Курсовой офицер

Владимир Харченко
До 1968 года в академию им.А.Ф. Можайского поступали офицеры окончившие среднее военное училище, прослужившие не менее 2-х лет, в возрасте до 27 лет.

Государство выдавало форму одежды: повседневную, парадную и полевую.
Платило денежное довольствие согласно прежнего места службы - за звание, должность и выслугу лет.
Холостые самостоятельно искали место проживания, а семейных обеспечивали общежитием.

Формально: великовозрастные студенты с погонами офицеров на плечах, 5 лет обучаясь наукам, сидели на шее государства.

А самое главное - покраска заборов, заправка постелей и строевая подготовка, как показатель боеготовности части, выбивала за два-три года службы из головы всё, кроме заученных положений Уставов.

В Управлении военных учебных заведений кому-то в темечко клюнул петух! ЭВРИКА !

А если ещё «тёпленьких», только окончивших одиннадцать  классов  мальчишек
одеть в курсантскую робу, поселить в казарму, кормить в столовой, учить военным наукам, платить 3 рубля, а для воспитания и соблюдения воинской  дисциплины  поставить  «классную даму »  в лице курсового офицера и начальника курса, это будет для государства на порядок выгоднее (как понимал порядок, один известный мне начальник " примерно в два-три раза!")


В сентябре 1968 года ВПЕРВЫЕ ! на 5-й факультет для обучения поступали  не офицеры, а вчерашние школьники.

Если раньше офицеры приходили с каким-то жизненным  опытом, знанием воинских  порядков  и власти начальника курса было достаточно держать всех в узде, то с приходом школьников, закончилась спокойная жизнь начальников факультетов.

В мае 1969 года, за три месяца до окончания обучения, мне было присвоено звание капитана и без прохождения кандидатского стажа ( партийному секретарю надо было срочно докладывать в политотдел академии о выполнении плана), принят в члены КПСС.

На другой день после выпускного вечера был  вызван к начальнику факультета полковнику Смирнову П.И.

Не в приказной форме, а как-то по-человечески ПОПРОСИЛ не ехать в отпуск, а ОКАЗАТЬ!ПОМОЩЬ начальнику курса в НАБОРЕ молодого пополнения на наш факультет.

ЗАВЕРИЛ, что с началом учебного процесса, в сентябре поеду в отпуск и далее, согласно приказа, инженером  на кафедру баллистики.
 
В 1969 году  проводился ВТОРОЙ ! раз набор  курсантов.

Полковник  Смирнов П.И., не зная кого поставить на неизвестную ранее работу с  молодёжью,  предложил  начальнику  метеорологической лаборатории  майору Абрамову Г.Ф., в подчинении которого  было четыре лаборантки и два техника из числа вольнонаёмных, возглавить набираемый  курс.
Майор с личным составом ранее не работал, службу не знал, но впереди светились три больших  звезды и, чем чёрт  не шутит.
 

Для дальнейшего  рассказа  важно! показать портрет моего начальника, которому  я  был назначен  помогать в наборе курсантов.

Небольшого роста, рыжеватый, плешивый, с широким лицом и красным носом с синими прожилками от частого употребления спирта. Косноязычный.
 
Набор курсантов проводился в поселке  Виллози (станция Можайское), где пять лет назад, я сам сдавал экзамены.

Поступать на  5-й факультет в тот год изъявили желание 150-180 мальчишек.
За пять лет обучения соскучившись по службе, с энтузиазмом взялся за отбор на родной факультет молодого пополнения.

Видя моё ревностное отношение к службе, Абрамов как-то отстранился от своих обязанностей,ушел в сторону.
Единственное что делал: утром приходил на развод, я ему докладывал, он здоровался и уходил загорать на пляж Дудергофского озера, и всё - больше  интереса к набору своего курса, с которым ему 5 лет работать, не проявлял до следующего утра.

Мне нужно было из этой массы  мальчишек,желавших поступить учиться, отобрать сто человек и создать три учебных отделения – метеорологов,  баллистиков  и обработчиков информации.
               
