Хроники Апачерии. Век 16

Юрий Дым 61
               
Полные версии всех "хроник" здесь:   https://vk.com/docs-87908871



Хроники Апачерии. Век  XVI

 

1542

В этом году Франсиско Васкес де Коронадо возвращается в Новую Испанию по тому же маршруту, который он использовал раньше, но только с сотней своих людей. По возвращении он написал 20 октября письмо королю, в котором описал огромную равнину равнины Эстакадо - восточный Нью-Мексико и Северо-Западный Техас -  и его встречу с индейцами керечо или вакеро (querechos или  vaqueros) - так они были известны до тех пор, пока Хуан де Оньяте не назвал их апачами - врагами кивиры (quivira, или уичита). Это были те из апачей, которые позже будут известны как  хикарилья, липан и льянеро (jicarillas, lipanes и llaneros).

Коронадо писал: «... Я наткнулся на ранчо индейцев (10 мая 1541 года), которые охотятся за  коровами (буйволами), и которые называются   керечо (апачами); которые не сеют, и едят сырое мясо и пьют кровь коров, которых они убивают; они выделывают шкуры коров, в которые на этой земле одеваются все люди; у них есть жилища из шкур коров, очень хорошо обработанных, где они обитают, и они идут за коровами, переезжая с ними; у них есть собаки, которые несут  ихние палатки, шесты и вещи; это самые лучшие охотники, каких я видел в Индии…».
 
               

Коронадо описал керечо (апачей):  «... Их шатры имеют форму конуса. Они формируют их с помощью шестов, которые они несут для этого. Затем они прибивают их к земле, связывая их вместе сверху. Когда они переезжают с места на место, их перевозят с помощью собак, которых у них много. Они загружают собак своими покрышками, шестами и другими вещами. Они используют их, как я уже сказал, потому что местность очень ровная. Собаки тащат шесты. То, что эти люди больше всего любят, - это солнце. Шкуры их жилищ свободны от волос с обеих сторон. Шкуры крупного рогатого скота и оленины, и высушенное на солнце мясо им не нужны, они меняют его на кукурузу и одеяла с туземцами на реке...»



Хуан Харамильо, член экспедиции Коронадо на равнины, написал отчет, включающий описание керечо (апачей):  «... С выходом на равнины, мы встретили  много крупного рогатого скота…    керечо,  несут некоторое количество шестов, которые они устанавливают вместе на  своих стоянках,  чтобы сделать своего рода хижины, которые они используют в качестве жилья. Они ставят эти столбы  вверх, покрывая все шкурами крупного рогатого скота, которые они несут с собой. Эти палатки используются как жилища ... они удовлетворяют все свои  потребности засчет животных,  от  них они получают пищу, одежду и обувь. Это люди, которые переходят с одного места на другое, как им удобно...».

Неизвестное авторство, но несомненно, отчет кого-то из экспедиции Коронадо,  по названию «Relaci;n Postrera de C;bola» подробно описывает отсутствие садоводства,  и использование буйволов во всех аспектах повседневной жизни керечо (апачей)  «... Путешествуя много дней по этим равнинам, испанцы прибыли на  обитаемое ранчо с около 200 домами. Дома были сделаны из дубленых белых шкур, и построены как павильоны или палатки. Эти индейцы живут  полностью буйволами, потому что они ни выращивают, ни собирают кукурузу...».  Хотя «Эльдорадо» и не было найдено, Коронадо заложил основы будущей испанской колонизации на юго-западе.

 

1566

В этом году исследователь Франсиско де Ибарра с 60 солдатами прибывает в  город Пакими (Paquim;), называемый испанцами Касас-Грандес (муниципалитет Касас-Грандес, Чиуауа), населенный индейцами сума. (Бальтасар де Обрегон, летописец экспедиции, использовал термин «керечо» (апачи) для обозначения племени, которое они нашли. Первым    «жителем равнины», которого они встретили, был  «Красивый, хорошо одетый  молодой человек», который побежал, увидев испанцев. Два всадника преследовали его, и он отстреливался излука, пока не кончились стрелы, потом  его поймали и привели к Ибарре, который успокоил дрожащего туземца добрыми и нежными словами, подарив ему одежду, бусы и другие подарки, чтобы завоевать его благосклонность. Тогда керечо  (апач) был освобожден, чтобы сказать своему народу, чтобы они посетили их. Позже 300 керечо (апачей) включая женщин и детей (это была торговая экспедиция?), прибыли в испанский лагерь, из которого он был освобожден. Ибарра любезно относился к ним и дарил им подарки. Керечо  устроили праздник, пели и танцевали вокруг испанского лагеря. Они также сообщили о обширных стадах бизонов, бывших в четырех  днях пути на север.  Они сказали, что летом они жили в горных районах, в защищенных местах, и были врагами  равнинных керечо». Вполне вероятно, что эти апачи были из западных (западными апачами, или чирикауа), что объясняло бы их местоположение и тот факт, что они были врагами  «керечо с равнин».


