Как обманывают читателей-2

Галина Райхерт
           Литература, пища духовная…–  Почему глаза разбегаются? «Суб-еда», «субпитье» и субкультура. –  А ну, всем писать!.– Плохих жанров нет, есть плохие писатели. – Как отличить плохую книгу от хорошей. – Советы вредные и полезные. – Прочитайте…вслух!
               
                «Человек, который не читает хороших книг, 
                не имеет преимуществ перед человеком, который   
                не умеет читать»
               
                Марк Твен
      Читатель – не только покупатель, но и потребитель, причем «пищи духовной», поэтому отвлечемся сейчас от сугубо материальной сути Книги обратимся к некоторым сторонам более тонкого интеллектуального обмана.
      Сравнивать с едой и ее процессом можно многое – еда всем понятна, едят все, не все читают. 
      Комитеты по защите прав потребителей повседневно взывают к нам: не покупайте и не ешьте поддельную еду, с искусственными добавками, пальмовым маслом, избытком соли и сахара… Все вредное даже не перечислишь.
      По аналогии с едой от пищи духовной (без кавычек!), к которой всегда относили книги, вреда может быть не меньше. Причем не для физического здоровья, а для состояния нашей души, мировосприятия и мировоззрения, способности мыслить, познавать и творить!
      Почему востребован фаст-фуд, полуфабрикаты, готовая промышленная еда пожизненной годности в банках-пакетах-коробках? Потому что многие ленятся приложить усилия и обеспечить самостоятельное питание, а кто-то не умеет, или некогда, или сил-времени не хватает. Есть-то еще никто не перестал. А вот читать перестают, а если читают, то выбирают что полегче, заманчивей, то, что позволяет отвлечься  от нудного быта, серой повседневности, от «проблем», как ныне принято говорить, подразумевая житейские трудности.
      Ф.М.Достоевский писал, что книги должны быть «завлекательными». За полтораста с лишним лет мало что изменилось. И сегодня читателей – вернее, покупателей! – заманивают «завлекательностью».
      Но цель другая.
      Современники Достоевского желали, чтобы «народ читал», а издатели давно хлопочут о том, чтобы книги покупали. Будут их читать, или начнут и плюнут, или просмотрят «на раз» и забросят – издателю все равно. А вдруг запросят такое же, да позабористей!
      Завлекательность здесь играет роль неких пищевых добавок, усилителей вкуса, вызывающих привыкание. И такие книги покупают, а издатели рады стараться!
      Тем не менее тиражи книг давно падают, уже 300 – 500 экземпляров считается нормальным. Чтобы держаться на плаву и получать прибыль, издатели привлекают больше новых авторов и увеличивают, подстегивая, число названий книг тех авторов, которых покупают.
      И вот уже некто Е.К., ответственный работник  известного «Центрполиграфа», открыто заявил, что будет брать  сомнительную прозу всюду отвергнутых авторов, править ее по возможности и издавать (такие авторы выгодны тем, что платить им не надо).
      Еще один запрещенный прием. Всемерно стремясь к удешевлению продукции, печатают и советы по псевдопсихологии, организации быта, особо – книги для женщин (вольные пересказы зарубежных .авторов). Чтобы не связываться с авторским правом, некоторые издатели знай себе выпускают переводы старых книг, выдавая за последнее слово «нон-фикшн» (тоже сравнительно новый жанр).   Так, сборник Айн Рэнд «Философия. Кому она нужна?» состоит из работ 1970-1975 г.г. Может, не устарели? Но в Нью-Йорке он вышел в 1982 году… Мягко говоря, в мире многое поменялось за сорок лет.
      Привлечение-создание новых авторов достигается разными способами: обещанием всех научить писать, участием в конкурсах и фестивалях с ярмарочными призами и ярмарочными зазываниями… Вот издательство «Росмэн» организовало бесплатное (!) обучение подростков тому как стать писателем и издать книгу. Возможно, один-два таланта найдутся. Остальным же заморочат голову воображаемой легкостью пистельского труда. Наверно, правильней было бы сначала научить читать и выбирать книги…
      Поэтому 232 московских книжных магазина уже не вмещают на свои полки все предложения рынка. Хорошо, что интернет-площадки безразмерны, но и там приходится порыться, чтоб найти нужное…
Надо признать, что сегодня существуют «вффтары» (большинство) — авторы (их тоже немало) — и писатели (их единицы). Книжный рынок захлестнуло макулатурой (жалко леса!)
