Семинар. светлой памяти моего учителя

Виталий Кузнецов 777
Семинар.
                Светлой памяти Сергея Ивановича Сорбучева.
                Мы тебя помним, любим, скорбим…

Вот и славный денёк. По - весеннему светлое небо с ярким апрельским солнышком. Даже машина мчит по – весеннему весело. Поглядываю на часы в навигаторе. Чуть – чуть опаздываю на встречу. Только я никогда не спешу (или, по крайней мере стараюсь этого не делать, то есть не спешить).
Машину, как и в будни, в субботу оставить негде. Или платная парковка, или штраф за неположенную стоянку. На свой страх и риск паркую авто в просвете между домами. В голове крутится – похоже на тротуар, а может быть и нет? Ну да ладно, время «поджимает»; на встречу, как и условились, уже опаздываю аж на восемь минут. А опаздывать, как, впрочем, и спешить я очень не люблю.
Встреча с хорошими близкими людьми всегда радует, тем более, что встречаемся после долгого перерыва с непонятными запретами и «режимами». Почти как тюремными. «Масочными, перчаточными, пандемийными». А как хочется запросто обняться, пожать друг другу руки, поцеловать в щеку свою давнюю знакомую. Тем более в такой яркий весенний денёк. Только нас уже насильно отучили делать такие «глупости». Целоваться без масок, пожимать руки без перчаток. Кивком головы приветствуем друг друга, делаем друг другу комплименты.
Ба! Знакомые все лица! В конферанс – зале потихоньку появляются всё новые и новые люди, в которых я признаю своих давнишних знакомых. Настолько давних, что уже и времени с нашего первого знакомства не сосчитать.
Разговариваем, по – прежнему пытаясь сохранять «дистанцию». Только уже без ненавистных масок.
Столы, похожие на школьные парты сдвинуты вплотную друг к друга. Отмечаю, что свободных мест почти нет. А где же «примоститься»? Впереди, прямо перед «сценой» для докладчика вижу свободную парту, а рядом оборудование для видео – фото съёмки. «Ну и пусть, чего там, мы же не кусачие, и давно уже школы разные закончили, чтобы на «камчатках» хорониться», - устраиваюсь за самой передней партой. Тем более, что наша неутомимая «ведущая», один, или лучше одна из старейших партнёров компании хорошо поставленным голосом, с напором и красноречием объявляет о том, что прямо сейчас перед нами выступит Золотунов Сергей Николаевич. Врач – хирург, практикующий традиционные методы наряду с методами древней китайской медицины.
Это один из моих старых знакомых. Я знаком с ним более десяти лет. Поэтому вместе со всеми приветствую его громкими аплодисментами.
Немного смущаясь и откашливаясь, Сергей потихоньку забывает о переполненном зале, начинает рассказ о том, что давним – давно… И всё, что мы знаем об эволюции - это неправда. Да и… вообще мы ничего не знаем. Да и знать ничего не можем. Потому, что всё, о чём пишут в современных учебниках – «чистая» неправда.
Только в самом начале он помянул светлой памятью всеми нами уважаемого и любимого организатора и руководителя компании, по чьей «милости» мы все оказались в этом зале. Мне показалось, что я ослышался, оглянулся налево, направо, назад, но… все как будто бы уже знали об этом. А я оказался самым последним «незнайкой», будто бы свалившимся с луны и стоял вместе со всеми в минутной тишине оглушенный, пристыженный, скорбящий, не верящий и не согласный примириться со случившимся.
Первую половину из доклада – рассказа Сергея Николаевича мне показалось, что я пропустил, рассеянно его слушая, только постепенно, очень медленно, вслушиваясь в спокойный и уверенный голос начал понимать, о чём, собственно идёт речь. Да о нашем же здоровье, и нашем же прекрасном самочувствии. О психике, соматике, о замечательных препаратах, которые подарил всему миру Сергей Иванович, сам не доживший до этого прекрасного апрельского дня.