 

1581

5 июня из Санта-Барбара (муниципалитет Санта-Барбара, Чиуауа) отправляется небольшая  экспедиция по исследованию и евангелизации северной части Новой Испании во главе с исследователем Франсиско Санчезом, по прозвищу  «El Chamuscado»  (Обожженный) и Фраем Агустином Родригесом. (В экспедицию вошли девять испанских солдат, три священнослужителя (Фрай Агустин Родригес, Фрай Франсиско Лопес, и Фрай Хуан де Санта-Мария) и 19 индейцев, в том числе две женщины. Солдаты были верхом на лошадях, и хорошо вооружены; экспедиция включала 90 лошадей и 600 овец, коз, коров и свиней, и была уполномочена исследовать страну на наличие ценных минералов. Они были первыми испанцами, которые отправились на территорию индейцев пуэбло со времен Великой экспедиции Франсиско Васкеса де Коронадо, 40 лет назад, интернировав регион современного штата Нью-Мексико.
 

Натыкаясь на различные индейские деревни, они пошли по течению Рио-Гранде, достигнув первого поселка индейцев пуэбло, к югу от современного Сокорро (округ Сокорро, Нью-Мексико). Они продолжали идти по Рио-Гранде мимо других больших и процветающих поселений индейцев пуэбло. К северу от современного Альбукерке (округ Берналильо, Нью-Мексико), они покинули Рио-Гранде и отправились на восток, в поселок Пекос (Пекос Пуэбло, округ Сан-Мигель, Нью-Мексико). В нем было от 400 до 500 четырех и пятиэтажных домов, с многочисленным населением. Испанцы описали индейцев пуэбло как «красивых и светлокожих, а у некоторых женщин были светлые волосы» (солдаты Коронадо оставили потомство?). Они выращивали кукурузу и тыквы, и у них были индейки.

 

10 сентября один из трех монахов, Фрай Хуан де Санта-Мария, решил вернуться в Мексику.  «Обожженный» с неохотой согласился с его желанием, и отпустил его.
Затем они направились на восток, уже на  «великие равнины»,  в поисках буйволов. На реке Пекос (недалеко от современной Санта-Роза, округ Гуаделупе, Нью-Мексико) они встретили ранчо индейцев керечо (апачей), и  Эрнан Гальегос, один из летописцев экспедиции, написал: «... Мы встретили ранчо на этой реке, в котором стоят 50 хижин и палаток из прочных белых шкур. Здесь мы встретили более 400 воинов, вооруженных луками и стрелами, которые спросили нас, чего мы хотим. Мы ответили им, что мы пришли к ним в гости и что мы друзья; но они были полны решимости сражаться с нами своими стрелами...». Фрай Родригез начал креститься в знак мира,  в ответ керечо приветствовали испанцев в своем лагере. Он преподнес им крест для поцелуев, к великой радости керечо, которые предложили испанцам все, что у них было. На ранчо было около 2000 человек. Испанцы стреляли из аркебузы, заставляя керечо бросаться на землю в ужасе и прося, чтобы они больше этого не делали, так как они пугали женщин и детей.

Гальегос описал их как  «голых людей», нецивилизованных, и особенно заинтересовался собаками, которые переносили все ихние вещи. Керечо сказали им, что в двух днях к востоку есть стада буйволов, и что их «так же много, как травы на полях». Поскольку ни один керечо  (апач) не предложил себя в качестве проводника, испанцы решили похитить одного из них.

 

«...Мы провели день на этом ранчо… Они описали весь регион, в котором бродили эти стада, но ни один туземец не захотел пойти с нами… так как буйволов не было найдено через два дня… мы вернулись на ранчо, чтобы получить индейского проводника, добровольно или силой, чтобы отвести нас к буйволам. Эта цель была выполнена; мы пошли на  ранчо, схватили индейца, связали его, отвезли в лагерь и передали нашему командиру… Индеец, которого мы взяли в качестве проводника, был отправлен затем вперед, хорошо нагруженный мясом и очень счастливый, потому что он видел, как мы убивали буйволов… После того как он покинул нас, он сказал своим людям что видел, как мы убивали буйволов, и  про другие вещи. С учетом этого все ранчо, откуда мы силой взяли проводника, пришло туда, где мы мирно жили. Жители сказали, что хотят отвести нас в место, где было много стад...».

