Хроники Апачерии. Век 17

Юрий Дым 61
                Хроники Апачерии.  Век XVII

Полные версии всех "хроник" здесь:   https://vk.com/docs-87908871


1601

* 23 июня Хуан де Оньяте из Нью-Мексико покидает Сан-Габриэль (недалеко от современного Альбукерке, округ Берналильо, штат Нью-Мексико) с 70 мужчинами, и около 700 лошадьми и мулами, во главе с науальтом Джусепе Гутьерресом, который был в плену у апачей. Вдоль  реки Canadian  (Техас) Оньяте нашел апачей, которые приветствовали испанцев знаками мира. Мужчины, женщины и дети апачей стекались в испанский лагерь, поднимая руки к солнцу в знак дружбы, неся фрукты, мясо и  сало в обмен на табак и некоторые безделушки. Испанцы нашли несколько апачских ранчо, которые владели равнинами. У них не было постоянных поселений, они  всегда кочевали вслед за буйволами. Несмотря на то, что испанцы зашли на их территорию, они не собирались нападать на них. Оньяте  сообщил, что апачи жили в типи (en tipis) и кочевали по равнинам, используя собак для транспортировки, делали очаги из камней, и собирали дикие плоды;  охотились на буйволов, и торговали мехами с другими индейцами.

Путешествуя в Кивиру (недалеко от современного Линдсборга, округ Макферсон, штат Канзас), испанцы нашли большое ранчо с пятью-шестью тысячами жителей, названное испанцами эсканьяками (escanjaques). Существует много споров об эсканьяках, которые во многом были схожи с апачами, живя исключительно буйволами, и использовали тот же знак мира и дружбы, что и они, но похоже, они не были апачами, потому что Джусепе не понимал их, как тех апачей, у которых он жил. Это могли быть  kansas, osages или tonkawas.
Вскоре после возвращения Оньяте с равнин, жители Кивиры (уичита) отправили эмиссара с 600 людьми в Нью-Мексико. Он пригласил испанцев вступить в дружеский союз, и вернуться с ним, чтобы вместе сражаться с ихними врагами, по-видимому, эсканьяками. Обе стороны беседовали на языке апачей, взаимно понятном.  Посланец также сообщил Оньяте, что они отправились в Кивиру объездным путем, и что если бы они ехали на север, то прибыли бы быстрее, предложив маршрут через Таос (округ Таос, Нью-Мексико).

Когда Оньяте отклонил просьбу эмиссара, он попросил дюжину солдат, с которыми был бы счастлив. Оньяте снова отказался, отчасти из-за массового бегства поселенцев, которое произошло, когда он был в Кивире. Эмиссар в последний раз попросил шестерых солдат, чтобы ему было хоть что-то показать своему вождю, когда он вернется. Оньяте наконец уступил, хотя позже он передумал, и солдаты не ушли.

 

Оньяте упустил прекрасную возможность установить прочные отношения с жителями Кивиры, что имело бы большое значение для испанцев в будущем. Его отказ совершить поездку самому, или отправить солдат означает, что он потерял возможность лучше узнать апачей, которые жили в непосредственной близости от Таоса. По-видимому, они были в мире с уроженцами Кивиры, так как индейский посланец был уверен, что с шестью солдатами и двумя проводниками они могут безопасно пересечь их территорию.

* 30 июля, «Свидетельство Маркоса Леандро» (Testimonio de Marcos Leandro)  королевского писаря, идентифицирует как Cibole;o  что-то или кого-то, что является частью бизоньих равнин, а равнина относится к прериям: «… Нация индейцев вне закона (не подпадающая под действие закона корона Испании), которых называют апачами, и испанцы также называют вакеро/пастухами, поскольку они живут на равнинах Сивола (Сибола), где по их словам, обитает большое количество крупного рогатого скота (буйволов); эти индейцы приносят в поселения шкуры убитых ими буйволов, мясо и жир, и меняются с оседлыми индейцами на кукурузу».

(Священник Хуан де Миранда утверждал, что апачи  los llanos- равнин жили среди индейцев пуэбло в антиколониальной борьбе, организованной вокруг Сикуйе (Пекос, округ Сан-Мигель, Нью-Мексико), и что испанские войска, готовые пойти на войну против них, идентифицировали апачей-охотников на буйволов как «Апачей, называемых параонез» (Apaches  Paraonez), которые обитали между Сикуйе и Эль-Пасо (округ Эль-Пасо, штат Техас).


1606

Группы апачей и навахо из Нью-Мексико нападают на  селения индейцев пуэбло, которых они считают союзниками испанцев, и угоняют ихний скот. В конце концов они напали на сам Сан-Габриэль (недалеко от современного Альбукерке, округ Берналильо, Нью-Мексико), поэтому испанцы провели серию ответных кампаний, которые по-видимому имели некоторый успех. Хуан Мартинес де Монтойя, один из первых колонистов провинции Нью-Мексико в вице-королевстве Новой Испании, получил энкомьенду среди хемес (группа коренных жителей пуэбло в Нью-Мексико), подвергался нападению апачей или навахо, страдал от кражи скота, и это продолжалось два года.  Испанские поселенцы не отличали апачей от навахо.

 
1607

Хуан де Оньяте посылает три экспедиции против групп апачей (и навахо), которые напали на поселение недалеко от современной Эспаньолы  (округ Рио-Арриба, Нью-Мексико). Одну - под командой своего сына Кристобаля, и две - под командой Хуана Мартинеса де Монтойи; затем 24 августа он подал в отставку и хотел уехать из Нбю-Мексико, но ему было приказано подождать пока его преемник не прибудет, (пока вице-король Луис де Веласко-и-Кастилья не назначит Хуана Мартинеса де Монтойя  временным губернатором).

1608

* 6 марта вице-король Новой Испании Луис де Веласко (сын) направляет письмо губернатору (исполняющему обязанности) Нью-Мексико Хуану Мартинесу де Монтойя, в котором говорится:  «Повеление вице-короля губернатору Нью-Мексико дону Хуану Мартинесу де Монтойя, со всеми имеющимися у него людьми и оружием стремиться к тому, чтобы отряд пришел к средствам правовой защиты, позволяющим избежать ущерб, причиненный  апачами во время войны».
* Группы апачей уничтожают и сжигают несколько деревень, и крадут лошадей в Нью-Мексико.

1609

* 29 января Луис де Веласко, вице-король Новой Испании, принимает отставку Хуана де Оньяте, и назначает первым губернатором Королевства и провинций Нью-Мексико Педро де Перальта.
* 30 марта Педро де Перальта получает указания от вице-короля относительно апачей (или навахо) и организует экспедицию, которая продлится с апреля по октябрь,  примерно с 60 испанцами.

 
* В этом году Хуан де Оньате с небольшой группой покидает Сан-Габриэль (недалеко от современного Альбукерке, Нью-Мексико), направляясь обратно в Мексику, когда на них нападают апачи. (После короткого боя апачи отбиты, но его сын Христофор убит.)
* В этом году Франсиско де Леоз, королевский нотариус и рассказчик, делает официальный отчет королю, где он связывает землю Сиболы и мясо буйволов с индейцами вакеро (апачами):  «... Многие племена изнутри приходят в землю Сиболы, чтобы купить мясо, которым торгуют индейцы вакеро...».

1610

В этом году вице-король Веласко назначает губернатором Нью-Мексико Педро де Перальта,  чтобы заменить Хуана де Оньате. (Перальта перенес столицу провинции в Санта-Фе. Новая политика Веласко определяла апачей, как опасных союзников и врагов испанцев  «... Поскольку некоторые народы  находятся на границах апачей, которые обычно укрывают наших врагов, и там они проводят встречи и консультации, замышляют свои заговоры, и занимаются грабежом и войной...»).

1620

Испанцы начинают называть группы апачей, насчитывающие около 400 человек, по регионам которые они занимают, упоминая их поместья и их вождей, таких как те, которых они находят у верховья реки Гила (юго-запад Нью-Мексико), которых они называют  gile;os, и которые постепенно расселяются дальше на запад, который в будущем станет Аризоной.

 

1626

* Падре Иероним де Зьарате Сальмерон, в своем докладе о Калифорнии и Нью-Мексико, впервые упоминается в навахо говоря о «Apache navaju»,  как о северных соседях хемес, обитающих между реками Чама и Сан-Хуан  (слово «наваху» на языке тева означает «большие сельскохозяйственные поля», на языке  tewa, tigua и towa или j;mez говорили в основном в регионе, населенном коренными народами пуэбло в Нью-Мексико, поскольку в отличие от апачей, они были хорошими фермерами).
* В этом же году францисканец Алонсо де Бенавидес отправляется в трехлетнее путешествие по Нью-Мексико. (Он вступает в контакт с апачами Ксилы (Xila), в 36 км к западу от Рио-Гранде, в Сан-Антонио-де-Сенеку, (на окраине современного Сьюдад-Хуарез, штат Чиуауа).

1627

Фелипе Сотело Оссорио, губернатор Нью-Мексико, посылает экспедицию на восток в поисках рабов, против вакеро - апачей, до сих пор бывших мирными, и которые обычно торговали с испанцами и индейцами пуэбло, заставляя их тем самым  стать врагами.

1629

Группа апачей разрушает Ла-Полвареда-де-Сан-Лоренцо (ныне Полвадера, округ Сокорро, Нью-Мексико), сельскохозяйственное сообщество, основанное в том же десятилетии испанцами среди мирных пиро (piro - группа, принадлежащая к индейцам пуэбло). Он будет восстановлен, затем заброшен в 1680 г.,  и снова заселен в начале 19 века.

