Накануне схватки Нарышкиных и Милославских

Владлен Дорофеев
2.В ТИШИ, ПЕРЕД БУРЕЙ…

Отец Петра, царь Алексей Михайлович Романов, овдовев на сороковом году от роду, решил жениться во второй раз. Главной причиной для очередного брака стала его надежда на рождение наследника. Хотя у царя уже было два сына: Федор и Иоанн, но здоровья им Бог не послал, да и особо духом не укрепил.
По преданию, Алексей Михайлович мельком увидел свою будущую жену в доме у боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Там девятнадцатилетнюю красавицу Наталью, дочь бедного рязанского дворянина Кирилла Полиектовича Нарышкина, воспитывала супруга Матвеева — Евдокия Григорьевна Матвеева, в девичестве Гамильтон (её отец был пэром Шотландии, но из-за гонений на католиков переселился в Россию в начале 17 века — прим. автора).
Приехав в очередной раз в гости к своему другу-боярину, царь неожиданно, в нарушении всех традиций, предложил пригласить к ним на ужин за стол с женской половины терема жену Матвеева и её воспитанницу. И не случайно, ведь в доме царили либеральные порядки, созданные женой-англичанкой. За столом Алексей Михайлович заговорил с Натальей Нарышкиной, а она, нисколько не смущаясь, отвечала весьма складно, чем окончательно расположила к себе государя.
По словам Якова Рейтенфельса, племянника царского врача, Наталья Кирилловна была красивая, стройная станом, с челом возвышенным, пленяла звонкой сладостной речью.
Между царём и юной красавицей моментально вспыхнула взаимная любовь с первого взгляда и на остаток дней!
Вскоре Алексей Михайлович попросил у Артамона Сергеевича руки его воспитанницы. Но дипломатичный боярин Матвеев, подстраховываясь, тут же забыл о своих либеральных взглядах и настоял, чтобы всё было по обычаю, не желая подставлять Наталью под «злые языки».
А в те времена для женитьбы царя было принято собирать на смотрины на несколько дней боярышень из разных семейств. Дело это было для царя уже знакомое.

На его первые смотрины в начале 1647 года свезли 200 невест! Тогда Алексею Михайловичу приглянулась дочь дворянина Фёдора Всеволжского. Когда объявили, что царь выбрал её в невесты, она лишилась чувств. Казалось бы, обморок девушки от резко упавшего на неё счастья, вполне объясним, но это событие царское окружение умело использовало для устранения конкурентов. Всеволжскую обвинили в том, что она больна «падучую» болезнью. И несостоявшуюся невесту вместе с роднёй сослали в Сибирь. Только через несколько лет, в 1653 году, им разрешили жить в своих дальних поместьях.

Забегая вперед, напомню, что по иронии судьбы, как свидетельствуют историки, у Натальи Нарышкиной было некое заболевание, весьма напоминавшее «падучую», которое потом перешло по наследству к её сыну Петру, страдавшему всю жизнь непонятными припадками, а потом и его дочь Елизавету Петровну с годами настигла та же напасть. И всё же это почему-то не стало препятствием для заключения брака между Натальей Нарышкиной и Алексеем Михайловичем Романовым.

