Кто я?

Игорь Щербаков
"Познай самого себя"
Известно, что это изречение было написано на стенах дельфийского храма еще до начала истории Христа. Прошло более двух тысячелетий. Если мы посмотрим на это изречение как урок, данный всей человеческой цивилизации, тогда есть смысл время от времени возвращаться к этому уроку, рефлексировать, проверять себя - удовлетворены ли мы полученным ответом? Что мы знаем о себе? Понятно, что этот вопрос не может быть исчерпан паспортными данными, резюме и даже автобиографией. Требуется нечто большее. Часто мы бываем удовлетворены, то что нам перешло
 "по наследству" в виде воспитания и образования, что включает в себя парадигму того или иного мировоззрения, политической платформы.
Предположим, что мы исследуем некое «Я»(пусть это гипотетическое «я», включающее в себя все индивидуальные "я", и даже те, кто об этих вопросах никогда не задумывался). Позволим в этом исследовании ничем себя не ограничивать. Вся наука будет в вашем распоряжении. В качестве ответа мы будем получать подробную информацию о каждом конкретном "я". И если не останавливаться в подобных исследованиях, гипотетически у нас будут доказательства о такой родословной, где мы найдем связь этого "я" со всеми расами, родством с аборигенами, рабами, королями, императорами, великими учеными и т.п. В конечном итоге у нас будут доказательства о том, что это «Я» имеет связь с Адамом, Евой. т.е. первочеловеком. И это еще не все, у нас будут сведения, что «Я» находится в родстве со всем животным и растительным миром. Об этом «Я» (помним, что это "я" - в т.ч. и Вы) будет написана подробнейшая автобиография, на основе всех этих кропотливых исследований, где будет перечислены все родственные отношения, связи и контакты, учителя, влияния всех, кто, так или иначе участвовал в формировании как биологического «Я», так и социального "Я". Будут известны все продукты творчества «Я» трудов, как профессионала, и как любителя. Автобиографы, конечно не пойдут стороной "Я" - всех сердечных связей и близкие отношений. Будет рассказаны не только имена всех «Я» - друзей, но и даже имена «Я» домашних питомцев. Давайте гипотетически представим, что о «Я» известно даже то, чему при его жизни не придавали особого значения, или просто забыли. Несомненно о «Я»(помним, что это вы, я) будет известно мировоззрение, все его тонкие и взрывные трансформации, имена всех духовных кумиров и богов. Будут записаны самые яркие высказывания, которые «Я» когда-либо высказал или записал. Ну, что еще добавить к этому? Разве человеческий разум может ограничится страницами книги одной жизни? Несомненно найдутся те, кто пойдет дальше. Известно, кто ищет тот найдет. Будут найдены формы «Я» в каких-то предыдущих рождениях. И даже не в одном, а как минимум в нескольких. Предположим, о «Я» будут известны даже связи с другими инопланетными цивилизациями. Не кажется ли вам, что перечисление всего выше перечисленного, похоже на подсчет и перечисление листьев на дереве? Разве у вас нет чувства, что вы в руках держите горстку листьев?(это выражение Будды). По какой-то причине исследователь, забыл посмотреть на ствол и корни «Я-дерева». Что же является «стволом» и «корнями» нашего(вашего, моего) нашего гипотетического «Я»? Давайте посмотрим к какому выводу пришел Гегель исследуя историю философии и искусства. Мог ли удовлетвориться его великий интеллект в изучении истории, простым перечислением великих имен, великих дат? Конечно нет. Поднимаясь по диалектической лестницы размышлений. Он достиг границы, где человеческим духом уже "не пахнет". Так Гегель открыл понятие «Абсолютный дух». Вот только открыв это понятие, история человечества, как великое путешествие в пространстве и времени(истории), стало для него осмысленной и завершенной. Кто-то может смеяться над такой идеализацией Гегеля. А таких усмешек сполна ему «отсыпали» не только материалисты, но и "братья" идеалисты. Материалисты (один из них В. Ленин.) называл эту часть логики Гегеля «поповщиной». Идеалисты, теологи обвиняли «Абсолютный дух» в безликости, сухой абстракции. Люди уже научились более или менее  спокойно воспринимать абстрактные математические формулы и научные гипотезы, а вот здесь их самость еще не готова принять такую гипотетическую философскую максиму. Не правда ли странно?

