Мифы вчера и сегодня

Алексей Решетняк
2020 год начал свой бег неведомой доселе всему миру войной. Со всех экранов телевизоров, интернет – на первых строках «ЛОКДАУН!» Сидите дома! «Корона вирус»! За городом, небо чистое, земля цветет всеми цветами радуги! Манит к себе!
     Алексей пенсионер,  успел сбежать на своей старенькой машине на дачу. Дача 70-х годов постройка, прошлого века. Домик из деревянного бруса, небольшой,  но уютный. Вокруг лес. Печное отопление. Электрический свет,  пробурил скважину – вода. Живешь и радуешься. Свои овощи. Рядом магазин.
    Утро. Через запушенные инеем стекла окон, утренние лучи солнца, яркими пятнами стали проникать в дом. Они наполняли радостным светом сонную комнату. За ночь, к утру мороз покрепчал, в углах рам образовался ледяной нарост. Алексей присел у окна, дул на иней. Пар оседал, размораживая иней. По стеклу медленно стали стекать капли. Стекло становилось прозрачным, на маленьком экране, он увидел, деревья в инее, как заискрились на заборе снежинки. Снег белый как бумага, на нем следы людей, ведущие в дом, птиц. Следы глубокие, как мысли, простые и таинственные. Справа крыльцо, веранда в которой задерживается ощущение тепла и ожидания чего то хорошего.    
   Рядом, за столом сидит друг Петр, прихлебывая чай, смотрит на Алексея. Ему нужно было лететь на самолете в новую экспедицию, в Австралию. Но аэропорт не отправлял самолеты «ЛОКДАУН»!  По специальности он археолог. Живет, где придется. Семьи нет, вот и решил у друга на даче отсидеться в смутное время.
    Долго так сидят. Каждый мысленно идет по своей дороге прожитой жизни, в прошлое. Останавливаясь на деталях, памятных мгновений.
- Алексей! Ты чего молчишь? Мы так редко встречаемся. Рассказал бы, что ли о себе? У тебя семья, взрослые дети, чем  вы занимаетесь? - задумчиво спросил Петр, - варенье у тебя вкусное.
- О себе? – Алексей повернулся к другу, - работа – дом, дача, дети взрослые. Я рядом с заводом живу. Работа! – он усмехнулся, - поймёшь ли ты меня? Я механик, строитель по механической части, на судостроительном заводе. Мой участок занят в постройки кораблей. Со стороны скучная работа, но если сам, своими руками притронешься к металлу, который вот, в пролете цеха  в куче лежит. С начало судосборщики собирают на стапеле днищевые для корабля. Мы их кантуем, укладываем в кильблоки. Потом устанавливают борта, палубу, формируются блоки корабля. Через несколько месяцев, корпус собран, окраска. Заводим валы, правый борт, левый борт. Вешаем винты. Устанавливаем оборудование. Это целая наука.  И вот спуск корабля. Я стою на слипе, управляю лебедками, завожу корабль на трансбордер. У воды останавливаю трансбордер, разбивают о борт шампанское. Тысячи людей смотрят на свой труд. Огромный хор разом - УРА-А-А! Это круто! Сердце выскакивает с груди от радости труда! Корабль на воде. Потом швартовые испытания. А когда корабль вышел в море на ходовые испытания! Душа поет! Ну, если так  рассказывать о работе, получается коротко, просто, но на все это ушла вся моя трудовая жизнь.
   Алексей встал, подошёл к столу, сел на стул. Налил себе чаю, набрал чайной ложкой варенья, стал пить чай. Искоса посматривая на Петра.    
- А я помню тебя в школе! Бывало, стоишь на уроке географии у доски, рядом на подставки глобус нашей земли. А ты как будто с космоса смотришь на него, потом повернешь глобус, притронешься указкой к какой-нибудь точке, будто спустишься на землю и начнешь говорить. Как будто сам все видишь, о людях, природе, чудно, - Алексей даже вздохнул,- умел ты нам так интересно рассказать о неведомых странах, что  мы, раскрыв рот, слушали! Я верил, что ты там обязательно побываешь.
- Ты был прав, в юности я много читал.  Вот пример! Роман Жюля Верна «С  ЗЕМЛИ НА ЛУНУ», и «ВОКРУГ ЛУНЫ». Его три героя в декабре 1868 года – Барбикен, Николь и Ардак – стартовали на корабле с полуострова Флорида, в беспосадочном полете к Луне, облетели ее и приводнились в Атлантическом океане. Точно такой же полет более ста лет спустя совершили астронавты корабля «Аполлон – 8».  Совпадение? Или… Петр задумался, - ну да ладно.
   - Фантастика, она ведь не ограничивалась рамками времени и научными открытиями того времени. Ведь писателю не нужно спорить с ученым миром. Доказывать реальности возможного и настоящего. Она предсказывает путь будущих исканий человека. – Петр замолчал. Долго смотрел на улицу.