Испанцы отправились на территорию буйволов, которую они назвали равнинами Сан-Франциско, недалеко от нижней развилки Canadian River (Техас), найдя много стад от 200 до 300 животных, где они убили около 40, и сделали из них вяленое мясо.

 

Они вернулись на запад, к Рио-Гранде, добравшись до деревни Акома (Пуэбло Акома, округ Сибола, Нью-Мексико) и зуньи (Zu;i, Пуэбло Зуньи, округ Маккинли, Нью-Мексико), не имея возможности вернуться оттуда из-за выпавшего снега.
В общей сложности, «Обожженный» и фрай Агустин Родригез посетили 61 поселение индейцев пуэбло вдоль Рио-Гранде и его притоков, и узнали о других деревнях, в том числе индейцев хопи, которые они не смогли посетить.

«Обожженный» узнал от некоторых индейцев, что Фрай Хуан де Санта-Мария был убит другими индейцами всего через два-три дня после ухода из экспедиции. Несмотря на это, два других монаха решили остаться в регионе. Солдаты оставили их, с большей частью своих припасов и несколькими индейскими слугами, в деревне tiwa (недалеко от современного Берналильо, округ Сандовал, Нью-Мексико) и развернулись, чтобы вернуться в Санта-Барбара. Во время обратного пути Франсиско Санчез - «Обожженный»,  которому уже было почти 70 лет, умер. Остальные восемь солдат прибыли в Санта-Барбара 15 апреля 1582 года, описывая керечо (апачей) также, как их описывали ранее члены экспедиции Коронадо.
Два монаха и их индейские слуги, оставшиеся позади, были убиты туземцами, хотя двум индейцам удалось бежать и они вернулись в Мексику, чтобы рассказать эту историю. Экспедиция  «El Chamuscado» (Обожженного) и Фрая Агустина Родригеза была скромной, но возродила интерес испанцев к региону Нью-Мексико, что в конечном итоге привело к тому, что Хуан де Оньяте основал там колонию, несколько лет спустя.

1582
10 ноября экспедиция под руководством Антонио де Эспехо с 14 солдатами, священником, 30 индейцами и 115 лошадьми покинула долину Сан-Бартоломе (сегодня долина Игнасио Альенде, муниципалитет Альенде, Чиуауа). (Эспехо был в Санта-Барбара (муниципалитет Санта-Барбара, штат Чиуауа), когда солдаты экспедиции  «El Chamuscado» (Обожженного)  вернулись с северной территории, которой сейчас является Нью-Мексико, с известием, что двое из монахов остались в землях индейцев пуэбло.

 

По пути на север они  встретили  индейцев кончос, хуманос, сума и мансос. В феврале 1583 года Эспехо достиг территории los piros, самого южного из поселений индейцев пуэбло. Позже он прибыл в город Зиа (Пуэбло Зиа, округ Сандовал, штат Нью-Мексико), где подтвердил смерть двух монахов экспедиции «Обожженного», и город Акома (Пуэбло Акома, округ Сибола, Нью-Мексико).

В июне он прибыл в долину реки Пекос, на берегах которой (недалеко от современного Санта-Роза, округ Гуаделупе, штат Нью-Мексико) нашел ранчо из 400 керечо (апачей), которые сообщили ему об огромных стадах буйволов,  в двух  днях пути на восток,  и обменивали соль, дичь и оленьи шкуры на хлопковые одеяла. Эспехо описал их как воинов, которые живут в горах, и торгуют с индейцами пуэбло:  «... В соседних горах…  туземцы были многочисленны и воинственны.  Жители гор, которых называют керечо, спускались, чтобы удовлетворить  людей в пуэбло, смешиваясь и торгуя с ними, принося им соль, мясо (оленей, кроликов и зайцев), меховые одежды и другие товары, в обмен на хлопковые одеяла и различные предметы, принятые в оплату...».

 

Затем он отправился на запад, достигнув территории зуньи (округ Катрон, Нью-Мексико, и округ Апач, Аризона),  и хопи (округа Навахо и Коконино, Аризона).  Священник, несколько солдат и индейские слуги решили вернуться в Мексику. Эспехо и восемь солдат остались искать серебро и другие драгоценные металлы, направляясь обратно на восток. Небольшой отряд имел стычку с индейцами акома, по-видимому из-за  двух пленниц испанцев, которые бежали, ранив солдата. Индейцы и испанцы обменялись огнем из аркебуз, камней и стрел. После отступления,  солдаты вернулись в долину Рио-Гранде, где они  в деревне убили 16 индейцев,  которые смеялись над ними, и отказывали им в еде.
Следуя на восток, они повернули на юг, достигнув реки Кончос (Чиуауа), вернувшись в долину  San Bartolom;   20 сентября 1583 года,  после 10 месяцев отсутствия, и узнав, что священник и его спутники также вернулись,  в целости и сохранности.