1630

В том же году францисканец Алонсо де Бенавидес создает свой  труд «Memorial de fray Alonso de Benavides» где, среди других народов, он говорит об апачах.

 

(Он упоминает вождя Санаба (Sanaba), который занимал земли, расположенные к западу и северу, в нескольких днях пути от пуэбло (деревни) пиро Сенеку (недалеко от нынешнего Сокорро, округ Сокорро, Нью-Мексико), и которого испанцы классифицировали как апача гила (apache del Gila [chihenne]). Санаба регулярно посещал все мероприятия, происходившие в Сенеку, в том числе и проповеди монахов. По словам Лэнса Р. Блита, в его книге  «Чирикауа и Ханос. Сообщества насилия на юго-западных границах, 1680-1880»,  Санаба был в восторге от священников, подарив им замшу из оленьей кожи, на которой были нарисованы зеленое солнце, серая луна, и два креста. Возможно Санаба надеялся, что этот подарок поможет его людям сохранить привычку торговать  с окрестными деревнями без вмешательства испанцев. Если это и было намерением, то вскоре ему пришлось   разочароваться.

 


В то время на сцену вышел новый значимый фактор-лошадь. Апачи крали лошадей вместе с другим скотом, используя их исключительно в качестве пищи. Апачи эпохи Санабы, и позже, продолжали есть лошадей, но в то же время научились использовать их под седлом. С ними они штурмовали более отдаленные цели, и передвигались намного быстрее, чем когда шли пешком. Деловые отношения  не исчезли, но отошли на второй план. Верхом на лошадях они могли получить  еще больше лошадей в более отдаленных поселениях, торговать ими, или  потреблять в качестве пищи.

Бенавидес также упоминает Квиниа (Quinia), вождя апачей региона реки Гила (chihenne, хотя есть историки, которые утверждают что это были  jicarilla), которые будучи достаточно многочисленными, были еще и довольно воинственны. Бенавидес сумел обратить в христианство нескольких апачей гиленьо, но другому монаху не повезло. Апачи Квиниа взбунтовались и хотели убить его, хотя в последний момент предпочли оставить его брошенным. Бенавидес писал:
«Начало нации апачей: продвигаясь затем к тому же северу в тридцати лигах (144 км) через эту нацию манса (nativos mansos), мы сталкиваемся с великой нацией апачей, которую в этой части называют del Perrillo  (апачи Мескалеро),  там обнаружили агуахе, что имело большое значение для этого пути, потому что многие лиги прошли без воды с большим трудом: и, таким образом, название Apache del Perrillo было оставлено этой провинции. Об этом я скажу позже, потому что они  самые большие в мире; и хотя эти апачи очень воинственны, они заслуживают большего доверия, чем предыдущие народы, и мы прошли через них с меньшей осторожностью, пока снова не наткнулись на Рио-дель-Норте (Рио-Гранде), на берегах которого население Нью-Мексико (Nuevo M;xico), следующим образом...

Великая нация апачей: сказанного будет достаточно, чтобы понять естественность народов Нью-Мексико, которые стоят на берегу   реки del Norte в районе ста лье (482 км) с обеих сторон, которые все окружены со всех сторон великой нацией апачей, и в конце концов у них больше людей, чем у всех народов Новой Испании вместе взятых, хотя и среди мексиканцев: они очень энергичные и воинственные люди, и очень пылкие (хитрые) в войне, даже в том как они говорят, они отличаются от других народов, потому что они говорят тихо и медленно…  и апачи живут не в деревнях, не в домах, а в палатках и ранчо, поэтому они переезжают из одного места в другое, ища дичь, которая является их пропитанием, хотя каждое главное и собственное ранчо имеет свою известную территорию, где они сеют кукурузу и другие семена, ходят одетые в оленьи шкуры, очень хорошо обработанные,  они никому не поклоняются больше чем солнцу,  и они много смеются над другими народами, у которых есть идолы. 

Они имеют  столько женщин, сколько могут содержать, а те, кого они ловят в прелюбодеянии, наказываются по закону, который заключается в том, чтобы отрезать им уши и носы, и отрекаются от них; они слушаются старших, и они очень уважают их;  учат и наказывают своих детей, в отличие от других народов, которые не используют никаких  наказаний.  Они очень гордятся тем, что говорят правду, а те кто пойман на лжи, презираемы…    поскольку это нация, это один  язык, и он настолько обширен…  начиная с его начала, когда мы отправляемся в Нью-Мексико, который является провинцией апачей-дель-перрильо, он проходит через эту часть на запад до Южного моря,  более трехсот лиг, и продолжается до севера, мы не нашли там конца, и он впадает в пролив Аниан (название, которое в XVI и XVII веках использовалось для обозначения предполагаемого Пасо-дель-Норте от Атлантического до Тихого океана). И, осуществив осаду Нью-Мексико с этой страной восточной полосой, она расширилась более чем на сотню лиг, пока не вернулась, чтобы встретить провинцию Перрильо, сделав при этом более трехсот лиг в окружности Нью-Мексико на ее границах… Все это настолько воинственная нация, что она стала суровым испытанием для испанцев, и за это их очень уважают, и они говорят, что только испанцы заслуживают титула народа, а не другие народы вокруг. 

 

Начало обращения апачей: я начал обращение этой нации апачей северным отрядом на ранчо капитана Куиниа, известного своей воинственностью, поставив в нем первые кресты, после капитан, его жена и дети были крещены, которые восстали и хотели убить отца, который их наставлял.  И, имея стрелы, уже нацеленные на него, они не осмелились сделать это, и бежали с ранчерии, и оставили одного отца…   это всегда в начале это происходит в обращениях...

Обращение апачей-навахо: затем покинули  провинцию апачей ксила (гила) и пошли тем же курсом, который пролегает вдоль западной границы деревень,   к северу более чем на пятьдесят лиг, полных деревень под юрисдикцией ксила, мы проходим в провинцию апачей-навахо, которые хотя и принадлежат к той же нации апачей, что и предыдущая, подчиняются другому главному капитану, и ведут другой образ жизни, потому что те, кто позади, не сеют, но их поддерживает охота; и сегодня мы раздробили их землю и научили их сеять, а эти  из навахо очень великие фермеры, что и означает  слово навахо - большие сеятели…

 

Апачи-пастухи (вакеро) коров Сибола: мимо этой провинции апачей-навахо, возвращаясь уже по правую руку на восток, начинается провинция апачей-вакеро  (apaches jicarillas, mescaleros?), которая проходит через эту часть и возвращается, огораживая деревни более 150 лье (724 км), пока не достигнет перрильо, при входе в Нью-Мексико...  Из этого скота питаются эти вакеро- апачи, для чего они осторожно идут к ихним водопоям, прячутся вымазанные (испачканные) и окрашенные грязью той же земли, и лежат на тропах, которые сделал скот,   используя стрелы, которые они несут… 

Эта провинция вакеро-апачей, близкая  к  Нью-Мексико по своей границе более чем на 150 лье, с восточной стороны и простирающаяся по тому же курсу более чем на сто, вся она населена ранчо  и бесконечными людьми…  наш Господь служил, чтобы началось их обращение, и умиротворение…    С вышеупомянутым, как мне кажется, эта нация апачей будет известна, которая, как сказано, составляет около ста лиг (482 км), населенная жителями Нью-Мексико на берегах del Norte…». 


1631

С этого года испанцы захватывают рабов апачей для продажи в шахтерских лагерях Нуэва- Бискайя.   (Они также использовали апачей в качестве посредников в торговле с аборигенами прерий.)


1634

В этом году из пуэбло Пекос (округ Сан-Мигель, Нью-Мексико) отправляется экспедиция капитана Алонсо Бака с монахом Андресом Хуаресом, которая пройдет 1448 км на восток, через  великие равнины Техаса, до большой реки, которую их  проводники отказываются пересечь, опасаясь быть убитыми местными жителями, и они возвращаются (поскольку проводники вероятно были апачами, их врагами могли быть уичито из группы кэддо, а река вероятно была Арканзасом, но также могла быть и Миссисипи).


1635
В этом году набеги апачей в Нью-Мексико увеличиваются. (Испанцы часто нападали на ранчо мирных апачей, захватывая пленников.)

1638
26 сентября монах Хуан де Прада пишет о набегах апачей хикарилья против крещеных индейцев Пуэбло.


1640
В этом году эпидемия вызывает 3000 смертей среди индейцев пуэбло, в то время как апачи крадут много кукурузы в Нью-Мексико, вызывая голод.

 

1650

Боевые действия между испанцами и апачами усиливаются. Испанцы из Нью-Мексико отправились в верховья реки Колорадо (Техас), где они обнаружили несколько жемчужин и заключили там торговые сделки с хумано. В течение следующих нескольких лет испанцы из Нью-Мексико обменивали предметы на шкуры буйволов. Равнинные  апачи, вероятно пытаясь предотвратить эту торговлю, усилили свои атаки, особенно против Лас-Хуманьяса (ныне Гран-Кивира, округ Торранс, Нью-Мексико), наиболее логичного места для этого обмена.


