Сборник. Основы ведической философии. 6 часть
Читать 5 часть "Краткий обзор Ведической литературы"
http://proza.ru/2021/03/29/644
***
Процесс передачи знания от духовного Учителя к ученику
подразумевает, что оба обладают определенными качествами.
Об Учителе мы поговорим отдельно, а сейчас обратимся
к трактату 15 века "Хари-бхакти-виласа" Санатаны Госвами, где
сказано, что ленивый ученик - не достигает цели обучения.
Если подвижник не стремится слушать и следовать указаниям
наставника ( не желает учиться), то он не сможет
изменить свой внутренний мир, приблизиться к
пониманию Бога, осознать свое плачевное положение
в материальном мире. Каково это положение?
Страдание.
Подвижник стремится покончить со всеми страданиями:
"О царь, знаешь ли ты, что в материальном
мире нет счастья? Думать, что здесь можно найти счастье, значит
совершать непростительную ошибку, ибо здесь нет ничего,
кроме страданий. Поэтому любой, кто действительно желает
счастья, - находит духовного Учителя и принимает
у него прибежище..."
("Шримад-Бхагаватам" 11.3.20-21, 5000 лет до н.э.)
Когда человек разочаровывается в ценностях бренного мира
и в материалистическом образе жизни, он теряет покой и
осознает необходимость Учителя, страстно желая обрести
блаженство духовного мира.
Предание духовному Учителю, Всевышний объясняет в
"Бхагавад-гите" (4.34):
"Чтобы узнать истину, вручи себя духовному Учителю.
Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души
могут дать тебе знание, ибо они узрели истину".
Господь подчеркивает 3 качества, присущие
настоящему ученику:
1. Отказ от убеждения, что "я знаю лучше"
и от демонстрации своих достижений. Потому что гордыня
делает человека невосприимчивым к знаниям.
Не заняв смиренного положения по отношению к Учителю,
даже в обычной жизни, не получится слушать и слышать.
Квалифицированный ученик думает:
"Я не знаю Бога, поэтому буду с открытым сердцем
слушать Учителя и учиться у него".
2. Без вызова и критики задавать вопросы, желая лучше
понять услышанное.
3. Быть готовым служить духовному Учителю. Под служением
подразумевается благоприятная деятельность, которая
развивает в человеке смирение и любознательность.
Пока человек не станем послушным слугой истинного
духовного Учителя, его вопросы к нему не принесут
желаемого духовного результата.
Важно служить - квалифицированному духовному Учителю.
То есть обладающему качествами, описанными
в 4 главе Сборника "Основы ведической философии".
***
Перед принятием духовного посвящения, Учитель проверяет
ученика, чтобы убедиться в его искренности.
Благословляет и постепенно наделяет глубоким понимаем
духовных тем.
Господь отвергает как слепое следование Учителю,
так и обращение к нему с бессмысленными/фамильярными
вопросами.
Духовное обучение - это смиренное слушание и умение
задавать правильные вопросы в процессе практики, чтобы
составить ясное представление о духовной науке.
Так развивается духовный разум ученика.
Истинный духовный Учитель доброжелателен и терпелив.
Если ученик послушен и с готовностью служит Учителю,
он получит от него ответы на все вопросы и сможет
обрести совершенство.
Духовный ученик принимает Учителя как личного
представителя Верховного Господа. Об этом говорит известный
ведический богослов и святой 17 века,
Вишванатха Чакраварти Тхакур в своем гимне Учителю
"Шри Гурваштаке":
"Духовному Учителю оказывают то же почтение, что и
Верховному Господу. Он - Его ближайший слуга. Так гласят
богооткровенные писания, и этому указанию следуют все
авторитеты. Духовный Учитель - истинный представитель Всевышнего,
и я в глубоком почтении склоняюсь к его стопам".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, наиболее важными качествами духовного ученика являются:
* отсутствие лени, горячее желание достичь совершенства жизни;
* стремление слушать с открытым сердцем;
* смиренно задавать вопросы с целью составить
ясное представление о духовной науке;
* готовность тяжело трудиться, исполняя наставления
своего Учителя;
* преданность Всевышнему Господу;
* глубокая вера в духовного Учителя как представителя Бога.
***
Следующая, 7 глава, расскажет сколько может быть духовных
Учителей у ученика, каково их положение и обязанности,
как строить отношения с разными Учителями.
***
Продолжение - " Виды духовных учителей"
http://proza.ru/2021/06/11/599