творчества занимают в системе духовных ценностей Пушкина свое незыблемое место.
||| как жадного до денег старика, смысл жизни которого заключен в накоплении богатств.
В лице барона Филиппа в «Скупом рыцаре» представлен человек огромной воли. У барона сильный несгибаемый нрав. В тоже время это человек безжалостный и невероятно скупой. Его безумная любовь к деньгам превратилась в чудовищную манию.
В подвале замка он прячет в сундуки очередную горсть золотых монет, вспоминая, как они ему достались — какие-то отняты у бедной вдовы с тремя детьми, ради других его вассал, возможно, отправился ночью на большую дорогу:
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных…
Все свои прежние страсти барон отбросил ради одной оставшейся и поглотившей его целиком — страсти к золоту. Мысль о том, что после смерти его сын растратит все скопленное им богатство, сводит барона с ума.
Тем временем, герцог в своём замке обещает Альберу переговорить с его отцом и просит во время разговора укрыться в соседней комнате. Прибывший барон принят герцогом с лаской, в благодарность о прежних временах и услугах герцог предлагает барону отправить сына ко двору, где тот получит достойный приём. Барон, не желая тратить на это деньги, приводит вымышленные причины, по которым сын недостоин быть при дворе и в финале обвиняет Альбера в умышлении отцеубийства.
Эта ненормальная зависимость лишила барона человеческих качеств, даже отцовские чувства были подавлены этой пагубной страстью к деньгам. Он готов сразиться в поединке с собственным сыном, который представляется ему смертельным врагом. Он чувствует себя всемогущим и всесильным. Он неустанно верит, что способен купить совершенно все: любовь, доброту, вдохновение, уважение и власть.
Барон
Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу
Сокровища растут. Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился — и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
Мне всё послушно, я же — ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья…
(Смотрит на свое золото.)
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме.
А этот? этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще…
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных. Но пора.
(Хочет отпереть сундук.)
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Не страх (о нет! кого бояться мне?
При мне мой меч: за злато отвечает
Честной булат), но сердце мне теснит
Какое-то неведомое чувство…
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
(Отпирает сундук.)
Вот мое блаженство!
(Всыпает деньги.)
Ступайте, полно вам по свету рыскать,
Служа страстям и нуждам человека.
Усните здесь сном силы и покоя,
Как боги спят в глубоких небесах…
Хочу себе сегодня пир устроить:
Зажгу свечу пред каждым сундуком,
И все их отопру, и стану сам
Средь них глядеть на блещущие груды.
(Зажигает свечи и отпирает сундуки один за другим.)
Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую… но кто вослед за мной
Приимет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник!
Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные, немые своды
С толпой ласкателей, придворных жадных.
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со смехом отопрет.
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит —
Он расточит… А по какому праву?
Мне разве даром это все досталось,
Или шутя, как игроку, который
Гремит костьми да груды загребает?
Кто знает, сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей, тяжелых дум,
Дневных забот, ночей бессонных мне
Все это стоило? Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?..
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел.
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!..
__---
Материал Finacial One
Топ-7 цитат из его произведений на тему финансов
1.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
2.
Жид

Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока. Альбер
О! мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ; и сам им служит.
И как же служит? как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленной конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе. Молчи! когда-нибудь
Оно послужит мне, лежать забудет.
3.
Мартын. Эх, отец Бертольд! Коли бы ты не побросал в алхимический огонь всех денег, которые прошли через твои руки, то был бы богат. Ты сулишь мне сокровища, а сам приходишь ко мне за милостыней. Какой тут смысл?
Бертольд. Золота мне не нужно, я ищу одной истины.
Мартын. А мне черт ли в истине, мне нужно золото.
4.
Мартын. Ничего не делаю! То-то и худо, что ничего не делаешь. Ты ленивец, даром хлеб ешь да небо коптишь. На что ты надеешься? На мое богатство? Да разве я разбогател, сложа руки да сочиняя глупые песни? Как минуло мне четырнадцать лет, покойный отец дал мне два крейцера в руку да два пинка в гузно, да примолвил: ступай-ка, Мартын, сам кормиться, а мне и без тебя тяжело. С той поры мы уж и не видались.
