Случаи из жизни Гремихи

Вячеслав Кисляков 2
      Торпедолов.

      Интересный был случай у меня на теплоходе "Клавдия Еланская" в 1985 году. Шли мы в 2-3 милях вдоль берега из Гремихи в Мурманск и вахтенный матрос заметил, что что-то плавает в море. Я подвернул в сторону обнаруженной цели, а подойдя ближе, мы увидели, что на воде плавает что-то типа торпеды... Вскоре по УКВ я услышал переговоры, что торпедолов ищет потерянную торпеду. Торпедолов — вспомогательное судно или катер, служащий для поиска и подъёма практических торпед, выпущенных на учениях кораблями и торпедными катерами. Торпеда является сложным техническим изделием с высокой себестоимостью изготовления. После пуска торпеды в учебных целях, её надо обязательно найти и доставить в базу.  Я связался с вояками и сообщил им координаты обнаруженной нами плавающей торпеды... Они долго благодари меня, за оказанную им помощь.

      Прошло уже почти 40 лет с тех пор и  вдруг сегодня я увидел вот эту переписку Сергея Мокеева в сети: "Однажды, после торпедной стрельбы, мы потеряли торпеду и не могли долго её найти. Так вот,  командир ПЛ Онуфриенко А.А. сказал мне: "Иди и смотри в перископ. Если найдешь торпеду, то быть тебе старшим матросом".  В моем заведовании, как раз и был перископ. Я по специальности, штурманский электрик. Я быстро нашел торпеду и сразу же доложил о находке командиру. Тогда я был молодым карасём, а после этого - я стал самым первым стармосом, т.е старшим матросом из своего набора."

     Периодически я натыкаюсь в тех или иных источника
х на упоминание о затонувшем возле Гремиханских берегов, торпедолове. Порылся сам в своей памяти, попытался вспомнить эту трагедию, но всё как-то смутно: "Было это в 1985 году .  ТЛ-993 в полигоне БП при попытке найти и поднять торпеду после лодочных стрельб, остался без хода. Стоял солнечный полярный день и командованием было принято решение отбуксировать ТЛ-993 в базу с помощью находящегося рядом в обеспечении морского тральщика...

    "Мореманы" ошвартовали торпедолов к борту буксира  "Десантник" "лагом" и поволокли его в базу, ход дали приличный. Ночью носовой швартов перетерся и порвался.  Торпедолов стало отводить носом от борта буксира, и ложить его самого на борт буксира. 08.06. 1985 года ТЛ-993 опрокинулся и затонул в Баренцевом море...  Погибли люди, кажись 6 человек... легли на глубину 155 метров. В дальнейшем, с помощью гидронавтов на АС-9 и АС-22, торпедолов ТЛ-993 был поднят, повторюсь, с глубины 155 метров. Там погиб лодочный старпом, который был старшим по ловле торпед... А вот как это было тогда на самом деле: "Всё это вспоминалось мне в поезде Ленинград - Москва, по дороге в отпуск. Мелькающие за окном столбы почему-то навеяли ассоциации с мельтешившим когда-то старпомом. Он долго просидел в старпомовском кресле. Многие его однокашники уже давно нацепили «полковничьи» погоны и заняли главное место на командирском мостике. Некоторые даже успели прыгнуть в кресла начальников штабов дивизий, а он всё продолжал «старпомствовать» и ходить в бесконечные «моря». И там, после каждого погружения, как только устанавливался размеренный ритм жизни, ровно в 04.00 вахта и в 16.00 - вахта…

     Как-то летом экипаж «береговал», то есть сдал корабль второму экипажу и старпом некоторое время был безлошадным. В отпуск пока не отпускали, нового «железа» принимать не предлагали, заставляли обеспечивать тылы плавающей братии… Были какие-то мелкие маневры в составе кораблей нашей дивизии. Сейчас не помню уже - какие. Может быть торпедные стрельбы? Отправили в море, в точку маневров, небольшое судно, типа буксира. А старшим на борту посадили Алексеича, так звали вечного  старпома, да ещё взяли в рейс и нашего штурмана - чертить маршрут… Судёнышко прибыло в точку, обеспечило то, что от него требовалось и уже собиралось в базу. Вдруг, при очередном манёвре вокруг субмарины что-то не заладилось. Кто знает - что?  Был ветер, волна, буксирный конец натянулся сильнее обычного, кто-то что-то прозевал и буксир упал бортом на волну. Закрутились вокруг него все «мелкие рыбёшки» - катерки. Пытались поставить его на ровный киль.