 - Потом учился. Начну со студенческих лет. Я  был на Кавказе, на раскопках. Участие мое было не значительное, но что видел, запомнил на всю жизнь.
 -  В 1960 году учеными было решено перевезти из Эшери какой-нибудь дольмен (дом из камня) в Сухуми – во двор абхазского музея. Выбрали самый маленький. Подвели к нему подъемный кран. Как не пытались, приподнять верхнюю плиту, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит. Но поднять и погрузить на грузовик оказалось им не под силу.  Потом я узнал, в1961 году с помощью нового механизма все камни погрузили на автомашины. В музее пытались собрать на новом месте домик заново? Реконструкция осуществлена была лишь частично. Это было что то с чем то? – Петр даже покачал головой.
  -  Ведь считалось, что наиболее ранние дольмены построены на побережье Черного моря в начале 2 - го тысячелетия  до нашей эры? Как они строили?
  -  Адыгейцы называют кавказские дольмены «сырп – ун», что значит – дом карликов. А у осетин существуют легенды о народе карликов – бицента, которые были наделены сверхъестественными чертами. Так, например, карлик – бицента способен одним взглядом свалить огромное дерево. По приданию карлики живут в море. Кроме того, осетины утверждают, что предки кавказских народов – мифические нарты – тоже вышли из моря и дали людям культуру, - Петр задумался.   
- Да помотала меня жизнь по свету. Удивительными, романтическими легендами окружены мегалиты Британии. Это отдельная, большая до конца неизученная история.  Вот пример!  Они рассказывают о стране Вечной Юности в холмах Англии и Ирландии? О стране сидов - карликов, ушедших под землю в давние времена. Еще рассказывают, сиды живут где - то далеко в океане на островах Обетованной земли. Они владеют мудростью. Вот что писал о сидах профессор А.А. Смирнов: «Бессмертны они или только обладают даром долголетия – трудно установить. Возможно, они не знают естественной смерти. Но могут погибнуть в бою.  Им  присуща также способность, менять свою наружность, или становиться невидимыми. Часто они покидают свое обиталище и вмешиваются в жизнь людей». Я думаю, они и сейчас есть среди людей. - Петр встал, прошелся по комнате. И продолжил:
-  Однажды мне повезло, я попал на острова Полинезии. Там было найдено множество мегалитических памятников: дольмены, но уже разрушенные временем храмы, каналы. Полинезийские ученые, в легендах уделили много места загадочному народу карликов – менехунам. Легенды говорят, что менехуны – безобразные существа, рост которых в пределах от 12 до 90 см. Они отдаленно напоминают людей. Взгляд сосредоточенный и неподвижный, наводит ужас на окружающих. Вместе с тем менехуны при встрече доброжелательны, и нередко помогают людям, - Петр остановился, посмотрел на Алексея, улыбнулся, - ты пей чай! Однажды мне повезло, я попал, на один остров Полинезии. Там, увлекся дайвингом. Мне пообещали показать под водой дольмены. Это фантастика! Скажу я тебе. Это другой мир, о котором многие и не догадываются. – Петр подошёл к кровати, достал и под нее сумку, полез вовнутрь, вытащил планшет, положил на стол.  Сел на стул рядом. Открыл планшет:
- Вот, давай посмотрим вместе! Я буду рассказывать, а ты слушай. Подводная съемка! – похлопал по плечу Алексея, повернул планшет, - смотри! - Внезапно послышался плеск воды. Как будто она билась о стенку дачи.
- Корче. Сначала меня учили теории. На третий день, мне помогли одеть снаряжение, подробности описывать не буду. Одел его и сразу услышал в наушниках – сделай несколько глубоких вдохов! Сделал? Ответь! Я сказал, что слышу вас, хорошо, все сделал. Потом по команде стали медленно погружаться под воду.
- Это ты нашел? – воскликнул Алексей, показывая пальцем, на какое то сооружение, и повернулся к Петру.
 -  Все что ты видишь, я  тогда ничего не снимал. Только смотрел.
- Это мне скинули археологи Полинезии. На память. А вот встречи с местными учеными, их рассказы, легенды, словно туман, окутали меня. До сих пор помню. Пытаюсь разобраться. Есть во всех этих легендах нечто общее, заставляющее нас вновь и вновь задуматься над таинственными событиями древней истории Земли. – Петр выключил планшет, встал. Осмотрел комнату, посмотрел на Алексея, посмотрел на окно.   
- На сегодня все, остальное потом! Погода прекрасная! У тебя лыжи есть?
- Ну как же, у меня семья, конечно есть!
- Пошли, погуляем! Я соскучился по зиме!
   П. С. Я сейчас сижу за своим рабочим столом и понимаю. Легенды оставили необъяснимый след в памяти человеческих поколений. А если карлики причастны к постройки мегалитических сооружений, то связь между легендами и дольменами могут раскрыть только будущие поколения. Если мир людей не покинет разум. Желание жить счастливо на Земле победит.