Славу богу, нажил я себе и дом, и деньги, и честное имя. А чем? Бережливостию, терпением, трудолюбием. Вот уж мне и за пятьдесят, и пора бы уж отдохнуть да тебе передать и счетные книги и весь дом. А могу ли о том и подумать? Какую могу иметь к тебе доверенность? Тебе бы только гулять с господами, которые нас презирают да забирают в долг товары.
Я знаю тебя, ты стыдишься своего состояния. Но слушай, Франц. Коли ты не переменишься, не отстанешь от дворян, да не примешься порядком за свое дело – то, видит бог, выгоню тебя из дому, а своим наследником назначу Карла Герца, моего подмастерья.
5.
Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя. Что касается до меня, то, признаюсь, известие о прибытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подействовало; я горел нетерпением ее увидеть, и потому в первое воскресение по ее приезде отправился после обеда в село *** рекомендоваться их сиятельствам, как ближайший сосед и всепокорнейший слуга.
6.
Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние?
Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! – сказала она, – ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».
Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор.
7.
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.
***

Психология бедности, как болезнь: причины, диагностика, методы терапии Психология бедности — это установка, которая задает «курс» в жизни человека. Система убеждений и специфический образ мышления становятся главными причинами того, что денег не хватает, они не накапливаются или вообще не зарабатываются. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что бедность — это не ограниченность в финансах и возможностях, а программа, которую человек задает себе сам? Если взглянуть на ситуацию с этого ракурса, то выражение «человек — хозяин своей жизни» заиграет новыми красками.
Чем богатый человек отличается от бедного

Если чего-то очень сильно захотеть, то все обязательно получится. Так гласит одна присказка, которая у скептиков вызывает саркастические улыбки. А ведь человек действительно может управлять своими желаниями, но мешает неверие в собственные силы и возможности. Между бедными и богатыми — пропасть. Богачи словно пришли из другого мира: красивого и недоступного. Ответьте себе на вопрос: почему люди становятся очень богатыми? Потому что им повезло родиться в обеспеченной семье или потому что они были готовы топтаться по головам, поступать нечестно, идти на преступления. «Богатые не знают, что такое крепкий сон». Подобные мысли посещают вашу голову? Поздравляем, вы стали жертвой собственных убеждений.
Есть еще один способ проверить, насколько сильно человека подъедает психология бедности. Увидев на улице роскошное авто, словно сошедшее с глянцевого постера, какие чувства вы испытываете:
Вот это красотка. Человек доказал, что может. Я тоже так могу!
Ага, родители подарили. Сколько же нужно было наворовать, чтобы купить себе такую.
В первом случае приведена реакция здорового человека, который действительно может стать богатым. Во втором — негатив, с которым человек с установкой на бедность, реагирует на достижения более успешных и богатых. Зависть и злость в данной ситуации — это признаки, по которым можно определить в себе наличие неправильной жизненной программы.
Психология бедности похожа на очень крепкий вирус, который не берет ни одно из ныне известных лекарств и «больного» может спасти только он сам, вытащив себя за волосы, как барон Мюнхгаузен. Даже психологи не в силах изменить жизнь пациента, настолько крепко этот недуг пускает в него свои корни.
Первое, что должен сделать человек, ставший жертвой своих собственных убеждений, так это признать проблему. Признание — первый шаг на пути к избавлению. Психологию бедности можно сравнить с дурными привычками. Пока человек не признает, что он страдает от алкоголизма, от бутылки ему не избавиться. Почему такой образ мышления вообще возникает? Почти в половине случаев причины «заболевания» кроются в детстве. Ошибки родителей в воспитании, низкая самооценка и уверенность в том, что из нищеты никогда не выбраться ввергают человека в хаос уныния.