1652

В этом году налетчики апачей разграбили Las Huma;as  (ныне Гран-Кивира, округ Торранс, Нью-Мексико) и осквернили церковь; забрали  в плен 27 женщин и детей. (Испанцы ответили экспедицией в горы Сьерра-Бланка (округа Линкольн и Отеро, Нью-Мексико), которые оставили апачей  «хорошо наказанными». Непонятно, что это были за апачи. По-видимому, они пришли из восточных гор Сьерра-Бланка, и они, возможно, были предшественниками апачей-мескалеро. Также возможно, что они были апачами с востока, и что они напали на деревню Хуманьас (Huma;as), чтобы прервать их торговлю с хумано, врагами апачей равнин.

 

1653

В этом году капитан Франсиско де Ортега преследует группу апачей, которые украли стадо кобыл в районе реки R;o Abajo   (округ Валенсиа, Нью-Мексико). Группа Ортеги догнала рейдеров, напав на них врасплох среди ночи, убив их и вернув стадо. По различным предметам найденным в лагере они обнаружили, что апачи были в контакте с некоторыми индейцами из пуэбло.

1656
В этом году губернатору Нью-Мексико Хуану Мансо де Контрерасу удается убедить некоторых местных жителей пуэбло Пикурис (округ Таос, Нью-Мексико) отправиться с испанцами в набеги, в поисках рабов-апачей. (Это привело к изменению отношений, обычно дружеских, которые эти туземцы имели с апачами. По испанскому законодательству было законно получать только рабов, приобретенных в ответных войнах).


1659

* Наступает сильный голод, который заставляет апачей приезжать в северные деревни Нью-Мексико, чтобы обменять своих пленников, а в некоторых случаях и собственных детей, на еду. (Францисканские миссионеры воспользовались ситуацией, чтобы купить много детей апачей, для обращения их в христианство. Губернатор Нуэво (Нью)-Мексико также воспользовался ситуацией, чтобы захватить и поработить многих апачей, которые мирно пришли торговать.
Это оказалось важным поворотным моментом для апачей. Ненасытное желание испанцев получить рабов, и успех и прибыльность в продаже их, заставили апачей учиться и  самим торговать пленниками, которых они  добывали в своих набегах. Получая пленников, апачи также смягчали испанские набеги на свои собственные ранчо. 

 

* 4 сентября губернатор Нью-Мексико Бернардо Лопес де Мендисабал направляет экспедицию из 40 испанцев и 800  крещеных индейцев пуэбло в поисках рабов-апачей (они захватили 70 человек),  для продажи в  Real de Minas del Parral  (Чиуауа), что приводит к репрессиям со стороны апачей и навахо, которые нападают на деревни Лас-Салинас (на границе между графствами Торранс и Сокорро, Нью-Мексико), Хемез (Хемез-Спрингс, округ Сандовал, Нью-Мексико), Сан-Ильдефонсо (округ Санта-Фе, Нью-Мексико), и Сан-Фелипе (округ Сандовал, Нью-Мексико) и на  Королевскую дорогу (маршрут, соединяющий Мехико с Санта-Фе),  и на фермы недалеко от Рио-Гранде (на  территории, которой сейчас является Нью-Мексико), убивая поселенцев, крадя скот и захватывая нескольких пленников.

(До 1659 года апачи торговали в основном кожей, мясом и солью,  и время от времени меняли некоторых пленников, или отдавали их в качестве подарков. Однако, после 1659 года рабы стали основной частью торговли на сезонных ярмарках в Нью-Мексико. Они называли это «спасением». Большинство рабов были возможно из племени кэддо, захваченных  в набегах на Кивиру (недалеко от современного Линдсборга, округ Макферсон, штат Канзас).


1660

В этом году капитан Диего Ромеро с группой испанских солдат отправляется на равнины, чтобы торговать с апачами. (Они приветствовали испанцев. Ромеро сказал им, что его отец посетил их много лет назад, родив сына от женщины-апачки.   Апачи сказали, что Ромеро должен сделать то же самое. Ромеро прошел брачную церемонию  с женщиной апачей. Во время его пребывания были проведены и другие церемонии, в которых апачи назвали его «капитаном» (вождем), предоставив ему два тюка мехов, и палатку.

Такие церемонии улучшили отношения между испанцами и апачами равнин. Они не воспринимали эти церемонии легкомысленно, почитая других испанцев, в том числе отца Ромеро,  титулом  «капитан». Возможно апачи надеялись, что предлагая такие «титулы»  испанским лидерам, они смогут быть в безопасности от рейдов по захвату рабов, но они продолжались и дальше, и апачи равнин иногда становились  их жертвами.
 

В этом году  Las Humanas (сегодня Гранд Кивира, округ Торранс, Нью-Мексико) все еще был крупным торговым центром, но хумано из региона за рекой Пекос (Техас) были заменены апачскими торговцами. Визиты не всегда были мирными, но они увеличивались.
Апачи равнин стали более агрессивными по отношению к другим племенам, заставив хумано двигаться дальше на юг,  от контактов с испанцами и индейцами пуэбло, поселившимися вблизи Las Humanas, заставив апачей доминировать в торговле в этом районе.  Они совершали набеги по землям Кивира (уичитас) и кэддос, дальше на восток, снабжая рабами ненасытный испанский рынок.

Апачи равнин поддерживали относительно мирное сосуществование с испанцами Нью-Мексико, воздерживаясь от слишком большого контакта, чтобы уменьшить инциденты с ними, и имея с коренными народами Пекос (округ Сан-Мигель, Нью-Мексико) важный источник торговли.


1662

Губернатор Нью-Мексико Бернардо Лопес де Мендизабал утверждал, что он владел 90 рабами апачей во время своего пребывания в должности. (Мендизабал разработал более 90 указов, оправдывающих взятие пленных. Большинство рабов апачей были заняты на работах вместе с другими испанскими рабочими и индейцами пуэбло. Они также обрабатывали меха и шкуры, делали окрашенные кожаные шторы для дверей, и обрабатывали кожу для изготовления обуви и одежды. Со своей стороны, апачи также занимались захватом пленников в своих набегах).


1664

Группа местных жителей бежит из Таоса (округ Таос, Нью-Мексико), укрываясь в Эль-Куартелехо  (к северу от Скотт-Сити, западный Канзас), поселке апачей на равнинах, где они будут жить несколько лет, строя каменные и глинобитные дома, подобные тем которые они покинули во время своего бегства. Капитан Хуан де Арчулета бессмысленно преследовал их до реки Арканзас (Колорадо), став первым европейцем, который исследовал значительную часть этого штата.


1666

С этого года длительная засуха в сочетании с чумой, которая продлится до 1671 года, вызывает много смертей, наряду   с нападениями апачей в Нуэво-Мексико, перед которыми мало что могут сделать 170 солдат, разбросанных по большой территории. (Эти несчастья ослабили индейцев пуэбло и испанцев. Весьма вероятно, что пострадали и апачи равнин. Мир царил, когда дождей было достаточно, и охота изобиловала на равнинах. Когда наступила засуха, и посевы были скудны для торговли,  а охоты уменьшились, апачи увеличили свои набеги, чтобы получить кукурузу и другие товары от  пуэбло, иногда вторгаясь в их более мелкие поселения. 450  пуэбло голодали только в Лас-Хуманьяс. (сегодня Гранд-Квивира, округ Торранс, Нью-Мексико).

Столкнувшись с риском гибели в больших количествах, южные  пуэбло пытались подняться в гневе, и с помощью апачей  свергнуть испанцев. Несколько попыток были пресечены, и их лидеры повешены. Это были  пирос и томпирос (из индейцев пуэбло), которые восстали с помощью апачей, будучи раздавлены испанцами. Индейцы пуэбло были вынуждены помочь испанцам против своих бывших союзников апачей.

Весной этого года испанская экспедиция напала на апачей в регионе Акома (округ Сибола, Нью-Мексико). Они изменили свою тактику нападения от малой до крупномасштабной, направленной на уничтожение коренных народов.

 

 

1668
Зимой этого года и в начале следующего года губернатор Хуан Родригес де Медрано созывает в Санта-Фе (округ Санта-Фе, Нью-Мексико)  энкомендеро (энкомьенда: распределение коренных жителей между завоевателями и поселенцами) Нью-Мексико для организации кампании против восточных апачей, которые напали на жителей пуэбло Салинас (округ Сокорро, штат Нью-Мексико).  Энкомендеро де Лас-Хуманас (ныне Гран Кивира, округ Торранс, штат Нью-Мексико) погиб, и когда его сын отказался явиться, губернатор передал энкомьенда Хуану Домингез де Мендоза на протяжении трех поколений, в награду за его ценные услуги, оказанные во многих кампаниях против апачей.


1670
* В этом году апачи из района Siete R;os - семи рек (нижняя часть реки Пекос, штат Техас) совершают набег на Хуманьи (сегодня  Гран-Квивира, округ Торранс, Нью-Мексико), ограбив церковь и уничтожив священные образы и украшения. Апачи убили 11 жителей и забрали 30 пленников. Хуан Домингез де Мендоза (энкомендеро де Лас Хуманья)  быстро отреагировал, собрав 30 испанцев и 300 туземцев пуэбло чтобы выследить апачей, и убив 13 из них и вернув шесть пленников.

* В этом году из-за засухи апачи-липан делятся на две группы: одни направляются к верховьям реки Колорадо, а другие отправляются в район Сан-Антонио (округ Бексар, Техас). Липан приобретают лошадей у хумано (уроженцев Западного Техаса, юго-восточного Нью-Мексико и Северной Мексики), и у индейцев пуэбло Нью-Мексико и пуэбло  Ла-Хунта-де-лос-Риос (Пресидио, округ Пресидио, Техас).

