Дивизия прорыва. 2. Высокая активность

Валерий Русаловский
     Кенигсбергская операция.
 Хроника фронтовых событий.
   
               


                ДИВИЗИЯ ПРОРЫВА

                1. Высокая активность. 7 апреля 1945 года.
В этот день войска 3-го Белорусского фронта продолжали штурм укреплений Кенигсберга. Противник, ведя ожесточённые оборонительные бои, встречал наши штурмующие части, ураганным огнём, ведя его из долговременных укреплений и каменных зданий города. В течение дня на разных направлениях предпринял 35 контратак, составом от роты до двух батальонов с 3-8 танками и самоходными орудиями.         

Штабом фронта для 1-й Воздушной армии были поставлены следующие задачи: продолжать сопровождение наступающих войск 11-й гв., 43 и 50 армий, наносить бомбардировочные удары по опорным пунктам и скоплению войск неприятеля в Пиллау, уничтожать самолёты на аэродроме Нойтиф, а так же отходящие войска противника и блокировать его аэродромы.

                2. Штаб 1-й гвардейской штурмовой  авиационной дивизии.
7-го апреля 1945 года в 5 часов 20 минут в дивизию поступило распоряжение штаба 1-ой ВА. Командующий  приказал с 9.00 утра и до исхода дня сопровождать войска 11-й гв. армии. Это означало, что ударным штурмовым группам Ил-2 совместно с пехотой, полевой артиллерией и пикирующими бомбардировщиками Пе-2 необходимо продолжить наступление  вглубь обороны противника.

Поскольку события развивались стремительно, то предписывалось немецкую авиацию уничтожать прямо в местах её базирования. Для этого  в 10.00 необходимо было нанести удар по аэродрому Нойтиф. Сделать это предстояло сразу же после удара бомбардировщиков.  Однако установленное  время из-за различных обстоятельств переносилось вплоть до 12 часов дня, тем не менее - 18 экипажей Ил-2 находились в постоянной готовности к вылету.

Как и прежде, основным препятствием выступала неустойчивая погода, которая в течение дня складывалась следующим образом: облачность 6-9 баллов, высота нижней кромки 200-700 метров, видимость от 1,5 до 5 км., при явлениях 0,5-2 километра.

В районе Кенигсберга, объекты для поражения  периодически закрывало накатами плотного слоистого дыма. Над местами базирования штурмовых полков  облачность достигала 100 метров, видимость 1-2 километра. В зоне  назначенных целей погода выглядела достаточно сносной, но не самой приемлемой для нанесения прицельных ударов.      

В связи с этим, командиром дивизии, полковником Прутковым, было принято решение действовать группами по 4-6 самолётов. На сопровождение войск 11-й гв. армии с 9.45 до 18.50 вылетало до 42-х групп, последовательно одна за другой с перерывом в 5-10 минут.

Вначале штурмовики наносили удары по огневым средствам, живой силе, узлам сопротивления и опорным пунктам противника в районе Розенау, Спорт-Парк, Зюд-Парк, Нассер-Гартен и далее на север до реки Преголь. Одним словом, перекрывали по ширине весь фронт наступления армии. Затем, по мере продвижению наших войск, с 15.30-ти перенесли свои действия в район севернее реки до самого центра города.

В частности, во второй половине дня штурмовые группы дивизии действовали по артиллерии и установкам залпового огня противника на северном берегу Преголи в районе Коссе. Опасность здесь состояла в том, что немецкая артиллерия вела огонь по нашим войскам прямой наводкой, а многоствольные реактивные установки били залпами во фланг наступающим  полкам. Опасность вскоре была ликвидирована и наступление возобновилось.

Однако противник, упорно сопротивлялся и постоянно предпринимал отчаянные попытки контратаковать. Всё же с помощью авиации войска 11-й гв.А успешно развивали  наступление и в течение дня продвинулись на четыре-пять километров. В результате упорных боёв заняли крупные опорные пункты Зелигинфельд, Шенфлис, Шпайхерсдорф, Понарт, Нассер Гартен, Розенау и к концу дня повсюду вышли к берегам Преголи. Правда, за исключением двух участков: один протяжением трёх км. в районе Адель Нойендорф и другой четырёх километровый в районе центра города.