 

1584

* В этом году историк и исследователь Бальтасар де Обрегон заканчивает свою «Историю древних и современных открытий Новой Испании», где он описывает керечо или вакеро (апачей), которых Франсиско Васкес де Коронадо  встретил в своей экспедиции 1540 года: «... Эти равнины очень безводные, ветреные и фригидные, хотя те, которые граничат с горными хребтами, менее холодны и имеют воду, а также лучшие пастбища и места обитания для керечо, вакеро…  мерзавцы и злодеи, они подобно цыганам, не сидят на одном месте, потому что они обычно ходят друг к другу; они несут с собой все свое имущество, нагруженное  на  собак, которых у них много, и они не лают, как кастильцы, они  рычат и  скалят зубы; они ходят с грузом три и четыре лье каждая собака; пропитание этих вакеро - это мясо  скота, и большинство из них едят его сырым, или  поджаренным на солнце и огне. Они живут и охотой на оленей, зайцев, кроликов и других видов дичи.  Живут обычно недалеко от стад,  в лагунах, соленых водах и реках и ручьях, в которых при высыхании образуется некоторое количество соли. Эта соль  делает их толстыми, так что они становятся похожи  на   упитанных свиней.  Цыгане обнажены, они одеты лишь в юбки из коровьей и оленьей кожи, а также в кожаные  ремни, подпоясанные  на талии, которыми они прикрывают свои чресла».

 

* Бальтасар де Обрегон пишет об экспедиции Франсиско де Ибарра 1566 года, в которой он участвовал: « ... Прибыли в Эль-Реал на другой день триста керечо (апачей) со своими женщинами и детьми, которых призвал и привез  индеец, которого послал генерал, которые   храбрые и галантные,  они и их прекрасные дети. Они входили, поя и танцуя, проявляли большое удовлетворение и радость видеть нас…   Они сказали, что нам рады в их землях, что другие люди нашей природы и подобия прошли через их земли в течение многих лет, которые были наполовину и отчасти потому, что их враги вернулись к тем, кто взял их в плен, и послал в облака, чтобы пошел дождь на своих землях они исцеляли и воскрешали скорбящих и мертвых. Они говорили и верили, что мы дети солнца, которых они боялись, уважали и поклонялись ради своего Бога, и подтвердили, что мы сошли с небес. Они были очень постоянными и настойчиво требовали, чтобы мы коснулись и пересекли их, и это была церемония, которую Альвар Нуньес Кабеса де Вака   по милости Бога нашего Господа, который, чтобы избавить их от паломничеств и трудов, которые они перенесли, позволил так много…  Эти чудеса и другие рассказывали о них, не ошибаясь и не расходясь с тем, что утверждает упомянутая история.

 

Генерал принял этих индейцев множеством подарков и хорошим обращением, спасением и железными вещами, которые они во многом оценили, и они   проинформировали  о том, что там было, и что они знали об этих провинциях.  Они  ответили  и сообщил новости знаками, что Сибола была там  в трех днях, а Лас Вакас – в четырех  днях пути  к северу.
Мы верили, что это правда, что скот был так близко, потому что мы нашли здесь кожу умершего скота,   и свежие кости… ».

* Бальтасар де Обрегон также описывает экспедицию Франсиско Санчеса и Фрая Агустина Родригеса 1581 года:  «... Первооткрыватели согласились пойти посмотреть и посетить туземцев, называемых Querechos (апачи), пастушьих людей (вакеро), и которые  кочуют, как цыгане в Испании, которые  ходят за коровами (буйволами).   К чьим новостям и родственникам, полученным от туземцев, они отправились в двадцать восьмой  день сентября месяца тысяча пятьсот восемьдесят первого  года, из  реки Гвадалквивир (Рио-Гранде), чтобы дать отчет о способе  и образе  жизни упомянутых цыган и коров,   и количестве, прибыли и мастерстве...

... Отсюда (от реки Санто-Доминго, ныне называемой Пекос, штат Техас) они шли на четыре лье вниз по течению,   увидели дым и пошли к нему и обнаружили большое ранчо  вакеро (апачей) более пятисот жилищ из шкур  коров…  Вакеро-индейцы  подняли шум, так что за короткое время четыреста бездельников вышли на войну, храбрые, энергичные и бдительные к своим лукам и стрелам, своим землям, и все с помощью знаков, потому что у них не было языка или руководства. Ответ был знаками: они собирались дружить с нами.   