     Крепили, бросали, тянули, тащили… Те, кто был на этом буксире на верхней палубе, сиганули в ледяную воду Баренцева моря и благополучно были вытащены на суда. Те, кто был внутри, очумев, метались по отсекам буксира, ища выход. Буксир, лёжа на боку, напрягся... Это началась очередная попытка вытянуть его на безопасную глубину. Вдруг что-то необъяснимое произошло в его чреве. Откуда-то из-под воды выскочил огромный пузырь воздуха, лежащий буксир вздрогнул… и… перевернулся килем вверх. Тросы, держащие его, натянулись до предела и слегка изменили ориентацию убитого судна в пучине. Оно лежало теперь в «пол оборота» виднелся киль, но были видны и иллюминаторы правого борта. - чуть-чуть.

      Алексееич, когда произошло всё это, был внизу, в каюте. Когда он понял, что судно сделало «оверкиль» и выход из него оказался под водой, старпом рванул в соседнее помещение, где находились двое матросов - первогодков, и по перевернутым коридорам подтащил их к двери, за которой начиналось море. Точнее - уже его глубина. Что он там им говорил - не знаю.. Как заставил набраться смелости - тоже не знаю. Но они открыли дверь и исчезли во тьме Баренцева моря… Все трое… Он говорил потом, что воздуха было мало, что коридоры «вверх ногами» совсем не такие короткие, как в обычном положении. И, конечно, вода... Студеная вода северного моря, в которой даже летом не больше плюс пяти градусов. И просуществовать в ней больше пяти - десяти минут мало кому удастся… Но они хотели жить…И плыли, плыли….Над водой вдруг, с той стороны, где никто не ожидал, появилась одна голова,.. другая,…третья. Старпом вынырнул последним, причем, успел подхватить под руки обоих матросов, которые от ужаса, холода и отсутствия воздуха, были уже почти без сознания. Он помог затащить их на борт какого-то катера, залез сам - без помощников. Отдышался минуту, зачем-то скинул с себя тельняшку и, не говоря ни слова, плюхнулся в воду,  и погрёб к лежащему на волне буксиру. Оглушительно вдохнув у борта буксира, он погрузился и не появлялся долго. Потом над водой появилась голова..., вторая..., третья…, появился Алексееич… Старпом также, ошалев от холода и усталости, помог втащить и этих и развернулся на третий круг, но его удержали. В это время буксир лег на левый борт, как бы освободившись от моря, тянувшего его на дно, от спасательных тросов, пытающихся удержать его на плаву. Он лежал сам - беспомощный и жалкий. Он напоминал бумажный кораблик, который неудачно пустили в ручей и он, намокнув, сдался на милость волны… В иллюминатор глядели сквозь стекло глаза Сашки. Штурмана нашего экипажа. Он показывал, что с ним ещё трое ребят, но дверь открыть они почему-то не могут... Глаза молили, ждали помощи, кричали о том, что позади всего двадцать пять лет, а впереди - вечность… Буксир вдруг выдохнул и устремился в пучину… Сашкины глаза - «мамкина радость» - уходили в неё вместе с буксиром. Они уже не кричали и не молили, они просто прощались с солнцем, которое светило в этот день как-то по особенному ярко; с теми, кто пытался спасти, но ни чего не смог сделать; с миром и небом, с жизнью…

     Старпом метался в руках державших его моряков, он был почти обезумевшим. Седые волосы вздыбились на затылке, губы были чёрно-синими, пальцы на руках от холода «скрючились»… …Море сомкнулось над уходящим от всех буксиром… Всё… Уже ничто и никто не мог помочь тем, троим, оставшимся в чреве судна… Буксир подняли потом, через несколько дней… И стоял в казарме гроб с телом Сашки, и мы все стояли около него, понимая всю нелепость его смерти и бессилие что-либо изменить. А так хотелось этого. Потом, в последующие годы,  были случаи, когда приходилось вот так - стоять в молчаливом карауле у гробов своих собратьев. Но это случилось потом, а тогда - это было в первый раз. И от того больней, обидней и как-то особенно остро и ярко…

       Шпионы Гремихи.
      
       Да, были в Гремихе и шпионы. Один  - это точно. 1980 год.  Третий причал. Мы стояли в Гремихе у стенки на теплоходе "Клавдия Еланская".  Был полный прилив. На теплоход, по задранному вверх трапу поднимаются пассажиры, их документы и билеты проверяют моряки комендантского взвода во главе с мичманом Димой. Два бойца стоят на теплоходе, на выходе с трапа, третий должен быть на причале, но он где то задержался. На теплоходах через колокола почти всегда гоняли музыку. На причале суета - в общем  шумно. Наконец-то третий военный прибежал. Один из двух на теплоходе, указывая рукой в начало трапа, говорит: "Да вот  он!" Мужичок посреди трапа услышав это, резко разворачивается, и расталкивая народ, сбегает на причал, на ходу бьет парня с комендантского взвода в глаз. Бегал он хуже чем бойцы с комендантского... Поймали, скрутили, сдали куда следует. У шпиона нашли фотомикропленки. Он оказался техником с поликлиники.