Войска, наступающие на Кенигсберг с северного направления, за два  дня углубились в оборону неприятеля на 3-4 километра и к исходу 7  апреля в районе Лавскен уже находились в 2-х километрах от реки Преголь, разделяющей город на две части.

Здесь важно отметить, что успех всей операции складывался из совместных усилий стрелковых и танковых батальонов, идущих вперёд за шквалом артиллерийского огня, а так же ударами штурмовых экипажей и пикирующих бомбардировщиков.

Кроме этого активно действовали специальные штурмовые группы бойцов, обученных к действиям в городской обстановке. Именно так происходил прорыв первой и последующих линий обороны противника, борьба за каждый квартал, каждый дом.

                3. Удары по Пиллау.
По своему расположению военно-морская база Пиллау, как аванпорт Кенигсберга, имела большое значение для противника. Именно с этой крепости контролировался вход в залив Фриш Гаф, где начинался Кенигсбергский канал, связывающий крупный порт и город Кенигсберг с Балтийским морем.

Противовоздушная оборона ВМБ, состояла из 15-ти батарей зенитной артиллерии и более 30-ти точек малой ЗА. В среднем, зенитная артиллерия базы вместе с зенитными средствами кораблей могла выпустить по летящим целям до пятнадцати тысяч снарядов в минуту.

Авиационное прикрытие в свою очередь осуществлялось истребителями Мессершмитт-109 и Фокке-Вульф-190, базирующимися на трёх аэродромах, расположенных на западном побережье полуострова от Пиллау до мыса Брюстерорт.  К этим аэродромам относились: Нойтиф, Гросс Хубникен и Гросс Диршкайм.
                *    *     *
Среди основных задач, стоящих перед дивизией почти до полудня   оставался не решённым вопрос вылета для нанесения удара по опорным пунктам и скоплению войск противника в Пиллау. Прежде всего по авиационной группе на аэродроме Нойтиф, расположенной в непосредственной близости от города - порта и крепости одновременно.   

Это был один из лучших аэродромов Германии с гидрогаванью для летающих амфибий и размещался на живописной песчаной косе. От города его отделял всего лишь 400 метровый пролив, длиною в два километра. Именно отсюда, с Земландского полуострова действовали основные силы авиации Люфтваффе, прикрывая одновременно не только сам полуостров, но и Кенигсберг.

Более того на аэродроме Нойтиф, имеющего надёжные укрытия, базировалась прославленная эскадра истребителей  «Мельдерс». Хорошо подготовленные экипажи перехватчиков всегда действовали небольшими группами, постоянно меняя тактику воздушных боев, добивались переменного успеха. Вторая часть истребителей эскадры, выполняющих роль группы усиления размещалось на аэродроме Нойендорф, расположенного в 20-ти  километрах северо-восточнее  Пиллау.
                *     *      *
Первый удар по аэродрому Нойтиф в период с 12.03 до 12.10 нанесли три  группы 75-го  гв. ШАП в составе 16 самолётов Ил-2. Ведущими групп были Герои Советского Союза Брандыс, Тараканов и Недбайло. Прикрывали ударные группы  22 Як-3 от 86-го истребительного авиаполка. При подходе к цели и во время её атаки по штурмовикам вёлся непрерывный огонь восьмью батареями зенитной артиллерии и семью батареями МЗА из пунктов Нойтиф, Пиллау и юго-западной части аэродрома.

Однако гвардейцы, несмотря на огневое противодействие зенитной артиллерии, вступили в бой, атакуя одновременно аэродром и позиции самих  батарей.  Атаке «Илов» подверглись 23 самолёта противника на различных посадочных площадках. Из них: четыре двухмоторных, два четырёхмоторных, остальные одномоторные.

Экипажи действовали в боевом порядке «левый круг», с высоты 300-50 метров и произвели три захода. В конце последнего удара над аэродромом появились запоздавшие с вылетом бомбардировщики, отчего ранее согласованное взаимодействие не получилось, и штурмовики вынуждены были отойти от атакуемой цели.   

