Автобиография инженер-майора Волчан С. К

Владимир Петропавловский
                Один из многих незаметных героев железнодорожных войск
          Военинженер 3 ранга С.К. Волчан вступил в войну опытнейшим инженером-строителем железных дорог, обладавшим богатейшим опытом организации всех видов мостовых, путевых и земляных работ. Такие люди могли решить любые транспортные задачи, стоявшие в то время перед родиной, на которую вероломно напал сильный, опытный и коварный враг. Но только смерть могла воспрепятствовать таким мастерам своего дела, как С.К. Волчан.  Он оказался сильнее смерти!               

         Автобиография инженер-майора и/с Волчана Степана Константиновича

Родился в 1898 году 31 декабря в с.Терновка Николаевской области, Николаевского р-на Терновского с/совета. Отец и мать уроженцы того же села, по национальности болгары, по имущественному положению середняки.
До Октябрьской революции мои родители занимались сельским хозяйством, и после Октябрьской революции тоже сельским хозяйством, в колхозе с. Терновка.
  Отец в 1903-1906 годах был волостным старшиной в с.Терновка и за проводимые им в то время требования о подушном разделе земли два раза был арестован. После революции ни отец, ни моя семья не подвергалась никаким репрессиям. С 1906 по 1910 год я учился в сельской школе, а с 1910 по 1913 годы – в 2-х классном училище села Терновка, после чего поступил в городское училище города Николаева, которое закончил в 1916 году. С 1916 по 1921 год учился в техникуме им. проф. Тимирязева на строительном факультете. В 1920 году техникум был переименован в Кораблестроительный, который я закончил с званием инженера-строителя узкой специальности, а в 1929 году после прохождения практических работ и защиты Дипломных работ, мне было присвоено звание инженера-строителя по гражданским сооружениям.
  За время учёбы с 1916 по 1921 год я проживал в г. Николаев, где с 1918 года давал частные уроки, так как у отца не было средств. Октябрьскую революцию я встретил как совершившийся факт, так как в то время я не знал о существовании классовой борьбы, не представлял себе, что происходило до Октябрьской революции. В дни Октября я вместе со студентами участвовал в демонстрациях и в отрядах по охране и поддержанию порядка в городе, а в последствии принимал участие в культурно-просветительных кружках, а также помогал Терновскому с/совету в период каникул в проведении разных мероприятий Советской власти на селе.
  В 1919 году вместе со студентами техникума я был мобилизован в армию Деникина и направлен на работы по постройке ж.д. ветви у ст. Ново-Украинка, а в декабре месяце 1919 года я возвратился в с. Терновка в виду заболевания тифом.
  Свою самостоятельную трудовую жизнь я начал в сентябре 1921 года, когда после окончания техникума, поступил в 1-ю мостовую восстановительную организацию НКПС на восстановлении моста через р Южный Буг у села Гурьевка Николаевской области, где я работал техником до 1923 года. После окончания работ я вместе с организацией выехал на ст. Мозырь на роботы по восстановлению моста через р. Припять, где работал техником до окончания работ в 1925 году.
    С 1925 по 1927 годы работал старшим техником на переустройстве мостов через реки Болва, Ветьма и Десна ж.д. линии Брянск – Рославль в конторе старшего производителя работ бывшей Московско-Белорусско-Балтийской ж.д.
  С 1. 12.1927 года по 1.06.1930 года работал производителем работ 2 района 4-го стройучастка на строительстве ж.д. линии Чернигов – Овруч, а с 1.06.1930 г. по 16.06.1932 года перемещён на должность начальника дистанции 6-го стройучастка на строительстве железнодорожной линии Унеча – Ворожба. После окончания этой стройки был переведён в производственный отдел 10 треста Желдорстроя на должность старшего инженера, где трудился до 11.07.1933 года и был освобождён ввиду ликвидации Желдорстроя.
    До конца 1933 года работал зав. отделом организации работ Южтрансстроя, и ввиду реорганизации треста был направлен на постройку ж.д. линии Павлоград – Гришино в 8 стройучасток на должность начальника, где проработал до конца 1935 года.
  С 5.02.1935 года по 23.06.1941 года работал в южном отделении Промтрансстройпроекта на должности начальника отдела организации работ и смет.
  С 23.06.1941 года был мобилизован в Красную армию, в Железнодорожные войска -УВВР-20 (Управление Военно-Восстановительных работ -20 сформировано в начале 1942 г. на Кавказе. Прим. ИМЗ), где занимал должности в 1941-1942 годах – инженера отдельного восстановительного батальона, в 1942-1943 годах инженера по учёту работ ж.д. частей штаба железнодорожных войск фронта, в 1943 – 1945 годы – помощника начальника отдела контроля качества работ ж.д. частей 1-й Гвардейской ж.д. бригады.
    После военной службы с октября 1947 по январь 1953 года трудился начальником планового отдела Стройуправления №56, а с 1.01. 1953 года – начальником сметно-договорного отдела этого Управления.
    За время службы в Советской армии имею следующие награды: орден Отечественной войны 2 ст., орден Красная Звезда, медали «За отвагу», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Награждён знаками: «Почётному железнодорожнику», «Ударнику Сталинского призыва», «Отличный строитель» и «Отличный восстановитель».

                25.11.1953 года  С.К. Волчан

По материалам Историко-Мемориального Зала ЖДВ В. Петропавловский март 2021 г.