Работал с подъёма и до отбоя, без выходных и каких-либо праздников.
Абитуриенты  жили в палатках,а экзамены сдавали в тех же дощатых, уже разваливающихся помещениях.

Через 50 лет после революция, поступавшие мальчишки заполняли анкету по Форме №2 (сохранился экземпляр) с вопросником:
а) был ли за границей (в закрытом-то нашем  государстве !);
б) имеет ли родственников за границей, с какого времени и чем занимаются;
с) были ли родственники в плену, когда, где, при каких обстоятельствах;
д) участвовал ли в центральных, окружных или  других выборных органах и т. д

При сдаче всех экзаменов на "отлично", еврея, желавшего попасть на отделение баллистики  или обработки  информации, под  разными предлогами " переубеждали" и переводили в отделение  метеорологов.

Запомнился мальчишка по фамилии Кайгородов, сдавший все экзамены на "отлично", но насмотревшись на порядки лагерные, отказался поступать в академию и забрал все документы: « Я лучше окончу  институт и уеду к себе на Алтай водить по горам   экскурсии и жить нормальной жизнью, чем быть военным ».
 
Сохранились два снимка,сделанные с разницею по времени в 37 лет.

На ПЕРВОМ ! снимке( июль 1969 года) я в окружении мальчишек  в звании капитана СИЖУ на лавочке,а с краю снимка, скромно (потупив взор) СТОИТ курсант Носенко, отличник учёбы ПЕРВОГО набора, приехавший в лагерь для агитации на факультет.

В 2006 году отмечалось 60-летие кафедры баллистики.

На ВТОРОМ ! снимке, теперь в центре СИДИТ генерал-лейтенант Носенко Ю.И.доктор технических наук, заместитель начальника Федерального космического агентства,с своим руководителем дипломной работы Ваулиным А.Е.(с которым мы оба были оставлены на факультете ), а я пенсионер СТОЮ за ними,сзади.
 
Набор 5-го факультета 1969 года был признан лучшим в лагере по строевой,  огневой подготовке, спорту и исполнению  строевых  песен.

Медицинскую часть и гостиницу на Ждановской набережной переоборудовали в казарму для курсантов.

Я жил на Васильевском острове, на Съездовской линии (в двух трамвайных остановках  от академии) и  снова, с подъёма и до отбоя в казарме, как  и в лагере без выходных и какой - либо помощи со стороны Абрамова.

Накапливалась усталость и моё непонимание отношения к службе моего начальника, которому я был ВРЕМЕННО прикомандирован для оказания помощи, но который ни во что не вникал, положившись на меня.
 
Наступил сентябрь, начальник факультета про меня « ЗАБЫЛ », что я ПО ЕГО ПРОСЬБЕ прикомандирован ВРЕМЕННО .
Служу, не напоминаю и верю в офицерскую порядочность.

В одно из воскресений (в первых числа октября  1969 года !), на стадионе организовал спортивные соревнования в роте и вижу – этак в развалочку, по - барски, не спеша идёт Абрамов посмотреть как дела на его курсе, к которому он боялся подходить еще с лагеря.

На мою просьбу, дать возможность за три месяца выходной и меня подменить, он,  при его косноязычности стал что-то мямлить. Мои нервы сдали.

Отойдя  в сторону и оставшись вдвоём, я своего начальника послал ( не хорошими словами ) куда посылают в таких случаях, оставил за себя курсанта старшим и ушёл.

На другой день был вызван к начальнику факультета (Абрамов уже доложил ), и полковник Смирнов П.И., « сгладив все углы » и не сказав ни слова осуждения, зная как я работал в лагере, приказал завтра же собраться и уехать в отпуск.

После отпуска, начальник факультета СНОВА  ПОПРОСИЛ  поработать  курсовым офицером « только ДО  НОВОГО  ГОДА ! » и ЗАВЕРИЛ, что  с наступлением 1970 года  обязательно буду переведён  на кафедру инженером. Я снова поверил.