Тем не менее, в ходе проведённой атаки «Илы» точно перекрыли бомбами все стоянки самолётов. В  результате три самолёта загорелось, один из них четырёхмоторный, ещё пять одномоторных, опрокинутые  навзничь оказались разбиты или повреждены. Попутно с атакой аэродрома  штурмовики ещё уничтожили две батареи МЗА, подавили огонь 2-х батарей ЗА и трёх батарей МЗА, чем обеспечили благоприятные условия для действия своих бомбардировщиков.

Повторный удар по аэродрому Нойтиф осуществлялся с 13.45 до14.02. Его выполняли уже три группы 74-го гв. ШАП в составе 18 самолётов Ил-2. Ведущими  были офицеры Коломеец, Макаров, Ласкава. Прикрывали «Илы» 18 Як-9 от 900-го истребительного полка.

Из трёх групп одна имела особую задачу - подавлять постоянно зенитную  артиллерию. Остальные ударные группы в общем левом кругу, с высоты 400-50 метров, шестью заходами атаковали на аэродроме пятнадцать одномоторных самолётов. Кроме этого, недалеко от посадочной полосы уничтожили склад горючего, два ангара, пять домиков и транспорт противника в заливе Фриш Гаф.

Группа подавления вместе с тем атаковала две батареи МЗА на периметре  аэродрома и две батареи ЗА на окраине Пиллау. Огонь этих батарей вскоре тоже был подавлен. В результате действий штурмовых экипажей сожжено четыре и повреждено пять самолётов противника, уничтожен склад с горючим, взорвано  транспортное судно, выведено из строя лётное поле. В этот день авиация противника больше вылетов не предпринимала.      
                *    *      *
Всего 1-ой гв. штурмовой авиационной дивизией за один день было произведено - 257 самолётовылетов, из них на сопровождение войск 11-й гв. армии - 221, по аэродрому - 35, на разведку погоды - один.

В результате боевых действий (кроме аэродрома Нойтиф): сожжено и разбито 2 самоходные пушки, 43 автомобиля, 11 батарей полевой артиллерии, 2 миномётные батареи, 2 реактивные установки, 6 батарей ЗА и МЗА, взорвано 3 склада с горючим и склад с боеприпасами. Был подавлен огонь 15-ти батарей полевой артиллерии, 3-х миномётных батарей, 5-ти реактивных установок, 21-й батареи ЗА и МЗА, разбито и подожжено 12 домов в Кенигсберге, в том числе электростанция и казарма. Истреблено до 1150 вражеских солдат и офицеров.
В боевом составе: исправных 93 Ил-2, боеспособных экипажей - 101.

                4. Напряжение одного фронтового дня.
Задачи, поставленные командующим 1-й ВА, авиационным частям и соединениям  выполнялись независимо от прихотей погоды. Вылеты бомбардировочной,  штурмовой и разведывательной авиации осуществлялись только под прикрытием истребителей. Все усилия воздушного объединения были направлены на поддержку наступающих частей и соединений общевойсковых армий.

Однако, каждая из сторон отчитывалась только сама за себя, а вот сложить всё  вместе и разложить по месту и времени, от рубежа к рубежу ещё не удавалось никому. Отчего увидеть целостную картину взаимодействия сторон в деталях не представляется возможным, поэтому в данном случае будут показаны только действия 1-й Воздушной армии за одни сутки, так как речь в большей степени идёт об авиаторах.

                Бомбардировочные авиационные дивизии.
213-я НБАД - в ночь на 7-е апреля бомбардировочными действиями одиночных самолётов По-2 уничтожала войска и технику противника в Кенигсберге.  С этой целью ею был проведён сорок один самолётовылет.
6-й БАК - двумя вылетами 48-ю Ту-2 в 12.00 и 17.00 под прикрытием истребителей Аэрокобра с высоты 2500-4000 метров нанёс удар по укреплённым районам Кенигсберга и Пиллау.

6-я гв. БАД - в 9.35 двумя группами, в составе 18-ти Пе-2 с горизонтального полёта и высоты 3300 метров осуществила удар по северной окраине Кенигсберга.
- в 11.30  группами, в составе 25-ти Пе-2 в горизонтальном полёте с высоты 3800 метров бомбардировала лётное поле Гросс Диршкайм и аэродрома Нойтиф, расположенный на косе Фриш Нерунг.