Каким образом понятие «Абсолютных Дух» Гегеля может помочь нам в постижении вопроса: «Кто я?» Если мы «оттолкнёмся»(нигация) от этого абсолютного Идеала, в его противоположность в сторону, то что можно назвать «относительный дух"(субъективный или индивидуальный дух). Тогда в этом движении, что мы будем видеть(постигать), обретать, чувствовать? Когда раскачиваются качели от двух крайних точек, где одна точка активная, здесь качели получают импульс. Другая крайняя точка в движении качели – пассивная. Это место, где кинетическая энергия движения качели выравнивается с силой гравитации. Именно с точки пассивности или «нуля» начинается обратное движение качели. И вот это движение в качелях и момент радости  для ребенка, когда захватывает дыхание, дух. Тогда как радость взрослого это всегда момент приближения, обладания истиной. Когда Гегель говорит «Абсолютный Дух» - это не какой-то статичный Бог, в смысле полной иконной определенности теологический догмат, упакованный в некую незыблемую религиозную доктрину. Это больше динамичный Идеал. Не потому, что этот Идеал «подвижен», а потому, что мы – субъективные «я» находимся в непрерывном движении по отношению к Абсолютному духу. Это движение, то отдаляет, то приближает, то меняет ракурс нашего восприятия Абсолютного Духа. Это и становится причиной появления столь противоречивых философских школ и религий. Любая часть тела, будь то глаз, ухо, палец или любой внутренний орган, какой бы он не обладал значимостью, в любом случае он является лишь  частью целого, в данном примере - тела. В случае с Абсолютным духом, любое субъективное «я» вместе с его восприятием и сознанием, может быть лишь частью Абсолютного Духа. Абсолютный Дух мы не можем рассматривать лишь в границах человечества, его истории. Если бы мы ограничивались только этим контекстом, тогда мы говорили бы уже о "Духе человечеств", а это уже ранг ниже. На что мы можем надеяться, (вопрос Канта)в постижении реальности и уж тем более в в постижение Абсолютной Истины или Абсолютного Духа? Видимо здесь одного интеллекта уже не достаточно. Интеллект – это одно крыло. Оно обладает всеми аэродинамическими признаками. Но сколько бы птица не махала одним крылом, она не сможет подняться в небо. Точно также попытки обрести Истину в ее абсолютном значении до сих пор человеку кажется утопичным. И уже некоторые философские школы и направления, начинают доказывать, что даже одно это стремление просто «бред», «собачья чушь», «лай на луну». Пусть Абсолютный дух и рассуждения о нем будут бредом, но даже и в бреду мы можем найти отголоски высочайшей Истины, которая напоминает нам о состоянии полного здоровья и счастья души, когда она будет "обручена" с Истиной. Тогда как отказываться от постижения Высшего Идеала(Абсолютного Духа), уже напоминает существование человека в состоянии безнадежной комы. И даже, если это будет прагматичная философия, отрицающая «надуманные абстракции» в ней будет присутствовать больничный запах капельницы. Так называемых  достоверных «научных фактов». В такой философии всегда будет ощущение оторванности, потерянности от чего-то важного. Это состояние инвалидности, когда после ампутации конечностей, кто-то еще посягает и на то, чтобы философии отрубить голову.
Абсолютный Дух Гегеля – это сверкающая философская вершина мысли, которая выходит за пределы всего земного . Она необходима не для того, чтобы на ней жить(удовлетворять иждивенческие потребности), а для того, чтобы обрести обзор широкого виденья, как истории, так и любой социальной деятельности.
Абсолютный дух Гегеля напоминает мне телескоп, с помощью которого мы расширяем границы своего познания Вселенной. Да, если пытаться открывать этим понятием "пивные банки"(живи в удовольствии), то конечно это будет не удобно, но для этого есть другие инструменты(понятия).