Судьбы животных

Андрей Яценко
Ваше благородие,
Госпожа удача,
Для кого ты добрая,
А кому иначе.
Девять граммов в сердце...
Постой, не зови!
Не везет мне в смерти,
Повезет в любви.
Б.Окуджава

Судьба ежика

Совсем недавно в норе на вершине горы жил да был ежик. Самый обычный и ничем не примечательный. Когда в сырой норке из стен появлялись хвосты червей, он радовался и с аппетитом съедал их. Если же обед сам не приходил к нему в гости, Колючкин отправлялся на его поиски и всегда по ночам. А у подножия Петерсберга неторопливо протекала речушка Эрфа.

Да, нужно обязательно указать на одну небольшую деталь. Вокруг норки ежика простиралась огромная крепость в форме двух ступеней. С любой из них открывался красивый вид на окружающие окрестности и прежде всего на лежащий внизу город Эрфурт. В восточной части крепости — предполье — на зеленой лужайке по вечерам часто собиралась молодежь. Она слушала музыку и, конечно же, выпивала. И вот в один летний вечер отдыхающие безответственно оставили после себя недопитую бутылку яичного ликера. Казалось бы, что в этом страшного и опасного? Ну, оставили и оставили. Так еще они умудрились ее случайно задеть. Бутылка упала, и часть жидкости вытекла на траву.

Ночью, как обычно, ежик вышел на поиски пропитания. Случайно его путь пролег мимо именно этого злополучного места. И его привлек сладкий запах. «Да и на вкус ликер оказался приятен, — отметил про себя ежик». Ушастый лакал и лакал, не мог остановиться и прилично так  поднабрался. Наконец, его лапки подкосились, и он свалился рядом с бутылкой.

Утром на лужайку поднялась пожилая чета — подышать свежим воздухом, посмотреть на окружающую красоту, послушать тишину утра. На лужайке около скамейки фрау Бергер увидела брошенную бутылку и рассердилась. «Современная молодежь совершенно не следит за чистотой и порядком. Оставить после себя мусор! В мое время никто подобного себе не позволял, — возмущалась про себя дама». И вдруг рядом с бутылкой заворочался комочек. «Что это могло быть? — подумала с удивлением она».

Фрау Бергер подошла ближе. Комочек издал слабый писк.
— Ежик. Ах ты, Господи помилуй! — всплеснула она руками.
Дама взяла его и только выпрямилась, как ежика вырвало прямо ей на ладони.
«Как же мне плохо! — простонал Колючкин. — Никогда, никогда я больше не буду лакать эту гадость. В следующий раз как только почую эту сладкую мерзость, я уже не остановлюсь, а тут же побегу от нее прочь. О как же мне плохо!» Фрау Бергер услышала слабое попискивание ежика.
— Бедняжка. Видно, налакался этой гадости и теперь тебя тошнит. Франц, — обратилась она к мужу, — смотри, ежик и ему плохо. Что будем делать?
— Я позвоню в полицию, — решил муж и достал из кармана телефон.
— Здравствуйте, я герр Бергер  и должен сообщить, что мы с женой нашли в крепости на лужайке ежика. Да, да, прямо над управлением полиции. Ему очень плохо — его тошнит и он подает слабые признаки жизни. Видимо, напробовался яичного ликера из опрокинутой рядом бутылки.

В трубке женский голос вежливо ответил:
— Мы высылаем наряд, и он скоро прибудет. Дождитесь, пожалуйста!
Действительно, через десять минут на лужайку поднялись двое полицейских. Полицейская осмотрела ежика, а коллега выслушал полный трагизма рассказ фрау Бергер.
— Понимаете я и Франц часто по утрам поднимаемся на эту лужайку в крепости. Отсюда такой прекрасный обзор. Да вы и сами можете это увидеть, господин офицер. Посмотрите вокруг! А какая тут тишина и как легко дышится.

