Квартирант

Валерий Варзацкий
        Вскоре после наступления Нового, 1961 года, к Ивану Александровичу, учителю физкультуры средней школы одного из райцентров на юге Украины, пришла соседка и коллега по работе Галина Дмитриевна. Хитро улыбаясь, прямо с порога начала:

        - Сосед, есть дело на сто тысяч. Надо взять на квартиру мать с сыном. Она из нашего района, вместе учились в институте. Разошлись с мужем, а у нас есть полставки языка и литературы. Я уже с директором договорилась…

        - Постой, постой – перебил хозяин – а где они у нас будут жить, в коридоре, что ли?

        - Я всё продумала. Жить будут в летней кухне – там же у вас есть печка. Мы с ней наведем порядок, я дам дров и угля – до тепла хватит. А летом найдет себе жильё. Если, конечно, захочет, всё - таки центр. Школа, кинотеатр, магазины рядом. Да и вашему Олегу будет товарищ – они с её Славкой одногодки. И вам на папиросы деньги не помешают. Как план?

        - Ну, раз ты берешь всё на себя – согласен. Только хлам из кухни аккуратно сложите у ворот, я весной вывезу. Когда начнёте уборку?

        - Завтра с утра и начнём, пока каникулы.

        - На новоселье не забудьте пригласить!

        Быстрые в работе женщины управились за два дня. На самом деле, летняя кухня была времянкой, в которой жила семья физрука до постройки нового дома. В жилую комнату входили через маленькую веранду и кухоньку с печкой, которая жарко обогревала всё помещение в холодную пору. О «ташкенте» в летней кухне соседа знала Галина Дмитриевна, потому пришла не случайно.

        Сына новой учительницы, Славика, определили в один класс с сыном физрука. Между ними сразу установились дружеские отношения. Этому всячески способствовали матери – общительные, компанейские, прекрасно готовящие и любящие угощать. Картина, когда хозяйка и квартирантка наперебой зазывают сыновей отведать чего-то вкусненького, стала обычным явлением.

        Важным фактором, подталкивающим ребят к сближению, была успеваемость. «Квартирант» из прежней школы пришел отличником, однако больше любил предметы физико – математического цикла. «Хозяин» предпочитал естественные науки. Особенно восторгался химией, по которой «квартирант» имел «отлично» только благодаря протекции матери – учительницы. Естественно, хлопцы стали помогать друг-другу делать домашние задания.

        Почти братские отношения начали ослабевать в выпускном классе. Тут тоже не обошлось без влияния родителей, даже точнее, семейных традиций. Об этом надо сказать подробнее, чтобы не запутаться в лабиринтах судеб героев.

        Мать «хозяина», Олега, работала медсестрой и хотела, чтобы сын поступал в медицинский институт. Но парень мечтал о занятиях химией, как наукой, и думал податься на химический факультет университета. Стремясь к цели, Олег решил последний год школы посвятить самостоятельному углублённому изучению профильного предмета. Помощь Славки по физико – математическому циклу теряла актуальность.

        «Квартиранту» же химия вдруг понадобилась позарез. Если раньше он видел себя кибернетиком, то теперь нехотя признался, что пойдет на… гинеколога?! Так между друзьями возник «конфликт интересов».

        Когда я анализировал эту грустную историю, на ум пришла графа из анкет поступающих в члены КПСС – «социальное происхождение». Как оказалось, именно происхождение определило выбор профессий моими героями.

        Дед Олега по отцу был из рабочих. В «гражданскую» воевал на стороне «красных». В годы коллективизации – «коллективизировал». Сына Ивана воспитал в уважении к промышленному пролетариату. Поэтому, когда Иван Александрович узнал, что жена связывает будущее Олега с медициной, заявил:

        - Только через мой труп! Пусть идет в политехнический, на инженера!

        Спорить с главой семьи было бесполезно, и мама лишь посоветовала сыну подобрать специальность, связанную с химией. Что он и сделал.

