В. Серов. Портрет Франческо Таманьо

Алина Алексеева-Маркезин
   Валентин Серов.Портрет итальянского певца Франческо Таманьо. 1891-1893г.Третьяковская галерея.
       
    Франческо Таманьо (1851–1905), итальянский певец, часто гастролировал в России, выступал преимущественно в Большом театре и Итальянской опере в Санкт-Петербурге. В 1891 он исполнил партию Отелло в одноименной опере Дж.Верди на сцене Русской частной оперы в Москве.

       Таманьо был признан одним из лучших теноров в истории оперного театра. Он обладал феноменальным по силе звука голосом светлого и прозрачного тембра. Имел лёгкий верхний регистр и плотные, насыщенные средний и нижний регистры, могучее дыхание и безупречную дикцию.

 Таманьо обладал сценическим талантом, выразительностью движений, которые успешно сочетались с его вокальным мастерством. Особенно успешно исполнял героико-драматические теноровые партии в операх Верди.. (По свидетельствам современников, Таманьо обладал столь сильным голосом, что выступал, затянутый в корсет, чтобы не петь чересчур громко, а на его спектаклях дамы часто падали в обморок).

        На русской художественной выставке в парижском Осеннем сезоне 19-го года были выставлены серовские портреты Ермоловой, Федотовой, М. А. Морозова, К. Коровина, Таманьо и другие. Критики отмечали произведения «превосходного Серова, художника, обладающего изумительным чувством колорита и правильным рисунком». Критик А. Кауфман, увидев портрет Таманьо на выставке в Риме, назвал его «превосходным портретом».

       Однажды Серов гостил у В. О. Гиршмана (это он купил портрет Таманьо). Серов сказал ему, показывая на портрет: «Ты чувствуешь, что у этого человека золотое горло?» – Он стоял и влюблённо смотрел на Таманьо.

        Я тоже смотрю на великого певца и вижу, что всё в нём, в серовском портрете, поёт: краски, полутона, ликующее лицо артиста! Да, у Таманьо было «золотое горло»!


       Головной убор и теплые тициановские краски вызывают в памяти аромат венецианской культуры. Живописный прием non finito (незавершенный), использованный Серовым при работе над фигурой, подчеркивает экспрессивность тщательно вылепленного лица.

 Жест руки обрывается краем рамы, позволяя перенести внимание с внешнего движения на движение души. Серов добивается особой выразительности вдохновенного, устремленного вдаль взгляда.

 Для этого он несколько опустил внешние уголки век и, напротив, приподнял брови певца. Довольный тем, как получился на портрете эффект светоносности лица.


    Томаньо в течение всей жизни с большим успехом гастролировал в Лиссабоне, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе, Барселоне, Мадриде, Лондоне, Монте-Карло и т. д. В Нью-Йорке выступал в театре «Метрополитен-опера». В России выступал в Москве (1894) и Санкт-Петербурге (1895-96).


       Музыкальный критик Corriere della Sera  писал:  "Его голос был чудом. Ясный, легкий, насыщенный, уверенный, в нем были все акценты страсти, все ноты человеческого диапазона. Он без усилий поднялся до крайних пределов с победными взрывами; у него было широкое и мощное дыхание гигантской силы. Кто слышал это только один раз, никогда не забудет.."

Томаньо никогда не был женат,но любил красивых женщин.Одна замужняя дама родила от него дочь Маргарет.Он так никогда и не раскрыл её имя любимой женщины. Певец забрал девочку,беззветно её любил и везде возил её с собой.Когда он не мог её взять он писал ей:

  «Ты единственное существо, которое я люблю всей душой: единственное, за кого я тысячу раз отдал бы свою жизнь»

    Покинул сцену в 1904 году и скончался 31 августа 1905 года в Варесе от кровоизлияния.

  По его  завещанию его тело было забальзамировано, а похороны состоялись 5 сентября в Турине, его родном городе.  Знаменитый либреттист Арриго Бойто , друг Томаньо, был среди тех, кто нес гроб на плечах во время погребения.

   Он похоронен в огромном белом мавзолее тридцати семи метров высотой, возведенном по воле его дочери Маргариты, которая очень любила своего отца. Мавзолей расположен внутри монументального Туринского кладбища.