- в 13.47 двумя группами, в составе 18-ти Пе-2, а затем в 16.00 ещё двумя группами 18-ти Пе-2 с высоты 1300-3100 метров нанесла бомбардировочный удар по кварталам Ждитер Киртехен штрассе и Глясс штрассе в Кенигсберге.
- в 18.37  группа в составе 9-ти Пе-2 единым строем с высоты 2300 метров нанесла бомбардировочный удар по кварталам Кенигсберга  Штернварт штрассе.
276-я БАД  - в период с 9.50 до 19.09  группами, в составе 17-ти и 37-ми  Пе-2 с высот 1300-4300 метров нанесла бомбардировочные  удары в районе железнодорожного узла, стадиона, товарной станции, форта Зюйд Парке и центральной части Кенигсберга. Ещё по скоплению техники и живой силы в опорном пункте Метгетен и аэродрому Нойтиф.

                Истребительные авиационные дивизии.
129-я ИАД - в течение дня непосредственным сопровождением обеспечивала боевые действия штурмовиков 182-й и 277-й ШАД, попутно производила  штурмовку войск противника.
130-я ИАД -  в течение дня сопровождала и обеспечивала боевые действия бомбардировщиков 6-й БАД. Бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожала подходящие резервы и отходящие части противника на Земландском полуострове и косе Фриш Нерунг.

Она же блокировала аэродром Нойтиф, совершив в течение дня - 90 бомбардировочных и 20 штурмовых атак на объекты противника. Провела – три воздушных боя, в результате которых был уничтожен один ФВ-190.
240-я ИАД - непосредственным сопровождением и попутной штурмовкой прикрывала боевые действия бомбардировщиков 5-й гв. БАД  и штурмовиков 1-й гв. ШАД, вела разведку войск противника. Провела один воздушный бой, в итоге сбит Ме-109.

303-я ИАД - в течение дня в ближнем сопровождении обеспечивала боевые действия бомбардировщиков 276-й БАД и разведчиков 10-го ОРАП. Блокировала аэродромы противника Гросс Диршкайм и Нойтиф, вела разведку войск противника и уничтожала его авиацию в воздухе. Провела четыре  воздушных боя, в результате сбито два ФВ – 190 и один Ме-109.

330-я ИАД - в течение дня непосредственным сопровождением обеспечивала боевые действия штурмовиков 311-й ШАД и бомбардировщиков 18-й ВА. В результате воздушного боя повержен  ФВ – 190.

                Штурмовые авиационные дивизии.
1-я гв. ШАД  - в период с 10.02 до 18.50 группами 4-6 Ил-2 под прикрытием истребителей 240-й ИАД с высот 900-100 метров бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожала и подавляла огневые средства, боевую технику и живую силу противника перед наступающими войсками 11-й гв. А. Уничтожала самолёты и склады в районе аэродрома Нойтиф и крепости-порта Пиллау.

182-я ШАД - с 9.30 в течение дня, группами 5-6 Ил-2 сопровождала войска 39-й А, уничтожала огневые средства, боевую технику и живую силу противника. В результате двух воздушных боёв уничтожила два истребителя противника.
277-я ШАД - в период с 8.42 до 19.35,  группами 4-7 Ил-2 в направление к центру Кенигсберга сопровождала войска 43-й армии. Одновременно уничтожала самолёты на аэродроме Гросс Диршкайм.

311-я ШАД - с 10.12 до 13.38, затем с 17.05 до 16.23,  последовательным вылетом групп из шести Ил-2 в районах наступления 50-й и 43-й А, наносила бомбардировочно-штурмовые удары по артиллерийским и миномётным батареям, железнодорожным эшелонам, технике и живой силе противника в районе Кенигсберга.