        Дед Славки по матери был для внука непререкаемым авторитетом, личностью незаурядной с интересной судьбой. Физически крепкий старик жил на отшибе вымирающего хутора, с утра до вечера ковыряясь в земле. До коллективизации хутор с прилегающими землями принадлежали ему. То есть был «кулаком». Почему же не «раскулачили», не сослали в Сибирь?

        Потому, что хватило ума и мудрости ещё ДО коллективизации отказаться от земли в пользу коммуны имени Карла Маркса, которую сам же назвал и возглавил. Когда начали насильно загонять в колхозы, он просто поменял слово «коммуна» на слово «колхоз»… Большим мудрецом был дед и три «авторских» истины о власти внушил внуку:

        Первая – власть денег. Деньги решают всё. Ты должен быть богатым.

        Вторая – власть над людьми. Ты должен быть командиром. Власть сама по себе приятная штука, к тому же - выше оплачиваемая.

        Третья – власть над женщиной. Ты должен найти скромную, пусть некрасивую, но верную жену.

        Возможно, Славка до конца и не понимал сути заклинаний деда, но они, как таблица умножения, прочно засели в подкорке, поджидая своего часа.

        И час настал после очередной беседы с дедом, в ходе которой тот настоятельно рекомендовал подумать о… гинекологии?! Кстати, он же предложил не полагаться на помощь друга по химии, а разобраться с предметом самому:

        - Ты что, глупее Олега? Нет. Просто хочешь решить вопрос «на халяву». Не получится.

        Словом, «конфликт интересов» исчерпался сам по себе. Оба уехали в Одессу и стали студентами, но Олег – «политеха», а Славка – «медина». Обоим дали места в общежитиях и парни часто ночевали друг у друга, задержавшись до глубокой ночи в гостях. Задержки объяснялись повышенной активностью на «амурном фронте», которому в школьные годы не уделяли достаточного внимания. Студенческая пора давала широкие возможности для поиска подруг на «вечерах отдыха», проводившихся в общежитиях по всякому поводу и без. Надо признать: наши ухажёры – «казановы» имели успех. Правда, добивались его разными методами.

        Олег покорял безрассудными поступками. Ему, например, ничего не стоило взобраться на шпиль железнодорожного вокзала, а убегая от милиции, перебежать колею перед мчащимся составом. На сельскохозяйственных работах в колхозе он добился близости от однокурсницы, в доказательство своих чувств прыгнув в колодец. Сиганул, конечно, не на трезвую голову, но игра стоила свеч – онемевшая от ужаса жертва  отдалась после того, как смелого дурака вытащили.

        Славка действовал по - иному. Во – первых, давил не на эмоции, а на рассудок. Во – вторых, вел предварительную селекцию претенденток на роль жены. Там, где Олег, не успев познакомиться, тянул в койку, друг влюблял в себя заранее подготовленными «экспромтами». Если видел смысл – безродные, бедные тут не проходили. Особенно пристальное внимание молодой ловелас обращал на дочерей людей из партийно – хозяйственной номенклатуры, артистов, спортсменов. Например, длительное время обхаживал, к сожалению, безуспешно, Валентину, дочь председателя колхоза, Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР. Отвергнутый, тяжело переживал, утверждая, что то была первая любовь…

        Студенческая жизнь показала, что на поиск сексуальных утех уходит неадекватно много времени. Поэтому к середине третьего курса коллекционеры мужских побед превратились в умиротворённых субъектов «гражданских» браков, хоть тогда такого термина и не существовало. Каждый нашёл себе в общежитии подругу, которая варила, стирала, не ругала. Необходимость поездок друг к другу на «вечера отдыха» отпала. На повестку дня выдвинулись профессиональные интересы.

        Олег избрал кафедру химических методов защиты окружающей среды. Тематика кафедры действительно очень соответствовала его представлениям об экологии. Пошел к заведующему кафедрой, молодому доценту, недавно защитившему докторскую, и предложил свои услуги:

        - Хочу заниматься охраной природы.

        - А конкретнее, какие направления Вас интересуют?

        - Ну, чтобы воздух был чистым…

        - Понятно. Почитайте мою монографию, чтобы систематизировать мысли, и определяйтесь.

