Совершенно секретно! Дело лётчиков. 3

Вячеслав Полежаев
Глава 3.

- Товарищи офицеры!
В актовом зале задвигались стулья, офицеры встали, приветствуя генерал-майора Шувалова.
- Товарищи офицеры! Прошу садиться. У нас сегодня к рассмотрению два важных вопроса. Первый вопрос: к нам на пополнение прибыли офицеры-лётчики для совместной подготовке к Параду Победы. И второй вопрос: распределение вновь прибывших по эскадрильям. Итак, звенья пикирующих бомбардировщиков на Пе-2 капитаны Синцов, Орлов, Максимов и Павлин.
На старый состав я не обращал уже внимания, с ними мы «спелись», а новые кадры меня занимали гораздо больше. Они встали со своих мест, одёрнули гимнастёрки и стояли по стойке «смирно». Интересно, «ковровые» лётчики или как?
- Присаживайтесь, товарищи офицеры. Звенья торпедоносцев на Ил-4 капитаны Гальцев, Мишин, Сергеев, Акимов.
Те же движения, то же представление.
- Присаживайтесь, пожалуйста. Штурмовики сегодня – это майор Мулин, капитаны Закиров, Иванов, Земельный.
Видимо, все прошли одинаковую подготовку. Первое впечатление не очень хорошее складывается.
- «Летающих лодок» у нас теперь прибавилось, их собрали в одно звено. Командир старший лейтенант Жумашев.
Жумашев встал, осмотрелся по сторонам и опустился на место.
- Истребители у нас – самые многочисленные. Командир подполковник Полежаев, комэсков и звеньевых он представит по ходу сопровождения. Теперь вопросы.
- Вопросов нет, товарищ генерал.
- Тогда времени для подготовки к параду у нас не остаётся совсем, начинаем прямо сегодня. Автобус ждёт вас.

В автобусе посыпались анекдоты, байки, разговоры «за жизнь» на манер лётчиков. Я давно уже наблюдал косые взгляды со стороны вновь прибывшего подполковника Щёголева. Поэтому воспользовался поездкой, чтобы выяснить отношения.
- Архип Савельевич, почему Вы на меня так недобро смотрите?
- Присматриваюсь, Вячеслав Валерьевич.
- Ну, и как я Вам? Соответствую тому, что обо мне Вам рассказали?
- В общем-то да, соответствуете. И теперь я присматриваюсь, что Вы можете «выкинуть» в следующий момент.
Я засмеялся даже.
- И к какому мнению Вы пришли?
- Да пока не совсем понимаю: то ли расстреляете всех виновных, то ли объявите всем амнистию.
Весёлое же мнение обо мне гуляет по Северному флоту!
- А если серьёзно?
- А я на полном серьёзе. Нам с Вами какое-то время придётся служить вместе, поэтому я решил нащупать точки соприкосновения. Вы – командир полка, я – начальник штаба. Давайте жить дружно!
- Давайте, Архип Савельевич. Тогда познакомимся поближе. Вы женаты?
- Да, женат, жену зовут Мария, есть сын Петя и дочь Саша.
- Сколько детям?
- Пете двадцать один, а Саше – девятнадцать. А Вы?
- Я тоже женат. Жена Нина, два сына Ваня и Саша и дочь Настя.
- Ого! У Вас их трое?
- Да, трое! Это моя гордость!
- Сколько им?
- Насте двадцать, Саша на год старше, а Ване – двадцать четыре.
- Тоже хорошо! Во, приехали уже.
Автобус подъехал к самолётам, перед которыми выстроился весь полк.