 
 

1671
1 августа апачи реки Гила (bedonkohes и chihennes) во главе с Чилмо (El Chilmo), в середине дня штурмуют деревню пиро Сенеку (округ Сокорро, Нью-Мексико), рядом с Рио-Гранде. В скоординированной атаке верхом на лошадях они штурмовали население, и разогнали весь скот. Группа испанцев и индейцев пирос вышла в погоню, но апачи ждали их в засаде, заставив  их отступить - по одной версии,  и по другой - убив  их всех, последнего человека.


1672
* 7 августа группа  апачей атакует Хавикух (деревня зуньи в западной части Нью-Мексико), убив  монаха Педро де Авила и Айала, и 200 жителей. (Они сжигают церковь-миссию, которая не будет восстановлена, и берут в плен 1000 человек вместе со скотом.)
* В течение этого года апачи нападают по всему Нью-Мексико в поисках скота и овец, и получают нескольких пленников, разрушив семь из 46  деревень. (В этом году апачи в большом количестве напали на Хуманьи (сегодня Гранд Кивира, округ Торранс, Нью-Мексико), разграбили деревню и забрали скот и стада овец. После отступления, они не позволили индейцам работать на полях и охотиться. Несколько раз они приходили в деревню ночью, устраивая засады. Столкнувшись с этим постоянным преследованием, жители - около 500 семей - забрали свое имущество, и эвакуировались.


1673
 17 апреля губернатор Нуэва-Бискайя Хосе Гарсиа де Сальседо приказывает всем жителям Идальго-дель-Парраль (Чиуауа), которые привезли апачей из Нью-Мексико и имеют их во власти, освободить их.


1674
 Апачи вынуждают   600 тигуа покинуть город Quarai ,  (группа индейцев пуэбло), и они укрываются в 19 км к северу в миссии Сан-Мигель в   Tajique (округ Торранс, Нью-Мексико), присоединившись к 300 тигуа, которые  его населяли. (Диего де Паррага, последний священник из Quarai, эксгумирует тело монаха Херонимо де ла Льяна, умершего в 1659 году, и хоронит его в  Tajique)...

 



1675
* 23 января группа апачей вторгается в деревню пиро (группа коренных народов Пуэбло) Сенека, убивая францисканца фрай Алонсо Гил-де-Авила, и многих его жителей. (Оставшиеся в живых бежали в деревню Сокорро  (округ Сокорро, Нью-Мексико), Сенеку оставался заброшенным до ноября 1677 года.

* В этом году апачи-фараон атакуют восточную часть Нью-Мексико. (Сообщения испанцев указывали на фараон, как на равнинных апачей - союзников индейцев пуэбло-де-Сикуйе.
* В этом году апачи заставляют отказаться от  Tajique (округ Торранс, Нью-Мексико), и почти 1000 тигуа направляются в Эль-Пасо-дель-Норте (сегодня Сьюдад-Хуарес, Чиуауа). Большинство рейдеров были навахо, или  апачи из западного Нью-Мексико, они дошли до поселений вдоль Рио-Гранде. Апачи равнин были относительно мирными в этот период. Фактически, они продолжали посещать ежегодные ярмарки в  пуэбло Пекос  (округ Сан-Мигель, Нью-Мексико), даже когда южные деревни страдали от разрушительных набегов.
Испанцев также интересовало, что происходит в Кивире, они постоянно спрашивали апачей, прибывших в  пуэбло Пекос, о возможном богатстве местных жителей. Хотя реакция апачей была отрицательной, в испанском воображении   все еще жила мечта о легендарных золотых городах, времен Коронадо.

Одним из важнейших факторов повышенной агрессивности апачей было приобретение лошади. Раньше они находились в невыгодном положении при нападении на испанские деревни или поселения. Они не могли быстро уйти, когда были нагружены добычей. Таким образом, торговля была более выгодным средством получения товаров, в которых они нуждались. Как только они получили лошадь, все стало намного проще. Апачи могли быстро отправиться в поселения, чтобы без предупреждения атаковать, грабить и бежать  до того, как жители смогли бы ответить и защитить себя. Сначала для апачей лошадь была  всего лишь дополнительным источником пищи, а затем стала и средством передвижения в их путешествиях, но где-то между 1620 и 1630 годами она стала использоваться в набегах, как только они обучились у испанцев методам верховой езды.

 
* В этом году Хуан Франсиско де Тревино, новый губернатор Нью-Мексико, приказал сжечь кивы (круглые комнаты, вырытые в земле, с крышей и лестницей вниз,  для  религиозных церемоний или сбора совета) и идолов индейцев пуэбло, и арестовать 47 шаманов, обвиненных в колдовстве и убийстве нескольких миссионеров: четверо были приговорены к смерти (трое повешены, а 4-й покончил жизнь самоубийством), а остальные избиты и заключены в тюрьму. (Затем он вынужден был освободить их из-за агрессивности индейцев  пуэбло, которые пользуясь  тем фактом, что большинство солдат сражаются с апачами, ворвались в их резиденцию. Одним из освобожденных пленных шаманов был Попе (Pop;, Попьэ) - религиозный лидер племени сан-хуан (tribu San Juan).


1677
В этом году отец Франсиско де Айета, старший францисканец миссий Нью-Мексико, доставляет караван припасов в Санта-Фе (округ Санта-Фе, Нью-Мексико), в том числе около 1000 лошадей для войск (грабежи и конокрадство апачей, практически превратили их в пехотинцев). Позже он вернется в Мексику, чтобы взять  еще больше. По возвращении в Нью-Мексико в 1680 году, с повозками с припасами, лошадьми и 50 солдатами, набранными в Мехико, он встретит испанских беженцев, бежавших от восстания индейцев пуэбло на Рио-Гранде).

 
 


1680

* 10 августа начинается восстание индейцев пуэбло (продлится до 1692 года), во главе с шаманом Попе (Попьэ-Pop;, По-Пэй) и частично при поддержке апачей, которые усиливают свои нападения на испанцев, не нападая на индейцев пуэбло. (Непонятно, какую роль сыграли апачи в восстании пуэбло. Они конечно были не очень довольны испанцами, в основном из-за их набегов, чтобы захватывать их в рабство.

Известно об участии в этом восстании так называемых апачей Achos, которые жили недалеко от Таоса (округ Таос, Нью-Мексико), обычно называемых джикарильями, помогая коренным народам Таос и Пикурис  (округ Таос, штат Нью-Мексико), убивая и изгоняя испанцев из этих мест. Как  Achos, так и другие группы апачей поддержали восстание индейцев пуэбло, присвоив всех лошадей, которых они могли найти, запретив их использование испанцам и позволив индейцам пуэбло иметь возможность забирать себе овец и стада крупного рогатого скота.
 

Как и несколько лет назад, группы  индейцев пуэбло бежали от испанцев в  Эль-Куартелехо (к северу от Скотт-Сити, западный Канзас), чтобы жить вместе с апачами равнин, укрепляя  взаимную дружбу и брачные узы.  Это могло стать  еще одной причиной их помощи в восстании.

 

Во время восстания были убиты 18 францисканцев, в том числе Хуан де Хесус Мариа, проповедник миссии Сан-Диего в деревне Хемес (Хемес-Спрингс, графство Сандовал, Нью-Мексико),  на которого 11 августа было совершено нападение у алтаря; три брата-мирянина и 380 испанцев. Остальные бежали в Санта-Фе (округ Санта-Фе, Нью-Мексико) и на территорию индейцев ислета (часть индейцев пуэбло, не участвовавших в восстании). Оборону Санта-Фе выполнял капитан Алонсо Гарсиа, до эвакуации. Один из лидеров  индейцев пуэбло встретился с губернатором Антонио де Отермин, и попросил его освободить всех пленных, удерживаемых испанцами, включая жену и детей вождя.  Вождь пуэбло подтвердил, что апачи, которые были с повстанцами, просили его людей,  и что если Отермин не удовлетворит их требования, они немедленно возобновят войну. Он также сообщил испанскому губернатору, что они ждут подкрепления из Таоса и Пикурис (оба в округе Таос, штат Нью-Мексико).

 

El pueblo Taos sirvi; como base para Pop; durante la revuelta.


Отермин ему не поверил.  Он считал, что апачи находятся в состоянии войны с коренными жителями пуэбло и не сотрудничают с ними, и что это объявление должно было создать впечатление, что ситуация была еще более ужасной. Фактически, среди коренных жителей пуэбло была группа апачей, заинтересованных в освобождении родственников, удерживаемых испанцами. После 10 дней осады испанцам удалось убить 300 повстанцев и казнить 47 пленных. Вскоре после боя один испанский монах обнаружил безжизненные тела нескольких павших апачей среди местных бойцов пуэбло. 1000 жителей Санта-Фе покинули ее 21 августа по приказу губернатора Антонио Де Отермина, который проверил по убитым врагам масштабы восстания, направляясь на юг.
 

Таос (округ Таос, штат Нью-Мексико), центр восстания,  Ислета (округ Берналило, штат Нью-Мексико) и Сокорро (округ Сокорро, штат Нью-Мексико) также были оставлены испанскими и индейскими христианами (часть ислета нашла убежище среди хопи и пиро, которые остались в Сокорро, но будут убиты апачами),  и из более чем 2000 человек, которые покинули Сокорро чтобы пересечь «Хорнада-дель-Муэрто» (пустыня в округе Сокорро, Нью-Мексико), выжило менее 1200 человек.
 