Полицейский попросил свидетельницу перейти ближе к делу.
— Да, да, конечно, — тотчас согласилась она. — Так вот вчера молодежь, видимо, устраивала здесь попойку и бросила недопитую бутылку яичного ликера. Мало того, я совершенно в этом уверена господин офицер, они еще и пнули ее уходя. На беду для ежика содержимое разлилось.

Полицейские поблагодарили чету за проявление сознательности.
— А что будет с ежиком? — осведомилась фрау Бергер.
— Мы отвезем его в зоопарк. Надеемся, что его сотрудники помогут пострадавшему, — успокоила, как могла полицейская.

На куске мягкой материи она передала ежика сотруднику зоопарка. И вправду, там загулявшего Колючкина и приютили, и выходили. Специальные растворы избавили страдальца от алкогольного отравления. «А какая здесь вкусная и сытная еда! — И добывать ее не надо. И безопасно. Да, нет худа без добра, — думал про себя довольный ежик». Когда же он полностью поправился, сотрудники зоопарка выпустили его в лесу подальше от злых людей.

Весть о судьбе ежика разлетелась не только по всей стране. Даже за рубежом публиковали статьи об этом трагическом случае со счастливым концом.

Судьба енота

Совсем недавно в лесу жил да был енот. В дупле старого дерева он обустроил себе квартирку. Днем сладко спал на мягкой подстилке из сухой травы, мха и клочков шерсти. На промысел выходил в сумерках. То лягушку поймает, то ящерку, готов был и в реке рыбку половить. Так он и жил пока зимой голод не заставил его двинуться на поиски пропитания. Рядом с лесом расположился небольшой городок. Енот быстро дошел до центра Эрфурта — Рыбного рынка.

Было время адвента. По всей Германии развернулись приготовления к празднованию рождения Иисуса Христа. И местные жители, как и все, за месяц начали готовиться к встрече. В конце каждой недели они тренировались — подолгу пили и ели на площадях и рынках. Киосками был уставлен весь город. Тут тебе и сладости, и жареное, и выпечка, и холодные напитки, и горячительные. Словом, подошли толстые фасолины к делу ответственно. А когда пиво и глювайн льются рекой, кто же смотрит на пролитое. Чертыхнутся только и дальше готовятся к празднованию.

На Рыбном рынке перед городской ратушей тоже раскинулось множество палаток. В них предлагалось, и выпить, и закусить. Глювайна хоть залейся. Хорошо согреться на морозце горяченьким винцом. Да и еда горяча — с пылу с жару ой как вкусна! Много выпили горожане, но немало и разлили.

Енот, ночью бродя между палатками в поисках еды, несколько раз лакнул из винных лужиц. К утру он так наелся и нализался, что был уже хорош. И как каждый уставший от сытой жизни человек решил прилечь под лавкой на трамвайной остановке прямо около ратуши.

Выспаться ему не дали жестокие прохожие.
— Вот никогда они не видели енота под лавкой! — ворчал про себя утомленный глювайном.
Горожане в большом количестве столпились вокруг остановки и громко высказывали удивление. А чему удивляться? После свадеб или бурных застолий, что никто не лежал под кустиком? И, кроме того, ну, зачем так кричать?! Что разве глухие вокруг?

В этот момент по рынку прогуливалась и пожилая чета Фишеров. Жену привлекла толпа у остановки, и она потянула за собой мужа, полюбопытствовать, что же там случилось. Пробравшись сквозь толпу, она возмутилась увиденному. Горожане не проявляли ни капли сочувствия еноту. Они галдели и фотографировали его. «Ну, как можно иметь такое каменное сердце? — огорчилась про себя дама».

Видимо, у енота кончилось терпенье и он, пошатываясь, вылез из-под лавки и направился к остановке на противоположной стороне. Переходя трамвайные пути, его вырвало. «Бедняжка, — посочувствовала фрау Фишер». А енот примостился под лавкой на другой остановке.

