Старый карьер

Наталья Скорнякова
Татьяна приглашает меня в горы. На сборы у меня уходит минут двадцать. Термос с чаем готов и бутерброды тоже. Главное желание и настроение.

Едим в сторону Шесхариса, там к нам присоединяется приятельница Зина и втроем мы идем на старый карьер.

Над восточной частью Новороссийска грозно нависает Маркотхский хребет, испещренный словно язвами карьерами, в которых добывают мергель - горную породу, используемую при изготовлении цемента. Хребет тянется в сторону Геленджика и с его вершин открываются потрясающие виды на Новороссийск и всю Цемесскую бухту, вдалеке которой на рейде стоят огромные грузовые суда, ждущие своей очереди зайти в порт на погрузку.

Горы вокруг Цемесской бухты (Новороссийск) - сплошь из мергеля. Это осадочные породы верхнемелового периода.

Месторождение открыл профессор химии из Праги - Осип Кучера, бывший в этих краях. Слухи о новороссийских мергелях в том же 1879 году донеслись до столицы. Виктор Ливен, к тому времени основатель и владелец нескольких цемзаводов в России и Эстонии, решил учредить новое акционерного общества. А в январе 1882 года государь император утвердил устав «Общества Черноморского цементного производства».

И был открыт первый завод по производству цемента.
Ведь мергель- и есть основа для его производства. А качество новороссийского мергеля позволяет производить цемент наилучшей мировой пробы.

Производство цемента происходит при соблюдении следующей методики: сначала добытый мергель разбивается в породу, размером до 30 см. в диаметре, после этого порода обжигается в специальных печах, за этим следует дробление пережженной породы в дробильных установках.

Добыча мергеля не останавливается уже больше 100 лет, новороссийский цемент использовался в Советское время для постройки знаменитых военных комплексов, например, "Секретная база подводных лодок в Балаклаве".

Маршрут для тех, кто последует нашему примеру. С любого района города доехать на транспорте в сторону Шесхариса до остановки «Стройдеталь», был у нас такой завод. Далее подниматься по ул. Пенайская. Слева по подъему будет парк «Ленинского комсомола».

Один из больших парков города с ухоженными аллеями и площадками для игр и занятий спортом. Место отдыха жителей района. Открыт после реконструкции в 2015 г. под названием «Восточный». Разделен на 3 зоны: прогулочную (освещенные аллеи со скамейками), игровую и мемориальную (с памятной Звездой в честь погибших в 1941 – 1945 г. г.)

В аллеях посажены акации и ясени, создающие тень. Есть аллея реликтовых деревьев. Оборудована летняя концертная площадка с деревянной эстрадой и разноцветными скамейками. Созданы детские и спортивные зоны, смотровая площадка с видом на Цемесскую бухту. Разбиты газоны.

Дорожки выложены плиткой. Вдоль них стоят скамейки с арочными навесами, фонари. Установлены фонтан и ротонды. Вокруг парка установлен кованный забор.
 
Так и идём вдоль жилых домов вверх по ущелью, никуда не сворачивая.

Дома остались позади и перед нами большая поляна. С этого открытого всем ветрам места доступен даже круговой обзор, что гораздо более выигрышно, чем на известных всем «Семи ветрах».

С детства люблю залезть на самый хребет, смотреть на бухту, а за спиной...

Идем и любуемся видами Новороссийска. С горы отлично просматривается вся Цемесская бухта от Кабардинки до Мысхако. Тут можно сделать крутые селфи или снять не менее крутую панораму города.

А вот и родничок. Кто-то обложил его камнями.
 
Старый карьер. Слои. Пустые без растительности расположены под углом к морю. Слои разные не только по составу, но и по внешнему виду. Вблизи такая текстура скалы смотрится очень эффектно.

Колоритная картина предстала здесь.Всё это вместе создает фантастический пейзаж.
Здесь уже вблизи и воочию можно лицезреть удивительные очертания гор Новороссийска, изъеденных предшествующими поколениями людей.

Полюбовавшись карьером, мы отдохнули в тени деревьев. Выпили чай с бутербродами. Пришло время возвращения, и мы спускаемся в город по круто уходящей вниз горной дороге.

Растительность на этом склоне довольно скромная. Много чабреца и шиповника.

Город и бухта уже более не покидают поле нашего зрения.

Наполненные горным воздухом, усталые, но довольные возвращаемся домой.