Первооткрыватели поставили себя на грань войны, они предупредили себя об ущербе, который индейцы могут нанести им, они забрали свое настоящее, пока не увидели свою решимость и не увидели, смогут ли они принести им мир; чтобы они не проявляли слабости; а если они не давали мира, то намеревались удержать их силой оружия. А извне крестились руками в знак мира и дружбы. Фрай Агустин Родригес спустился, чтобы попросить у них мира с крестом в руках, предупреждениями которого служил Бог, наш Господь, заставивший их бояться увидеть первооткрывателей и желание дать себе мир; они подражали первооткрывателям в жестах  такими же знаками  своими руками. Каудильо и Фрай Агустин приняли их, подарив им крест, чтобы целовать; Они  дал им понять с помощью знамений, как они шли во имя Господа, Сущего на небесах, посланниками которого были он и первооткрыватели, которые пришли увидеть их и сделать их хорошими друзьями. Всему  этому  они отдали должное и обрадовались так, что приняли их с большой любовью, уважением и подарками  из того, что у них было,  и что они ели ...

... Эти люди, которые ходят  за коровами, голые, только имеют некоторые одежды из оленьих шкур и из коров,   воинственны и храбры…   Они похожи на цыган, которые переезжают из одной части в другую… 

Это первое ранчо индейцев-вакеро (апачей) первооткрыватели  прошли маршем вперед  по долине;  они оставили в стороне реку Санто-Доминго (река Пекос, штат Техас). В этом путешествии у них не было воды в течение четырех лиг,  и они не нашли никаких коров. Они поняли, что заблудились, и вождь согласился вернуться на ранчо, где, не дойдя до него, они вооружились и предотвратили войну ...».
 
 


1590

27 июля  Гаспар Кастаньо де Соса возглавляет экспедицию без разрешения вице-короля Луиса де Веласко, чтобы создать колонию в Нью-Мексико, впоследствии  он арестован. Кастаньо де Соса был колонистом, колониальным администратором и известным работорговцем. Экспедиция отправилась из Альмадена (сегодня Монклова, Коауила) с более чем 160 людьми, включая несколько семей поселенцев с некоторыми индейцами в качестве слуг. Он пересек Рио-Браво (Рио-Гранде) в начале октября. Они направились на север, следуя реке Пекос, прибыв 31 декабря в деревню Пекос (Пуэбло Пекос, сегодня руины, округ Сан-Мигель, Нью-Мексико), где индейцы встретили их стрелами и камнями. Через два дня им удалось победить их, и они смогли войти в пуэбло.

 

Они отправились оттуда, прибыв 7 января 1591 года в долину, где сегодня находится город Санта-Фе (округ Санта-Фе, Нью-Мексико), где им пришлось пересечь  замерзшую реку, и ломать лед, чтобы дать воду своим лошадям.
К северу от этой реки, к востоку от Нью-Мексико и к западу от Техаса, они повернул на юг, где встретили  одинокого туземца, скорее всего кероче  (апача), но никто не мог понять его. Кастаньо  дал туземцу немного кукурузы,  и сказал ему жестами, что он должен передать своему народу,  чтобы они  не боялись их прихода.  Четыре дня спустя, найдя заброшенное ранчо, авангард  отряда увидел группу индейцев, бежавших в болото.  Испанцам удалось захватить двух мужчин, двух женщин и одну из вьючных собак.

Они повели пленников в лагерь, но Кастаньо  отсутствовал,   он отправился  собирать лошадей. Похитители освободили женщин, но сохранили мужчин и собаку,  которая   очаровала испанцев.  Когда Кастаньо  вернулся, он был рад  увидеть  пленников, но у него не было переводчика.  Он освободил туземцев и собаку, дав им мясо и кукурузу, и сказав им знаками, что им не следует бояться.
Через несколько дней экспедиция Кастаньо имела первую известную битву с керечо (апачами равнин).  Авангард увидел группу из них при попытке переправиться через реку. Испанцы безуспешно пытались общаться, но в конце концов ушли.  Один из индейских проводников испанцев остался позади, и когда керечо увидели его одного, они поймали его, связали веревкой, бросили в реку, а затем пустили в него стрелы. На следующий день большое количество керечо появилось возле испанского лагеря, но Кастаньо не смог убедить их войти. Вместо этого керечо пытались убить некоторых испанцев. Кастаньо послал патруль, чтобы отпугнуть их, и керечо выпустили в них стрелы. Испанцы застрелили нескольких человек. Четыре индейца были схвачены, Кастаньо приказал повесить одного, а трое других, несколько мальчиков, остались переводчиками. Чтобы ускорить изучение испанского языка, каждый из трех молодых людей был приписан к как можно большему количеству испанцев. Несмотря ни на что, трое сбежали, взяв с собой быка.

