Великий насмешник

Леонид Дубаков
Несколько слов о пародийных формах религиозного.

Как же всё-таки много придумывается способов уловления человека. Раньше были востребованы ереси, пытающиеся внести в жизнь ложные духовные истины или извращающие те, что есть. Потом появились откровенно сатанические культы. Но сегодня и те, и другие мало потребны. Ведь и ересь как кривое зеркало или осколок зеркала и сатанизм как зеркало перевёрнутое и затемнённое требуют от человека встроиться в иерархию, требуют служения, требуют поклонения. Но человек нашего времени не только Богу поклоняться не хочет, он не хочет поклоняться и сатане. Он сам по себе очень умный, он сам по себе звучит гордо. Но не нужно думать, что тьма огорчается. Нет, отрицая религиозное вовсе, человек надолго закупоривает в себе чувство реальности иного. И это, вероятно, хуже, чем даже сатанизм. Ведь напряжённый минус может стать плюсом: почувствовав близкое жаркое дыхание темноты, человек имеет шанс отшатнуться от него и прийти к Богу. А кислота бурлеска разъедает религиозное чувство полностью, и человек, весело иронизируя над религиозным и ничего при этом не замечая, в результате остаётся один на один с шаткой пустотой. Он безоружен против страдания и против тех, кто придёт его забирать. Ему нечего будет противопоставить тьме. Его ум, как ни видится ему иначе, слаб и не имеет основы. И это не только про ум школьников. Это и про ум учёных. Его сердце выхолощено. Смеясь над религией, он смеётся не только над её догматическим содержанием, но и убивает для себя её этику, а они тесно связаны. И вообще нет жизнеспособной этики вне религии, потому что вне религии этика растягивается в любую сторону. Человек горд и материалистичен. Он сегодня не поклоняется дьяволу, он, не осознавая этого, просто сдаётся ему с потрохами. И только смех слышится.

Homo risorius псевдорелигии думает, что это его смех, но это хохот великого насмешника.