Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 22

Николай Мринский
Обкуренные бандиты шли в полный рост, презирая смерть. И эта атака была отбита, благодаря дерзким и умелым действиям десантников, особенно пулемётчиков. Затем следовали всё новые и новые атаки уже в ночное время. Пятая атака, одна из самых ожесточённых, началась в 23.10. Враг снова был отбит с большими потерями. Снова важнейшую роль в успешной обороне высоты сыграли пулемётчики. Примером может служить героизм Андрея Мельникова. В политдонесении о сражении за высоту 3234 указывалось: «Особую доблесть и отвагу проявил в этом бою пулемётчик гв. рядовой Мельников, прикрывший фланг высоты с западной стороны. Бесстрашный комсомолец, в руках которого находился пулемёт однополчанина Героя Советского Союза Игоря Чмурова, погиб, но мятежников к позициям не допустил». Когда атака была отбита, на высоте 3234 состоялось короткое комсомольское собрание, десантники дали клятву погибшим и раненым товарищам: «Высоту не сдадим, будем сражаться до последнего патрона». Свою клятву гвардейцы из «девятки» сдержали. До глубокой ночи доблестные воины продолжали отбивать атаки фанатиков в чёрном. Битва за высоту 3234 окончилась после двенадцатой атаки, которую наши герои всё же отбили ценою колоссального физического и психологического напряжения. К этому критическому моменту у гвардейцев, кто оставался на позициях, заканчивались гранаты, в автоматных рожках оставалось по несколько патронов. Озверевший враг, значительно превосходивший обороняющихся, приблизился к позициям в некоторых местах на 15-20 м.

В случае прорыва противника офицеры 9-й роты вполне допускали вызов огня на себя. Однако помощь была уже в пути. Почти 3 км по горным дорогам в темноте, с грузом боеприпасов к позициям 9-й роты прорывался разведвзвод ст. лейтенанта Смирнова из 3-го батальона численностью 12 чел. Воины 9-й роты 345-го полка, оставшись без гранат, уже бросали во врага камни и булыжники. В этот кульминационный момент к защитникам высоты 3234 и подоспела помощь. Обороняющимся перейти в контратаку и исход противостояния был решён. Моджахеды отступили, забрав раненных и убитых. Из  воспоминаний участника битвы за высоту 3234 гв. сержанта Владимира Щиголёва (этот исторический персонаж стал прототипом дембеля «девятки» Афанасия в фильме Фёдора Бондарчука «9-я рота». В. Щиголёв был единственным бойцом 345-го полка, носившим усы, причём весь срок службы): «Перед Новым, 1988 г. нашей 9-й роте приказали занять высоту 3234, нужно было обеспечить прохождение нашей колонны. В ночь на 8 января душманы начали забрасывать нас минами, потом пошли в атаку. Только отбились, через час нас опять накрывают минами – и следующая атака. И так двенадцать раз подряд! 12 атак за 12 часов... Это были не просто душманы, а хорошо обученные наёмники. Утром вся гора была усеяна их трупами. Ещё бы одна – две атаки, и конец, нас бы не было. Боеприпасов практически не осталось: все гранаты перекидали и даже камни бросали. Наших – убитых, и раненых – мы стаскивали в одну кучу, не разбираясь. Помню, как под утро, в перерывах между атаками, мы оставшиеся в живых пацаны, позавидовали мёртвым...

Им уже не было страшно, их уже не убьют и в плен не возьмут...». Высоту десантники отстояли. Цена победы – 6 геройски погибших гвардейцев, 28 ранены, из них 12 – тяжело. Те воины, кто оставался в строю, спустили с отвесной скалы вниз тела погибших и раненых. Высоту 3234 десантура продолжала держать ещё почти три недели. За героизм, проявленный в битве за высоту 3234 все 39 воинов 9-й роты 345-го полка ВДВ были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Два гвардейца, Вячеслав Александров и Андрей Мельников (урож. г. Могилева), на основании Указа ПВС СССР от 28.06.88 г. были посмертно удостоены высшего звания Героя Советского Союза. 9-я рота выполнила боевое задание, внеся важную лепту в общий успех операции. По словам ген.-п-ка Бориса Громова, все основные цели были достигнуты: подразделениям нашей армии удалось деблокировать Хост, сорвать планы по созданию исламского государства, а также разбить крупную группировку моджахедов. Многие события советских лет подвергались однобокой коммунистической оценке. Была среди них и история Афганской войны. Кратко появлялись сухие сводки в газетах, а телевидение рассказывало о неизменных успехах воинов-интернационалистов. Однако вплоть до начала Перестройки и объявления политики гласности, власти СССР старались умолчать об истинном масштабе своих безвозвратных потерь. Цинковые гробы с призывниками и рядовыми возвращались в Советский Союз полутайно. Солдат хоронили без огласки, а на памятниках долгое время не было упоминаний о месте и причине гибели.