В ноябре, перед праздниками, было собрание всех начальников курса и курсовых офицеров проводивших лагерный набор. Подводили итоги.

Когда в порядке нумерации факультетов, к трибуне вышел Абрамов и начал  читать  заготовленный доклад, вдруг начальник академии генерал – лейтенант Васильев (высокий, здоровый, представительный мужик ) сидевший в президиуме:
« А это что за начальник курса ? Что за посмешище ? Каким примером и образцом своего внешнего вида он может служить курсантам ? Убрать ! Немедленно !».

Конечно, в нарушение Устава, на собрании офицеров, при всех, и так унизить ! 
Но так было.
На другой же день, Абрамов был отправлен в лабораторию от куда он прибыл,а через пару месяцев, вообще исчез из академии.
 
                ПРОШЛО РОВНО 49 ЛЕТ !!!

4 октября 2018 года! я находился на плановом (с сердцем) обследовании в   Военной медицинской академии.
Старший врач знавший меня ранее, определил в двухместную палату.            Прихожу и вижу, накрывшись одеялом, лежит какой – то больной.

Я сходу: « Как звать ? » и слышу: « Генрих Фёдорович Абрамов !»

Ещё не вникнув в услышанное, я рявкнул: « А я, Харченко Владимир Иванович !»

Сел на кровать и вдруг до меня дошло сказанное моим соседом.

Встал и смотрю - ТОЧНО, это ОН !!!

Тот, кто ровно 49 лет назад был моим начальником четыре месяца.

Тот, которого я, за его отношение к службе, будучи младший по званию и должности  послал на ….

Постарел бедолага (минуло 49 лет !).
В росточке умялся, пополнел, ещё более стал плешивым, то же широкое лицо с красным носом и синими прожилками .
Тоже косноязычное произношение и врождённая наглость в обращении с младшими по возрасту и подобострастие с старшими по званию.
 
Пришел к  врачу и без объяснения причины, попросил:
« Чтобы не случилось ЧП… », перевести меня в любую другую палату.
 
          ПЕТЕРБУРГ город БОЛЬШОЙ, но МИР оказывается ТЕСЕН !

Через ТРИ  года, в феврале 2021г., В ТОМ-ЖЕ ! отделении  госпитальной  терапии, проходила плановое обследование моя жена,в двухместной палате с женой какого-то пенсионера, который  регулярно навещал свою суженую ( не в пример мне!), приносил пирожки, пышки и заискивающе выражал моей жене, слова благодарности за её помощь и умение «подойти», поладить с его женой.
 
Дня через два-три, после выхода  из госпиталя, как-то случайно  в  разговоре  жена обронила: « Да, какой-то с 5-го факультета Абрамов Генрих Федорович!»

Теперь Я БЫЛ В ШОКЕ ! от необычной СЛУЧАЙНОСТИ и встречи ДВУХ ЖЕН !

Вместо Абрамова был назначен майор Ипполитов Б.Г, прибывший из Рижского училища.
 
Шел ВТОРОЙ ! набор курсантов из школьников, и как с ними работать, никто толком не знал. Опыт набирался методом проб и ошибок.

Функциональные обязанности  курсового офицера в первые годы становления  не были определены  ни инструкциями, ни  приказами, а потому эта должность была самой неблагодарной и в случае проступков  курсантами, козлом отпущения был курсовой офицер, а замполит всегда оставался чистеньким и непогрешимым.

Работа курсового офицера сродни работе « классной дамы » в институте благородных девиц.

В условиях академии - это ежедневное, неотлучное общение с курсантами, воспитание личным примером исполнения Устава, наведение  и поддержание  порядка  в казарме, соблюдение дисциплины, привитие навыков несения службы в наряде, инструктаж по мерам безопасности при выполнении хозяйственных работ,  повседневная разборка возникающих вопросов поведения и других нарушений.