Золотунов рассказывал о своих пациентах, с которыми ему пришлось пообщаться, о своих радостях и печалях, ещё много – много раз выражая свою признательность автору и разработчику всего этого удивительного спектра продукции. Вита протекторов, которые буквально находят в самых – самых дальних уголках человеческого организма болячки и… постепенно, постепенно выводят их из организма самым естественным образом.
Мне казалось, что я готов был слушать его целую вечность, но… видимо был некий «регламент», который уже заканчивался.
Несколько вопросов из зала. Исчерпывающие ответы докладчика. Перерыв…
Я спохватился, вспомнив с беспокойством о «бесхозно» оставленном в неположенном месте автомобиле. Решил всё же переставить его на платную гостиничную парковку. Да и будучи уверенным в том, что конференция продлится не более двух, от силы трёх часов (да что там двести – триста рублей вместо беспокойства?).
Ну всё, машину переставил на гостиничную стоянку, теперь буду за неё спокоен. Мельком взглянул на квитанцию: 12 -54. Запомнил.
… Народ «угощается традиционным блюдом» - Баотаном. А кто откажется хоть на несколько миллиметров поправить своё здоровье? Я тоже с огромным удовольствием «принял на грудь». «Хоть день, а всё же лишний проживешь…» - вспомнил я песню Высоцкого.
Люба (наша неутомимая ведущая) снова громким голосом объявляет следующего выступающего: – Марина Владимировна Чиж! Я не расслышал за громкими аплодисментами регалий нашего следующего лектора, но по нескольким восторженным возгласам откуда - то сзади понял, что она не просто так появилась в этом переполненном зале, а по приглашению тех, кто организовал эту встречу. «Потом переспрошу, подумал я про себя», наблюдая уверенную в себе и своей правоте худощавую женщину с твёрдым подбородком и таким же взглядом из - под очков.
Она сама невольно «представилась». Начала рассказ о том давнем времени, когда совершенно случайно узнала о волшебных свойствах Вита протекторов, и спустя самое короткое время просто влюбилась в эту продукцию. А и как было не влюбиться, если, даже закрыв глаза и уши, наблюдать явные изменения (в лучшую сторону, конечно же) своего здоровья. А ведь настоящие врачи всегда так и делали. Сначала на себе опробовали сыворотки, а потом вводили их своим больным.
Доклад её, я лучше назову его рассказом был очень занимательным. Лёгким, ненавязчивым, очень просто и наглядно демонстрирующим самую сложную форму жизни – человека. Его болячки и боли, отношение к жизни и связи между органами, клетками и их самое сложное и несложное взаимодействие. Попыталась нарисовать эти связи на доске, но, к сожалению, нормального маркера не оказалось…
Провожали со сцены её долгими овациями и аплодисментами…
  … Мы кого – то ждали. Видимо, организаторы этого мероприятия приготовили нам на «закуску» ещё какой – то «десерт».
Я не был знаком с планом мероприятия, только время будто бы застыло. Потому, что на сцену вышел «МАЭСТРО», другим словом такого маститого ученого с мировым именем называть отказываюсь. Доктор Наук, практикующий врач, лектор, профессор, член многих академий наук Городиский Богдан Владимирович.
Во время его доклада в зале стояла такая тишина, что я слышал, как в дальнем соседнем помещении проснувшаяся муха пыталась вылететь на волю. Даже эти звуки мне мешали, потому, что ВСЁ, о чем рассказывал нам Богдан Владимирович, поражало простотой, осознанностью и его очень долгой изучающей практикой. О чем он нам, собственно и рассказывал. 
По своему основному занятию врача иммунолога, он исколесил почти всю страну. Сначала СССР, потом Россию, побывал в дальних и ближних зарубежьях. Знаком лично со многими выдающимися учеными и практиками. Поэтому, кроме самых интересных сведений о человеке и его природе, выдающийся ученый – наблюдатель составил своё твёрдое убеждение, что всё, что пока ещё живо, может жизнь продолжить. Мне так показалось, что это основная его фабула выступления. Его концепция «магнитных механизмов», один из которых (здоровый) крутится по часовой стрелке, а другой (зловредный, гад) крутится в другую сторону, меня очень сильно заинтересовала (эта его прямо высказанная и четко сформулированная мысль мне напомнила выступление выдающегося ученого Горяева Петра Петровича о квантовой генетике).
