ФРГ

Валерий Суханов 3
После защиты бюджета в Компании, в ноябре 97-го, я был направлен на курсы повышения квалификации «Восток-Запад», в академию при правительстве РФ. Согласно программе курсов, я должен был неделю обучаться в Москве и неделю в Академии экономики и менеджмента в немецком городе Целле.

Учёба проходила в комплексе зданий, расположенных возле метро Юго-Запад, на задворках футуристичного небоскрёба из синего стекла. Обучающиеся проживали в соседнем здании – типичном для Москвы многоэтажном общежитии. Группа «студентов» была целиком сформирована из сотрудников дочерних обществ НК «ЛУКОЙЛ». В общем-то, ничего нового я там не услышал. Запомнился только курс анализа строк бухгалтерского баланса, и часовая встреча с Павлом Буничем. (Справочно: Бунич П.Г. 1929-2001гг. – советский и российский экономист, народный депутат СССР, член корреспондент РАН, депутат Гос. Думы 1 и 2 созывов, академик Академии коммерческих наук, с 1991 года – первый проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, председатель комитета по собственности, приватизации и хоз. деятельности Гос. Думы).
 
После окончания учёбы в Москве мы продолжили обучение в Германии. Состав нашей группы пополнился ведущими сотрудниками центрального аппарата Компании, как представителями ряда экономических служб, так и работниками службы управления персоналом.

Сначала, из Шереметьево мы прилетели в Гамбург, откуда на автобусе, через Ганновер добрались до небольшого города Целле. Нас поселили в отеле королевы Матильды – 4-х этажном старинном здании. Там же мы проходили и обучение. Мне достался небольшой номер под самой крышей. В ящике стола лежала библия. Видимо в знак одобрения моего хорошего поведения, каждый вечер я находил маленькую шоколадку на подушке.
 
Из всего курса обучения в Целле запомнилась деловая игра. Нас, по добровольному признаку, разделили на две команды. Причём в нашей команде почему-то оказались представители дочерних обществ, а в команде соперников – сотрудники центрального аппарата Компании. Перед обеими командами была поставлена одинаковая задача. Мы должны были «создать» фирму, отработать год и представить на суд нашего преподавателя финансовый результат. Вид деятельности фирмы мы должны были определить сами.
 
По моему предложению наша группа «создала» фирму, оказывающую сервисные услуги по зачистке нефтяных резервуаров. Определились с физическими объёмами, издержками на производство, расценками, и, вывели положительный финансовый результат по итогам работы за год. Всё это мы проделали на полном серьёзе. В это же время, в соседней комнате, где совещалась другая команда, периодически раздавались приступы непонятного нам гомерического хохота. Причину такого странного поведения наших соперников по игре мы поняли при подведении её итогов.

Оказывается представители центрального офиса, далёкие от реалий нефтедобычи, затеяли настоящую игру. В основу деятельности «созданной» ими фирмы лёг некий порошкообразный материал, который мог одновременно служить лекарством против расстройства желудка, средством для стирки одежды, чистки обуви, зубов, и, ещё много чего мог. В результате такого оригинального маркетингового хода их фирма по результатам работы за год достигла фантастических финансовых результатов – более 1000% прибыли. В итоге им и была присуждена победа.

В свободное время мы ходили по Целле, занимались шопингом и рассматривали старинные 2-х, 3-х и даже 4-х этажные дома, стоящие плотно друг к другу. Оказывается, дед срезал дубы, распиливал лесины на брусья, и складывал из них каркас будущего дома. Сын готовил фундамент из камня и ставил на него каркас. А внук строил стены, заполняя промежутки между брусьями, к тому времени ставшими практически железными, соломой перемешанной с глиной. Эти промежутки красились в белый цвет, а дубовые брусья каркаса оставались неокрашенными. Со временем они, под воздействием дождей становились чёрными. Такие дома стоят по всей Германии. Возраст некоторых из них достигает 500 лет. В голову сразу пришло сравнение с домами, которые строятся частными домовладельцами в деревнях и небольших городах России. Вместо фундамента по углам кидают четыре камня, промежутки заполняют тем, что попало под руку. Затем за лето подводят под крышу сам дом. Такого дома на одно поколение едва хватает.

Дважды нас возили на экскурсии. Один раз в Гамбург, второй -  в Ганновер и Бремен. В Гамбурге побывали в морском порту, потом занялись шопингом, преимущественно в «Карштадте». В Ганновере посетили дворцовый комплекс с парком королей Нижней Саксонии. Также узнали, что под Ганновером находится самое большое в Европе бомбоубежище, используемое для парковки автомобилей.
 
Мне понравился старинный Бремен. Много зданий в готическом стиле, брусчатые мостовые, памятник бременским музыкантам. Памятник представлял собой пирамиду из бронзовых фигур, стоящих друг на друге петуха, кота, собаки и осла. Уши и копыта осла были вытерты до блеска прикосновениями ладоней людей на счастье. Рядом с памятником располагался старинный цейхгауз, в котором проводились различные общественные мероприятия и городские праздники. В день, когда мы там были, проходила благотворительная выставка изделий народного творчества горожан.

В цокольном этаже отеля королевы Матильды, где мы проживали и обучались, располагался бассейн и сауна. Я был там частым гостем. Для проживающих в отеле, посещение этих объектов было бесплатным. Поплавав в бассейне, погревшись в сауне, и, постояв под душем можно было разлечься в раскладном шезлонге и смотреть через раздвижные стеклянные перегородки на природу. Хотя уже все листья с деревьев облетели, и зелени не было.

Во время этих сеансов релаксации произошло несколько запомнившихся встреч. Однажды, компанию мне составила семья немцев, выходцев из Казахстана. Все они были толстые и постоянно пили пиво. В другой раз, немецкая пара, приняв сауну и искупавшись в бассейне, раздвинули стеклянную створку, отделявшую зал бассейна от зимнего сада, и легли в шезлонги. Порывом ветра внутрь помещения занесло большое количество жёлтых опавших листьев и мусора. Немецкие дяденька и тётенька как будто их не замечали. Может быть назло мне? Чтобы не выяснять отношения я зашёл в сауну, а потом, быстренько сполоснувшись под душем, ушёл к себе в номер. Во время моего одиночного очередного посещения сауны, в неё вошли две, совершенно голые немецкие тётки, и не обращая на меня внимания начали о чём-то своём трендеть. Выждав для приличия какое-то время, мне также пришлось ретироваться.

В конце нашего пребывания Целле наполнился какими-то бродягами, нищими, инвалидами и просто оборванцами. На площадях стали монтировать всевозможные будки и лавочки. На деревьях развешивать световые гирлянды. Приближалось католическое рождество.
          Праздник мы не застали. После торжественного вручения дипломов уехали в Гамбург, откуда улетели на родину.