Когда учились офицеры, никаких Ленинских комнат в академии не было.
Любовь к родине прививалась на комсомольских, партийных собраниях или взысканиями начальника курса.

Курсант Валерий Чикалов прослужив год в армии и поступив в академию,наученный армейским опытом, добровольно изъявил желание заниматься оформлением ленкомнаты, а это:освобождение от нарядов, кроссов и собраний, сидеть в тепле, вырезать из журналов картинки, клеить их на стенды и писать.

Сохранились фотографии тех стендов с "творческими муками ":
" Военная присяга", " Устав - закон жизни в армии ", " Вооруженные силы СССР ", портреты членов политбюро и  космонавтов, " Империализм - злейший враг народов "" Мир сегодня " с графиками планов по выпуску цемента, чугуна, стали и многое другое.

 Тексты написанные на стендах я не проверял, но однажды случайно  в глаза "бросилась" явная ошибка.
Начав читать, обнаружил громадное количество грамматических и орфографических ошибок.
Выручило то, что никто из курсантов и приходивших проверяющих  из политотдела, никогда написанное не читали.

Оценивался объем писанины, количество стендов и их красочное оформление( как при конспектировании первоисточников марксизма- ленинизма ).

Опыт полученный в СВУ, когда я ради ёрничества послал в газету  плагиат!и к своему удивлению стал внештатным корреспондентом армейской газеты "Сталинец" в Оренбурге, и опыт выпуска за время обучения 12 фотогазет " Наша рота " пригодился при создании на курсе  ленинской комнаты.

Соскучившись по службе, и желая отобрать на родной факультет лучших из прибывающих в лагерь абитуриентов, отнёсся к делу с душой, а неформально.

Имея аппарат " Зоркий ", с первых дней фотографировал процесс поступления в академию вчерашних школьников.

Общий вид лагеря, озеро Дудергофское, музыкант с горном извещающий о начале дня.
Первое построение разношёрстно одетых мальчишек, над которыми командирами  назначил суворовцев.

Подготовка и сдача экзаменов. Первые отчисления. Заседание мандатной комиссии и распределение по учебным отделениям будущих метеорологов, баллистиков и обработчиков информации.

Поход в баню, общий снимок поступивших и уже переодетых в курсантскую форму с погонами.

Курс молодого бойца в поле, где по легенде морской офицер А.Ф.Можайский проводил испытания своего первого самолёта.

Принятие присяги.
Прощание с лагерем, первые  встречи с преподавателями и началом  занятий в стенах академии. Первые отличники....


В академии, в переплётной мастерской заказал большой( 35х50 см) альбом.
С привлечением курсантов Володи Товстолеса и Саши Лужных, напечатали фотографии и оформили альбом, который назвали " Наш курс".
 
На первом курсе, вчерашние школьники  робко осматривались и приходили в себя, приноравливаясь к новой обстановке.

Их ещё можно было держать в каких – то рамках, но начиная со второго курса, освоившись, стала широко проявляться вся, ранее заложенная дурь.

Ежеквартально зам. начальника академии проводил собрание начальников курсов, курсовых офицеров  и  замполитов факультетов.
Подводились итоги дисциплины по основному параметру – количество  наложенных  взысканий, которые невозможно было замолчать, скрыть на уровне академии.

Проводилось своеобразное соревнование между факультетами по дисциплине.

Победителем был тот, кто вообще не наказывал  подчинённых,  какие бы они проступки ни совершили.

Я как курсовой офицер, перед увольнением в город проверял внешний вид ( обращая внимание на прически), выдавал записки и  напоминал (как и меня учили в своё время в СВУ), что вы будущие офицеры, защитники родины не только во время войны, но и в мирное время.
 
Граждане надеются на вас,и вы не имеете права пройти мимо, закрыть глаза и не оказать помощь попавшему в беду.

А со стороны замполита, курсантам внушалось противоположное:
« Ни во что не встревайте, пусть разбирается милиция, чтобы только не было пятна на факультете ».