     Рассказал Виталий Тихомиров (Гремиха): "Я хочу всё таки остановиться на диверсантах которые оказывается  приникали и к нам в Островной. Я и ещё несколько человек были свидетелями всплытия диверсанта рядом с нашей "Букахой" в июле-августе 1987 года. Я сменился с вахты. Погода была хорошая и я пошёл "отлить" на конец пирса. Стояли мы тогда кажется на 20-ом причале, рядом с нами стояла лодка с третьей дивизии на тот момент она ушла в море Стоим втроём - "отливаем",  переговариваемся - на море штиль и вдруг метрах в 10-15 от нас выныривает чёрная голова. Только он смотрел на остров Витте, а когда повернулся и увидел нас с "причандалами" в руках так близко от себя, в глазах и на лице у него отразился непередаваемый ужас. Прозрачная маска у него была во всё лицо. Недалеко от нас находился вахтенный с автоматом и он тоже видел диверсанта. Мы все заорали ему "стреляй"! Но вахтенный был молодой, только сдал на допуск и был очень растерян от предложения открыть огонь по человеку и только по идиотски улыбался. А жаль, как мы ему потом объяснили, был-бы  награждён медалью, а может быть и орденом, и отправлен в  отпуск. Диверсант немедленно погрузился, воздушных пузырей, как от акваланга не было, видимо дышал по замкнутому циклу. Доложили в центральный, дежурным по кораблю стоял кажется кто-то из братьев Гаглоевых... Дежурный доложил оперативному, а тот в ПДСС и практически "молниеносно" через "пару часов" подъехали ПДСС с шестиствольным гранатомётом, Сделали пару выстрелов по акватории, но  поняв, что это бессмысленно, собрались и уехали. В бригаде ОВР, по соседству  на инцидент с диверсантом даже не отреагировали. Вот так в 1987 году я и мои сослуживцы стали невольными  свидетелями проникновения диверсантов иностранных государств в закрытую базу АПЛ СФ. А чуть позже был полный развал СССР. Очень не хотелось бы, чтобы подобное повторялось и сейчас. Не зря корпуса АПЛ периодически осматривают ПДСС."

     Когда мы на  теплоходе "Клавдия Еланская" приходили в Гавану с нашими военными специалистами и стояли там минимум трое суток, кубинцы из спецподразделений ПДСС регулярно ныряли у борта судна и проверяли акваторию, чтобы враги не заложили нам какую-нибудь  мину или бомбу. А был я в Гаване с 1980 по 1985 гг. 13 раз и всегда нас охраняли кубинцы.

      Рассказал Константин Емяшев: "12 миль - это наши терводы, дальше нейтральные воды. 12 миль на морской глади - это была для нас зона прямой видимости. Вот и смотрели мы из окна казармы 41див., как на траверзе острова Витте в нейтральных водах стояло норвежское разведывательное судно "Марьята". Иногда оно стояло неделями. Вот с него то и засылались диверсанты в сторону Гремихи. В конце 70-х труп одного бойца нашли, после бомбёжки залива. На ПЛ "К - 460" вышли мы на сдачу задачи, но вместо трёх суток, в морях были неделю - по причине обнаружения диверсантов недалеко от Гремихи."

     Рассказал Анатолий Бабич (Человек с ружьём):  "Опасность проникновения в базу боевых пловцов была вполне реальна и несла в себе немалую угрозу. Да только в 90-х их встречали уже чуть ли не с хлеб-солью, когда иностранная  делегация посетила СФ. Уверен, что среди них были и те, кто ещё недавно тайком проникали в базы."

     Рассказал Виктор Кучеров: "А бомбили потому, что часовой солдат, с южной республики, на грузовом причале увидел вынырнувшего морского зайца, и принял его мордашку за маску диверсанта, принялся стрелять. Его опросили и подняли тревогу по угрозе ПДСС. Я срочником был тогда на вахте - дежурным боцманом по рейду. Меня подменили т.к. по совместительству был командиром нештатного отделения по борьбе с ПДСС. На рейдовом катере мы по очереди обходили все ворота с гранатометанием  гранат РГ-42. А на внешнем рейде глубинными бомбами утюжили СКРы. Воевали больше 2 суток, пока солдату с причала не додумались показать альбом с морскими животными. Такая вот была история...

     Где и как ставить правильно ударение в слове МУРМАНСК?