 

На более поздний срок,  29 марта 1591 года, Кастаньо  де Соса был схвачен  и арестован капитаном Хуаном Морлете, который  со своими 40 солдатами  был послан за ним вице-королем, и  доставлен  в Мехико.

Кастаньо  нашел по крайней мере две группы апачей с равнин. Первая, к югу от равнин, была  враждебной,  и не желала  никаких сделок с испанцами, кроме как красть их животных.  Это могло быть связано с тем, что они, вероятно, были  ранее  в контакте с  теми испанцами, которые искали рабов,  и опасались  их прибытия на свою  территорию.  Нападение  их на   испанского проводника   также могло быть связано с тем, что он  действовал как проводник  для возможных  ихних врагов.

Вторая группа разбила лагерь возле индейцев, которые часто зимовали рядом с ними.  Сначала они пытались  сбежать, но позже, видимо, приветствовали испанцев в своих лагерях.
 


1595

Летом Франсиско Лейва де Бонилья  покидает Сан-Ильдефонсо (округ Санта-Фе, Нью-Мексико), проходит через Cicuy; (ныне Пекос Пуэбло, округ Сан-Мигель, Нью-Мексико), достигает реки ;nimas Perdidas (Потерянных Духов) в Пургаторио (ныне  Purgatoire, округ Бент, Колорадо), проходит через Канзас, где он находит большие стада буйволов и ранчо керечо (апачи).  Португалец Лейва де Бонилья был убит ножом,  своим лейтенантом испанцем Антонио Гутьерресом де Уманья, сбежавшим с шестью индейцами. Погибли все, кроме одного,   по имени Джусепе Гутьеррес, который в течение года оставался в плену у апачей.  Имея известие о том, что на востоке есть испанцы  (авангард  Хуана де Оньяте  в Нью-Мексико) он сбежал,  встретил испанские войска и предложил  себя в качестве  проводника  и переводчика.
 

Остальные  члены похода  предсказуемо погибли от рук индейцев прерий.  Колонна Хуана де Оньяте нашла группы апачей с равнин, или вакеро (пастухи). Васкес де Коронадо первоначально называл их «деревней коров», бродящих по обширным лугам в поисках буйволов, и переносящих свои скудные вещи с помощью собак.  Они оказались достаточно общительными, даже немного застенчивыми, за исключением одного из них, который пытался напугать испанцев, появляясь среди них в красном костюме с хвостом и маске, из которой торчала длинная морда и опущенные уши. Солдаты, благодарные за представление, притворялись  испуганными, когда туземец делал угрожающие жесты. Затем он снял маску и рассмеялся. На другой день они встретили  вождя  апачей  с необыкновенным  цветом  лица. «У него была ... кожа белеая и глаза голубее фламинго - констатировал летописец - его сопровождал отряд лучников».  Этот  индеец -  несомненно, альбинос -  предоставил  проводника, чтобы привести их туда, где были буйволы.
Они пошли дальше, встречая небольшие группы улыбающихся апачей, чьи женщины и дети чтили их простыми подарками.  Однажды днем они увидели на горизонте тонкие полосы дождя, надвигающиеся, чтобы стать тем, что испанцы называли «большим дождем», и который нередко выпадает на этих равнинах.

 


1598

* В этом году впервые начинает  работать «Королевская дорога вглубь страны», также известная как  «Дорога Санта-Фе»,  или  «Дорога серебра». (Это был самый важный из королевских  путей сообщения,  и соединял Мехико и Санта-Фе  (округ Санта-Фе, Нью-Мексико). Это был торговый путь,  протяженностью 2560 км, по которому двигались    повозки, запряженные  волами, в которых монахи, семьи и солдаты сопровождения перевозили растения, семена, мебель, имущество, бумагу, чернила и  перегоняли многочисленные стада - все, что требовалось  новым поселенцам  для жизни,  на опасных приграничных территориях. Путешествие длилось полгода, и проходило через  населенные индейцами регионы.
* 9 сентября впервые было зарегистрировано использование термина «апач»  Хуаном де Оньяте в деревне Сан-Хуан (округ  Рио Арриба,   Нью-Мексико), услышанное от Зуньи, группы  индейцев пуэбло, в западной части Нью-Мексико. (Оньяте сделал следующее заявление: «... Для отца фрая Франсиско де Самора, провинции Пикурис, вместе со всеми апачами  из Сьерра-Невада  на севере и востоке, и провинции Таос, с соседними деревнями и окружающими ее и теми, кто находится в этом горном хребте, на берегу северной реки...».