                Разведывательные авиационные полки.
10-й ОРАП - на воздушную разведку в ночных условиях произвёл - шесть самолётовылетов.
117-й ОКРАП - на разведку войск противника совершил – десять  самолётовылетов. Для непосредственного сопровождения авиационных групп армии - двадцать с/в.
1-я агитационная эскадрилья  – на разбрасывание листовок выполнила - пять самолётовылетов с общим налётом 6 часов 41 минута.
                *    *     *
Таким образом, задача, поставленная командующим 1-й ВА на текущий день, была выполнена полностью, за исключением ночных вылетов. Ночью боевая работа проводилась ограниченно, из-за неблагоприятных метеоусловий.

При поддержке нашей авиации, наземные части, прорвав пояс долговременных и полевых укреплений Кенигсберга, после ожесточённых боёв продвинулись от 1 до 3,5 километров. Овладев тремя мощными фортами, очистили в северо-западной, северной и южной части города 130 кварталов.  В южной части захватили несколько военно-промышленных объектов.

Войска фронта, наступающие северо-западнее Кенигсберга, за день напряжённых боёв продвинулись до 1,5 километров и овладели рядом опорных пунктов городской обороны.
Авиация противника парами и четвёрками истребителей вела разведку наших войск на глубину до 15 километров. Группами, от 4-х до 16-ти  ФВ-190 и Ме-109 прикрывала свои войска на поле боя.

Всего по данным воздушного наблюдения и оповещения войск было  учтено до 100 пролётов самолётов противника. Таким образом, активность его авиации выросла по сравнению с предыдущим днём в 2,5 раза и не только из-за улучшения погоды. Этот факт говорил о том, что 7-е апреля было одним из активных дней в овладении городом, а противник ещё надеялся устоять. 

Но уже следующие сутки станут разгромными для немецкой группировки.  В результате чего штурмовые дивизии большей своей частью будут выведены из боевого оборота и нацелены на подготовку к уничтожению Земландской группы немецких войск в Восточной Пруссии. Ночью действий авиации противника не наблюдалось, она тоже готовилась к решающей схватке на следующий день. 
   
                5. Штаб 1-й Воздушной армии.
В результате бомбардировочно-штурмовых действий авиационными частями армии уничтожено и повреждено: 15 танков и самоходных орудий, до 200 автомашин, 6 бронетранспортёров, 18 тракторов, 20 подвод с грузом. Было взорвано 143 склада  с боеприпасами и 4 с горючим, разрушено до 80 зданий, вызвано 10 мощных взрывов и до 100 очагов пожара. К тому же потоплено 3 баржи, 1 катер, взорвано 1 транспортное судно, подавлен огонь и частично уничтожено до 40 артминбатарей и батарей ЗА и МЗА. Было так же рассеяно и уничтожено до полка пехоты, проведено 17 воздушных боев, в результате которых  сбито  7 ФБ-190 и 2 Ме -109.

Всего в течение одного дня авиацией 1-й ВА было совершенно – 2566   самолётовылетов, из них: бомбардировщиками - 520 , штурмовиками - 775, истребителями – 1235, разведчиками – 36. 

Кроме этого, в интересах 3-го Белорусского фронта  взаимодействующими сторонами совершено - 2102  самолётовылетов. Конкретно: 3-й ВА фронта – 1086 с/в, 4-й ВА 2-го Белорусского фронта – 685 с/в, 15-й ВА  Ленинградского фронта – 245 с/в, 18-й ВА дальних бомбардировщиков – 516 с/в  и морской авиации Балтийского флота – 342 с/в. 
                *     *      *
Боевые потери 1-й ВА составили - 12 самолётов из них: сбито и подбито огнём зенитной артиллерией противника - 7 самолётов. Не вернулось с боевого задания – 5.

В это число вошли так же потери 1-й гв. ШАД, где огнём зенитной артиллерии было сбито - три самолёта Ил-2. Это экипажи гв. капитана Козенкова - 136-й полк, гв. старшего лейтенанта Исаева - 74-й полк и гв. лейтенанта Кожушкина - 75-й полк.

Так Ил-2 гвардии старшего лейтенанта Исаева был сбит зенитной артиллерией противника над Кенигсбергом в районе железнодорожного вокзала. Обломки самолёта, останки лётчика и воздушного стрелка гвардии старшины Берёза удалось найти только через сорок три года при очистке водоема, окружающего бывший бастион «Фридландский».

