Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 17

Николай Мринский
Один взвод переместился к дороге со стороны Дарм-Уль-Амана. Через некоторое время им навстречу вышли десантники с тремя БМД и взводом из артдивизиона (3 пушки Д-30) из 350-го полка 103-й ВДД. Я выехал им навстречу и представился. Ими командовал ст. лейтенант Солдатенко, с которым мы вместе учились в Рязанском училище. Он начал проверять, действительно ли я тот, за кого себя выдаю: стал задавать вопросы, кто был командиром роты в училище и т.д. Когда признал меня, подъехал ближе. Мы с ним немного поговорили. Ни он, ни я свои задачи не раскрывали. Поговорив со мной, он развернул свою группу, и они отъехали назад». Следует признать, наверное, что дерзкие и результативные действия десантников 9-й роты на рубеже 2-го афганского батальона были ещё обусловлены и мощной огневой поддержкой знаменитых самоходных «Шилок». Несколько установок в ходе штурма вели бешеную стрельбу по дворцу Тадж-Беку, а также по БМП 3-й афганской мотострелковой роты. Обладая высокой скорострельностью (2 тыс. выстрелов в минуту из одного ствола), «Шилки» оказались грозным оружием, наводящим ужас и трепет на афганских бойцов. Две другие такие зенитные самоходные установки своим ураганным огнём верно поддерживали 9-ю роту, нейтрализующую 2-й афганский батальон. С подавлением его сопротивления, участие 9-й десантной роты Востротина в спецоперации «Агат» не закончилось. Почти сразу десантникам пришлось участвовать в ещё одной боевой акции. Командир «мусбата» майор Х.Т. Холбаев передал по рации ст. лейтенанту Востротину, что к дворцу президента идут афганские танки.

Как выяснилось, этот танковый батальон был единственным подразделением кабульского гарнизона, решившимся прийти на помощь Амину. В.А. Востротин вспоминает: «Мы выставили вперёд ПТУРы и стали ждать. Через некоторое время показались три колонны танков. Когда они приблизились, мы расстреляли несколько танков из ПТУРов, один танк Т-55 и один БРДМ пытались уйти в сторону здания Генштаба, но мы их догнали. Там был и командир батальона. Тем временем экипажи остальных танков тоже сдались. Их всех мы посадили к остальным пленным в котлован. Когда обстановка немного успокоилась, я съездил в Тадж-Бек доложил о выполнении задачи. Руководитель операции ген. Дроздов поблагодарил меня и сказал, что будет представлять на Героя Советского Союза. После доклада я вернулся в роту. Через некоторое время пришли грузовые машины, в которые мы загрузили пленных. Наших погибших и раненых загрузили в наши машины, которые должны были сопровождать пленных в расположение. Я поехал вместе с ними». По свидетельству ген. Дроздова, десантники выделялись своей выправкой, подтянутостью и организованностью. О Востротине хотелось бы сказать особо. В Афганистане он воевал трижды. Сначала командиром роты. Был тяжело ранен в одном из боев в июле 80-го. Затем командовал батальоном. Еще одно ранение. На завершающем этапе войны командовал 345-м отдельным ПДП и стал по Указу ПВС от 6 янв. 1988 г. Героем Советского Союза. Впоследствии дослужился до ген.-полковника.

В ходе штурма объекта "Дуб" афганского лидера Амина вначале сразили осколки снаряда, а затем один из офицеров "Зенита" произвёл ему контрольный выстрел в голову. В перестрелке погибли два его несовершеннолетних сына. Малолетняя дочь президента, стрелявшая из пистолета во время штурма, была ранена - перебиты обе ноги; её и других родственников Амина заключили в политическую тюрьму Пули-Чархи). Уже к девяти часам вечера общая операция (по всей стране) «Байкал-79» была в целом завершена. Как и планировалось, важнейшие объекты в Кабуле и Баграме и др. городах были в руках советского десанта и спецназа (потери 9-й роты составили 9 чел. убитыми). Однако не обошлось, увы, без стрельбы по своим... Операция по захвату Тадж-Бека держалась в строжайшей тайне ото всех, в том числе и от своих, даже после состоявшегося штурма. Это привело утром 28 декабря к огневой стычке около здания штаба бригады с витебскими десантниками, которые прибыли в Кабул брать штурмом уже взятый дворец Амина, вспоминает майор Х.Т. Холбаев. Десантники 103-й ВДД, не знавшие об операции «Шторм», открыли массированный огонь по «мусбату», который охранял дворец. «Подвела афганская форма последних... Понимая, что происходит трагическое недоразумение, спецназовцы ответного огня не открывали. Лейтенанту Рашиду Абдуллаеву под пулями удалось ползком и перебежками подойти к ним и установить связь. Он рисковал жизнью...» 7 января 1980-го «мусбат» был выведен на территорию СССР и расформирован.