Попе поселился во дворце губернатора до своей смерти (возможно, в 1688 году), занимая должность губернатора Нью-Мексико до 1685 года. Антонио де Отермин и Фрай Франсиско де Айета, настоятель францисканцев Нью-Мексико, сосредоточили 1946 беженцев в лагере Ла Салинета (сегодня Канутильо, округ Донья-Ана, Нью-Мексико), и поселили их  в четырех местах вдоль реки Рио-Гранде: Эль-Пасо-дель-Норте (сегодня Сьюдад-Хуарес, Чиуауа), Сенеку-дель-Сур (жители piro de Senec;),  Ислета-дель-Сур (сегодня Эль-Пасо, округ Эль-Пасо, штат Техас), и Сокорро (Сокорро, округ Эль-Пасо, штат Техас; не путать с округом Сокорро, штат Нью-Мексико).

Антонио де Отермин основал свою штаб-квартиру в испанском городе Сан-Лоренцо (сегодня Сьюдад-Хуарес, Чиуауа). Вскоре после этого группа тивас и пирос, принадлежащие к уроженцам пуэбло, отправилась в Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа) с намерением проникнуть в окружающие его гасиенды, столкнувшись с группой фараон-апачей, которые убили пятерых  пуэбло, заставив  их развернуться назад. Название «фараон» впервые появилось в 1675 году, а позже было заменено термином мескалеро. (Они жили между Рио-Пекос и Рио-Гранде, но другие историки утверждают, что фараон были хикарилья).
 


* В этом же году Апачи реки Гила (bedonkohes и chihennes) расширяют свою территорию дальше на юг, совершая набеги на реку Сан-Педро, к югу от Аризоны, и на север Чиуауа.
* С 1680 по 1690 год испанские источники впервые идентифицируют группы апачей там, где сейчас находятся юго-восточная Аризона, юго-западная часть Нью-Мексико, и северная часть Соноры.


1681
 6 ноября 146 испанских солдат и 112  индейских союзников покинули Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа), чтобы отвоевать Нью-Мексико после восстания индейцев Пуэбло. Район вокруг Эль-Пасо-дель-Норте был достаточно умиротворенным, чтобы губернатор Антонио де Отермин попытался вернуть Нью-Мексико. По пути они увидели апачей – несколько из них были  верхом, а другие пешие. Когда они прибыли в Сенека, они нашли деревню заброшенной. Отермин приказал сжечь деревню, продолжая двигаться на север, увидев следы апачей, похожие на следы стада, направляющиеся к их родным местам. Они также нашли заброшенный лагерь апачей в каньоне, где по словам Отермина, они подготовили им засаду. Отермин и его люди считали, что реконкиста Нью-Мексико будет относительно легкой, потому что они думали, что апачи опустошили население индейцев пуэбло, не имевших испанской защиты, и что многие из них будут только приветствовать испанцев. Однако, они ошибались.
 

Фрай Франсиско де Айета, сопровождавший Отермина, отметил, что коренные народы во многих случаях обращались за помощью к апачам, и они давали ее им. Кроме того, продолжал Айета, апачи не уничтожили ни одного населения коренных народов (пуэбло). Апачи даже общались с жителями пуэбло, участвуя в их пиршествах и танцах.  Однако характер апачей взял верх, и они положили конец мирным отношениям,  развязав войну. Несмотря на это, индейцы пуэбло защищали себя без испанской помощи. Отермин  предположил, что деревни были оставлены из-за набегов апачей. Даже не предполагалось, что это могло быть связано с возвращением испанцев. 

Тот факт, что апачи остались, указывает на присутствие женщин и детей, что свидетельствует о том, что они не участвовали в войне. Точно так же лагерь апачей, расположенный в каньоне, скорее всего был не для засады, а просто скрытым и безопасным убежищем для отдыха. Если  с ними были родные, безопасный лагерь имеет большой смысл. Отермин признался в письме к вице-королю, что ущерб нанесенный апачами был меньше чем ожидалось, и что  индейцы пуэбло, казалось, полны решимости сохранить свою независимость. Отермин рекомендовал испанским изгнанникам и верным союзникам пуэбло поселиться в окрестностях Эль-Пасо-дель-Норте, в качестве оплота для защиты Нуэва-Бискайа.

1682

* 30 января монах Николас Уртадо пишет о своем опыте с испанскими войсками, маршировавшими между Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа) и Ислета (округ Берналилло, Нью-Мексико),  указывая, что в результате рейда апачей на лагерь, было похищено 200 животных - лошадей и крупного рогатого скота.

*  В этом году пленник хумано, захваченный во время восстания пуэбло, сообщает Антонио де Отермину, губернатору штата Нью-Мексико, что равнинные апачи, жившие в 885 км к востоку, украли лошадей в Соноре (на территории нынешней Аризоны), и торгуют ими с гила-апачами на северо-западе. (Антонио де Отермин после восстания  пуэбло укрепил район, который начал подвергаться нападению апачей, основав пресидио Сан-Хосе (сегодня Сьюдад-Хуарес, штат Чиуауа). На самом деле это были форты с гарнизонами от 20 до 100 солдат в каждом, возведенные  в тех районах, где более или менее действовали апачи, и откуда начинались кампании против них.  Солдатам плохо платили, их снаряжение был несовершенным, и задача защиты границы от такого неуловимого врага была  крайне сложной.

* В этом году, ссылаясь на плохое здоровье, Антонио Де Отермин просит отставку, а вице-король Томас Антонио Де Ла Серда-и-Арагон назначает арагонца Доминго Хиронса Петрис-де-Крузате (или Крузант) губернатором и генерал-капитаном Нью-Мексико, который прибудет в следующем году, приказав провести энергичную кампанию против апачей.
* В этом году испанцы впервые идентифицируют группы апачей, действующие на территории сегодняшней Мексики.

 

1683
* В августе группа хуманос прибывает в Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа) с намерением восстановить контакт и торговлю с испанцами. (Они также обратились за помощью против своих врагов, апачей. Хумано и их союзники даже предлагали предоставить припасы, если испанцы помогут им в походе против апачей. Срок полномочий Антонио де Отермина истекал, и чувствуя, что ситуация в Эль-Пасо-дель-Норте  достаточно стабильна, он не хотел рисковать экспедицией.

* В этом году Доминго Хиронза Петрис-де-Крузате прибывает в Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа), чтобы занять пост губернатора Нью-Мексико, откуда он пишет вице-королю, что апачи настолько активны в своих набегах, что те немногие лошади, которые были в конюшнях, должны были быть привязаны к дверям хижин поселенцев на ночь, чтобы предотвратить их кражу. Он также сообщил, что напал на ранчо апачей, убив многих и захватив 22 из них.

Хумано снова вернулись, чтобы обратиться за помощью к испанцам. Помимо того, что они настаивали и просили миссионеров, хумано упомянули о присутствии других «испанцев» на востоке, несомненно, французов. Столкнувшись с французской угрозой и возможным союзом с уроженцами Кивиры (wichitas) и Техаса, он убедил нового губернатора Нью-Мексико организовать экспедицию из 20 добровольцев, под командованием капитана Хуана Домингеса де Мендосы.

С ним были монах Николас Лопес, и  проводник Эрнандо Мартин. Цель состояла в том, чтобы создавать миссии, торговать с хумано, и атаковать апачей с помощью союзных индейцев. Они покинули Эль-Пасо-дель-Норте 15 декабря, и спустились по Рио-Гранде к Хунта-де-Лос-Риос, где 29 декабря они основали миссию  Ла-Навидад в Лас-Крусес (недалеко от современного города Пресидио, округ Пресидио, штат Техас). Затем они пошли на северо-восток, до тех пор называвшийся Рио-Нуэсес (сегодня Рио-Кончо; не путать с Кончосом в Мексике), и где находится нынешний Сан-Анджело (округ Том Грин, штат Техас), основав 16 марта 1684 года миссию Сан-Клементе (возможно, нынешний Сан-Саба, округ Сан-Саба, штат Техас), крестив много туземцев…   

 
Вернувшись в Эль-Пасо-дель-Норте, Хуан Домингес де Мендоса и монах Николас Лопес предложили создать миссии среди хумано, которые находились на территории современного плато Эдвардс (обширного Центрального Техаса) в качестве защиты от апачей, но недавнее французское присутствие на побережье Техаса заставило испанские силы  отправиться в восточный Техас. Вождь хумано Хуан Сабатеа сообщил испанцам, что хумано и техасцы находятся в состоянии войны с апачами. Не было записано, какие апачи это были, но они вероятно были апачами-липан. Во время миграции на юг они вступили в контакт с хумано (которые контролировали верхнюю часть рек Колорадо и Кончос в северной и центральной части Техаса) и техасцами (которые жили в верхней части реки Армос, к северо-востоку от Техаса). У хумано и техасцев было множество лошадей, за которыми охотились  липан-апачи.

Домингез де Мендоза сообщил, что он опасается лояльности Хуана Сабатеа, вождя хумано. Несколько раз разведчики сообщали, что апачи находятся неподалеку, не видя их. Однажды разведчики сообщили о  ранчо апачей. Домингес послал больше разведчиков, чтобы проверить местоположение, но это оказалось ложной тревогой, хотя они и нашли старые следы том районе. Вскоре Домингез, заподозрив Сабатеа, выгнал его вместе с его людьми, считая что он постоянно задерживал экспедицию, и обманывал испанцев. Позже он писал, что по его мнению, Сабатеа сговорился с другими индейцами, чтобы убить испанцев.

