Наследники Этци? Культура шаровидных амфор

Кудряшов Николай
Конец IV тысячелетия до н.э. – первая половина III тыс. до н.э. отмечен резко сменившимися климатическими условиями. Это время связывают с так называемым Пиорским колебанием. Наступил холодный и влажный период, как считается самый некомфортабельный для проживания на европейском континенте в истории голоцена. Площадь ледников в Альпах резко выросла. Граница зоны распространения деревьев в Альпах понизилась на 100 метров. В то же время на Ближнем Востоке уровень Мёртвого моря поднялся на 100 метров, а затем вновь понизился близко современному. В этот период, названный тёмными веками, видимо появляются великие сказания о потопе, эпос о Гильгамеше и Великий потоп из Книги Бытия. В отличие от Ближнего Востока в Центральноазиатском регионе установился комфортный холодный климат, который благоприятствовал одомашниванию лошади. В Пиорский период отмечен резкой засухой в центральной Сахаре и как результат исход оттуда множества кочевых племён. Средиземноморье в этот же период сильно страдает от снижения дождевых осадков, и наступившего похолодания. Пиорское колебание затронуло, так или иначе, все основные регионы распространения людей. Причины этого катаклизма кроются в значительной катастрофе связанной – либо с извержением вулкана, либо падением метеорита. Об этот свидетельствует увеличение уровня метана и сульфатов около 3250 года до н.э. во льдах Гренландии.
Все эти события привели к новым подвижкам населения во многих регионах. В Европе начало, и окончание Пиорского периода связано с появлением и сложением новой индоевропейской культуры к северу от Карпат. Зародившись в верхнем течении Вислы и Одера, а затем распространившись до левобережной Эльбы на западе, до Десны на востоке и нижнего Дуная на юге. Эта культура благодаря особенностям керамики получила название культуры шаровидных амфор.
Представители этой культуры являлись индоевропейскими кочевниками из степей юга России. Их экспансия вытеснила предыдущих жителей центра Европы, как считала Мария Гимбутас. Однако последние исследования входят в противоречие с этим утверждениям и показывают связь с более ранней волной земледельцев и скотоводов эпохи неолита, а не кочевниками с юга русский степи. Считается, что культура шаровидных амфор была основана местным населением, но затем подвержена сильному влиянию (причём обоюдостороннему) пришлыми кочевниками. Они (кочевники) сумели проникнуть в центральноевропейские земли, благодарю упадку Трипольской культуры. Польские учёные считают, что культура сформировалась на основе местных пережиточно-мезолитических культур под влиянием воронковидных кубков и дунайских культур (эта концепция Т. Вислянского считается наиболее солидно обоснованной). Для советской археологии было долгое время популярна концепция, что культура шаровидных амфор, материнская культура германцев, балтов и славян.
Культура шаровидных амфор существовала в период около 3200—2800 годов до н. э. Правда современные исследования позволили увеличить отрезок существования культуры: от 3450 г. до н.э. до 2220 г. до н.э.
Культура шаровидных амфор распространилась на большинстве территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Выделил её немецкий археолог А. Гётце в 1900 году, название предложил другой известный немец-археолог Густаф Косинна по характерным шаровидным сосудам с 2 – 4 ручками. Известный шведский археолог И.Л. Форссандер охарактеризовал её как «великую загадку европейского неолита».
Для этой культуры характерен не однородный состав населения. Её складывание проходило на протяжении всего периода существования и постоянно впитывала в себя новые элементы миграционных потоков проплывавших через её территорию на южные берега Балтики из бурлящего центра и востока Европы. И не смотря на все влияния, культура шаровидных амфор сумела сохранить свой неповторимый почерк, спутать который невозможно с иной европейской культурой.
Археологи делят эту культуру на три основных группы - западную (Германия), среднюю (Польша) и восточную (Украина и Белоруссия), а также на ряд локальных вариантов.
Керамика представляет лепку ручной работы из плохо отмученной глины и слабого отжига. Амфорами стали называть за видимое сходство с первобытными сосудами с ручками и ушками и раздутым туловом относившихся к раннему этапу культуры шнуровой керамики (они это название получили из-за сходства с греческими амфорами). Отмечая шаровидность сосудов, отметим и их плоскодонность. В керамике шаровидных амфор есть также широко открытые вазы, глубокие миски и  конические кубки. Орнаментация – отпечатки шнура или зубчатого штампа по шейке (горизонтальными параллельными линиями) и плечикам. Ниже – зигзаг. Часть орнаментов инкрустирована белой пастой.
 