Психология бедности и богатства: разница в семь причин

Богатый и бедный человек отличаются не только благосостоянием, но и мировоззрением. Приведем семь причин, которые «держат» бедного человека в тисках нищеты, и сразу же определим способы их устранения:
Неспособность копить и увеличивать свои сбережения. Два разных человека могут работать с одинаковым энтузиазмом, но один будет считать копейки, а другой ни в чем себе не откажет. Люди с установкой на бедность имеют специфическое отношение к деньгам. Они рассматривают их не в качестве способа, который может привести к еще большему богатству, а исключительно как средство для выживания. Они не способны накапливать, и уж тем более никогда не станут вкладывать деньги в какое-то дело, потому что неверие в себя и в успех кампании их остановит. С неуверенностью нужно бороться. Чаще повторять себе «я могу» и наконец покинуть эту гиблую зону, в которой душевный комфорт мешает получить материальную удовлетворенность.
Отсутствие тяги к росту. Какая программа жизни у среднестатистического человека? Сад, школа, институт, работа, семья и дети. Более 80% трудятся на опостылевшей работе, терпят скандальные выходки нахального начальника, мирятся со зловредностью коллег, но никуда не уходят и не двигаются по карьерной лестнице. Причина такого нелогичного поведения — банальный страх. Страх что-либо менять, страх неудачи, страх вернуться с повинно опущенной головой и под смешки все тех же коллег вновь занять то же самое рабочее место. Человек перестает расти. Он достигает «потолка», который сам же установил, и вместо того, чтобы пробить его и улететь еще выше, он всю жизнь мозолит себе этой планкой шею.
Надежда на чудо. Жертвы установки на бедность страдают от излишней наивности. Так как большие деньги по их убеждениям заработать честно невозможно, то они могут только случайно свалиться с небес. Отсюда и неуемная страсть к сомнительным авантюрам: лотереям, азартным играм и финансовым пирамидам. На самом деле они отдают кровно заработанные деньги тем, кто нашел способ обогатиться на обмане и тем самым только укрепляют свою уверенность.
Акцент на выживании. Человек не должен жить только мыслями о том, как заработать на хлеб насущный. Это не способствует личностному росту и развитию. Как бы плохо ни шли дела, все равно нужно находить варианты для отдыха и капельки роскоши.
Коммерческая жилка. Богатые люди обладают талантом ощущать выгоду на уровне подсознания. Многим кажется, что такие «олигархи» наживают состояния буквально из ничего, но это не так. Подобная интуиция есть практически у каждого, это не врожденный дар. Проблема в том, что богатые прислушиваются к ней, а жертвы установки бедности давно заглушили ее голос.
Нежелание мыслить нестандартно. Даже если вам пришла в голову оригинальная идея, которая принесет баснословные доходы, вы останавливаетесь только на этапе ее создания. Дальше начинаются организационные вопросы, на решение которых нет денег. А можно обойтись малой кровью и практически не открывать кошелек, если подключить креативное мышление и найти необычные способы воплощения этой идеи в жизнь.
Психология бедности. Вместо того, чтобы искать пути решения, человек ищет себе оправдания. Свое нежелание действовать, что-либо предпринимать и сдвигаться с мертвой точки он готов объяснить чем угодно, но виноватым всегда будет кто-то другой: родные, коллеги, обстоятельства, карма, судьба, злой рок, небеса.

Психология нищеты: время и взгляд в прошлое
Психология богатых людей имеет два существенных отличия: отношение ко времени и установка на будущее. Бедный человек не ценит свое время. Он относится к нему слишком легкомысленно, поэтому растрачивает направо и налево. А все из-за того, что это время не приносит ему дохода. Богатый и успешный человек знает, что нет ничего дороже времени и аксиома «время — деньги» для него действительно не требует доказательств. Каждую секунду жизни можно конвертировать в деньги, поэтому она и обладает такой высокой ценностью.
Вторая проблема бедного человека — это привязка к прошлому и втискивание своих потребностей в тесные рамки возможностей. Богатые люди растут и развиваются для того, чтобы изменить сами рамки, но не жертвуют потребностями. Бедные же намертво привязаны к прошлому, они не готовы его отпустить и поверить в то, что жизнь может складываться иначе, сделать шаг и перейти черту, отделяющую привычное от нового.