Однако уже с 29 на 30 октября 1981 г. 154-й отряд, куда ранее входил «мусбат», под командой майора Игоря Стодеревского вновь вошёл в ДРА. Он принимал участие во всех операциях, проводимых 40-й общевойсковой армией. СПРАВОЧНО: 177-й отдельный отряд спецназана (2-й "мусбат") был создан на основании Директивы Гш № 314/2/00117 от 8 января 1980 г. на базе 22-й отдельной бригады спецназначения САВО, в г. Капчагай Алматинской обл. Казахской ССР. Командиром батальона был назначен майор Керимбаев Борис Тукенович. В отличие от 1-го "мусбата", 177-й ооспн готовился для боевых действий на территории Синцзян-Уйгурского автономного района КНР. В связи с этим в отряд были набраны 300 военнослужащих срочной службы уйгурской национальности и офицеры тюркских народов. 70 процентов офицерского состава батальона были выпускниками общевойсковых училищ. Общая численность личного состава 498 чел. Личный состав 177-го отдельного отряда спецназа был одет в советскую форму со знаками различия ВДВ. К весне 1981 г. подошло время увольнения в запас военнослужащих срочной службы, в основном уйгурской национальности. При новом комплектовании 177-й ооспн требования по уйгурской национальности отпали, набор проводился по национальностям Средней Азии (казахи, узбеки, таджики, киргизы). Этим выбором руководство ВС СССР изменило 177-му ооспн предполагаемую боевую задачу - 177-й ооспн готовили к отправке в Афганистан. 29 октября 1981 г. 177-й ооспн был введён в Афганистан и передислоцирован в окрестности г. Меймене провинции Фарьяб.

177-й ооспн под командованием майора Керимбаева известен участием в истории Афганской войны, как единственное формирование спецназначения, которое длительное время применялось не по прямому назначению развед.- диверсионной специфики, а в качестве горнострелкового формирования для захвата и удержания высокогорных укрепрайонов душманов. В общей сложности 177-й ооспн противостоял в Панджшерском ущелье отрядам Ахмад Шах Масуда 9 месяцев (11 июня 1982 г. - 8 марта 1983 г). В итоге подобного противостояния, Масуд был вынужден пойти на перемирие. Ни до, ни после 2-го "мусбата" задачи подобного характера и продолжительности перед формированиями спецназначения в Афганской войне не ставились. С введением группировки войск изначально не последовало никаких приказов по их дальнейшим действиям. Командование считало, что само присутствие наших военных послужит отрезвляющим фактором для оппозиции и приведёт к прекращению вооружённой борьбы в стране. Но это было ошибочное суждение. Одновременно с советскими войсками в ДРА вошли Особые отделы КГБ СССР по 40-й армии. Перед контрразведчиками стояла задача обеспечить безопасность войск, оградить их от возможного действия иностранных разведок и вооружённых отрядов оппозиции. Одновременно с высадкой 108-й ВДД в Афганистан через Кушку и другие пограничные пункты вступили 357-я и 66-я мсд. Они заняли Герат и Фарах на западе. В то же время 360-я и 201-я мсд, наступая на Термез, переправились через Аму-Дарью и продвигались дальше, т.к. парашютисты захватили туннель Саланг (кстати, его ранее строили сов. специалисты).

В переводе с афганского Саланг означает «суровый». Высота 3800 м над уровнем моря. Туннель длиной почти 2,7 км, шириной 6 м, высотой 4,7 м. Над ним почти 500 м горной породы. Две дороги спускаются с Саланга: на север - к советской границе и на юг - к Кабулу. Днём и ночью шли по этим дорогам караваны машин. А с гор пробирались моджахеды (душманы). Они понимали: взорвать тоннель - перекрыть кислород всей 40-й армии. Питание, боеприпасы, горючка – всё в основном шло в Афган через Саланг. Эту дорогу называли «дорогой жизни». Танки этих дивизий перевозились на седельных тягачах. Афганская армия оказывала нашим войскам упорное сопротивление. В феврале 1980 г. ОКСВА достиг 58 тыс. чел., а в середине 1980 г. в Афганистан были введены дополнительно 16-я и 54-я мсд. В 1981 г. 357-я дивизия была заменена 346-й и дополнительно была введена в ДРА 5-я мсд. В 1984 г. число советских войск в Афганистане достигло 135 - 150 тыс. чел. Кроме того, в азиатских республиках стояли ещё 40 тыс. солдат, предназначенных для проведения спецопераций или для обеспечения тыловых задач в Афганистане. Командование 40-й Армии долгое время находилось вблизи аэродрома Баграм. В 1983 г. командный пункт был переведён в окрестности Кабула, а в 1984 г., из-за угрозы обстрела и нападения, - к советской границе и в Термез. Семь советских мсд располагались вдоль важной кольцевой афганской дороги и на дороге к перевалу Кибер. 105-я гв. ВДД находилась в районе Баграма - Кабула. Одна из пяти воздушно-десантных бригад, входящих в эту дивизию, была размещена в Джалалабаде.

Продолжение следует в части  18                http://proza.ru/2021/04/09/1490