Курсанты под парусами

Анатолий Бызовской
Мы курсанты второго курса речного училища, сдаем последние экзамены, затем летний отдых и мы уже курсанты третьего курса. На хозяйственной территории училища, на стелажах стоят почти новенькие шестивесельные, шлюпки-ялики. Всего несколько раз они спускались на воду, во время праздников, курсанты на этих суденышках, на веслах, принимали участие в соревнованиях, между группами.

 Всем принять участие не представлялась возможность. Остальные курсанты принимали участие, болея за своих товарищей. Но была одна особенность у этих суденышек - они имели приспособление и оснастку, чтобы ходить под парусами. Но так-как в училище не было специалистов, знающих парусное дело, так-бы и пришла вся парусная оснастка в негодность лежа на складе.

 Но училищу повезло, преподавателем морского судовождения на работу пришел молодой учитель, раннее работал штурманом на морских судах, закончившего морское училище.

 Стояли жаркие летние деньки. В стенах училища оставались лишь задолжники по учебе. И наш морской специалист, истомившись от безделья, присмотревшись к яликам и найдя на складе комплект парусных принадлежностей - такелажа, решил оснастить ими одно из суденышек. Задумано, сделано: набрав команду из мучавшихся в училище должников по учебе и через пару дней - «парусник» уже стоял во дворе училища во всем своем великолепии, в ожидании спуска на воду. Все причастные к этому делу, ходили в ожидании нужного ветра.

 И вот в один из дней он задул, да еще какой! Нашли транспорт для перевозки и парусный шлюп уже на речной волне. Команда на веслах выгребла на речные просторы и подняли паруса. Молодость, учителя и видимо не понимание всей ответственности, за происходящим…  И ялик под всеми парусами, рассекая волну, понесся с невероятной скоростью по ветру, а наш капитан сидел на корме ялика на румпеле, управляя судном.

 Ветер порывами был очень сильный, и наш ялик под парусами, пошел даже на обгон небольшого пассажирского судна, идущего со скоростью более десяти километров в час. Все было хорошо, но на членах команды не было ни одного спасательного жилета, а на судне ни одного спасательного круга.

 И вот когда, впереди показался по курсу остров… пришло время для разворота в обратном направлении. Но оказалось, у команды для этого нет элементарных знаний. Капитан наскоро провел инструктаж, что и как кому делать. И не приспуская паруса, переложил руль на борт … ялик круто пошел на разворот - парусность судна оказалась поперек ветра, его сильный порыв…  и ялик лег бортом на волну, черпая воду реки.

 Забыв инструктаж, все семь человек, инстинктивно бросились на противоположный борт и повисли там гирями и это спасло маленькое суденышко от опрокидывания в «Овер Киль.» Ялик черпая воду бортом, выровнялся и принял мало – мальски, правильное положение.

 Экипаж пришел в себя, появились после стресса веселые разговоры, что они уже  команда и теперь знают, что надо делать, когда меняют направление – «Галс.» И вот по курсу судна под углом к ветру приближается берег. Надо менять курс на подветренную сторону другого борта.

Капитан всех предупредил, все приготовились… Руль переложен, ялик, как и в прошлый раз лег на борт, команда на противоположном борту, но на этот раз «груза» для баланса не хватило. Капитан не учел, что зачерпнутая вода в прошлый раз осталась в корпусе, ее вычерпать было нечем и вода в корпусе устремилась по наклону судна и ялик медленно перевернулся … показав на поверхности свое днище.

Наше северное лето, и вода не особо теплая, но вот из-под перевернувшегося ялика, на воде начали появляться головы экипажа, парусного судна. Пересчитав количество людей на воде, - капитан понял … одного курсанта нет.

В голове пронеслась одна спасительная мысль – Может застрял в корпусе ялика? Ныряет один раз, затем второй… выныривает и на поверхности держит курсанта. Он в сознании… кашляет избавляется от воды, но пока самостоятельно плыть не может. Его капитан буксирует к берегу. Остальные пытаются ялик толкать к берегу.

 На наше счастье увидев все это, к нам «подлетает» проезжающая моторная лодка. Помогают ялик под буксировать к берегу. А, затем все вместе подтаскивают ялик бортом на берег, выливая воду. Дают ведро, и вода полностью откачивается с ялика.

На берегу все просыхают, согреваются, успокаиваются. Затем судно спускают на воду: река успокоилась, ветер стих и команда на веслах по течению, направилась в сторону «дома.»

И больше пробных выездов под парусами в училище не было – руководство училища настрого запретило, эти эксперименты. А наш капитан схлопотал в свой первый месяц работы - Строгий выговор, за несоблюдение всех правил и требований при нахождении и движении на воде.