 
 

* 8 ноября Капитан Висенте де Залдивар, племянник Хуана де Оньяте, возвращается из 54-дневного путешествия, где он описывает  вакеро-пастухов-охотников (апачей) со следующим заявлением:  «... Они убивают (буйволов)  первой же стрелой, с невероятным мастерством, прячась в замаскированных убежищах, построенных на водопоях, что было засвидетельствовано всеми, кто был там...».

(Залдивар, руководствуясь Джусепе Гутьерресом (индеец науалт (nativo n;hualt)  из экспедиции Франсиско Лейва де Бонилла, который был в плену у апачей), отправился на территорию  вакеро (апачей) - охотников на буйволов в Северном Техасе, где ранчо были очень населены, а буйволов было бесчисленное множество.  Благодаря Джусепе экспедиция удалась.  Он давал прямую информацию и переводил устно, делая ее понятной,  в отличие от использования языка жестов/знаков предыдущих экспедиций.  Например, в докладе говорится о большой торговой группе индейцев-вакеро, которые вернулись из Пикурис и Таос (оба в округе Таос, Нью-Мексико), где они обменяли  мясо и шкуры буйволов на товары садоводства, керамику, текстиль и бирюзовые камни.
Оказавшись недалеко от равнин, четыре  индейца  вакеро (апачи) подошли к группе Залдивара, когда он ловил рыбу на реке Галлинас (к юго-востоку от Лас-Вегаса, округ Сан-Мигель, Нью-Мексико). Испанцы дали им еду и подарки.  Один из них встал и крикнул другим, чтобы  они  не прятались, и они дошли все до того места, где стояли испанцы.  Они были крепкими,  и носили луки. Залдивар  дал всем подарки.  Он попросил  проводника отвести их  туда, где были буйволы.
Три  вакеро (апачи) -  охотники на буйволов -  сообщили  экспедиции, что люди близлежащего поселения обеспокоены их прибытием.  Залдивар ответил, что пойдет в деревню с Джусепе,  в качестве переводчика. Однако, когда они были в 1,6 км от ранчерии, многие  вакеро  сами вышли навстречу  Залдивару и Джусепе, со  знаками  дружбы.  Залдивар раздал  им подарки,  и пригласил  на свое ранчо.

 

Залдивар вернулся спать в свой лагерь, и на рассвете многие вакеро принесли пиньоле (также называемый пиньолом,  доиспанский напиток, приготовленный из жареной и молотой кукурузной муки, на основе меда или сахара, и который можно пить холодным или горячим) в испанский лагерь.  Залдивар уведомил их, что губернатор Оньяте накажет тех, кто не верен испанской короне.  Вакеро попросили помощи в борьбе с  хумано, на что Залдивар ответил, что его миссия состоит в том, чтобы установить мир среди всех  индейцев:  «... Три индейца  спустились  с холма... их ранчо... было в лье (4,8 км) отсюда, и они были очень обеспокоены, увидев нас на своей земле. Чтобы больше не  беспокоить их своим числом,   старший сержант  с одним товарищем,   с тремя индейцами и переводчиком - индейцем по имени Джусепе, одним из тех, кто привез Уманью и Лейбу - посетил их ранчо … Примерно в трех четвертях лье (3,6 км) от его лагеря,  многочисленные индейцы пришли приветствовать старшего сержанта группами по четыре и шесть человек, прося его дружбы. Их  обычай состоит в том, чтобы протянуть правую ладонь к солнцу, а затем обратиться к человеку, ищущему его дружбу… Старший сержант  (Залдивар) дал им подарки…

... Они настаивали, чтобы он  пошел на их ранчо.… Он пошел туда  и был с ними в большом товариществе,  возвратившись  вечером в свой лагерь.  На следующее утро на рассвете, многие индейцы - мужчины и женщины - вышли ему навстречу с пиньолом.  Большинство мужчин ходили раздетыми, но некоторые носили шкуры буйволов, а другие-одеяла.  Женщины носили какие-то замшевые брюки, а также туфли или сапоги.  Он дал им несколько подарков и сказал через переводчика,  что губернатор  Дон Хуан де Оньяте  послал  его сказать им, что он будет благоволить к тем, кто останется верным его величеству, и накажет  тех, кто этого не сделает. Все были спокойны и очень довольны.

