Коперник

Елена Вячеславовна Новосад
Писала для театра Фартушного, это для детского аудиодиска. Коперник в момент работы над материалами открылся мне как знатный мажор, надо сказать. Пожалуй, смерть родителей - вот что было самое грустное в его жизни. В остальном он был редким везунчиком, дядюшка у него был видным религиозным деятелем и впрягался за племяшку достойно. Собирала материал по крупицам, облазила все польские сайты, информации было очень немного. Ну вот, что получилось в итоге:






Николай, бежим же встречать корабли, купцы приехали! – мой брат Анджей схватил меня за руку и потащил за собой.  И наши с Анджеем сестры, Барбара и Катаржина, побежали вслед за нами по улицам с рыжими кирпичными домиками, похожими на пряничные, прямиком к деревянному мосту, проложенному через реку Вислу. Река, как говорит мой папа, наша кормилица, три раза в год по ней прибывают на ярмарку купцы из дальних стран. Везут нам диковинные товары, но и обратно уезжают не с пустыми руками, покупают зерно, наши чудесные пряники и медь. Наш город так хорош, что даже королевские особы заглядывают к нам с визитами!

Ой, я забыл представиться, меня зовут Николай Коперник, и я обычный худой темноволосый мальчик из польского города Торунь. Точнее, я был обычным, а потом вдруг вырос и сдвинул с места Землю, и  остановил Солнце и Небеса! Да-да, то самое Солнце, которое ярко светит в небе и ту Землю, по которой мы ходим пешком, и небеса, что находятся над нашими головами! Мой друг, ты думаешь, что я разыгрываю тебя? Где ж такое видано, чтобы человек мог потягаться с самой природой? А ты лучше присядь поудобнее и послушай, и я расскажу тебе, как мне это удалось.

Ты наверное подумал, что я вырос в огромного Великана, ростом с большую гору? Совсем нет. Дело не в этом. Когда я родился большинство людей были уверены, что наша Земля – неподвижный центр мира и все планеты и звезды вращаются вокруг нее. Но мне удалось их в этом переубедить. Я доказал, что стоит на месте как раз Солнце, а Земля вместе с другими небесными телами вращается вокруг него. И это было настоящей революцией в науке!

Но давай-ка лучше начнем с самого начала истории. Хорошо? Тогда в путь!

Мне посчастливилось родиться в счастливой и дружной семье. Я был самым младшим, у меня были две сестры и брат. Ну и устраивали мы переполох в нашем доме. В какие игры любишь играть ты, мой друг? Мы играли в войнушку, седлали деревянные палки вместо коней, воображая себя рыцарями, любили погонять мяч на улице, поглазеть на звездное небо. У нашей бедной маменьки, порой голова шла кругом от наших забав!

Но, как говорится в пословице, «делу время – потехе час», и поэтому с самого раннего детства мы учились писать, читать и считать. Когда вечером семья собиралась у камина, мы демонстрировали свои умения отцу, а он нам дарил подарки – сестрам куклы, а нам с братом фигурки с животными. А еще я очень любил получать в подарок книги.

«Николай, А знаешь ли ты, что раньше люди переписывали книги вручную? - как-то сказал мне отец, – одну книжку могли переписывать много-много лет. Поэтому книги были ужасно дорогими и недоступными для простых людей. И тогда один умный человек по имени Иоганн Гутенберг изобрел специальный станок для печатания книг, благодаря чему люди стали читать и умнеть».
«Папа, я тоже хочу, сделать что-нибудь полезное людям, да побыстрее!»
«Не торопись, молодой человек, для этого надо много учиться, закончи для начала школу» - рассмеялся мой папа».
«Но пока я буду учиться в школе все уже изобретут! Не хочу в школу».
«Ты знаешь, Николай, сколько в мире детей, которые бы мечтали пойти в школу, но не имеют возможности. Тебе очень повезло, что ты будешь учиться в школе. Знания открывают человеку даже путь к звездам».
«К самим звездам?»
«Сынок,  а еще ты всегда сможешь быть, например, купцом, как я, и продавать медь. Медь  - очень важный металл, из нее делают посуду, кровлю для крыш, колокола для церкви, даже деньги и пушки. И мой отец, и отец моего отца  - все занимались медью. И фамилия наша «Коперник» происходит от латинского названия меди – «купрум». «Коперник» - это тот человек, который имеет дело с медью».
«Всю жизнь просто продавать медь? Каждый день одно и тоже? Ну нет! Лучше к звездам» - мне понравилась шутка отца про звезды.
«Сынок, не важно кем ты будешь, запомни главное: все, что ты будешь делать  -  делай на совесть! Учись на совесть, работай на совесть, живи на совесть».  Эти отцовские слова я пронес через всю свою жизнь, друзья. Мой отец был очень уважаемым в городе человеком, жители нашего города так любили моего папу и доверяли ему, что каждый год выбирали его судьей, и он успевал делать все и никогда не жаловался на нехватку времени. Вот какой у меня был уважаемый и трудолюбивый папа!