Во время путешествия апачи совершили три набега на экспедицию, угоняя лошадей в каждом из них, и ранив одного испанца в третьей атаке. Видя, что ему не хватает сил и боеприпасов, достаточных для преследования налетчиков, или ведения крупномасштабного боя, он решил вернуться в Эль-Пасо-дель-Норте. Подозрение в лояльности хумано также могло повлиять на решение Домингеза. На обратном пути испанцы убили более 4000 буйволов, и прибыли в Эль-Пасо-дель-Норте с повозками, полными шкур.

 
1689
В сентябре апачи Сьерра-де-Лос-Органос (Organ Mountains,, округ Донья Ана, Нью-Мексико) подписывают мир с испанцами в Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа). Эти апачи, ранее враждебные, мирно посетили многие соседние деревни. Фрай Франсиско де Варгас, хранитель миссий Нью-Мексико, призвал миссионеров  «завоевать души апачей». Он отправился на их ранчо, расположенные в 145 км к северу от Эль-Пасо-дель-Норте, оставаясь  там на два дня, и несмотря на то что он был без защиты, они не причинили ему никакого вреда.

Недалеко от Паррала (Идальго-дель-Паррал, Чиуауа) группа апачей захватила нескольких миссионеров, освободив их позже и не причинив им вреда, накормив и предоставив им убежище. Этот мир длился недолго, но давал испанцам надежду на то, что может быть достигнут более прочный мир. Стабилизировалась также обстановка в окрестностях Эль-Пасо-дель-Норте, что позволило испанцам укрепить свои позиции. Когда Диего де Варгас прибыл в Эль-Пасо-дель-Норте в качестве губернатора Нью-Мексико в феврале 1691 года, он смог сосредоточиться на реконкисте (возвращении потерянных позиций в Нью-Мексико).

 

В феврале Диего де Варгас прибыл в Эль-Пасо-дель-Норте, чтобы начать реконкисту провинции после восстания индейцев пуэбло. Проверка показала, что у большинства солдат отсутствовали кожаные куртки, шлемы или мечи, а из  союзных индейцев, было только около 300 человек, способных носить оружие. Варгас сообщил, что во всем регионе, граничащем с Эль-Пасо-дель-Норте, было менее 200 лошадей и мулов для перевозки солдат вглубь Нью-Мексико. Несмотря на это, он планировал начать реконкисту как  можно скорее. Он сосредоточил свое внимание на новых боевых действиях апачей, готовя кампанию против них.

В начале сентября Диего де Варгас провел короткую кампанию возле Эль-Пасо-дель-Норте, убив около 40 апачей, и взяв в плен более 130. Большое количество пленных, кажется указывает на то, что он застал апачей врасплох. Он также классифицировал и дифференцировал сума, кротких и мирных апачей, которые жили недалеко от Эль-Пасо-дель-Норте, упомянув о смешанных браках, которые происходили между ними.

 

Эта небольшая кампания привела к более крупной кампании против апачей реки Гила. Хуан Фернандес де ла Фуэнте, капитан пресидио Ханос, сообщил вице-королю о враждебности апачей вокруг Ханос и в районе Пасо-дель-Норте. Наместник приказал Варгасу помочь ему в совместном походе. Хотя Варгас был разочарован тем, что ему пришлось отложить очередное завоевание Нью-Мексико, он возглавил  отряд в эту кампанию. Они  пошли к реке Гила, где нашли несколько стоянок, расположенных вдоль двух берегов реки. Испанцы напали на рассвете, заставив  апачей бежать.  Один старик и несколько женщин были захвачены, когда они молились призывая на помощь Гахе (Gahe- горные духи). Апачи нанесли ответный удар, но испанцы убили 16 воинов и захватили 23-х женщин и детей, и двух воинов. Ранняя метель заставила их отступить и вернуться в Ханос. Они прошли 2400 км, и к ноябрю вся граница была усмирена,  что позволило сосредоточиться на отвоевании Нью-Мексико).

16 мая первый губернатор Техаса Доминго Теран-де-Лос-Риос отправился в экспедицию в сопровождении священника Дамиана Массанета, чтобы осмотреть часть территории Техаса, проверить наличие французов, каталогизировать землю, природные ресурсы и коренные народы этого района. (Он нашел апачей-мескалеро, yoricas, chomes, parchacas, alachomes и pamais, все они были  охотниками на буйволов, и  жили между рекой Сабинас (Коауила) и Рио-Гранде.)

* Иезуит Евсевио Кино (падре Кино) совершает первую из своих многочисленных экспедиций в Аризону (в которых он поможет индейцам пима   диверсифицировать свое сельское хозяйство), основывает миссии Сан-Педро и Сан-Пабло-Дель-Тубутама (Тубутама, Сонора); Сан-Каэтано-де-Тумакакори  (перенесен в 1751 году и переименован в Сан-Хосе-де-Тумакакори, заброшен в 1840 году, его остатки обнаружены в национальном парке Тумакакори в Аризоне); Сан-Габриэль-де-Гевави, позже названный Лос-Сантос-Анхелес-де-Гевави, а между ними - миссия и ранчо Тубак. Вернувшись вдоль реки Санта-Крус, он также основал миссию Сан-Луис-Бакоанкос (нынешний Сентауро-де-ла-Фронтера, к юго-востоку от Ногалес, Сонора), вскоре покинутую из-за атак апачей.


1692

* В феврале Хуан Фернандес де ла Фуэнте, капитан пресидио де Сан-Фелипе и Сантьяго-де-Ханос (Чиуауа), победил апачей в противостоянии, несмотря на очевидный успех совместной кампании с Диего де Варгасом. Апачи ходатайствовали о мире, получали в подарок одежду и припасы, требуя, чтобы они отправились к Ханос для подписания соглашения. Вскоре до Фернандеса дошли слухи, что различные группы апачей заключили договор с индейцами ханос, йокомес и сума, с намерением уничтожить Эль-Пасо на севере, и все близлежащие города, а затем сделать то же самое с Ханос.

Чтобы подтвердить эти слухи, Фернандес послал 50 хорошо вооруженных солдат и неопределенное количество союзных туземцев под командованием своего прапорщика. Подозрения Фернандеса возросли, когда через 20 дней после запроса мира ни один апач не появился в Ханос. Прапорщик пошел к ним, согласившись сопровождать  в президиум. Утром, когда они собирались начать путешествие, апачи вышли из холмов с двух флангов, напав на одного из испанцев, который пил воду из фонтана. Солдаты, оправившись от неожиданности, контратаковали, убив нескольких апачей и заставив остальных отступить обратно в горы.

 
* В марте, губернатор Нью-Мексико Диего де Варгас возглавляет экспедицию через Sierra Hueco  (Hueco Mountains, округ Отеро, Нью-Мексико) к востоку от Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа) в поисках соляных залежей и водоемов апачей, которые постоянно преследовали район Эль-Пасо-дель-Норте. Варгас добрался до  реки Salado (округа Сокорро и Катрон, Нью-Мексико) во время этой успешной кампании. Позже он преследовал и победил апачей в Sierra de los ;rganos   (Organ Mountains, округ Донья Ана, Нью-Мексико), и в Сьерра-де-ла-Флорида (горы Флорида, округ Луна, Нью-Мексико).

* В конце июля Фернандес де ла Фуэнте, командующий Ханос, узнал о большой концентрации индейцев в Карретасе (муниципалитет Бависпе, Сонора), древнем поселении сума. (Фернандес планировал кампанию на следующий месяц, наняв отряд индейцев ханос, поселенцев из Касас-Грандес, и индейцев кончос, но патруль заметил лагерь всего в 38 км от источника Ла Палотада (муниципалитет Ханос, Чиуауа), поэтому 26 июля небольшой отряд солдат направился к этому месту. Когда они прибыли, там было несколько сотен туземцев пешком и на лошадях. Солдаты смогли прорваться и отступить, хотя у них было несколько раненых.

Фернандес быстро собрал остальную часть гарнизона и направился к La Palotada, где они обнаружили большой лагерь в 15 км от источника. Увидев солдат, индейцы велели своим женщинам и детям отправиться на близлежащий холм, а затем собрались в несколько групп, чтобы дождаться нападения солдат, у которых при первой атаке был ранен один солдат и несколько лошадей, хотя они убили многих индейцев. Перед лицом стольких жертв, они просили о помощи.

Несколько дней они обменивались подарками и говорили о мире. В ихнем лагере было около 300 взрослых мужчин, состоящих из ханос, хокома, мансо и сума,  а также несколько апачей и пима. По два члена от каждой племенной группы пошли с Фернандесом в Ханос, где их  снабдили их табаком, одеждой и другими подарками. Они согласились вернуться на свои территории, поскольку вместе с женщинами и детьми их было около 1000 человек - слишком много, чтобы выжить, не прибегая к нападениям. В течение следующих двух недель группы индейцев отправились в Ханос, чтобы заключить мир, но вождь ханос и вождь йокома (по имени Эль Табово) выразили желание, чтобы Фернандез посетил их в ихних  деревнях. 11 августа Фернандез уехал, и ханос  согласились поселиться рядом с пресидио, которое находилось на их исконных землях. Однако через несколько дней они снова атаковали, чтобы затем разойтись по окрестным горам.