Его доклад больше напоминал душевный разговор с нами, слушателями – зрителями пережитое им лично. И… даже связи с Богом.
А в этих самых связях он, друг - соратник нашего незабвенного учителя Сергея Ивановича Сорбучева, его страстный поклонник и приверженец всего того, что успел сотворить за свою совсем недолгую жизнь его друг, с большим поклоном и уважением к старшему товарищу, показал рукой на ту продукцию, которая мирно покоилась на столе рядом с ним. – Вот то, что способно творить чудеса! Ведь этим микроорганизмам больше трёхсот миллионов лет. И даже не известно, земного ли они происхождения?!
Зал затаил дыхание. Не слышно было ни вздоха, ни выдоха.
Богдан Владимирович, отпив из графина глоток воды, продолжил своё выступление. Он рассказывал о своих наблюдениях, в бытности главного врача области, разные любопытные случаи, которые раньше для него представляли сложную головоломку, а сейчас он, по малейшим признакам может определить даже вяло текущую стадию энцефалита.
Затронул такие сложные даже для психиатрии вопросы, как «необратимые» (с точки зрения современной психиатрии) течения психических заболеваний. Назвал три основные стадии. Я не удержался, прямо со своего «привилегированного» места задал вопрос о третьей стадии. Он, немного задумавшись, привёл примеры, с которыми ему пришлось столкнуться.
… Мне, к счастью, удалось пообщаться с ним в перерыве. Совсем небольшом перерыве, но, несколько вопросов мне всё же удалось ему задать.
А ответы… озадачили.
Ученый с мировым именем, оказывается совсем не атеист, а глубоко верующий в СОЗДАТЕЛЯ человек.
Наши тайны раскрывать не буду. Я же был человеком – учеником на «исповеди», а ОН мне всё объяснил.
Перерыв был заполнен тихими голосами наших партнёров и гостей. И только самые смелые и отважные пытались подойти к мировому светиле, переминаясь с ноги на ногу. Не подошли, не спросили. Ну, что же? Теперь ждите другой возможности…
… Люба громким, отчетливым голосом, поправив и без того безупречную причёску объявила следующего выступающего.
И это… Внимание… Пауза…
Нет никакой паузы, а только тихий шелест и скачущие кадры на экране.
Помощники настраивают оборудование, а на сцену выходит. Нет, слово неправильно написал, а заступает или вступает, словно в свои владения Алексей Валерьевич Карнаухов. Потомственный микробиолог, сын своих знаменитых родителей, ныне и сам уже маститый ученый.
На экране «скачут» совсем непонятные рисунки, диаграммы, чертежи, а стройный мужчина поправляет микрофон на лацкане пиджака.
Улыбнулся. Зал выдохнул в ответ.
Поправил очки, и… ещё раз внимательно оглядел зал, словно отыскивая кого – то невидимого (я догадался, кого бы он хотел увидеть в этом огромном зале).
Улыбнулся и… начал очень издалека. О родителях, о дружбе, о своей семье, о любимом занятии, и, наконец о том, что, собственно, привело его сегодня в такой славный денёк в нашу компанию, которую, когда – то давним давно организовал друг его родителей, а сейчас и его друг (небесное царствие) Сергей Иванович Сорбучев.
Честно вам скажу, если бы я был «приличным», к слову, художником, я бы обязательно нарисовал портрет этого очень симпатичного мне человека. Конечно же, я обязательно ЭТО сделаю. И вы все это увидите моими или своими глазами.
На экране диаграмма, наконец, застыла, и Алексей Валерьевич направил лазерную указку на экран.
… Мои родители, а потом и я занимались вопросами, связанными с увеличением или продолжительностью жизни. Никак не могли «поймать хвостик» почти уже пойманной мыши. Это даже не образ, а наши лабораторные «помощники». И вот она – первая диаграмма. Слева младенец, справа старец.