Самолёт гвардии капитана Козенкова и его стрелка, старшины Белова оказался поверженным крупнокалиберным зенитным снарядом на южной окраине города в районе Розенау.  Ил-2  ведущего группы был сбит зенитной артиллерией при выходе из атаки на высоте 300 метров.

Падая, неуправляемая машина дважды перевернулась в воздухе и врезалась в здание завода «Остверке».  Останки летчиков, скорее всего, сгорели вместе с обломками самолёта. Звание Героя Советского Союза Василию Козенкову было присвоено «посмертно» 19 апреля 1945 года. Вместе с высокой наградой пришёл и запоздалый приказ о присвоении ему очередного воинского звания майор.

Штурмовик гвардии лейтенанта Кожушкина тоже был сбит зенитным огнём при штурмовке аэродрома Нойтиф, однако экипаж сумел спастись, но всё же попал в плен к немцам. Тем не менее, сам командир и его воздушный стрелок красноармеец Владимир Матвеев считались погибшими в бою и вскоре были списаны с учёта части.

По счастливому стечению обстоятельств, 12 мая 1945 года, после освобождения Красной Армией  из плена, Кожушкин вернулся обратно в полк.  Уже на второй день командир эскадрильи гв. капитан Недбайло представил  его к званию Героя Советского Союза за - 112 успешных боевых вылетов. Эту высокую награду бывший узник концлагеря получит ровно через полтора месяца, а  гвардии капитан Недбайло этим же указом удостоен второй  «Золотой Звезды».

Однако в реляции на Кожушкина не будет никаких упоминаний о том, что 7-го апреля 1945 года, при выполнении боевого задания он был сбит в бою, а так же находился в плену у немцев. Казалось бы, чего бояться, когда уже отгремели победные салюты?.. Тем не менее, вместо «геройской звезды» лейтенант  мог оказаться в «местах не столь отдалённых». Это было вполне реально, так как в то время советские лагеря активно заполнялись бывшими военнопленными Красной Армии.       
            
Буквально через день после появления Николая Кожушкина, а точнее 13 мая из немецкого плена в свою часть прибыл командир эскадрильи 74-го  полка гвардии капитан Каприн. Пройдя проверку органами контрразведки «Смерш» он вернулся к исполнению прежних обязанностей. Его «Ил» тоже оказался сбитым в бою ещё 16 февраля 1945 года, а экипаж так же попал в плен.

Однако ещё раньше 26 октября 1944 года за 105 успешных боевых вылетов «комэск»  был представлен к высшей награде страны. Почётное звание «героя» гвардии капитану Каприну было присвоено вместе с участниками Кенигсбергской и Хейльсбергской операции.  Эту радостную весть ему сообщили сразу же после возвращения из немецкого плена.

Эти две истории свидетельствуют лишь о том, что лётчики штурмовой авиации и их командиры,  которые вместе ходили на боевые задания были одной дружной семьёй. Не смотря, на устрашающие запреты,  стукачество и чрезмерную подозрительность властей они всегда стояли друг за друга и всегда побеждали.

Таким образом, буквально за короткое время четыре экипажа Ил-2 от 1-й  гв. ШАД  были сбиты в зоне боёв 3-го Белорусского фронта и все  без исключения попали в плен к немцам. Эти факты красноречиво говорят о том, что спастись или укрыться на вражеской земле было весьма сложно. С другой стороны можно только представить, как трудно работалось разведчикам фронта в тылу у врага. 

Вследствие чего те многочисленные группы, которые забрасывались на немецкую территорию, не имели возможности добывать полноценную и своевременную информацию. Люди погибали от голода и холода или вовсе пропадали бесследно. Другие были обнаружены или уничтожены специальными поисковыми подразделениями, а так же местными жителями, заведомо организованными и вооружёнными для сопротивления советским войскам.

В этой обстановке фронтовое командование получало текущую информацию о противнике от воздушной разведки. Для этой цели в 1-й ВА активно действовали три разведывательных авиационных полка: 10-й ОРАП - 22 экипажа Ил-2 и Пе-2. 117-й ОКРАП – 25 экипажей Ил-2 и Як-9, а так же  151 ОКРАП с экипажами Ил-2, Ла-5 и По-2. Кроме этого воздушную разведку с применением бортовых средств объективного контроля вели все части бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации.