* В августе отец Франсиско Идальго собирает экспедицию, которую испанские солдаты проводят при содействии техасцев против апачей. (Отряд шел на запад, пока не достиг вражеской территории. Там однажды ночью они попали в засаду, и только испанское огнестрельное оружие помешало их полному уничтожению. За этой неудачной кампанией последовала еще одна, более успешная, в результате которой было убито 136 апачей.
 

* Также в августе,  Диего де Варгас отправился вглубь Нью-Мексико, не дожидаясь 50 солдат подкрепления, прибывших из Мексики, чтобы вернуть провинцию. (С менее чем двумя сотнями мужчин, считая индейских союзников, он направился в Санта-Фе (округ Санта-Фе, Нью-Мексико).  По пути он встретил апачей в горах Сандиа (горы Сандиа, округа Берналило и Сандовал, штат Нью-Мексико), недалеко от  Акома (округ Сибола, штат Нью-Мексико) и  Зуньи (Зуньи, округ Мак-Кинли, штат Нью-Мексико).

В середине сентября он прибыл в Санта-Фе, где после нескольких дней переговоров индейцы пуэбло сдались без боя. Он хотел  то же самое проделать в пуэбло Пекос  (округ Сан-Мигель, Нью-Мексико), но его жители бежали, и прибыл только один, чтобы поговорить. Варгас вернулся в Санта-Фе, а затем направился на север,  все жители пуэбло в этом районе приняли его командование.

В начале октября он прибыл в Таос (округ Таос, штат Нью-Мексико) и приняв его капитуляцию, вернулся в Санта-Фе. 15 октября Варгас смог сообщить вице-королю, что все деревни в радиусе 174 км от Санта-Фе сдались. Через два дня пуэбло Пекос, видя доброжелательность губернатора, тоже сдалось, и в ближайшие дни многие другие поселки сделали то же самое.

В конце октября Варгас направился в регион Акома (округ Сибола, Нью-Мексико) с контингентом коренных жителей Техаса, чтобы покорить индейцев деревень (хопи и зуньи), которые объединились с пайютами, навахо и апачами. После того, как уроженцы пуэбло сдались, он направился в  пуэбло Зуньи  (Зуньи Пуэбло, округ Мак-Кинли, Нью-Мексико). По пути группа апачей в штормовую ночь угнала 16 лошадей. Из-за плохого состояния их лошадей и из-за погоды, Варгас не стал их преследовать. Варгас добился сдачи  пуэбло Зуньи. Было там и около 10 салинеро-апачей (названных так потому, что они эксплуатировали соляные источники, хотя и были мескалеро-апачами). Их вождь сообщил Варгасу, что они в мире с зуньи,  и хотят мира с испанцами. Варгас ответил, что он принял это, но в знак дружбы они должны найти и убить апачей, которые украли лошадей у испанцев несколько дней назад. Затем Варгас продолжил путь на территорию хопи, где получил согласие всех народов этого района.

Вернувшись, Варгас получил известие, что группы апачей бродят по окрестностям места, где находились запасы кампании.  Он немедленно усилил бдительность и двинулся со своим отрядом в сторону Эль-Пасо-дель-Норте. Однако по пути апачи преследовали испанцев. Фактически, зуньи предупредили Варгаса о враждебности апачей, и на следующий день в испанский лагерь прибежал гонец, чтобы предупредить его, что апачи преследуют их. Услышав это, Варгас приказал своим людям стоять на страже с оружием в руках и оседланными лошадьми. Несмотря на это, несколько дней спустя, укрывшись в темноте, апачи захватили 14 лошадей, и смертельно ранили еще одну.

Когда они были недалеко от Эль-Пасо-дель-Норте, они наткнулись на группу апачей, которые сразу же рассеялись, увидев вооруженных испанцев. Двое апачей шли пешком. После ожесточенного сопротивления один из них был убит, а другой взят в плен, признав, что он и его товарищи вошли в Эль-Пасо-дель-Норте и украли двух лошадей. После короткого крещения он был казнен без суда и следствия.

Варгас узнал, что Эль-Пасо-дель-Норте дважды подвергался нападению апачей за время его отсутствия. Нападавшие захватили 20 лошадей и крупный рогатый скот, что Варгас назвал «незначительными потерями».

Во время этих кампаний по возвращению Нью-Мексико, единственная кровавая битва  в результате набегов апачей произошла по их возвращению из пуэбло Зуньи. Эти апачи были фараон-апачами, которых обычно считали апачами мескалеро. До 1720 года испанцы использовали этот термин для обозначения большинства враждебных апачей, которые жили в регионе среди коренных жителей пуэбло Пекос (округ Сан-Мигель, Нью-Мексико) на востоке, к югу от пуэбло Зуньи  на западе. Начиная с 1720 года, этот термин стал более ограничительным, и использовался для обозначения тех групп апачей, которые жили между реками Пекос и Рио-Гранде, и от Санта-Фе на севере до реки Кончос на юге.
 

Вероятно, термин фараон был в целом применен к любой враждебной группе apache, которая не была  конкретно идентифицирована. По мере того, как испанцы стали более знакомы с этим районом, многие группы, особенно в западной части Рио-Гранде, стали известны под другими именами (апачи salineros (соляные), найденные Варгасом, являются наглядным тому примером). Таким образом, апачи-фараон, нападавшие и преследовавшие Варгаса к западу от Рио-Гранде, были скорее всего западными апачами.  Апачи, совершившие набег на Эль-Пасо-дель-Норте, вполне могли быть апачами-мескалеро.

Почти все военные действия, приписываемые апачам до тех пор, по-видимому были делом рук  западных апачей.  Восточные апачи могли быть причастны к нескольким случаям, например к тем кто жил к востоку от Сьерра-Уэко (горы Уэко, округ Отеро, Нью-Мексико), а равнинные апачи, похоже, что вообще не были причастны. Апачи реки Гила или другие группы, расположенные дальше на запад, были в то время наиболее враждебными из всех, что находились возле Эль-Пасо-дель-Норте.

* В этом году апачи равнин совершают крупное нападение на деревню Уичито, убивают много людей, сжигают  жилища и доставляют пленников в Нью-Мексико, чтобы торговать  ими.  Два года спустя, когда апачи привезли большую группу пленников в Нью-Мексико, испанцы отказались их покупать. Чтобы избежать этого  подобного в будущем,  апачи начали обезглавливать детей,  на глазах пораженных испанцев.

Источники называют этих апачей навахо, но есть сомнения, потому что поездка на равнины была бы очень долгой для них, хотя есть несколько записей из 1690-х годов, которые свидетельствуют об их присутствии в регионе. Кроме того, обезглавливание пленных детей кажется неприемлемым апачами равнин, но не навахо, о которых испанцы не имели очень хорошего мнения. Набеги навахо на равнины, несомненно, приветствовались, объединяя два племени в набегах против своих общих врагов.

 


1693

* В этом году для защиты шахт и миссий Соноры от атак апачей создана  Compa;;a Volante de Sonora с 50 солдатами, по приказу Доминго Хиронзы Петриса де Крузата. Доминго Хиронза был назначен в 1683 году губернатором Нью-Мексико вице-королем графом Лагуна. В 1693 году он был назначен капитаном пресидио-де-Фронтера и  Compa;;a Volante de Sonora, а вскоре после этого, в том же году, он продолжал занимать должность старшего мэра Соноры до 1698 года. Он умер в Соноре в 1717 году. Есть новости о сотрудничестве пима с Compa;;a Volante de Sonora,   с момента ее создания.

* В конце января происходит противостояние солдат и апачей, имевших 14 украденных лошадей, в ходе рейда в Санта-Фе (округ Санта-Фе, штат Нью-Мексико), в результате которого был захвачен один из апачей. Пленник был идентифицирован как выходец из Ред-Ривер, к северу от Таоса (округ Таос, штат Нью-Мексико), вероятно, из фараон-апачей (мескалеро).

* 3 мая губернатор штата Коауила,  Грегорио де Салинас Варона, покинул Монклова (Коауила), получив приказ доставить помощь для миссий в Техасе.  Он ушел с 20 солдатами и 96 мулами с провизией. Столкнувшись с трудностями и с таким небольшим отрядом, Дамиан Массанет и остальные выжившие миссионеры ушли и сожгли миссию в Сан-Франциско-де-лос-Техас 25 октября, вернувшись в Монклов, но четыре солдата остались в этом районе (из-за дезертирства или несчастного случая, как  например случай с Хосе де Уррутиа из Гипускоа, раненым в реке, который будет помогать Техасу против апачей, пока не смог вернуться в 1700 году). Монаху  Франсиско Идальго, выступавшему против оставления, удалось восстановить миссию в 1716 г.

* В октябре губернатор Нью-Мексико Диего де Варгас покинул Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа)…  По пути на север Варгас узнал, что многие из покорившихся индейцев пуэбло объединились с группами апачей, чтобы противостоять повторной оккупации Испании.

Исключением был Хуан де Йе, губернатор пуэбло Пекос (округ Сан-Мигель, штат Нью-Мексико), назначенный Варгасом в предыдущей кампании, который прибыл в испанский лагерь, предлагая услуги своих воинов. Йе заявил о своей поддержке испанцев, но предупредил Варгаса, что города в районе Санта-Фе намерены предать их. Йе предоставил 140 воинов, чтобы присоединиться к испанцам, которые захватили район Санта-Фе. Варгас поблагодарил его, отправив своего заместителя с 30 людьми в пуэбло Пекос, когда Йе сообщил о возможной угрозе, образованной объединением групп тевас, танос, пикурис и апачей, которое так и не произошло, но укрепилось сотрудничество между индейцами пуэбло Пекос  и испанцами.

