Ч. 6 За всё надо платить

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/03/31/876

Хартум расположен в месте слияния Белого и Голубого Нила на мысе Рас-эль-Хартум, что переводится с арабского как «Кончик слоновьего хобота». Отсюда и название города. В то время в нём проживало порядка сорока пяти тысяч жителей, преимущественно арабов.

Найти приличный дом для аренды казалось неразрешимой задачей. Путешественницам пришёл на помощь французский консул Жорж Тибо. Он договорился с местными властями о том, что женщины могут остановиться в палатках на территории красивого сада на берегу реки.

Большой радости у дам такое решение их жилищной проблемы не вызвало: приближался сезон дождей, пережидать который в палатке удовольствие не из лучших. Они стали искать транспорт, чтобы подняться выше по реке.

В то время в городе только и было разговоров о британских офицерах Джоне Спике и Джеймсе Гранте, которых за год до появления в Хартуме голландок Королевское географическое общество отправило отыскивать истоки Нила. Исследователи обнаружили исток.

Алексину это известие подхлестнуло. Она решила подняться вверх по течению Белого Нила и там, за тринадцатым порогом, построить два дома - один для себя, матери и тёти, а второй – для охранников.

Переждав сезон дождей, Алексина планировала побывать на озере Виктория, которое обнаружили англичане. В подготовке к плаванию принимал активное участие молодой французский консул Тибо, который знал в Хартуме всех и всё.

О причинах такой бескорыстной заинтересованности француза можно только догадываться.

Три дамы проводили время, занимаясь перепиской со своими друзьями и родственниками в Ливерпуле и Гааге.

Генриетта получила письмо от королевы Софии, в котором та уговаривала её и Алексину вернуться в Европу. Но Генриетта и Алексина не собирались следовать уговорам королевы.

Они намеревались с максимально возможным комфортом осмотреть «дикую» часть Африки, лишь недавно открытую европейцами.

Тибо удалось арендовать за тысячу фунтов стерлингов пароход, принадлежавший принцу Мухаммеду аль-Халиму, одному из родственников Саида-паши, бывшего генерал-губернатора Судана.

Кроме того, Тибо предложил Алексине воспользоваться имуществом французского врача, который умер во время экспедиции Андреа Дебно вверх по Нилу. Помимо большой лодки с кабиной, после врача осталось большое количество одежды, книг и различных полезных вещей.

Алексина разместила на лодке свой фотоаппарат с принадлежностями. Тогда это была очень громоздкая аппаратура. 11 мая женщины перебрались на пароход и в тот же день, таща на буксире лодки, судно зашлёпало гребными колёсами вверх по течению реки.

Алексина, её мать и тётя прекрасно понимали, что дальше могут начаться опасные приключения. Первое и главное, что им угрожало – возможность подцепить какую-нибудь экзотическую болезнь, в результате которой можно было легко отправиться на тот свет.
 
Вторая серьёзная угроза – враждебное отношение местных жителей в верховьях Нила, которые опасались работорговцев  - арабов и белых. В связи с запрещением ввозить рабов в Хартум, работорговля сместилась в верховья Нила.

Однажды во время стоянки Алексина проснулась от шума. Оказалось, что поймали беглых рабов. Алексина увидела, как их избили, а потом приковали к повозкам. Раньше она не задумывалась над тем, что всё богатство её семьи добыто каторжным трудом рабов на плантациях.

В тот раз в её душе пробудилось сострадание, и она купила четырёх рабов. В качестве «подарка от фирмы» ей разрешили взять двух женщин. Правда, обе рабыни находились в таком состоянии, что их никто бы не купил.

Одна из рабынь вскоре умерла, а вторую, когда её немного подлечили и откормили, украли. Но одним приобретением Алексина осталась довольна. Это была абиссинка лет 11-12, обещавшая стать просто красавицей.

Кстати, рабы, которых покупал и вывозил на свои плантации папаша Алексины, были из Западной Африки. Возможно, какое-то чувство вины зашевелилось в душе у голландки, и она решила облегчить участь несчастных, кто знает?
 
А сейчас, когда я по выходным ездил до пандемии из Германии в Голландию, то вглядываясь в лица встречных, думал, что половина из них – потомки тех, кого покупало семейство Тинне.

За всё надо платить, а иногда и расплачиваться.

Продолжение http://proza.ru/2021/04/06/454

На фотографии: праздничное шествие в  Голландии