        Определившись, через неделю – полторы вновь предстал перед заведующим:

        - Хочу заниматься респираторами.

        На том и сошлись. Кафедра предоставила третьекурснику полную свободу реализации. Любые фантазии поощрялись. Но главное достоинство парня проявилось довольно неожиданно – способность идеи превращать в изделия СВОИМИ руками! Находка для руководителя – теоретика, с чёткой перспективой обойтись без руководителя…

        Заведующий мыслил по – государственному, и дабы удержать ценного работника, на четвертом курсе дал ему половину ставки лаборанта, на пятом – ставку, а после защиты дипломной оставил у себя ассистентом.

        Славка решил таки специализироваться по гинекологии, хотя и не без колебаний – потянуло в стремительно развивающуюся кардиологию. К тому же дело касалось его личного здоровья.

        В восьмом классе он победил на областной олимпиаде по математике и поехал на республиканскую. Какое место занял там - не знаю. Знаю, что первую четверть девятого в родной школе не учился, так как был переведен в школу с физико – математическим уклоном при Академии наук УССР. Через какое-то время, прямо на уроке, с ним случился сердечный приступ. Вызвали мать, и она забрала сына домой, строго наказав не разглашать одноклассникам причин возвращения. Конечно, в селе ничего не утаишь, но поскольку приступы не повторились, случай забылся. Славка же о нем не забыл и не раз говорил Олегу каламбурную фразу: «Положа руку на сердце, в медицине меня интересует только сердце»…

        Когда медик проходил интернатуру, химик женился на гораздо старшей него скромнице Тамаре – технологе суперфосфатного завода. Родители жены трудились там же простыми рабочими.

        Славку распределили в больницу хлопчатобумажного комбината, где работало тридцать тысяч (!) женщин. Мечта гинеколога – карьериста! Сочетание возможностей профессионального и служебного роста, а также выбора спутницы жизни. Славка выбрал (или его выбрали) дочь директора комбината. Папа подарил ей на свадьбу золотую диадему. Зачем?!

        Олег преуспевал в разработке и внедрении в производство респираторов. Ареной его кипучей деятельности стала ВСЯ страна. Жизнь в самолётах. Огромные суммы командировочных. Интерес к валюте. Женщины, женщины, женщины…

        Славка стал заведующим гинекологическим отделением больницы.

        Олег завел любовницу в аппарате Совета Министров СССР.

        Славку тесть продвинул на должность заведующего поликлиникой больницы ХБК.

        Олег поменял «коммуну» на отдельную двухкомнатную в центре. Родилась дочь.

        Славка стал главным врачом больницы ХБК.

        Олег купил первую машину («Жигуль – двойка»), получил земельный участок, заложил фундамент дома.

        Рухнул «нерушимый» Союз.

        Славка разводится со ставшей ненужной, женится на красивой, используя приобретённые связи уезжает в другую область на должность заведующего облздравотделом.

        Олег болезненно пережил гибель государства, с которым погибла и его командировочная сага. Но адаптировался. Вначале круглосуточно «кастрюлил» на своей «двойке». Затем устроился сантехником в ЖЭК, а частным извозом занимался в свободное от кранов и унитазов время. Этого времени становилось всё меньше – рационализатор и изобретатель не знал отбоя от клиентов. Платили, разумеется, «баксами». Дом достроил, с Тамарой развелся, оставив им с дочерью квартиру, и женщины, женщины, женщины…

        Жизнь в разных городах, вращение в разных социальных кругах, возраст, здоровье естественно наложили отпечаток на дружбу «хозяина» и «квартиранта». Настоящая дружба вообще очень тонкая и загадочная материя, которая познаётся немногими. Не будем углубляться в тему. Факт тот, что каждый «загребал» в свою сторону.

        Славка стал чиновником областного масштаба с соответствующими манерами, правилами поведения, привычками.
 
        Олег опустился в буквальном смысле на «дно» общества, ежедневно сталкиваясь с «бомжами», «алкашами», «зеками».