Считается, что шаровидные амфоры могли быть  заимствованы соседними культурами. Они встречаются на огромной более территории, достигая Осетии. К западу от Эльбы несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях.
Правда, это не было полное копирование. Для сосудов степной керамики характерно широкое нижнее тулово, а горло сосуда было сужено, как бы стремясь сохранить живительную влагу в бесконечных скитаниях. Такая керамика существовала в среднестоговской и ямной культурах. В то же время орнамент керамики культуры шаровидных амфор, и культур степей юга России остался во многом близок. А завершает всё классический для всех индоевропейских культур Северной Евразии шнуровой орнамент.
Основу хозяйства населения составило разведение свиней, крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Причём появление лошадей в хозяйстве скорее связывается с появлением степняков. Большой удельный вес свиноводства показывает оседлый образ жизни её носителей, к тому оно было развито уже на самом раннем этапе этой культуры. Это обстоятельство, а также наличие плодородных фунтов указывают на занятия земледелием. Есть также находки роговых мотыг и зернотёрок. Многочисленные образцы каменных топоров, связаны скорее с наличием подсечно-огневого земледелия. Стоит отметить, что у носителей культуры шнуровой керамики основа хозяйства мало чем отличалась.
Поселения очень редки и удалены друг от друга. Они скорее были сезонными и недолговременными, что возможно указывает на образ ведения земледелия. До нас дошли только ямы с фундаментом, сами жилища не сохранились. Так обнаруженные в Польше «жилые ямы» - неглубокие ямы с очагами внутри, иногда наземные постройки столбовой конструкции. Культурный слой тонок и беден.
Могильники представляют собой захоронения в каменных ящиках или обставленные камнями. Во всех могильниках один и тот же погребальный обряд – ингумация, изредка кремация. Очень часты коллективные погребения и являются скорее семейными склепами. Преобладают погребения со скорченными на боку костяками, но есть и вытянутые на спине, ориентировка разная. Некоторые скелеты находятся в сидячем положении.
Разнообразие положения костяка как раз и указывает на разнородность культуры, т.е. на её напластование.

Встречаются могильники для животных с набором инвентаря как у человека. Чаще это скелеты коров либо свиньи (челюсти), в одном случае – коня.
Антропологически, носители этой культуры, явные европеоиды, что видно по реставрированным по черепу лицам
Палеогенетические обследования пока бедны: в Польше из кургана Ягодно добыто два образца, один из которых дал Y-хромосомную группу G, а второй – то ли J, то ли I, то ли E, но неясно были ли это образцы культуры шаровидных амфор или шнуровой керамики. У носителей культуры шаровидных амфор из другого места Польши (Коваль, даты 2850 — 2570) определены две митохондриальных гаплогруппы – К и К2а. Другие исследования (Кошице) дали митохондриальные группы U, U5а, U5b1, T, Т и T2. U5 встречается с высокой частотой у финнов и эстонцев, но она распространена и по всей Европе.
По большому счёту кем были носители культуры шаровидных амфор неизвестно. Их не удаётся сопоставить ни с один из известных позже народов. Они индоевропейцы, но все цепочки генетических связей, ведущие к этому народу, слишком разветвлены и обрываются, даже близко не подойдя. Они загадка и возможно ключ к открытию ряда тайн в происхождении индоевропейских народов.

Не буду останавливаться на полной истории находки мумии. Только отмечу, что группа учёных в 2011 году секвенировала полный геном Этци. Профессор патологоанатомии и судебной медицины Эдуард Эгартер-Вигль в интервью сообщил, что Y-хромосома Этци относится к субкладе G2a4 (G2-L91), которая впоследствии была переобозначена как G2a1b2 (PF3146). В наше время этот субклад встречается с низкой частотой по Южной Европе, достигая максимальной концентрации в географически изолированных популяциях Сардинии, Сицилии и Иберии.
В связи с этим вполне можно предположить, исходя из наличия присутствия в культуре гаплогруппы G, что культура шаровидных амфор в самом начале своего развития могла быть родственна соплеменникам Этци.