Курсовой учит одно, а замполит, у которого  была одна  забота  устроить сына в академию на следующий год и безбедно дожить до пенсии, другое.

Запомнилась дата 9 мая 1970 год, празднование 25-летия победы в войне.

Политотдел разрешил начальникам курсов, невзирая на успеваемость курсантов, отпустить всех в увольнение.
Пусть  ребята отдохнут, наберутся сил для учёбы, порадуются нашей победе, погуляют, город посмотрят.

Проверил внешний вид курсантов, выписал  и выдал увольнительные  записки.

Окна канцелярии выходили во двор.

Обратил внимание, что вместо отдыха и прогулок по городу, мои курсанты через часик, почему –то согнувшись от тяжести, несут в казарму раздувшиеся портфели.
Стал  встречать каждого мОлодца  и проверять ношу.

Металлический сейф, высотой в полтора метра, к вечеру был полностью забит бутылками пива, вина и водки.

На следующий день, в казарму пришел начальник факультета полковник Смирнов П.И. и замполит полковник Григор,  пообщаться  с личным составом: поздравить, поинтересоваться  как отдыхали  в светлый для всех праздник, как набирались сил.

Я встретил и доложил,  как полагается по уставу:
« Происшествий не случилось, за исключением … и открыл сейф » .

 Надо было видеть выражение лица начальника факультета, человека  любившего выпить, при виде такого количества разнообразных бутылок и его удивлённый вопрос ко мне: «  Что будем делать? Я - выливать ! ».

 После ухода отцов-командиров, построил всю роту, дневальный на виду всех присутствующих вскрывал бутылки, содержимое выливалось в ведро и отправлялось в туалет. Тяжелая смесь запахов водки и пива стояла до вечера в казарме.

В конце 70-х, с началом  перестройки,  развернулась борьба с пьянством.

По распоряжению политотдела, на факультете проводилось ОТКРЫТОЕ партийное собрание, на которое кроме членов партии и кандидатов, в обязательном порядке, строем привели всех курсантов и пригласили гражданский персонал факультета.
Собрание проходило в большой аудитории тускло освещаемой лампами накаливания.

На трибуну вышел начальник факультета.
Ранее никогда не замеченный в ношении каких-либо очков, стал читать доклад в  ЧЕРНЫХ ОЧКАХ.

Офицерам в академии (в семидесятые годы), было не принято носить бороду, обручальные кольца или чёрные очки.

Доклад читал  не отрываясь, как пономарь, прерываясь лишь отпить глоток воды, как в той служебной характеристике на офицера: « .. в пьянках не замечен, но по утрам жадно пьёт холодную воду» .

Оказывается, за день до собрания, в служебном кабинете с своим другом, начальником учебной части факультета полковником Забродским, по пьяному делу, выясняли какие – то отношения и заместитель, не долго думая, дал в глаз своему начальнику.

Отменить партийное собрание не могло быть и речи: дата, место и время утверждено в политотделе, потому и пришлось Павлу Ивановичу в черных очках, скрывая синяк под глазом, читать доклад о вреде пьянства.
Впервые, все офицеры, прапорщики, курсанты  и гражданские служащие сидели притихшие, слушали доклад, смотрели на выступавшего и хихикали.

Полковник  Забродский, через год поедет в отпуск в Ялту и по пьяному делу, сорвётся со скалы и разобьётся насмерть.

Назначая меня курсовым офицером,  начальник факультета исходил из интересов службы.
При всей кажущейся простоте, работа с курсантами несоизмеримо  тяжела психологически и ответственна, по сравнению с работой инженера на любой  кафедре.

Отслужив три года курсовым офицером с подполковником Ипполитовым Б.Г. и отправив курс из казармы на проживание  в общежитие, начальник факультета  СНОВА попросил и  теперь ЗАВЕРИЛ:  ещё  только один год курсовым с подполковником Булгаковы В.Н. и я обязательно  буду переведён на НОВУЮ, набиравшую силы, недавно открытую на факультете КАФЕДРУ ОБРАБОТКИ  ИНФОРМАЦИИ, родоначальником которой был полковник  Шмыголь С.С.

