6. Качества духовного ученика подвижника

Анна Лал
Сборник. Основы ведической философии. 6 часть
Читать 5 часть "Краткий обзор Ведической литературы"
http://proza.ru/2021/03/29/644


***


Процесс передачи знания от духовного Учителя к ученику
подразумевает, что оба обладают определенными качествами.
Об Учителе мы поговорим отдельно, а сейчас обратимся
к трактату 15 века "Хари-бхакти-виласа" Санатаны Госвами, где
сказано, что ленивый ученик - не достигает цели обучения.

Если подвижник не стремится слушать и следовать указаниям
наставника ( не желает учиться), то он не сможет
изменить свой внутренний мир, приблизиться к
пониманию Бога, осознать свое плачевное положение
в материальном мире. Каково это положение?
Страдание.

Подвижник стремится покончить со всеми страданиями:
"О царь, знаешь ли ты, что в материальном
мире нет счастья? Думать, что здесь можно найти счастье, значит
совершать непростительную ошибку, ибо здесь нет ничего,
кроме страданий. Поэтому любой, кто действительно желает
счастья, - находит духовного Учителя и принимает
у него прибежище..."               
("Шримад-Бхагаватам" 11.3.20-21, 5000 лет до н.э.)

Когда человек разочаровывается в ценностях бренного мира
и в материалистическом образе жизни, он теряет покой и
осознает необходимость Учителя, страстно желая обрести
блаженство духовного мира.

Предание духовному Учителю, Всевышний объясняет в
"Бхагавад-гите" (4.34):
"Чтобы узнать истину, вручи себя духовному Учителю.
Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души
могут дать тебе знание, ибо они узрели истину".

Господь подчеркивает 3 качества, присущие
настоящему ученику:

1. Отказ от убеждения, что "я знаю лучше"
и от демонстрации своих достижений. Потому что гордыня
делает человека невосприимчивым к знаниям.
Не заняв смиренного положения по отношению к Учителю,
даже в обычной жизни, не получится слушать и слышать.
Квалифицированный ученик думает:
"Я не знаю Бога, поэтому буду с открытым сердцем
слушать Учителя и учиться у него".

2. Без вызова и критики задавать вопросы, желая лучше
понять услышанное.

3. Быть готовым служить духовному Учителю. Под служением
подразумевается благоприятная деятельность, которая 
развивает в человеке смирение и любознательность.
Пока человек не станем послушным слугой истинного
духовного Учителя, его вопросы к нему не принесут
желаемого духовного результата.

Важно служить - квалифицированному духовному Учителю.
То есть обладающему качествами, описанными
в 4 главе Сборника "Основы ведической философии".


***

Перед принятием духовного посвящения, Учитель проверяет
ученика, чтобы убедиться в его искренности.
Благословляет и постепенно наделяет глубоким понимаем
духовных тем.
Господь отвергает как слепое следование Учителю,
так и обращение к нему с бессмысленными/фамильярными
вопросами.

Духовное обучение - это смиренное слушание и умение
задавать правильные вопросы в процессе практики, чтобы
составить ясное представление о духовной науке.
Так развивается духовный разум ученика.

Истинный духовный Учитель доброжелателен и терпелив.
Если ученик послушен и с готовностью служит Учителю,
он получит от него ответы на все вопросы и сможет
обрести совершенство.

Духовный ученик принимает Учителя как личного
представителя Верховного Господа. Об этом говорит известный
ведический богослов и святой 17 века,
Вишванатха Чакраварти Тхакур в своем гимне Учителю
"Шри Гурваштаке":

"Духовному Учителю оказывают то же почтение, что и
Верховному Господу. Он - Его ближайший слуга. Так гласят
богооткровенные писания, и этому указанию следуют все
авторитеты. Духовный Учитель - истинный представитель Всевышнего,
и я в глубоком почтении склоняюсь к его стопам".



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Итак, наиболее важными качествами духовного ученика являются:

* отсутствие лени, горячее желание достичь совершенства жизни;
* стремление слушать с открытым сердцем;
* смиренно задавать вопросы с целью составить
  ясное представление о духовной науке;
* готовность тяжело трудиться, исполняя наставления
  своего Учителя;
* преданность Всевышнему Господу;
* глубокая вера в духовного Учителя как представителя Бога.


***

Следующая, 7 глава, расскажет сколько может быть духовных
Учителей у ученика, каково их положение и обязанности,
как строить отношения с разными Учителями.


***

Продолжение - " Виды духовных учителей"
http://proza.ru/2021/06/11/599