        Оба на своих поприщах преуспевали, о чем свидетельствовали марки личных «тачек». Медик рулил чёрным «Мерседесом». Сантехник – серебристым «Фольксвагеном».

        И тут наступил момент истины.

        Славка что-то не поделил с главой обладминистрации – человеком Президента. Видно, крепко повздорили – медик мгновенно получил длительный срок с конфискацией. Олег узнал о его проблемах через несколько месяцев. Весточку «притаранил» освободившийся «зек». На словах передал, что «скостить» срок можно, дав крупную взятку. Должок Славка обещал вернуть, как только выйдет.

        Задача не для слабаков. Олег к тому времени женился и прописал жену в доме. Без продажи дома нужная сумма не набиралась. Но чего не сделаешь ради друга – продаёт, вместе с «Фольксвагеном» в придачу, не вняв доводам беременной жены. В сухом остатке – побитая «двойка», мастерская в подвале многоэтажки, съёмная квартира. Я бы не смог, а вы?

        Ну ладно, как же доставить «бабки» по назначению? Сам, в связи с тяжело протекающей беременностью жены, не мог. Как не мог и долго искать курьера – тюрьма не ждет. Рискнул довериться двоюродному брату – бывшему «менту». Задачу решил. Статью переквалифицировали на «условно». Освободили в сентябре. До Нового года пообещал вернуть.

        Наступил Новый год. Странно, но Славка даже не позвонил. Олег списал этот факт на то, что, видимо, не собрал нужную сумму. На «старый» Новый год позвонил сам, но телефон молчал… Представляете? Что тут поделаешь?

        Вновь посылает брата. Возвратившись, тот говорит, что Славка открывает собственную клинику, несет большие расходы, от долга не отказывается, но отдавать намерен половину.

        - Как?! Почему?!

        - Потому, что ты ему должен за гинекологические услуги своим родственникам, любовницам, коллегам, знакомым. У него всё записано, и он уверяет, что и так считал по минимуму.

        - Ни хрена себе! И список показывал?

        - Нет, но такой может.

        - Какой «такой»?

        - За «бабло» мать родную продаст. Видал я таких. Думаю – не отдаст и половину.

        Как в воду глядел. Что ни делал Олег - и ездил к Славке сам, и просил, и угрожал – ничего.

        А потом вдруг сломался. Не просто запил – «крыша поехала». На первый взгляд – на почве пьянки, но мы - то знаем истинную причину. Короче, жена с сыном ушли, из квартиры хозяева выбросили, сидел у подъезда на корточках с голубой кастрюлей на голове.

        Подобрал всё тот же двоюродный брат. Подлечил до более – менее вменяемого состояния и отвез к старухе матери, одиноко доживающей в селе. Всё – таки какая – никакая помощь будет.

        Год прожил нормально. Навел порядок на усадьбе, отремонтировал забор, провел воду во двор, построил новый туалет, уничтожил сорняки в огороде. Да и по мелочам – в магазин, в аптеку, получить пенсию, вызвать «скорую» – помощь не лишняя.

        И откуда он взялся, этот сахарный диабет? По виду и не скажешь, мужик «тонкий, звонкий и прозрачный». Но пожилой фельдшер со «скорой», сразу определил:
 
        - Все болезни от нервов. Тут - сахар.

        С диабетом живут десятилетиями. Если хотят. Олег не хотел. К тому же, кто-то посоветовал ему принимать перед ужином по пятьдесят грамм самогона. Якобы сжигает сахар в крови. Выдержал «по пятьдесят» три дня. На четвертый, оставшиеся в бутылке триста пятьдесят вдул из горла. Сжег себя, вместе с сахаром, за пять недель.

        Славка умер недавно, подхватив коронавирус в своей собственной клинике. Не помогли ни деньги, ни связи.

        Что ещё сказать? Если отбросить нюансы -  история довольно распространённая. Ничего нового, потрясающего воображение непричастных. Но я-то очень даже причастен, так как дружил с обоими. По этой причине решил поделиться несомненно поучительной информацией с читателями. Может кому-то пригодится…