Философия сновидений

Игорь Щербаков
Вопросы, касающиеся  реальности, относятся к вопросу существования: Что есть сущное? Что есть Я? Как это "я" взаимодействует с существующим? И т.п. Все это вопросы онтологии - разделе философии о сущем.
Сны сопровождают человечество с самого начала его культурного статуса. Обращаясь к мифам и преданиям мы можем убедиться, что человечество уже тогда видело сны. О снах, как форме сознания, упоминает Патанджали в «Йога сутре». В Европе среди первых оставил, кто оставил письменные размышления о снах был философ, снотолкователь и гадатель II в. н. э., - Артемидор. Он называет сновидение «волнением души» или «созданием разных образов, знаменующих будущие блага или беды». Платон разделял сны на «значимые» и «не значимые». Из первых он особо выделял сны «богопосланные». Аристотель первым из древних философов, кто рассматривал сны стремясь уйти от интерпретации «божественной» инспирации, и дать им объяснение, которое по языку и логике стоит ближе к современным научным теориям. Фридрих Ницше указывал на существенный «вес» времени сна в жизни человека, а также на его художественную пластичность и богатство. Русский философ Павел Флоренский относил сны как как ступени «жизни в невидимом». Сон, по его словам, позволяет каждому «предощутить» существование иномирного пространства, осознать наличие других форм жизни. Флоренский различал «глубокий сон» и «сновидение».
 Большой вклад в понимание снов внес З. Фейд. Он называл сны «царской дорогой бессознательного». Еще один титан в постижении снов несомненно относится К. Юнг. В его теории сноведенийПо Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо шире всех индивидуальных границ. Сновидения отражают безграничное богатство и сложность всей сферы бессознательного — как индивидуального, так и коллективного. Юнг предпологал, что душа как саморегулирующийся комплекс всегда ведет "дипламатическую" работу по выравниванию отношений между сознательной и бессознательной сферами. Для понимания сложного языка сновидений Юнг предлогал внимательно изучать мифы, их язык символов, который диалектично объединяет противоположные установки в целостные смысловые категории.
 Сны можно легко отнести к мифологическому, интуитивному, бессознательному. Может ли сновидения стать предметом философского исследования сегодня? Мы уже привыкли видеть философию в мантии научного рационализма. И как будто сновидения с его иррациональным содержанием – больше уже предмет психологии, искусства, нежели философии. При этом мы не можем отрицать того, что сны являются неким отрицанием бодрствующего сознания, и то, что они по своему содержанию могут напоминать измененные состояния сознания, а также влиять на бодрствующее состояние сознания, выбор и поведение людей. А поскольку сновидения отрицают привычное сознание, то уже это отрицание указывает на связь между бодрствующим сознанием (БС) и сознанием сна (СС), на то общее, что является сущностным для обоих состояний. Если мы СС рассмотрим как антитезис  БС, тогда синтезом является само сознание.  Существование этот триады как треугольника, показывает, что без сновидений, сознание не обладает всей полнотой бытия. Если мы станем рассматривать сновидения отдельно, как значимую сторону сознания, то и здесь мы увидим присущие диалектической логике - противоречие(А равно А и А не равно А). Все наблюдения за СС указывает на его противоречивость. Есть сон без сновидений и сон с сновидениями. Вспоминается Гегелевское начало логики: "Ничто и Бытие".  Уже сама двухфазность  сознания в состоянии сна показывает существование полярности СС. Если сознание относится к феномену Духа, то указанная полярность приоткрывает новый взгляд на "Ничто", как состояния без формы и звука. Тогда как состояние сновидения как  возникновения из Ничто - Бытия. И если это «Ничто» есть в фазе сна, тогда она также должна иметь место в состоянии БС (бодрствующего сознания). Вопрос  только будет: В какой пропорции? Более того, некоторые философские школы (Экхар Толле, Буддизм, Даосизм) указывают на важность осознанной связи с сознанием за пределами ума. И так «Ничто» в состоянии сна, позволяет обнаружить «Ничто» в бодрствующем состоянии. Отдельные школы это обнаружение относят к специальным практикам (медитация), в которых подчеркивается важность  состояния сознания «без ума» (Ничто), как форму расширения сознания, а также его гармонизацию, освобождения от элементов беспокойства. Мы можем встретить философскую иронию в философских трудах по отношению к Гегелевскому «Ничто»(Б. Кроче), где «Ничто» называют «иллюзорной дверью», но такое суждение, может возникнуть только из-за перекоса, нарушения равенства между сознанием с формами(умом) и сознанием "без форм". Ничто объективно существует, как психологическая и как объективная реальность. Звезда Давида, позволяет увидеть соотношения между БС и СС. Зона перекрытия указывает на их единство, а разнонаправленные вершины треугольников указывают на противоположность их движения: во вне и во внутрь).
Если мы признаем наличность Ничто не только в СС, но и БС, тогда это поможет нам быть более толерантными по отношению глупостям, абсурду, не пониманию друг друга.