Победа солдата...

Игорь Михайлов 4
 
Весенним утром 1992 года самолет министерства обороны России вылетел  из Москвы в Исламабад. Наша делегация : несколько дипломатов и военных представителей, и три журналиста летела в Пакистан с надеждой вернуть на родину  несколько советских солдат, захваченных  во время войны  муджахедами.
Когда 15 февраля 1989 года завершался вывод советских войск из Афганистана, командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов, перейдя пограничный мост над рекой Аму-Дарья в районе Термеза, заявил : « За моей спиной ни одного советского солдата, офицера и прапорщика нет.» Но, возможно, генерал ошибся… За спинами политиков, принимавших решение о выводе войск, генералов  и тех, кто готовил вывод советских войск, остались в земле 16 тысяч убитых и замученных солдат, многие из которых лежат в афганской земле, и свыше 300 наших воинов за годы войны оказавшихся в плену, о которых забыли...
…Через четыре часа самолёт начал снижение. Мой друг, полковник Вадим Бирюков, посмотрев  в иллюминатор, объяснил, что в Ташкенте задержимся на час -необходимо взять в Пакистан троих отцов пленных солдат, призванных из Узбекистана.
-Старики измучилась, ожидая встречи с сыновьями ,-добавил он.
Седовласые  и печальные они вскоре  заняли не спеша свои места. Пожилые узбеки что-то шептали, возможно это была молитва.
 Когда самолет взлетел,   первые минуты полета они  с интересом смотрели в иллюминаторы, но вскоре погрузились в свои мысли. 
В Исламабаде нас   официально   встретили  представители пакистанского МИДа и разместили в гостинице, вскоре сообщив, что на следующий день состоится встреча с представителем муджахедов, тогда   и  произойдет передача пленных солдат.
Утром, похожий на университетского профессора,  один из лидеров афганских сил сопротивления Бурхануддин  Раббани кратко объяснил нам  цели борьбы различных политических сил в стране и, в чем он видит будущее сотрудничество с Россией. После обмена мнениями он дал знак и в  зал, где проходила встреча, ввели молодого человека лет 25-27, который ,  пройдя  несколько развязной походкой,    громко сказал  что-то по-арабски или на фарси. Один из сидевших рядом узбеков-стариков вздрогнул и произнес его имя. Раббани что-то сказал и молодой человек подошел к отцу и они обнялись.  Старик что-то говорил сыну, но, когда тот ответил,   на его    лице    появились слезы. Сын постоял рядом с отцом и неожиданно вернулся к Раббани. В зал вошли еще двое  молодых людей, одетых в афганскую одежду.   Один из них, увидев своего отца, бросился  к нему. Эта встреча отличалась от увиденной ранее.  Отец и сын  сели вместе. Старик держал   своего сына за руку и святился от счастья.
Бархануддин Раббани объяснил, что будут отпущены все трое военнопленных, но он не уверен, что   они захотят  вернуться в Узбекистан. Окончательное их решение будет  объявлено ими на  пресс-конференции, назначенной на следующий день, перед нашим отлетом в Москву.
Мы были готовы к провокациям, но меньше всего ожидали, что афганская сторона попытается еще и повлиять на родственные чувства пленных.
За столом переговоров Раббани заявил, что он не оказывает давления на  бывших солдат. Но, если они   захотят остаться в Пакистане или Афганистане, он возражать не будет. Мы слушали  афганского лидера, но верить ему настроены не были...   
 Наши дипломаты совместно с афганцами сверили списки   воинов, находящихся  в тюрьмах и лагерях,  признанных военнопленными.
В беседе с Раббани, нами  было выражено пожелание освободить  и российских солдат из плена.  Влиятельный командир  муджахедов дал обещание, что в следующей партии обязательно будут «русские солдаты».
 После переговоров наш переводчик шепотом взволнованно сообщил мне, что солдат, который не отходил от своего отца, пробыл несколько лет в тюрьмах муджахедов и  чудом остался в живых. Мы ,извинившись  перед отцом, попросили  его пройти в мою комнату в отеле и рассказать свою историю.
Свой рассказ он начал с извинения, что забыл русский язык.. Его взяли в плен после атаки муджахедов, когда он получил контузию при  взрыве гранаты.  Так он оказался   в тюрьме, где его вначале пытали, как он сказал, " от злости, что он шурави". Узнав, что  молодой парень из Узбекистана его направили работать в поселение, в горах. Оттуда  он  попытался бежать. Но солдата поймали и зверски избили.  После этого  появилась   первая татуировка на его груди, которая стала  инструкцией муджахедам: "Каждый , кто его встретит  без документов, обязан убить.»
Так он оказался в яме-зиндане, где его держали несколько месяцев. Затем снова побег, угроза расстрела , вновь волчья яма и долгие дни испытаний. « Самое тяжелое было-это  холодные ночи и когда пытали жаждой»,-признался солдат.  Так появилась вторая татуировка-приговор. Он расстегнул рубашку и показал татуировки , на каждой был изображен  пистолет и приказ убить. Так у молодого солдата на груди оказались эти две татуировка, словно  два ордена, омытые кровью и неволей.
 Я спросил, что помогало ему долгими холодными ночами в горах  выжить, он подумал и  с грустью произнес: "Звезды на темном небе».
Когда мы выходили после разговора, солдат объяснил нам, что Раббани надеется и делает все возможное, чтобы военнопленные не захотели  возвращаться на родину и вернулись с ним в   в Афганистан.   Там он объявит всем, что они встанут в ряды муджахеддинов, борцов за исламскую веру и будут биться с неверными... 
 Так оно и произошло: на пресс-конференции    двое  молодых узбеков, освобожденных из плена, заявили, что они решили остаться  в Афганистане.  Это был тяжелый момент для их  седовласых отцов, которые пережили шок от решения своих сыновей. Ведь сыновья нарушили вековую  традицию  Востока, отвергнув  волю отцов, решив не возвращаться на родину. Но наш парень улетел с нами.
Домой летели  тем же маршрутом, через Ташкент. Двое стариков еще более постаревших от несчастия, сидели, с грустью посматривая на третьего, рядом с которым спал в кресле счастливый  сын, наш победивший воин.
...В плену остались на тот момент  свыше 200 солдат бывшего СССР.
                - - -
Бурхануддин Раббани в том же 1992 году стал президентом Афганистана. На этом посту он   пробыл до 2001 года. После этого занимался богословием, читал лекции в университете и писал книги.
Раббани  был убит  20-го сентября  2011 года, у себя в доме на окраине Кабула после взрыва  бомбы, которую в тюрбане пронёс террорист.
Моя статья о пленных советских солдатах под заголовком "Преданные и забытые" была опубликована в одной из центральных газет, многие  наши "афганцы"  её  еще помнят...
(Этот  очерк можно прочитать и увидеть фотографию на сайте: www.rakurs-art.ru)