Но вернемся к смотринам. На этот раз созвали в Москву всего лишь шестьдесят знатных девушек. Были среди них «писаные» красавицы и умницы, но сердце государя уже принадлежало Наталье, и она была вскоре объявлена царской невестой.
Жених торопился. Поэтому перед свадебным торжеством государь быстро согласовал составленный в Посольском приказе «свадебный чин» — роспись церемонии с описанием действий всех участвовавших в ритуале многочисленных гостей и список подарков им.
Тем временем Наталья Кирилловна, по традиции, поселилась с ближайшими родственниками в Кремле.
И вот наконец-то для «молодых» настал счастливый день — 22 января 1671 года! Свадебная церемония прошла без накладок.
Невесту, убранную в свадебный наряд в Царицыной палате, первой ввели в празднично украшенную Грановитую палату. «Впереди шёл священник, кропивший „невестин путь“ святой водой, затем свечники, каравайщики, дружки, родственники невесты, получившие соответствующие чины, а уже за ними в окружении свах и сидячих боярынь» шла поддерживаемая под руки невеста. Поддержка ей была необходима не только, как дань традиции, но и в физическом смысле, так как наряд невесты весил почти 20 килограммов — из-за многочисленных украшений в виде драгоценных камней и золотого шитья.
Счастливый царь следовал после невесты, его сопровождал распорядитель церемонии — тысяцкий и ближайшие бояре.
В Грановитой палате молодых усадили за царский стол, накрытый тремя скатертями (верхняя — венчальная, на ней в богатых блюдах хлеб, сыр и соль, следующая — свадебная, на ней молодым в опочивальню унесут угощения, а последняя скатерть останется на столе до конца свадьбы — прим. автора).
Под молитву священника, богато украшенным гребнем жена тысяцкого расчесала волосы сначала жениху, а затем невесте. Так они прощались с прошлой холостой жизнью. После этого на невесту надели фату, символизирующую невинность и скромность.
Молодых осыпали хмелем — символом плодородия, и обмахали связками соболей — символом богатства. В это время гостей обносили хлебом и сыром. Особо почетным гостям дружка жениха подавал угощение с царского стола. От имени невесты её родственники вручили жениху символические подарки, а от имени молодых подарки были пожалованы родным, родственникам, особо почётным гостям.
После прощания невесты с родителями, которые передавали её жениху, молодые отправились в Успенский собор на венчание.
Жених в сопровождении свиты первым выехал верхом и ждал невесту у храма, куда Наталью привезли в разукрашенных санях.
После венчания, обряд которого не изменился и в наши дни, все вернулись в Грановитую палату на свадебный пир. На «царском столе» теперь были выставлены яства, но по традиции молодожены на свадебном пиру не ели и не пили, а блюда и вина с их стола посылались особо почетным гостям…

После ухода царя и царицы в опочивальню свадебный пир продолжался под руководством тысяцкого, но на нём остались только мужчины. Вслед за молодыми с общего пира женщины перешли за накрытые столы в палаты на половине царицы…
Утром молодые мылись в бане. Царь вместе с дружками, которые натирали его медом и вином, а царица со своими боярынями.
Завтракали молодожены отдельно от гостей на царской половине, куда пригласили лишь избранных гостей.
Несколько дней гуляли на царской свадьбе бояре и дворяне, горожане и купцы. Череда пиров от имени царя и от имени царицы сменяли друг друга. А в Москве для простого люда выставлялись угощения и бочки с хмельным. Нищим раздавали государыню милостыню.
Подданные от души веселились, ещё не подозревая, что в их спокойную размеренную жизнь вбили кол многолетней кровавой вражды между Милославскими и Нарышкиными за судьбу русского трона. По всей стране долго молились за здравие молодых и их потомства.

И вымолили! В ночь на 30 мая 1672 года, перед самым рассветом, царица подарила своему обожаемому супругу долгожданного сына. Отец был так рад новорожденному, что повелел будить кремлевских звонарей. Вскоре была разбужена вся Москва, за ней и Россия!

Потом народ сложит об этом событии песню:
«Как светел, радостен в Москве
Благоверный государь Алексей, царь Михайлович,
Народил Бог ему сына, царевича Петра Алексеевича,
Первого императора на земле…»

И опять почти месяц длились общенародные пиры и праздники, которые отличались удивительной пышностью и торжественностью. На них приближенные и простолюдины были щедро осыпаны деньгами, подарками и наградами.
29 июня мальчика крестили и нарекли Петром.
В Грановитой палате устроили обед, поразивший современников своим великолепием и затейливыми блюдами. «Стол, кроме яств, был загроможден всякого рода сахарами, пряниками и овощами. Большая пряничная коврига изображала герб Московского государства. Два сахарных орла весили каждый по полтора пуда, лебедь — два пуда, утка — полтора, попугай — полпуда. Был сделан также из сахара целый город, кремль с людьми, конными и пешими, и другой город четырехугольный с пушками. Всем присутствовавшим на обеде гостям были розданы сахарные подарки размером сообразно значению и положению гостя в государстве».

Так подробно рассказываю о тех давних событиях только потому, чтобы акцентировать внимание на зарождавшемся конфликте интересов внутри царской семьи. Ведь уже по поведению счастливого мужа и отца многим стало ясно, что царь возлагает на новорождённого сына особые надежды. Именно Пётр должен был стать продолжателем его дел. А боярин Артамон Матвеев и его многочисленные родственники из рода Нарышкиных — опорой сына, потеснив Милославских и «русскую партию» во власти.

Владлен Дорофеев

Подробности: Книга Владлена Дорофеева «Проклятие Кукуя. Тайны и были Немецкой слободы и её обитателей». https://ridero.ru/books/widget/proklyatie_kukuya/