Три месяца войны

Галина Бабикова
Фронтовые письма... порой из них узнаёшь больше, чем из книг и кинофильмов.
Между скупыми строчками, с отметкой "просмотрено цензурой" выступает правда жизни. Письма с фронта рядового Ивана Никандровича Обухова, любезно предоставленные Ольгой Степановной Сидоркиной, дочерью Нины Ивановны Обуховой можно объединить в отдельный рассказ под названием "Три месяца войны".
 Я разглядываю пожелтевшие треугольники, которым более семидесяти лет...
 Первое письмо, видимо, написано по дороге на фронт. На треугольнике конверта дата 20/03 - 42. После обязательных приветов и поклонов с пожеланием здоровья каждому он пишет: "Во первых, я извещаю вам, жена, о том, что в настоящее время нахожусь в Москве.
 Из лагерей мы выехали 11 марта. Ехали до Москвы 10 дней. А отсюда уедем когда, неизвестно. Но едем мы в холодную сторону, на Северный фронт. Дальше я сообщаю  о том, что я от вас получил только одно письмо. От Нины. А от тебя, жена, не получал ни одного письма. Разве мне не хочется узнать, как вы живете? И, стало быть, вам не хочется узнать: в каких я условиях  живу, и что я пережил за два месяца. Что будет со мной впереди? Ты бы узнала, как мы живём от Гриши Зорина. Он уже давно дома по болезни. Я его видел, когда он уходил, но мы все строем шли на завтрак.
 Нас едет в вагоне 50 человек, и все мы говорим: "Кто-то из нас вернется домой и кто-то останется". Пока до свидания, писать больше сердце не терпит.
 Молитесь Богу. Благославляю".
Следующее письмо уже с фронта.
"Привет всему моему дорогому семейству. Во первых я кланяюсь дорогой и многоуважаемой  жене Настасье и желаю всего хорошего в жизни и доброго здоровья. Ещё кланяюсь дорогой и многоуважаемой дочке Нине Ивановне и желаю всего хорошего и доброго здоровья. Ещё кланяюсь дорогому и многоуважаемому сыну Мише. Ещё кланяюсь  дорогому и многоуважаемому тяте, желаю всего хорошего и доброго здоровья в жизни вашей.
Так вот, моё дорогое семейство, я сообщаю вам в данном письме, что в настоящее время я жив и здоров. Нахожусь на фронте с 1 апреля (как уже писал).
Но живём в неважных условиях, так как враг во время оккупации крепко издевался над мирным жительством, т. е. все деревни выжег. все продукты у колхозников пожрал. Скот порезал. Дальше я сообщаю вам о том, что кормят нам здесь хорошо. Подают вина 100 грамм каждый день. В первом письме просил я вас убедительно послать быстрее письмо: быть может, хоть ещё  услышу о вас что-нибудь. Пока писать больше нечего.
Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю.
 Молитесь Богу. До свидания, все мои родные.
Мой адрес: 754. Полевая почтовая почта. 12/89 С-П, 2 батальон, 5 рота, 1 взвод".
Следующее письмо датировано 4 мая 1942 года. Пишет из госпиталя.
"Привет всему моему семейству - Настасье, Нине, Мише и тяте.
Во первых я, дорогое семейство, уведомляю вас о том, что я лежу уже 20 дней, как ранен.
...Врачи говорят, что скоро будешь ходить. Конечно, левая нога ещё плохо поправляется, а правая уже ничего. Но пока на перевязку носят на носилках.
Вы получали или нет от меня письма, а я вам присылаю уже 4 письма.  Дальше мне уже терпенья нет, как хочется получить от вас весточку.
...Еще ,Настасья, добавляю... пропиши все, что делаете и как живёте. Учатся ли Нина и Миша и  как дело с хлебом у вас? И держите или нет корову? Пропиши, как здоровье тяти и что он работает.
Я ещё нахожусь в прифронтовом госпитале. Но скоро уедем дальше в тыл. Куда, не знаю.
На фронте я был всего 15 дней.   Пока до свидания, вся моя дорогая семья.
Молись, тятя, Богу. Быть может приду живым, здоровым  домой".
Не пришлось. Не свиделись, не обнялись. Три письма раскрывают три месяца военного времени, показав нам все тяжести, переживания, обиды и надежды рядового солдата. Пройдет ещё тяжких два года войны, уготованных судьбой, пока он навсегда не останется лежать на Западной Украине.
...Рядовой Обухов Иван Никандрович родился 1897 году - деревня Макарово,Вавожского района Удмуртской АССР. Умер от ран 21 марта 1944 года.
Похоронен в братской могиле посёлка Гнивань Винницкой области.

Напечатано. //Камская Новь.- 2020,№28,25 июля.