К сожалению, нашему семейному счастью не суждено было продлиться долго. Страшная болезнь  - чума унесла жизнь моего отца, мне всего-то было  тогда 9 лет и я учился в школе. После этого страшного для нас потрясения мы с братом и сестрами в момент повзрослели и решили учиться на врачей, чтобы побороть смерть. А через два года нас ждал еще больший удар - умерла наша матушка, и мы стали круглыми сиротами. 

Как горька и безрадостна жизнь сирот, ребята. На наше счастье, добрый наш дядюшка Лукаш, брат покойной нашей матери, взял на себя заботу о нас. Дядя заботился о нас и за отца и за мать. Он был священником, а в те времена священники были самыми образованными людьми. Мы с братом Анджеем старались ровняться на него, особенно мой брат Анджей, который передумал быть врачом и захотел в честь нашего спасителя также стать священником.  А я колебался, слишком много болезней ходило по миру, страшных и неизлечимых. В конце концов, я решил совместить все профессии вместе и выучить все доступные для этого науки.

Прошли годы, мне исполнилось 18 лет, одна сестра моя вышла замуж, вторая решила стать монахиней. Пришла и наша с братом пора покинуть родной дом. Дядюшка любезно оплатил нам с братом Анджеем учебу в лучшем университете польского города Кракова. В этом университете, ребята, я вдруг обрел свою мечту и усладу для своей души  - это была Астрономия. И теперь я жизни себе не представлял без наблюдений за небом и далекими звездами. И вдруг я вспомнил некогда услышанные слова отца «Знания открывают путь к звездам!» О, слова моего отца оказались просто пророческими!

Раньше в университете обучение велось на латыни, только подумайте, мы изучали  теологию, медицину, право, философию, математику и астрономию на языке древних людей, которые когда-то жили в Риме. Если у вас будет желание, то и сейчас можно выучить этот красивый язык, который приводит голову в порядок, заставляя мыслить логично. Но для того, чтобы читать древних философов, врачей и астрономов мне очень нужен был древнегреческий язык. 
 
После первого университета я уехал в Италию и закончил еще два университета.  Во-первых, я выполнил данную себе клятву всегда помогать людям и стал врачом. Эта профессия помогала мне чувствовать себя нужным, я не жалел себя, помогая нуждающимся. Тех, которые не могли заплатить, я лечил бесплатно. Во-вторых, я получил и вторую профессию – стал специалистом в области церковного права, потому что мой дядя, ставший епископом, очень нуждался в моей помощи. Но душа моя до сих пор болела небом и страстно хотела разгадать его тайны.

В университетах я, как и планировал, в совершенстве освоил древнегреческий язык и с легкостью мог читать и переводить интересовавшие меня труды. Звездное небо, до которого, казалось, невозможно дотянуться никогда, оказалось гораздо ближе, чем я думал. И вдруг я начал понимать,   что общепринятое представление о движении планет и звезд рассыпалось  как карточный домик, я понял, что Земля  - не центр Вселенной, и именно она движется вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Эта моя теория подтверждалась книгами древнегреческих ученых. Но только представьте, что значит было объявить об этом во всеуслышание! Все встало бы с ног на голову. Нужны были серьезные доказательства.  И я намеревался их получить.

В возрасте 30 лет я решил вернуться к своему дядюшке в Польшу. Друзья не понимали меня: «Николай, ты сошел с ума, уезжать из Италии? После стольких лет учебы. Италия – центр культуры, науки и искусства, а ты едешь в какую-то глушь». Однако дядюшка для меня был гораздо важнее славы и карьеры,  одна мысль, что он может в один из дней умереть, как когда-то мои родители, страшила меня. Я хотел успеть провести с ним  как можно больше времени. Как я уже говорил, дядюшка был епископом, а это очень большая и ответственная должность, поэтому я делал все, чтобы облегчить ему жизнь. В конце концов я был ему обязан всем, что имел.

В течение шести лет я работал у дядюшки и врачом, и секретарем, и личным помощником, при этом сам преподавал, лечил нуждающихся и даже разрабатывал денежную реформу. И, конечно, любую выдавшуюся мне свободную минутку посвящал астрономическим наблюдениям.