Распрощавшись с моим первым набором курсантов и покидая казарму в 1972 году, забрал АЛЬБОМ домой,который хранится в  моём семейном архиве и напоминает о лучших, молодых годах службы курсовым офицером, которые осознаёшь с возрастом.

                Курс набора 1970 года.

В  подчинении  нового начальника курса  подполковника  Булгакова ВЛАДИМИРА Наумовича  ВПЕРВЫЕ стали служить ТРИ  КУРСОВЫХ  офицера. Всех звали ВЛАДИМИРАМИ!

Во время учебного года, был зачислен курсант Огнев, окончивший два курса в гражданском  институте на Украине. Старше всех по возрасту, учился хорошо, требовательный  к товарищам  и его поставили старшиной курса.

Спустя какое – то время, старшина мне стал попадаться с душком спиртного.
В летний  субботний день был пойман выпивши и у меня не выдержали нервы.

Взяв двух курсантов для сопровождения Огнева,в тёплую летнюю ночь, пошли по Петроградской стороне в Военную медицинскую академию, чтобы документально подтвердить употребление и степень опьянения.

Придя к медицинской академии, позвонил дежурному из телефонной будки и объяснил суть дела.
Дежуривший адъюнкт, был видно  знаток своего дела, и с воодушевлением стал мне  рассказывать как  надо брать « КРОВЬ ПОД  МАСЛО » : стерильный  шприц,  из вены  взять кровь и перелить в пузырек с расплавленным вазелином, где она может храниться неограниченное время.
 
Дал адрес психиатрического отделения на ул.Комсомола(рядом с тюрьмой " Кресты ").

В таинственные, белые ночи описанные Достоевским Ф.М., группа из трёх курсантов (виновник уже был трезв) и офицера в звании капитана, подошла к высокому забору   психиатрического  отделения  и стала настойчиво стучать, требуя встречи с врачом.

Прибежавший сторож  посмотрев в глазок, приняв нас за своих очередных клиентов, ещё сильнее запер ворота.
 
Я тогда не мог представить, что процедура освидетельствования такова, что при всём желании, её начать и довести до конца на законном основании, просто невозможно (должно быть основание,  не менее двух свидетелей, разрешение,  постановление,  квалифицированные врачи, протокол  и т.д.. )

На другой день написал рапорт на имя начальник курса, он по команде начальнику факультета.
Приказ, подписанный начальником академии, был отправлен для утверждения в Москву на имя главкома РВСН генерала армии Толубко В.Ф.

Такова в 70- е годы была процедура отчисления.
 В стране создавались РВСН, офицеров не хватало, каждый на вес « золота », а потому любое отчисление курсанта из ВУЗа или офицера из части, шло только за подписью главкома.

В академии, получив приказ главкома об отчислении, выписали Огневу проездные документы, сняли с довольствия и выдали необходимые бумаги.
Отвёз на вокзал( таков был порядок), посадил в вагон, « поцеловал буфер » отходившего от станции поезда и с чувством исполненного долга доложил о выполнении приказания.

Через два дня, к всеобщему удивлению, утречком,Огнев заявляется на курс.

Оказывается, сойдя на ближайшей станции (тогда ещё телефонов мобильных не было ), позвонил отцу и  сообщил  об отчислении.

Отец, главный архитектор города Винницы, был другом командующего Винницкой армией генерал – полковника Толубко В.Ф.
Дачи и бани рядом, дружили семьями, не раз выпивали.

Став генералом армии и командующим РВСН, дружба с старыми друзьями не прерывалась.

Сына архитектора, учившегося в гражданском институте на втором курсе,генерал армии Толубко В.Ф. приказал зачислить в подчинённую ему академию Можайского.
Без экзаменов и формальностей, во время учебного года, сразу на второй курс  престижного отделения обработки информации.
               