Они попросили его о помощи против хуманос (jumanos) - это имя, которое они дали  нации индейцев, носящих полосы, такие  же как  у chichimecos.  Залдивар пообещал им, что постарается установить мир между всеми… так как это была его цель, когда он пришел на ихнюю землю...».

После этой встречи группа провела ночь на  реке  Canadian (Техас), где они  нашла ранчо с 50  палатками, красными и белыми, выдубленными  до совершенства.  После этого визита,  в отчет добавляется очень подробное описание апачей равнин и говорится, что женщины несут ответственность  за дрессировку  и уход за собаками.

«...(Залдивар) провел ночь на этой реке, а на следующий день, вернувшись в лагерь, наткнулся на ранчо из 50 палаток,  сделанных из дубленых шкур, которые были очень яркими красными и белыми... круглыми, как  беседки, с крыльями и отверстиями, и сделанными так же хорошо, как и в Италии.  Они настолько велики, что в самых больших  есть достаточно места для  четырех матрасов,  и односпальных кроватей. Обработка покрышек  настолько хороша, что даже самые сильные дожди не пройдут  через кожу, и она не затвердеет... когда она высыхает, она становится такой же мягкой и эластичной, как и раньше… старший сержант  взял одну на палатку,  и отнес ее в лагерь.… Чтобы нести эти палатки, шесты, на которые  они поднимаются, мешки  с мясом и  пиньолом или кукурузой, индейцы используют собак среднего размера, как если бы они были мулами. У них их много, каждая  с крепежными  ремнями вокруг груди и ног, несущими груз не менее 100 фунтов (45,359 кг)...».

После этой экспедиции  вождь вакеро (апачей) посетил Залдивара  с более чем 200 воинами в Сан-Маркос  (округ Санта-Фе ,Нью-Мексико). Вождь выразил большую радость от встречи,  и подарил испанцу кусок мяса буйвола и другие  вещи.  Он сообщил Залдивару, что он и его люди дружат с испанцами.

* В этом году группы апачей участвуют в защите деревень индейцев пуэбло против сил Хуана де Оньяте, таких как Лос-Керас-де-Клома (  Пуэбло Акома, округ Сибола, Нью-Мексико).  Вполне вероятно, что они были западными апачами, которые позже будут называться chiricahuas, западные  апачи,  или навахо, так как апачи равнин, в тот период времени,  имели хорошие отношения  с испанцами.

 

Акома  был гораздо более доступным  для западных  апачей, чем для восточных,  которым пришлось бы путешествовать по относительно более населенным районам, чтобы добраться туда.

Еще одна область возможного конфликта с апачами пришла с севера испанских поселений.  Длительный период засухи между 1560-1593 годами, вызвал рост напряженности среди индейцев, живших в районе Нью-Мексико,  из-за нехватки  продуктов питания. Эта засуха могла повлиять на равнины,  заставив апачей отправиться в горы, граничащие с населением индейцев пуэбло.  Вполне возможно, что это были западные  апачи,  которые стремились  быть  ближе к индейцам  пуэбло.

Апачи равнин были бы менее затронуты засухой из-за буйволов, от которых они получали почти все, что им  было необходимо.   Излишки можно было обменять  у индейцев пуэбло.  Апачи, жившие в горах или к западу от Рио-Гранде,  конкурировали  с индейцами пуэбло за охоту в этом районе,  и  хотя некоторые практиковали зарождающееся сельское хозяйство,  их посевы пострадали от отсутствия дождей.  Кажется, что конфликты между апачами и испанцами, или между апачами и индейцами пуэбло  были с западными апачами,  и что апачи равнин оставались мирными.

В результате увеличения  испанского присутствия,  апачи с равнин уменьшили свое передвижение в непосредственной близости от Рио-Гранде, ограничив свою торговлю пограничными деревнями, особенно  с пуэбло Пекос   (округ Сан-Мигель, Нью-Мексико) и Лас-Хуманьас (сегодня Гран-Квивира, округ Торранс, Нью-Мексико), хотя испанские торговцы отправлялись искать их на равнины. Несмотря на ослабление контактов,  испанцы продолжали захватывать  в плен индейцев,  некоторые из которых приближались к приграничным поселениям для торговли,  вызывая  тем самым инциденты;  они отправлялись на свои ранчо  для торговли,  или нанимали союзных индейцев для захвата апачей.
 


1600

Апачи и навахо увеличивают  контакты  с испанскими поселениями Нью-Мексико. (Те, кого позже назвали апачами хикарилья, жили на северо-востоке;  апачи мескалеро -  на юго-востоке,  и апачи  гила (чирикауа) - на юге и западе;  в то время как навахо путешествовали по горам и плато на северо-западе территории, недавно исследованной испанцами.