— Герберт, — обратилась она к мужу. — Сделай что-нибудь. Видишь, ему плохо.
Он позвонил в полицию и сообщил, что на Рыбном рынке на трамвайной остановке лежит енот и ему плохо. Сотрудник полиции ответил, что отправит сообщение в службу городского егеря. И они скоро прибудут.
— Маргарет, скоро приедут. Помнишь историю с ежиком? Наверно енота тоже, как и колючкина, отвезут в зоопарк на лечение.
Через четверть часа подъехал фургон службы городского егеря. И из нее вышли двое рослых и плечистых сотрудников. Первый накинул на шею животного металлическую петлю, второй распахнул дверцу переноски. Енота затолкали внутрь и погрузили ящик в машину.

Через несколько дней после многочисленных обращений граждан служба городского егеря сообщила в местной газете, что енот был ликвидирован.
Фрау Фишер прочитала эту печальную новость. Пойдя в продуктовый магазин, она встретилась с соседкой фрау Шмидт и поделилась с той горестными мыслями.
— Ты представляешь Марта, а ведь я, к несчастью, причастна к убийству бедного енота. Я попросила мужа позвонить в полицию, и в результате вот как все плохо получилось.

Фрау Шмидт восприняла новость равнодушно. Она ни капельки не испытывала жалости к застреленному животному.
— Не переживай Эльза, ничего страшного не случилось, — попыталась она, как могла, успокоить фрау Фишер. — Енотов много, и, главное, они не защищены законом.
— А как же ежики Марта, — негодующе воскликнула фрау Фишер. — Их же отвозят в случае происшествий в зоопарк!
— Ежиков закон защищает, а енотов нет. В этом вся разница, — равнодушно подтвердила соседка.

«Какая несправедливая штука жизнь! — подумала огорченно фрау Фишер. — Если ты ежик, то тебя лечат в зоопарке, а если ты енот, то получаешь девять граммов свинца».
Позже один скульптор вырезал из дерева фигуру енота и поставил ее на Рыбном рынке рядом с остановкой у ратуши. Памятник простоял недолго.

Хорошо быть ежиком в Германии

В одном рассказе описывалась история, которая приключилась с женщиной в Германии. Она вышла замуж за немца и проживала с ним в Берлине. И после происшествия по какой-то неведомой причине поделилась случившимся по телефону с бывшим мужем.
Итак, женщина нашла на обочине дороги ежика. Он лежал лапками вверх, и его мордочка была в крови. Вероятно, его сбила машина. Посоветовавшись с мужем-немцем, она отвезла ежика в ветеринарное отделение больницы. Врач после обследования пациента поблагодарил ее за помощь оказанную животному и сообщил о вознаграждении за это. Кроме того, сказал, что после выздоровления ежик останется инвалидом и ему будет нужен постоянный присмотр. Если она пожелает оставить животное у себя, то должна предоставить перечень документов: о достаточности доходов, жилой площади, об отсутствии случаев жестокого обращения с животными.
Эта история сначала вызвал у нее сильный смех, но потом она вспомнила, как относились к ее родственнице в одной из российских больниц. И ей стало грустно. Вывод напрашивался для нее сам собой: лучше быть ежиком в Германии, чем человеком в России *.

Наши истории подтверждают, что, по крайней мере, в первой части она права. Да, хорошо быть ежиком в Германии. Вот только нужно изменить продолжение. Лучше быть в Германии ежиком, чем енотом.


Анализ на достоверность рассказа Анатолия Дворинкова «Лучше быть ежиком в Германии, чем человеком — в России?»


На просторах интернета ходит рассказ Анатолия Дворинкова «ЛУЧШЕ БЫТЬ ЕЖИКОМ В ГЕРМАНИИ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕКОМ — В РОССИИ?». Впервые он был опубликован на украинском сайте Цензор.нет.юа (censor.net.ua) в 2005 году. Уже тогда читатели увидели в нем детали, указывающие на вымышленность.

Часть первая — лексическая.