Корень проблемы бедных кроется в мышлении. Для начала научитесь не бояться желать чего-то, выходящего за рамки привычного. Бедные имеют привычку экономить даже на своих мечтах, чего делать ни в коем случае нельзя. После того, как фантазия разыграется, придут и способы реализации желаний. Остается дело за малым: нужно отпустить страх, который не отпускает человека к новой жизни. Тогда все обязательно получится.
***
Ауэрбах Бертольд
Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство.
(Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства.)
***
«Везучие живут с деньгами, невезучие — без, а негодяи для».
Жорж Элгози, театральный критик
***
«Не быть жадным — уже богатство, не быть расточительным — доход».
Марк Туллий Цицерон, политик, оратор
***
Мировая литература пронизана сюжетами о деньгах. Как и любовь, месть, страх и совесть, деньги всегда были и остаются мощнейшим стимулом человеческих мыслейи поступков.
***
Богатство - это обилие материальных ценностей, денег. Богатство - изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей, превышающие жизненные потребности человека.
В религиозно-философском смысле - это богатство духа и моральные качества человека.
Богатый человек свободен от постоянных мыслей о зарабатывании насущного хлеба, он может заниматься практически всем и при этом не выставляет это напоказ. Богатый человек может полностью отключиться от прямого управления состоянием. У богатого человека всегда расходы ниже, чем уровень сбережений. У богатого человека подход к деньгам взвешенный, рациональный и нет панического страха потери.
Состоятельный человек - тот, который может позволить себе реализовать все или большинство своих материальных желаний. При этом есть оговорка: в лесу отшельник тоже делает то, что хочет, но богатым, в общепризнанном понимании, его назвать нельзя. Поэтому размер располагаемых активов также имеет значение.
Можно выделить три основные категории богатых людей.
Первые предпочитают тратить деньги разумно. Им важно качество, они готовы за него платить.
Вторые наслаждаются жизнью.
Третьи не обращают внимание на повседневные траты, не смотря на то, что обладают большим состоянием.
Конечно человек ищет счастье не только в накоплении благосостояния, сколько в реализации себя, в отношениях, в новом опыте, путешествиях, образовании, благотворительности.
***
Э.Гидденс в своей книге: «социология пишет:
«Богатство означает всё достояние, принадлежащее конкретному человеку – акции. Сбережения, недвижимость, то есть то, что можно продать. В то время как большинство людей живут на деньги, получаемые за работу, богатые извлекают основную часть своих доходов из инвестиций.
Достоверную информацию о распределении богатства получить трудно. Богатые обычно не афишируют всех своих активов, а о бедняках мы знаем гораздо больше. Что известно точно, так это то, что богатство концентрируется в руках немногих.
При анализе неравенства мужчины обладают большим богатством, влиянием и статусом, чем женщины. Материальное положение большинства женщин, как правило, отражает положение их отцов и мужей. Для подавляющего большинства женщин распределение социальных и экономических благ определяется прежде всего положением их семей и, в особенности, мужей. Считается, что женщины более ограничены сферой «частной жизни», их удел – семья, дети и дом. С другой стороны, мужчины в большей степени принадлежат «Общественной сфере», где берут своё начало властные и имущественные различия. Их мир – оплачиваемая работа, производство и политика. Хотя наблюдается доля семей, которых единственным кормильцем является жена».
***
Клауас Фопель Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.
Бедность, богатство и Господь Бог
Иногда цели проясняются для нас благодаря экстремальным обстоятельствам. Временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы для того, чтобы пережить и осознать нечто важное.
Это упражнение дает возможность участникам пережить экстремальные ситуации в воображении и представить себе, к чему на самом деле могут привести изменения, к которым они неосознанно стремятся.

Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду. Что вы будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже ценой огромных усилий, сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать, о чем думать. У вас есть на это 10 минут...
А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы. Для этого у вас есть еще 10 минут...
И, наконец, представьте себя в роли Бога. Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течение 10 минут записывайте то, что придет вам в голову.
Теперь задумайтесь на время о том, что вам хочется — возможно, уже давно, а может быть, лишь с недавних пор — изменить в своей жизни. Какие цели представляются вам важными? Как вы могли бы изменить свои жизненные планы? Запишите свои соображения.