В народе появился устойчивый образ «груза 200». Только в 1989 г. в газете «Правда» были опубликованы реальные данные о потерях – 13835 чел. По другим данным общие советские безвозвратные потери за 10 лет войны в ДРА составили 14 453 чел. КГБ – 576 чел., МВД – 28 чел. Было контужено и получило ранения разной степени тяжести 53750 чел., заболело (в основном – тифом, гепатитом, малярией) - 415930 чел. Более 6 тыс. остались инвалидами, а около 200 чел. до сих считаются пропавшими без вести. Но в самом начале конфликта боевые заслуги наших солдат и реальные потери тщательно скрывались. Открыто информировалось, что советские военнослужащие занимаются армейской подготовкой в дружественной стране, помогают строить школы, столовые для военных и другие объекты. Только позже, когда "Черные тюльпаны" не успевали вывозить убитых, утаивать правду было уже сложно. Но не только это вызывало протест в душах военнослужащих. Тех, кто возвращался на Родину, очень долго не хотели признавать. На все обращения у чиновников чаще всего был один ответ: "Я вас туда не посылал". Для сравнения, когда кубинцы уходили из Африки, Фидель Кастро встречал их в аэропорту с самолёта и целовал каждого солдата. А возвращающихся из Афганистана советских воинов никто из правительства не встречал и помощи особо не предлагал. Более того, инвалидов-афганцев должны были обеспечить квартирами, как льготную категорию, но многие из них так по 30 лет и "маются" по общежитиям.

Бывшие фронтовики объединялись в общественные организации, чтобы помогать самим себе и тем, кто остался без кормильца - вдовам, матерям, детям. К концу XX столетия настоящая цифра потерь в Афганской войне дошла до 15 тыс., так как многие военнослужащие умирали уже на родине, на протяжении нескольких лет, из-за ранений и полученных болезней. Кратко упоминая о своих потерях, советская власть только больше усиливала конфликт с обществом. К концу 80-х гг. требование вывести войска из соседней страны стало одним из главных лозунгов Перестройки. Ещё раньше (при Брежневе) за это выступали диссиденты. Так, например, в 1980 г. знаменитый академик А. Сахаров за свою критику «решения афганского вопроса» был выслан в ссылку в Горький. Афганистан так и остался зоной пристального внимания разведок многих стран мира. Конфликт, ставший причиной ввода советских войск, так и не был разрешён до конца - столкновения в стране продолжаются до сих пор и ситуация практически не меняется. Советское вмешательство продлило жизнь НДПА ровно на тот период, на который в стране оставались войска СССР. После их вывода режим постигла агония. Моджахедские группировки быстро восстановили собственный контроль над Афганистаном. Исламисты появились даже у границ СССР. Советским пограничникам приходилось терпеть обстрелы противника уже после того, как войска покинули страну.  Афганскую войну не случайно назвали "войной разведчиков". Потому что в конце декабря 1979 г. в ДРА в числе первых вошёл 781-й отдельный разведбат 108-й мсд.

Его миссия ограничивалась не только сбором разведданных: бойцы участвовали в рискованных операциях, несли потери. Со временем многих беспокоил главный вопрос: А надо ли было помогать Афганистану? Наша страна всегда помогала тем, кого обижали, с кем её связывали добрые отношения. Наёмники хотели изменить гос. строй, навязать мракобесие и насилие в стране, предав её интересы деструктивным силам США. Это был период истории, когда две системы противостояли друг другу. Безусловно, нашему правительству, не хотелось, чтобы в соседнем государстве были размещены американские военные базы. Поэтому ввод советских войск был оправдан, особенно на первом этапе. Они были готовы блокировать сопротивление афганской стороны, но тогда никто не встал на защиту Ф. Амина. Безусловно, с приходом к власти Б. Кармаля, (лояльного к СССР), советское руководство несколько увлеклось, насаждая гражданам ДРА нашу идеологию. Советские войска необоснованно задержались (и в этом заключалась одна из ошибок), подменяя афганцев в решении внутренних проблем, вплоть до ведения боевых действий, при их пассивном поведении. В этой бедной стране отношение местного населения к советским солдатам было разным. Богатые откровенно держали камень за пазухой, а бедняки принимали более-менее радушно. Но ошибки социалистической идеологии вносили не слишком благоприятные коррективы. Так, быстро стали вводиться наши уставы, в частности, освобождая кишлаки, отбирали наделы у басмачей и отдавали дехканам. Это их отталкивало, потому что по законам ислама - чужое брать нельзя.

Продолжение следует в части  23                http://proza.ru/2021/06/17/1027