 
Падре  Кино.

1694 г.

* В этом году группа апачей из Acho  крадет испанских лошадей в лагере на реке Чама (река Колорадо и Нью-Мексико, приток Рио-Гранде). Имя апачи-дель-ачо было впервые использовано губернатором Нью-Мексико Антонио Де Отермин в 1680-х годах,  к апачам, живущим в окрестностях гор Сангре-де-Кристо (юг Колорадо и север Нью-Мексико). Принадлежность этих апачей никогда не была  достоверно установлена, даже если они могли быть теми, кого Педро де Кастанеда (летописец в экспедиции Коронадо) назвал апачами Acha (Big Hatchet Mountains, округ Хидалго, Нью-Мексико?). Одни историки считают их апачами хикарилья, а другие - апачами липан.

* В апреле Хуан де Йе (Juan de Ye),  губернатор пуэбло Пекос (округ Сан-Мигель, Нью-Мексико) прибывает в Санта-Фе (округ Санта-Фе, Нью-Мексико) в сопровождении трех апачей с равнин. Апачи утверждали, что были бывшими друзьями испанцев, и хотели возобновить отношения теперь, когда испанцы вернулись. Надеясь восстановить прибыльную торговлю прошлых времен, апачи попросили Варгаса отправить роту солдат в  пуэбло Пекос, чтобы обеспечить торговлю. Варгас послал небольшую группу солдат и поселенцев в  пуэбло Пекос, где он купил мясо и шкуры буйволов. Довольные апачи ушли, пообещав вернуться…

 

* 6 апреля Compa;;a Volante de Sonora под командованием капитана Хуана Матео Манге отправляется на поиски апачей, чтобы остановить их нападения и кражи лошадей. (Манге подтвердил, что нападавшими были апачи, хокома и ханос, а не пима.

* В июне припасы в Санта-Фе вот-вот закончатся, поэтому губернатор Нью-Мексико Диего де Варгас возглавляет экспедицию против жителей пуэбло на севере, которые еще не подчинились, и забирают их запасы продовольствия. Испанцы направились на север, в Таос (округ Таос, Нью-Мексико), но обнаружили, что местность пустынна. Они встретили группу апачей с равнин, которые вели переговоры с индейцами пуэбло. Апачи приветствовали испанцев дружескими рукопожатиями. Вождь апачей взял большой крест, который несли испанцы, и поднял его перед входом в лесистый каньон, где укрывались индейцы  из пуэбло Таос. Он крикнул их вождю, что он может спокойно прийти, чтобы переговорить с ним и с испанцами. Апачи сопровождали Варгаса на совещание с местным вождем таос, однако встреча не была радушной.  Хуан де Йе, считавший вождя  пуэбло Таос своим другом, предложил поехать с ним от имени испанцев. Больше они о нем не слышали. Вероятно, он был убит в Таос.

В этой встрече апачи равнин, выступая в качестве посредников между испанцами и жителями пуэбло, в очередной раз оказались дружелюбными. Хотя слухи о заговорах  чаще касались апачей, они часто оказывались ложными.  Позже Варгас разграбил город, прежде чем вернуться в Санта-Фе.

22 июня губернатор Нью-Мексико Диего де Варгас принимает в Санта-Фе группу из 250 новых поселенцев из Мехико, среди которых находится Жан Л'Аршевек (Jean L’Archev;que - один из убийц французского путешественника Рене Роберта Кавелье де ла Саль, открывшего устье реки Миссисипи), который присягнул на верность королю Испании, и который на долгие годы будет военным проводником и торговцем. (Он сжег поселение апачей в Сьенегилья (сегодня Пилар, округ Таос, Нью-Мексико); 8 августа он эксгумировал тело монаха Хуана де Хесуса Марии, который умер от рук  индейцев пуэбло и похоронен в Хемесе в 1680 году; и совершил поездку по территории нынешнего округа Конехос, штат Колорадо.


1696

* В этом году еще одно восстание индейцев отвлекает внимание от французской угрозы, по  крайней мере временно.  Губернатор Нью-Мексико Диего де Варгас направился к северу от Таос и Пикурис (оба в округе Таос, Нью-Мексико). Добившись капитуляции Таос, солдаты направились в Пикурис, обнаружив его пустым. Испанцы преследовали беглецов, найдя заброшенный лагерь апачей из 31 палатки.  Место было оставлено в такой спешке, что след убегающих туземцев был покрыт отходами. Достигнув тыла беглецов, испанцам удалось захватить 80 мужчин, женщин и детей. Остальным удалось добраться до территории апачей прерий, поселившись в деревне под названием El Cuartelejo  (сегодня руины, западный Канзас), которая уже служила убежищем в 1664 году.

* 18 декабря начинается восстание тараумара (на территории нынешнего Чиуауа), к которому присоединяются пима, хова, кончо и апачи.
 
Мескалеро


1697

* В феврале группа, состоящая из апачей, хаос и хокомес, отправилась в миссию  Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар и Сантьяго-де-Кокоспера (муниципалитет Ногалес, Сонора), чтобы  разжиться лошадьми. (Миссию защищали священник Педро Руис де Контрерас и индейцы пима. Они и солдаты пошли за ними,  и благодаря пима, им удалось вернуть украденных лошадей.

* 2 ноября Эусебио Кино покидает Долорес (Сонора) с капитаном Хуаном Матео Манге, чтобы навестить своего друга, вождя  пима Эль Коро в Кибури. Там их встретили «изысканным круговым танцем, в центре которого был высокий шест с 13 волосами, луками, стрелами и другими останками такого же количества мертвых врагов апачей».
В Куибури к ним присоединяется лейтенант Мартин Берналь, возглавляющий свою собственную экспедицию из Санта-Роса-де-Кородехуачи (сегодня Фронтерас, Сонора) с пима-говорящим  Франсиско де Акунья, сержантом и 20 солдатами. Сопровождаемые Эль Коро и 30 его воинов, они отправляются в свои старые земли, откуда ушли из-за войны: они спускаются по реке Каталина (ныне Сан-Педро), проходящей через горы Каталина, деревни Кусак (Сан-Маркос) и Джаспи (Росарио), где их посещает вождь Хумари, который в прошлом году приехал в Долорес, чтобы креститься у падре Кино, и где шесть скальпов и два пленника апачей показывают, что они не являются союзниками Soba;puris. 16 ноября они находятся на реке Гила, где им сообщили, что горы к северу полны враждебных апачей. Они спускаются по Гиле, поднимаются вверх по реке Санта-Круз, Кино прибывает в миссию Нуэстра-Сеньора-де-лос-Долорес (Сонора),  2 декабря).


1698

25 февраля группа из 300 апачей, хокома и сума  сожгла миссии  Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар и Сантьяго-де-Кокоспера (Сонора), и 28 февраля Санта-Мария-де-Бугота и Санта-Мария-де-Суамка (сегодня  Санта-Крус, к северо-востоку от Соноры), откуда бежал отец  Педро Руис де Контрерас, чтобы никогда не вернуться (или, возможно, он умер в тот день), и 30 марта поселок пима-  собаипури  Санта-Крус-Гайбанипитеа (недалеко от современного Фэрбэнк, округ Кочиз, штат Аризона), но здесь они терпят поражение от вождя собаипури Эль Коро из соседнего Куибури. (Падре Кино из соседней миссии Долорес просит помощи у назначенного мэром Соноры и командира Compa;;a Volante de Sonora Доминго Хиронса Петрис де Крузате, который оставляет лейтенанта Педро де Перальта в Сан-Хуан-Баутиста, и преследует индейцев до Сьерра-де-Чирикауа (горы Чирикауа, округ Кочис, штат Аризона), в результате чего 60 человек погибли (еще 168 человек, по-видимому, погибли в результате отравленных стрел пима). 

Во время своего визита к вождю Эль Коро в апреле того же года, Кино нашел его в Лос-Рейес-де-Сонойдаг (примерно в 4,5 км к юго-западу от современной Патагонии, округ Санта-Крус, штат Аризона, который даст свое название соседнему городу Сонойта), потому что апачи отомстили за свое поражение, и сожгли Кибури. Кино упоминает, что апачи, хокома, сума, хано и мансо «заразили Сонору», которая в то время включала часть современного штата Чиуауа.
 


1699

С 1699 по 1744 год священники Эусебио Франсиско Кино, Луис Веларде и Хакобо Седельмайр неоднократно упоминали апачей, которые проживают у истоков реки Гила (Нью-Мексико), и к востоку от реки Сан-Педро (Аризона).


1700

* В этом году апач с равнин сообщает, что французский отряд при поддержке местных пауни разрушил деревню хумано.

*  Начиная с этого года, команчи входят в Техас и начинают оспаривать равнины у апачей-липан.  (В течение этого года испанцы впервые столкнулись с команчами, шошоноязычным племенем, врагом апачей, которые были вытеснены на юг в результате большого миграционного движения, возможно потому,  что они получили испанских лошадей после восстания  пуэбло в 1680 году, занимая до 1750 года равнины  восточного Колорадо и западного Канзаса, между реками Платт и Арканзас.