Однажды я, как обычно, сопровождал дядюшку в Краков по случаю венчания короля Сигизмунда I. Дядюшка мой простыл, но упрямился подлечиться на месте, непременно желал ехать домой. Приехав домой он слег, а через некоторое время умер. Человек, который всю жизнь меня поддерживал, как сына, помогал оплачивать учебу, смирился с моим нежеланием стать священником лежал теперь бездыханный. Незадолго до смерти я поделился с ним своими открытиями насчет Земли и Солнца, сказал, что обязательно напишу книгу и пусть все узнают правду! Дядюшкины слова до сих пор стояли у меня в голове:
 «Николай, я старался заменить тебе отца. Старался воспитать в тебе хорошего человека. Послушай мой совет и реши сам, что тебе делать. Открытия, о которых ты говоришь, могут перевернуть с ног на голову весь мир. Я не отговариваю тебя от продолжения твоих трудов, просто всегда думай о последствиях твоих открытий. Церковный мир будет отстаивать свою правоту, а прогрессивные люди науки пойдут, конечно за тобой и могут пострадать. Пожалуйста, обдумай то, что ты собираешься сделать, пришло ли время для развязывания войны». Это были последние напутственные слова дядюшки для меня. 

После похорон дядюшки я удалился  в маленький город Фромборк, устроил себе в башенке крепостной стены пункт наблюдения за небом, предварительно смастерив все необходимые для этого инструменты. Тебе, мой друг, наверное, странно слышать, что инструменты для наблюдения за звездами я делал сам? Не удивляйся, это были не сложные инструменты, но с очень сложными названиями - трикетрум, астролябия и квадрат, если захочешь, то попроси маму, чтобы она тебе нашла и показала картинки в интернете, это очень интересно. Не  было в наши времена ни телескопа, ни зрительной трубы. Я работал в башенке ночами, мне очень мешали частые туманы, идущие с реки, и привычное в этом городке пасмурное  облачное небо. Когда видимость была особенно плохая, я старался много читать и продолжал писать свою книгу, а утром я ходил на обычную свою работу – лечил людские тела и души. Понимаешь, дружок, звезды находятся далеко в небе, а люди, которым нужна была моя помощь - здесь, совсем рядом, как я мог пренебречь ими?

Я был вполне счастлив, как вдруг новый удар судьбы настиг меня - умер от ужасной болезни мой любимый брат Анджей. От полного отчаяния меня спасло только то, что моя страна и ее люди нуждались во мне. Я с головой ушел в дела. Только представь: я боролся с чумой, занимался и городским водоснабжением, участвовал в проведении денежной реформы и даже воевал  на  польско-тевтонской войне. Да, мой друг, ученый человек всегда везде нужен и востребован. Однако и среди такого невероятного количества дел я находил время для астрономии.

И только когда мне исполнилось 58 лет я решил оставить почти все свои занятия и сосредоточиться полностью на своей книге,  потому что здоровье мое стало меня подводить, а я должен был успеть завершить то, чему посвятил десятки лет.  Только вместо радости, оставшись наедине с любимым занятием, я вдруг стал ощущать тревогу. Чувства ответственности за последующие перемены угнетали меня. Я хорошо помнил, что прошлые попытки познакомить даже передовую публику с некоторыми идеями моей теории вызывали жесткие споры. Что же будет, если я представлю весь труд целиком? Я колебался и понимал, то теперь мне предстояло выдержать главную битву в своей жизни – битву с самим собой.

Я сознательно затягивал процесс написания своей книги, шли годы, здоровье мое ухудшалось с каждым днем, и, кто знает, не унес ли я с собой в могилу свое открытие, если бы однажды в дверь ко мне не постучался молодой человек.
«Я приехал к вам из Германии, я слышал о вашей теории, я приехал послушать вас, говорить с вами, не откажите», - сказал он. Молодой человек оказался молодым профессором математики. Увидев его глаза, полные надежды и интереса, я не прогнал его. Я понял, что не имею больше права удерживать истину возле себя. Вот теперь я это твердо осознал. "Об обращении небесных сфер" – так я назвал свою книгу.

Молодой профессор математики сделал все, чтобы ее опубликовать. А мне даже посчастливилось подержать ее в руках перед самой смертью.

Мой труд произвел настоящую революцию в мире науки, больше всего против него восстала Церковь, как же, ведь Земля переставала быть центром Вселенной, а становилась всего лишь одной планет, двигающихся вокруг Солнца. То есть Бог не был сосредоточен именно на нашей планете, а сделал таких миллиарды. Это порождало далеко идущие слухи о возможности существований других жизней на других планетах. Когда до папы римского доползли слухи, что даже башня в городе Торунь, где я родился, наклонилась из-за моих неугодных Господу исследований, он спешно запретил мой труд на долгие годы. На самом-то деле всему виной были подземные воды, протекающие под башней и вымывшие почву с одной ее стороны.

Однако все мои старания были не напрасны. Я открыл путь будущим поколениям ученых, которые, вооружившись более сложными инструментами, подтвердили мои заключения, вслед за мной.

А я когда-то не побоялся стать первым!