      Качество книжной продукции на рынке никого не волнует, а хорошие книги между тем тонут в потоке «чтива». Глаза разбегаются? А читать нечего.
О.Емельянова еще в 2011 году писала о засилье халтуры, убогом переписывании, пересказывании чужих книг своими словами. Это и плагиатом не назовешь, и полноценной книгой тоже… Ничего особо нового, но ситуация усугубляется.
      Обман читателей состоит в навязывании плохого, некачественного товара.
      Вспомним еще раз про иллюстрации. Помимо увеличения объема книги и ее удорожания они должны нести смысловую нагрузку и быть впечатляющими, интересными. Хорошие рисунки дополняют текст,  книгу хочется лишний раз пролистать, рассмотреть…Чем сегодня второпях снабжают книги – пример налицо (см.). Смотрел бы и смотрел. Не оторвешься.
      За что покупатель выложил денежки? За что так наказывают читателя?
      Продукцию, которая сейчас в основном продается и популяризируется, нельзя отнести к культуре, не зря это именуют «субкультурой» (даже ведь сайт такой есть!)…  Однако то, что оказывается в унитазе, никто не называет «суб-едой» и «субпитьем»!
      Известно, что «плохих продуктов нет – есть плохие повара». Так считают китайцы, а их кулинарной культуре более 5000 лет (примерно столько же существует и письменность).
      Нередко придирчивые читатели напрочь отвергают, например, фантастику или триллеры  Да, такой соблазн есть! Но…
      Возможно, «плохих» жанров и вовсе нет – есть плохие писатели. О чем бы ни написал хороший писатель – все будет интересно читать и перечитывать. Но сегодня традиционные жанры размываются нарочито выдуманными. Никто не скажет, что «Мастер и Маргарита» – «фэнтази», «Принц и нищий», «Иван Васильевич меняет профессию» – «про попаданцев», рассказы Петрушевской – «мистика» и «ужасы». Наконец, «Преступление и наказание» – не детектив.
      Почему бы тогда не придумать новые жанры? Скажем, самые приторные женские любовные романы можно назвать «сопли в сиропе»! А еще жанр –  «блогерские байки», там чего только нет, и все отличается особым языком, далеким от литературного, а попросту болтовней.
      Так, «Байки приемного покоя» вышли в издательстве АСТ. Оказывается, Чехов, Булгаков, Аверченко сочиняли… байки! И их – в один переплет с бородатыми анекдотами А.Шляхова! Причем он – основной автор, а они – «и другие». Наверно, для того, чтобы книгу скорее купили.
      … Срамота.
      Перечень жанров и «поджанров» известен, каждый может продолжить.
      Внутри жанров издатели создают «серии», например, «Наши там» (о «попаданцах»). Там – это где? На такой вопрос  обычно следует ответ краткий, из четырех-пяти букв. Но в серии – маркетинговый ход! – пара-тройка книг более удачных «вытягивает» остальные.
      Конечно, восприятие книги может быть весьма субъективным: «…начинаешь читать книжку, а она не просто не твоя с первой страницы – она не твоя расположением слов в первом предложении» (Г.Щербакова, «Армия любовников»). Если кто-то всю жизнь ест кашу на техническом комбижире (он и сейчас есть, и не только в общепите, лишь называется по-разному), то ему трудно представить еду на масле сливочном.
      Вместе с тем  плохая книга перед вами или хорошая – не такой уж и спорный вопрос.
      Каковы критерии, позволяющие отличить плохую книгу? Кому-то нравится, кому-то – нет. «Одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик» (это, к слову, М.Е.Салтыков-Щедрин, а не Н.Михалков)… Но ведь никто не захочет есть арбуз недозрелый, водянистый, несладкий! Всем спелые подавай! Книгу выбрать и оценить сложнее.