Следующий кадр, пожалуйста!?
На кадре непонятная таблица. Единички и нули.
… Там, где единички – это «правильная» клетка. А там, где в клеточках нули – это уже деление «правильной» клетки, но уже с ошибками. И так каждый раз при делении клетки появляются ошибки. Клеток много, а ошибок ещё больше. Так и происходит процесс старения.
А что же помогает организму ещё как – то сопротивляться старению? – вопрос из зала.
Правильно, всё верно, очень правильный вопрос, – и мы думали о том же. Сначала мои родители, а потом и я… из любопытства и… может быть из упрямства.
Обнаружили, что только стволовые клетки при делении дают практически непогрешимое отклонение. Проверяли в нашей лаборатории, вот и диаграммы.
А вот и аналитика наших трудов (следующий кадр). Почти двадцать лет лично я занимался этими вопросами и, путём пересадки костного мозга молодой мыши прямого потомства прямому родственнику мы добивались увеличения жизни в среднем на 34%. За счет омоложения старых клеток.
Несколько наших статей об опытах были опубликованы в российских и зарубежных специальных журналах. И… тогда к моим родителям пожаловал Сергей Иванович и… предложил «свою руку и сердце», образно, конечно же.
Мои родители предложение приняли, а мне и деваться было некуда. В нашего нового друга я влюбился, как школьник в первую школьную учительницу. Теперь все наши опыты шли рука об руку. И мы были словно одной семьёй. У нас не было ни споров, ни конкуренций, мы доверяли друг другу, часто помогая и выручая кто кого чем мог.
Следующие диаграммы. Стрелка вверх – процент продолжительности жизни, стрелка горизонтальная – возраст. 
Дальше идут диаграммы с применением самой первой «Сорбучевской» продукции - «Сомы». Продолжительность жизни мышей подскочила аж на 71 процент.
Последние публикации в зарубежных журналах датируются 2015- 2017 годами.
«Потрясающие разработки российских микробиологов!!!»
А ведь они все забыли написать о прошлых опытах. Когда мыши выдержали радиацию, не совместимую с самой формой существования млекопитающих. После приёма «контрольной группой» мышей моего любимого вита протектора «Сома».
А ведь и я, - с застенчивой улыбкой, стесняясь даже самой своей улыбки, промолвил Алексей Валерьевич, - перед сдачей в крио банк своих стволовых клеток, целый месяц пил «Сому» по рецепту Сергея Ивановича… И что самое интересное, и даже не совсем мне понятное – врачи никаких пустот в тех местах, где они должны были остаться после «изъятия» из меня пункции под общим наркозом спинного мозга не обнаружили. 
… Тишина. Молчание…
Только знакомый голос известил, что скоро наша встреча заканчивается, потому, что время подходит к 17 – ти часам. А зал был заранее арендован до этого времени.
«Быть того не может! - часов уже давно не ношу, - я достал телефон. На мониторе большими цифрами светилось: 16 – 43. «Непоседа просидел пять часов почти в полном неподвижном состоянии, и этого не заметил», - такого давно не припомню.
А стройная, как тополь, и грациозная, как кипарис, Наталья вручала нашим гостям подарки…
И мне пора. Целую вас всех. И… жму руки…
Хотел попрощаться, но… никак не получается. И всё покоя мысль не даёт. Как такое возможно, хотя вроде бы и удивляться особо нечему – ДВА ОГРОМНЫХ ЧЕЛОВЕКА, два ученых, занимающихся вопросами активного долголетия – Сорбучев Сергей Иванович и кандидат на Нобелевскую премию 2021 Гаряев Петр Петрович внезапно умирают, будучи совершенно здоровыми? Быстро и внезапно. А может быть они «дёрнули за усы» или за что другое жирного спрута – паучищу? Две трудолюбивые пчелки попали в хитро расставленные сети СПРУТА?
А что тебе, ЖИРНОЕ МОХНАТОЕ ЧУДОВИЩЕ? Ведь у тебя полно мушек – дрозофил…

Виталий Кузнецов Подмосковье апрель 2021