Автор рассказа четыре раза допускает в тексте неточности с лексикой.
Во-первых, с немецкой. Героиня забыла слово «еж» по-немецки, а это начальный уровень владения языком (А1), но хорошо понимает, что говорит немецкий врач, а это последний уровень (С1) и, более того, последняя его часть — раздел «диалекты». На практике литературный немецкий можно услышать у федеральных политиков, преподавателей вузов, работников культуры и искусства, журналистов на телеэкране, учителей немецкого языка. В остальных случаях речь может сильно отличаться от литературной. Кроме того, обращение фройляйн не употребляется в современной речи в Германии. В учреждениях сотрудники обращаются к посетительницам — госпожа (фрау).

Во-вторых, с русской лексикой. Автор написал, что героиня «куски таскала три раза в день». Вообще-то, словосочетание «таскать куски» означает кому-то питаться нерегулярно, без горячего, всухомятку или кусочничать. Правильнее было бы использовать в рассказе слово еда вместо куски: «Как еду таскала три раза в день…».

В-третьих, с научной. В рассказе доминирует использование разговорной лексики. Она указывает на наличие у героини средне-специального образования. Только в одном месте употребляется научный термин «максима». В общем тексте он выглядит инородно. Этот философский термин указывает на посещение автором лекций по философии в вузе. Правда, применил он его в значении — выражение или итог. А, следовательно, слабо учился по этому предмету. Термин означает весь небольшой текст нравственного содержания, призывающий к самосовершенствованию и самовоспитанию. Поэтому можно сделать предположение, что большая часть текста с разговорной лексикой была написана одним автором, а концовка с использованием философского термина — другим.

Часть вторая — фактологическая.

Во-первых, уже первое предложение в рассказе «Бывшая жена звонит из Берлина.» сразу вызывает удивление. Если женщина в разводе и ищет себе мужа через интернет, то причиной ее развода является поведение бывшего мужа. Следовательно, сомнительно, что она сохраняет добрые чувства к бывшему. Кроме того, скорее всего, случившейся историей она сначала поделится с родными и подругами. Пар она уже выпустила. И все равно звонит к бывшему? Более того, обращается к нему с заигрыванием: «Хихикает в трубку: «Прикол хочешь?»».

Во-вторых, предложение «Иду, значит, шоппингую, смотрю: на обочине ежик лежит.» содержит в себе противоречие. Ходить по магазинам пешком можно в центре города, где магазины располагаются в шаговой доступности. Однако там по краям улиц находятся тротуары. А обочины, как не асфальтированные участки, пролегают вдоль дорог за городом. Вариант с молодой женщиной, идущей по дороге за городом с целью пройтись по магазинам, представляется маловероятным. Поэтому предположим, что она все-таки гуляла в центре города и на краю проезжей части у бордюра увидела ежика. Но и в этом случае присутствует несоответствие. Ежи ночные животные и не будут бродить по центру города днем.

В-третьих, странно, что муж-немец не знает, что в Германии есть отдельные ветеринарные больницы и частные ветеринары.

В-четвертых, героиня завернула ежика в газету. Вопрос: газета лежала на обочине или была у нее с собой в сумке? В первом случае трудно согласиться, что в Германии мусор лежит вдоль обочин дорог. Во втором случае тоже сложно представить, что женщина, собираясь пройтись по магазинам, берет с собой непросто газету, а немецкую газету. Хотя если она собралась пройтись по магазинам, то могла взять не газету, а еженедельную бесплатную рекламу. Вот в нее ежика можно завернуть.

Таким образом, подытоживая, можно согласиться с мнением, что в тексте присутствует большой элемент художественного вымысла, который и характерен для любого литературного произведения и в нашем случае – рассказа. Поэтому можно предположить, что один автор выдумал историю, а второй добавил концовку, сделав текст нравственным призывом, чтобы указать на недостатки медицины в России. Удивляет только то, что впервые рассказ был опубликован под авторством Анатолия Дворинкова на Украине, а не в России. На украинском сайте «Версии». А затем перепечатан в интернет-ресурсе «Цензор.НЕТ». Публикация состоялась в 2005 году, т.е. через год после начала кампании гражданского неповиновения, завершившейся приходом к власти Виктора Ющенко.