      Отличить литературу от макулатуры нетрудно, если иметь достаточный читательский опыт. Если опыта не хватает, можно ли рассчитывать на советы?
      Найденные в интернете, они по большей части бесполезны, а то и вредны.           Например, советуют прочитать:
- аннотацию;
- профессиональную рецензию;
- отзывы.
      Но в десяти случаях из десяти эти тексты сочиняют ради рекламы, причем хвалебные рецензии – и за отдельную плату, бывает, и маститые писатели этим не гнушаются…  Если попадется отзыв отрицательный, то и он призван подогреть интерес к книге и подчеркнуть общую объективность.; Иногда приводят статистику – 25% купленных книг не дочитывают, но деньги уже потратили! Так что издатели не зря оплачивают обольстительные тексты к книгам (об этом и в первой части этих заметок!).
      Совет «спросить знакомых» мнение о книге верен, если вы доверяете их выбору и ваши вкусы совпадают. Совет открыть книгу примерно в середине и почитать страницу приемлем, если вы вообще хорошо разбираетесь в литературе и способны сразу понять, что перед вами. Такому читателю и советы ни к чему! Не очень опытному человеку будет сложно понять, захочется ли читать дальше: книга должна быть интересна не только поворотами сюжета.
       Нет особых методов поиска халтуры. Например, вызывает подозрение чрезмерная плодовитость раскрученных писак. Не может человек написать за месяц среднюю книгу (по объему), даже если это черновик и редактор ему в помощь! Иногда выдают и сами тексты: внимательно прочитаешь и увидишь не одну "руку",то есть манеру и стиль, а разные куски... У автора этих заметок  так случилось с каким-то романом Акунина, то ли про Пелагию, то ли из первых про Фандорина (не уточняю, потому что больше эти романы не интересовали). Там обнаружились четыре разных "руки".Впрочем, не стоит забегать вперед.
      Не вызывает сомнений первичность речи и вторичность письма. Поэтому есть верный способ оценить текст: прочитать его вслух. Стало смешно, или неловко, или досадно, или почувствовали корявость, косноязычие, желание переставить слова местами, – книга халтурная.
      Насколько хорошие книги привлекают, исподволь приучают к чтению, настолько и плохие могут со временем вызвать нелюбовь: люди нечитающие иной раз говорят, что в книгах все неправда, в жизни так не бывает… Мало того, из плохих книг надуманные переживания, аляповатый антураж, пошлые диалоги могут перемещаться в нашу жизнь! Это отметила чуткая и тонкая Н.А. Тэффи («Бабья книга»).
      Запретить издание плохих книг нельзя. Как и алкоголь, они должны быть максимально доступны и дешевы, только тогда спрос на них упадет. Именно их надо выпускать в электронном виде, и даже бесплатно. Кто решит, что такую книгу надо поставить на полку и иногда перечитывать, может заказать ее в сервисе «печать по требованию», а цена должна быть более доступна, нежели сегодня.
      Давно назревает необходимость в читательском союзе.
      Сегодня мы имеем: «Международный союз общественных организаций книголюбов – МСК (Всесоюзное добровольное общество любителей книги, Всесоюзное общество "Книга", Международное сообщество книголюбов) - с октября 1974 года объединяет всех, кто ценит и любит книгу, заботится о сохранении ее приоритета в духовной жизни личности, стимулирует интерес к серьезному чтению».
      Что еще надо?
      Это общество книголюбов укромно, уютно и келейно занимается миниатюрной книгой и экслибрисом, отгородившись от назревших читательских проблем.
Союз читателей может быть учрежден по инициативе, например, крупной библиотеки, а в него на особых правах должны приниматься писатели, и поэты, и художники, и переводчики, – ведь они не только читают, а создают К:НИГУ!
      Чтобы заметка не разрослась чрезмерно, придется отдельно рассмотреть такие стороны обмана читателей, как выпуск «одноразовых бестселлеров» и обезличивание КНИГИ.
                Продолжение следует.
Галина Райхерт                г. Гирне, ТРСК
Апрель 2021 г.