Отец, получив от непутёвого сына сигнал СОС ( « спасите наши души ») позвонил  закадычному другу и как в старом, немом  кино, лента стала быстро крутиться в обратном направлении.

Два дня назад был приказ подписанный главкомом об отчислении курсанта Огнева за злостное употребление спиртных напитков, а сегодня, его же приказ - зачислить !
Бумажные вопросы решили, но через год, когда Огнев пошёл в « разнос », пришлось снова ходатайствовать об отчислении, что и Толубко В.Ф. не выдержал, подписал.

При поступлении в адъюнктуру, главным критерием зрелости будущего ученого: способность решать научные проблемы, опираясь  на самую передовую марксистско – ленинскую философию.
Порукой тому, отличная или хорошая оценка на экзамене по данному предмету.

Будь ты Сократом, будь у тебя семь пядей во лбу, но получив оценку 3, ты изгой, ты нуль без палочки, ты не имеешь права быть военным  учёным, потому как не известно, в какие дебри материализма или идеализма, тебя могут занести  твои  научные изыскания.

Экзамены принимались на кафедре  марксистско – ленинской подготовки.

Чтобы создать  праздничную  обстановку, стол покрывался красной скатертью,  ставился графин с водой и цветы в вазочке.
Председательствовал начальник кафедры, полковник Сухарев, понимавший важность его личной оценки при решении судьбы будущего ученого и дальнейшего продвижения офицера по службе.

Олег, окончивший  академию с отличием,  без прохождения дальнейшей стажировки в войсках, был оставлен в адъюнктуру.
За него, как адъюнкта( редчайший случай !) боролись сразу две кафедры.
Два года посещал курсы  марксистско – ленинской философии, учил иностранный язык и активно готовил материалы для своей интересной и нужной диссертации.

Я был далек от науки и тянул лямку курсового офицера.

Недели за три, до сдачи адъюнктами экзамена по МЛП, мы случайно с ним  встретились в коридоре и разговорились.
 
Олег  стал меня убеждать, сдать вместе с группой адъюнктов кандидатский минимум  по философии и иностранному  языку.

Я стал отнекиваться,всё забыл и опозорюсь, но он - « Что ты теряешь ? » и убедил: « Попробуй ! Не век же будешь курсовым  офицером.
 Придёшь на кафедру, а у тебя уже будет сдан минимум, найдем тему,  проведёшь   установочный семинар, я тебе помогу  и сможешь написать работу, не хуже других».

Встретился с курсовым офицером с 4-го факультета и он рассказал, что два месяца назад его курсанты, проводя апрельский субботник на кафедре МЛП, нашли пачку рефератов по философии и хотели, как макулатуру выбросить в мусор, на что он сразу же, понимая их ценность, наложил своё « вето ».

Достал мне пачку рефератов -- « Выбирай любой !».
Взял первый попавшийся « О роли личности в истории ».

СМЫСЛ реферата – влияние личности на ход истории, насколько многочисленна та масса, которая идёт за ним, на которую он опирается через партии и классы. Личность должна обладать не только индивидуальным талантом, но и способностью организовать и вести за собой людей и т.д.
Никакого волнения при сдаче экзамена не было, я не адъюнкт и терять мне нечего.
Экзамен сдал по философии на оценку 4.

Следующий экзамен по французскому языку, здесь было ИНТЕРЕСНЕЙ.

В 70 – е годы в киосках продавалась газета « Московские новости » на французском , немецком, испанском и английском языке. Во всех газетах фото и текст одинаковые, но разнообразное сочетание латинских букв, давало разные языки.

 Встретился с преподавательницей Грошевой Ольгой Николаевной, у которой я был ЕДИНСТВЕННЫЙ « француз » на курсе ( все учили немецкий или английский ), а  учебная нагрузка ей шла как ЗА ЦЕЛОЕ учебное отделение (следовательно и денежное вознаграждение ), потому меня и помнила за такой редкий случай.

Встретившись через 6 лет, я рассказал о желании сдать ЗАВТРА ! экзамен   кандидатского минимума.