Так только во второй день штурма, истребительными частями было проведено: - 56 самолётовылетов на разведку, штурмовиками и бомбардировщиками около восьми, а разведывательными полками 16 с/в. Кроме этого, «на земле» пехотные части периодически осуществляли вылазки «за языком» или вели  «разведку боем», непосредственно вторгаясь в боевые порядки противника.

Надо сказать о том, что авиационные экипажи вели не только визуальную разведку, но и разведку погоды, так как это было крайне необходимо для выполнения полётов в боевой обстановке при сложных метеоусловиях.

                6. Данные воздушной разведки на 7 апреля 1945 года.
3-я ВА фронта, находясь в оперативном подчинении 1-й воздушной армии,  7 апреля частью сил участвовала в штурме Кенигсберга. Группами по 9-18 пикировщиков Пе-2 она подавляла огневые точки противника,  совершив - 101 самолётовылет. Кроме этого, выполняя свою основную задачу, уничтожала врага в зоне ответственности 39-й полевой армии и вела масштабную разведку немецких войск на Земландском полуострове. 

Исходя из поставленных задач, было установлено базирование авиации противника на аэродромах  Гросс Диршкайм – 50 истребителей,  Нойтиф – 25 одномоторных самолётов и пять двухмоторных.

Загруженность портов. От Гросс Хайдекруг по морскому каналу на  Циммервуде отмечено движение до 30-ти самоходных барж. Циммервуде у стенки один транспорт. На Пайзе один транспорт под погрузкой живой силы. В порту Пиллау до 10-ти транспортов и 15 самоходных барж. Отошло от порта  в западном направлении 30 транспортов с гражданским населением и ранеными.

Железнодорожные перевозки. От узловой станции Фишхаузен, что в 12-ти км. от Пиллау на Палмникен отмечено движение с обратным возвращением одного железнодорожного эшелона. От Фишхаузен на северо-восток движение двух железнодорожных эшелонов. Один из них с 30 цистернами, второй с 30-ю платформами загруженными ящиками.

От Зеераппен на Фишхаузен движение двух, обратно трёх  железнодорожных эшелонов. От Фишхаузен один ж/д эшелон с грузом и ещё пять ж/д составов на Пиллау. От Пиллау на Фишхаузен движение трёх  железнодорожных эшелонов, на Пиллау два ж/д эшелона и восемь железнодорожных  составов.

Скопление, движение войск и автотранспорта противника.  Элленскруг - Кенигсберг двухстороннее движение до 300 автомашин, преимущественно на Кенигсберг. С севера к Гросс Хайдекруг подошло 20 танков. От Гросс Хайдекруг на Кенигсберг движение 16-ти танков. На северо-западной окраине Вэрвальде до 50 автомашин с пехотой. На западной окраине Кенигсберга 45 автомашин на месте. От Кенигсберга на запад движение до 300 солдат. Зеераппен - Вэрвальде окопы, занятые пехотой.

Нойкурен - 45 автомашин с пехотой на месте. На Гермау прошло 100 автомашин с пехотой и 130 автомашин на месте, из них 30 с пехотой. От Гермау на Фишхаузен прошло до 30-ти автомашин, обратно 50 автомашин. На дороге западнее один км. Поерштитен  8 танков на месте.

Калленн 10 танков на месте. В лесу 3 км. южнее рассредоточено до 30 танков и самоходных орудий. От Фишхаузен на Элленскруг прошло 120 автомашин, из них 30 с пехотой, 60 повозок с пехотой и 7 танков. Коббельбуде - 20 танков на месте. Элленскруг в лесу сосредоточено до 200 солдат с вооружением.
                *      *      *
Из этих данных видно насколько масштабной, детальной и своевременной для командования фронтом была информация воздушной  разведки. Более того, она велась постоянно, а по разведанным объектам представлялись объёмные фотографии, из которых складывалась общая картина по противнику и принимались объективные решения.

Примечание:
В публикации использованы архивные материалы ЦАМО РФ и Центрального архива ВМФ.


                Продолжение следует…