За то время, что мы ехали на аэродром, я присматривался к начальнику штаба, что он из себя представляет, как умеет ориентироваться в обстановке и на новом месте базирования. Разговор на отвлечённую тему помогал разрядить обстановку. Боевые качества и опыт полётов узнаем в другой обстановке.
Опыта такой слётанности такого боевого соединения, как смешанный полк, у нас не было, времени на раскачку тоже. Поэтому «ломать» созданные и сработанные звенья я не стал. Пополнение выделил в дополнительную группу и пустил в небо. Пронаблюдав их первый полёт, пришёл к мнению, что они слабоваты по сравнению с моими орлами, но и не такие уж «желторотики», как могли оказаться. Больше других меня беспокоили истребители. Это группа сопровождения, должна была быть везде: на острие атаки и в глубоком тылу, поддерживать огнём и маневром на флангах и бороться с противником по вертикали. Задачу свою они выполнили на «хорошо», есть над чем работать.
На следующий полётный день я поставил перед новенькими задачу номер раз: отработать до автоматизма уклонение от прямой атаки самолётов противника. Времени нет, поэтому летайте, соколы, по вечерам.
Может быть, я слишком круто за них взялся, но толк из них начал получаться очень заметно. На наши учения часто приезжал посмотреть комдив. За два дня до парада он вызвал меня в кабинет:
- Вячеслав Валерьевич, я смотрю, подготовка идёт полным ходом, хвалю! Но есть такой вопрос: почему не смешал составы звеньев и эскадрилий?
- Товарищ генерал, я считаю, что перед самым Парадом этого делать не стоит. Они сработаны в своих составах. А «поломать» строй можно очень быстро.
- Ты сам решил участвовать в Параде над Москвой?
- Никак нет, товарищ генерал! Парадом над Москвой пройдут новенькие.
- Тогда почему ты не учишь их «ходить строем»?
- То есть, как это не учу? Они проходят полностью всю программу подготовки полётов.
- А у меня другие сведения. Зажимаешь молодых офицеров, не даёшь им проявить себя…
- Если я дам возможность «проявить себя» во время подготовки к Параду, тогда снимаю с себя всяческую ответственность за то, что они сделают на нём!
- Да ты не кипятись! Я тебе даю полную свободу действий. Тем более, что боевые стрельбы отменяются на месяц.
- То есть, как отменяются?
- Поступил приказ, что ваш полк пройдёт парадом над всеми городами-героями, и не только над Российскими, но и над Киевом, Одессой, Минском, Брестом. Конечно, Украина заявит о возможной оккупации…
Это было уже совсем не смешно. Я молча обдумывал эту ситуацию, а Шувалов подвёл итог:
- Ну, ладно, ты пока думай над информацией, а соображения потом выскажешь.
- Разрешите идти?
- Иди. По поводу докладной не переживай, я ходу ей не дам. Такие рапорты через голову командиров не подаются.
- Спасибо, товарищ генерал!

На аэродром я приехал в плохом настроении. Мне не давала мысль об этой записке. Кто и зачем её написал? Допустим, зачем – это понятно: дискредитировать командира полка, пока будут разбираться, глядишь и снимут с должности, поставят… А кого поставят? Первого заместителя? Это смешно, конечно, и не та цель. Начальника штаба? Как вариант – да. А Дементьева свалить тоже не проблема, он за меня начнёт вступаться, доказывать мою правоту. Одна его ошибка – и отстранят, за нечего делать. И снова всплывает НШ. Но сам Архип на это не пойдёт. Побоится просто. Тогда кто-то из его помощников из пополнения. У него в ПНШ-1 ходит майор Воробьёв, а ПНШ-2 – майор Башкатов. Начнём снизу.
Башкатов Николай Дмитриевич, майор, из старого состава полка. Служит в должности ПНШ-2 четвёртый год. Засиделся на одном месте.
Воробьёв Александр Павлович, майор, из пополнения. Тут мои познания этого офицера заканчиваются.
Если меня сместят, то должность НШ скорее всего достанется Воробьёву. А там и до комполка недалеко. Вариант. Башкатов в этом случае может рассчитывать только на ПНШ-1.
Из задумчивости меня вывел водитель:
- Товарищ командир, приехали.

К себе в кабинет я вызвал начальника штаба и всех заместителей. Когда они собрались, объявил:
- Товарищи офицеры, поступил новый приказ из Генерального штаба. Послезавтра,  в День Победы мы участвуем в двух парадах: мы пролетим над Красной площадью в Москве и над Санкт-Петербургом. Затем в течение десяти дней мы должны пролететь над всеми городами-героями, но не только России, но и Украины и Белоруссии. После двадцать первого мая, конкретная дата уточняется, мы всем полком будем участвовать в показательных боевых стрельбах. Завтра утром разлетаемся по аэродромам базирования. Группу на Москву поведу я, на Санкт-Петербург – подполковник Щёголев. Тыловые службы остаются на месте. Приказ ясен? Всё, совещание окончено. Подполковник Щёголев, прошу остаться.
Офицеры задвигали стулья, поднялись и вышли. Щёголев остался.
- Архип Савельевич, я вот по какому вопросу с тобой хотел поговорить. Скажи, ты майора Воробьёва давно знаешь?
Щёголев удивился этому вопросу, и даже скрывать удивление не стал.
- Около трёх лет уже. А что?
- Можешь его охарактеризовать в двух словах?
- Грамотный, исполнительный, честный. Службу свою знает и умеет выполнять в любых условиях.
- А как на счёт алкоголя?
- Я ни разу его не видел выпивши, не то что пьяным. А что случилось?
- Понимаешь, комдив попросил меня подобрать кандидата на должность начальника штаба полка Дальней Бомбардировки. Как думаешь, справится?
По внешнему виду стало видно, что у Щёголева отлегло.
- Я думаю, что справится.
- Вот и хорошо, значит его кандидатуру я и представлю.
Архип Савельевич даже улыбнулся.
- А кто на его место?
- Майор Башкатов. Или ты против?
Щёголев немного покривился на Башкатова, и сказал:
- Я, конечно, не против Николая Дмитриевича, но какой-то он безынициативный, вялый.
- У тебя кто-то другой на примете есть?
- Особо никого нет. Поработаем с ним, там дальше видно будет.
- Вот и хорошо.