Ольга Николаевна дала свою газету « Московские новости » на французском языке  и назвала текст, который я должен подготовить.

Для членов комиссии, мне надо приобрести и принести газету на французском языке.  Время было позднее и всё закрыто.

Придя домой, достал  словари, перевёл текст и подготовил наизусть данное задание, а жену попросил утром сходить на Невский и в ларьке  у гостиницы       « Европейская »  купить четыре экземпляра.

Как полагается жене офицера она ответила «Есть !», купила и принесла на КПП.
Я их взял и не глядя, раздал членам комиссии - начальнику кафедры иностранного языка ( преподававшего немецкий и английский , но не знавший ни слова французского ), преподавательнице, себе и пришедшему на экзамен адъюнкту Олегу,самозванно назвавшего себя официальным представителем  кафедры, на которой я буду заочным адъюнктом.

Открываю газету и вижу, всё на месте: фото, текст и буквы латинские, но почему – то за одну ночь, всё изменилось. Начинаю читать слово или фразу, получается какая – то ерунда.

Как оказалось, все четыре  экземпляра  были  на ИСПАНСКОМ языке !
Отступать некуда, газеты розданы, комиссия на меня вопросительно смотрит,  надо отвечать.
Преподавательница взяла газету, промелькнуло изумление и не знает что будет дальше, но молчит.

Смотрю в газету, текст которой на испанском, я по памяти, без запинки   рассказываю на французском языке.
Когда закончил, преподавательница спрашивает – « Есть ли вопросы у членов комиссии ?»
Какие  вопросы, когда ни начальник кафедры, ни Олег ( изучавший немецкий), кроме преподавательницы, ничего не понимали по - французски. Оценка 5.
 
В 1973 году на базе кафедры баллистики  создается новая кафедра «Обработки информации».

Прослужив четыре года курсовым офицером, получив звание майора был переведён на кафедру инженером отделения.

В 1975 году курсанты  стали  офицерами  и  разъехались  на просторы СССР.

У каждого  сложилась  своя история  службы и дальнейшая жизнь.

  В 2005 г.  через  30 лет состоялась ПЕРВАЯ  встреча  выпускников  1975 года;
  В 2010 г.         35 лет;
  В 2015 г.         40 лет;
  В 2020 г.         45 лет ЧЕТВЁРТАЯ встреча.

Расставаясь решили написать в произвольной форме, каждый  в меру своих литературных способностей,  воспоминания о пройденном пути в армии и после увольнения из СА.

 Из 88 поступивших, до выпуска дошли 72 человека.

 Герой РФ, генерал- полковник Григоров С.И.

 Генералами стали :  Давыдов С.В., Благодатный О.В., Холкин А.П.
 Полковниками 15 чел.
 Подполковниками 25 чел.
 Майорами более 12 чел.

 Докторами наук : Доронин А.П.,Кривов А.С., Кузнецов Ю.Л., Минаков Е.П.
 Кандидатами наук 11 чел.

Из  мальчишек  поступивших  учиться  в  академию  Можайского в 1970 году,
начальник  курса полковник  Булгаков  Владимир  Наумович  ( светлая память командиру),личным  примером  отношения к службе, без громких  призывов и       слов, воспитал настоящих офицеров.
Пример такой мужской  дружбы, едва  ли  возможен в современной  России.

Через год после встречи, в 2021 году совместными усилиями издали красочный, на 215 страницах сборник выпускников 5-го факультета 1975 года , назвав незамысловато " Место встречи - Можайка ".

БЛАГОДАРНОСТЬ  ОРГАНИЗАТОРАМ  ВСТРЕЧИ:
Полковнику ДОРОНИНУ  Александру  Павловичу.
Подполковнику ЧЕРКАСОВУ Георгию  Михайловичу.

 ДО ВСТРЕЧИ НА  50-ЛЕТИИ  В  2025 ГОДУ!


Продолжение http://proza.ru/2021/10/19/1373