     А сейчас сменю тему на правильность ударений в словах... Рассказал Анатолий Бабич (Человек с ружьём): "Я и сейчас говорю МурмАнск, КлайпЕда и компАс... как-то так привык с детства. Возможно это и неправильно... Мой дед всегда выделял для себя  значимые  в жизни названия! И для него МурмАнск - это было святое)!... и Украина была - УкрАина... и компас был КомпАсом))) и рождён дед был в 1928 году... Очень приятно чувствовать и знать, что мы  помним и чтим наших предков...

     Саня! МурмАнск от нурмАн, вестфольдингов, сынов Азгарда, викингов, что ранее
безраздельно владели теми краями, пока их не прищучили бандеры. Потом, после изгнания из Галогалланда (земли незаходящего солнца), они завоевали часть Франции и Англии, основав герцогство нурмАнское (сегодня Нормандия). А лопари, как их сегодня называют, никто иные, как лапоны-гвенны, - олень и люди, как они себя называли, платили дань викингам (в частности, ярлу Оттару, его свите и его граду Гологалланду, самому северному граду из земли фиордов. Южнее, на побережье Белого моря, жили биармы, дети воды Йомалы. Я часто слышу МурмАнск в Черноземье, но от людей старшего поколения. Как мне говорили, кто не жил в Мурманске, тот так и называет его, но а если пожил там, то раньше всегда ставят ударение на А, хотя, когда там жил - не слышал.

     Пищет Нина Полуяхтова: "Вот уж чушь.. Все, кто жил или просто служил на Севере, все говорят МурмАнск.   Все это знают. Как можно было не слышать?  Может просто не общался с  мурманчанами?  Это возможно, если служил на АПЛ, например, где ребятки не  бывали в МурмАнске  до самого ДМБ.

- Анатолий, благодарю за такую замечательную информацию о мурмАнской земле! Здорово! Я сколько служил, но даже не знал и малости."

     - "Да, дело в том, что новгородцы называли вестфольдингов нурмАнами, а до нас это слово дошло как мурмАны.. Я пытался найти тот фиорд по описаниям, в котором стояли драккары Оттара, сына Рекина, внука Гундера. Судя по всему, Гундер, (великий гребец, мог грести веслом один, тогда, как одним веслом ворочали только два викинга), он доходил на своем драккаре до Святого Носа, где, как он говорил, заканчивается Земля и открывается бездна Утгарды, куда сливается море.. Лишь сила и умение спасла викингов от чудовищного водоворота. Позже, его внук, Оттар, на четырех драккарах обогнул этот фиорд (залив) и вошёл в Белое море, где в устье реки Двина столкнулся с биармами (местными охотниками на морского зверя) и поморянами-новгородцами, которые осваивали дальние выселки, породнившись с биармами.  В результате нескольких недель сражений, викинги отступили, потеряв около 150 бойцов и большой драккар на четырнадцать румов. Позже поморы освоили и дальние земли Колы, или МурмАна. В фиорде Колы они поставили новый град, удобный для торговли с норвегами (бондерами), и незамерзающий круглый год.. И назвали град тот - МурмАнск. Море в то время изобиловало морскими зверями, рыбой и китом всех мастей.

В самом деле, их путают с франками. Викинги носили кольчуги и латы, и приучались к этой тяжести с детства, как и к равнодушию к виду крови. Победить их в открытом бою удавалось далеко не всем, так как умение биться в строю отличало нурманов от всех прочих. Можно лишь привести маленький пример: всего 250 викингов могли осадить и взять такой крупный город, как Орлеан, в котором только воинов было 1500. Воинское умение, стойкость, и культ бога Вотана, сделали из них самых опасных завоевателей в мире. Нужно ли говорить, с какими трудностями и потерями удалось отразить набег вестфольдингов на поселение Усть-Двинск (ныне - Архангельск)? Лишь мужество, непоколебимая вера, дружба с биармами, породнившихся с русичами кровью, охотничья смекалка и хитрость, помогли поморянам отбиться от этой страшной чумы, что лихорадила и грабила всю Европу... К великому сожалению, мечты потомков Оттара, Рангвальда, Роллона (сегодня - Рено) сбылись сегодня без набегов и войн, чтобы владеть нашей землёй и собирать дань."

     Я проработал в ММП более 40 лет - из них, более 30 лет капитаном. В Гремихе за время работы на разных пассажирских судах ММП, бывал более тысячи раз... Знал хорошо почти всех командующих Базой, которую боялись, как америкосы, так и НАТО-вцы. Не зря ведь  в советское время Гремиху называли "Осиное гнездо"... В 70-х годах здесь  военного люду было около сорока тысяч человек... Одних адмиралов было 12! А что осталось сейчас - плакать хочется...