Мститель. Глава 4. Часть 2

Ден Волг
Матч так и закончился. Советская сборная одержала победу с минимальным счётом и теперь должна была поспорить за выход в полуфинал с поляками. К моменту окончания игры Алексей уже неплохо поддал, так что настроение его было приподнятым. Он выключил радио. Ночь окутала его звуками природы: сверчками, плеском воды, редкими вскриками ночных птиц.


"Как в сказке, - подумал он, - Писатели, когда сочиняли свои волшебные сюжеты, явно делали это на природе. Тут волей-неволей поверишь в какую-нибудь запредельщину вроде русалок. Впрочем, местные поверили и вон к чему это привело. Да, наш мир - это совсем не сказка, а если и сказка, то какая-то злая."


Он вспомнил, как беседовал об этом с Серёгой Санечкиным. Тогда, вернувшись с патрулирования, они разговорились в казарме. Степанов припомнил безмятежные детские годы и сказал, что мир совсем не кажется той волшебной сказкой, какой казался в детстве.


- Да какая сказка! - фыркнул Сергей, - Когда взрослеешь, от сказки остаются головешки."


"Это точно, - подумал Алексей и потянулся к бутылке, - какая сказка с такой-то жизнью? Хотя, конечно, кое-что от сказки осталось. К примеру, живая вода. Ох, хороша! Сальце - прелесть! Ага, живая вода, она же и огненная, если здраво рассудить. А вот бы сейчас исполнить, а..."


Степанову пришлось встать, чтобы добраться до гитары. Его заметно качнуло, но пока никаких иных последствий вечерней алкоголизации больше не наблюдалось. Взяв гитару, он сел на прежнее место и запел:


- Пропою сейчас вам про бутылку,
про бутылку с огненной водой.
Выпьешь ту бутылку,
как будто по затылку
кто-то примочил тебя ногой.
Бутылка вина.
Болит голова.
А болит у того,
кто не пьёт ничего.


(примечание).
Автор достоверно не известен. Песня стала популярна в исполнении Аркадия Северного.
(Конец примечания).


Хотя это была скорее блатная песня, но она, как казалось отставному сержанту, удивительно подходила его настроению на данный момент.


- Хорошая песня, - пробормотал он себе под нос, когда закончил петь. Выпив ещё, Алексей припомнил "Афганскую кукушку". Вспомнились самодеятельные концерты в их части и как Вовчик Сидоров пел эту пронзительную песню.


- Часто снится мне мой дом родной.
Лес о чём-то о своем мечтает.
Серая Кукушка за рекой
Сколько жить осталось мне считает.
Снится мне опушка из цветов,
в снах забытых тихая опушка.
Восемьдесят, девяносто, сто...
Что-то ты расщедрилась, кукушка.


(примечание).
Авторы: В. Кочетков, Ю. Кирсанов.
(Конец примечания).


- Я тоскую по родной стране,
по её рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы, не скупясь.
Им привычны холод и усталость.
Сил своих не копят про запас.
Так скажи-ка, сколько им осталось?
Так что ты, кукушка, подожди
мне давать чужую долю чью-то!
У солдата вечность впереди.
Ты её со старостью не путай.


Он самозабвенно пел эту песню, ставшую очень популярной среди солдат-афганцев. Он был уверен, что её будут петь и те ребята, которые их сменили в Афгане, а если эта никому не нужная война продлится дольше, то все солдаты 40-ой армии будут её петь до самого конца боевых действий. Казалось, даже сверчки стали тренькать потише. Алексей закончил и потянулся к стакану. Снова выпив, он закусил и продолжил спонтанный концерт.


- Пришёл приказ. И по приказу мы встаём.
Взяв АКМ, садимся ночью в самолёт.
В тот ранний час, когда земля вокруг спала,
в Афганистан с приказом воля занесла.
Афганистан - красивый горный дикий край.
Приказ простой: вставай, иди и умирай!
Но как же так, ведь на земле весна давно.
А сердце режет - мечты и горести полно.


(Примечание).
Автор: Вячеслав Константинов.
(Конец примечания).


Эту песню пели не только афганцы, но и дворовые парни будущих поколений. В ней выражалась такая простая для народа, но такая сложная для правителей мысль, что негоже парням умирать такими молодыми, когда сердце ещё не успело познать настоящую любовь. Несмотря на простые, порой неказистые рифмы, песня, что называется, брала за душу.


- А кто прошёл через огонь и через смерть,
пришёл домой. Его встречает мать, отец.
И вспоминал о не вернувшихся друзьях.
И всё шептал: "ну почему погиб не я".
Афганистан, - срывающимся голосом пел он заключительный припев, - проклятый горный дикий край.
Приказ простой: вставай, иди и умирай!
Но как же так, ведь на земле весна давно.
А сердце режет - мечты и горести полно.


Он отложил гитару и налил себе ещё немного выпить. Ему нужно было успокоиться, чтобы не разрыдаться прямо сейчас.


- Ну, почему погиб не я? Сколько же вас было, ребята? Сколько вас не вернулось? А я вот уцелел. Не знаю, за какие заслуги, но я вернулся, а вы - такие замечательные, добрые, наивные - совсем ещё пацаны - нет. Почему? Почему так?


По наитию он заиграл:


Над землёй бушуют травы. Облака плывут, как павы.
А одно - вон то, что справа - это я, это я, это я.
И мне не надо славы.
Ничего уже не надо мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить, и вся награда. Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить,
а мы плывём по небу…
Эта боль не убывает. Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает? ах зачем, ах зачем, зачем нас убивают?


(Примечание).
Автор: Вадим Егоров.
(Конец примечания).


А дымок над отчей крышей всё синей, синей и выше.
Мама, мама, ведь ты услышишь голос мой, голос мой,
голос мой.
Всё дальше он и тише.


Эта песня была написана в память о школьниках 1941 года выпуска. Такая волшебная, с такими пронзительными словами и вечными вопросами она никого не могла оставить равнодушным. Что уж говорить о солдате, который совсем недавно вернулся с войны. Последний куплет Алексей пропел уже со слезами на глазах.


- Мимо слёз, улыбок мимо облака плывут над миром.
Войско их не поредело. Облака, облака, облака…
И нету им предела!


Он отбросил гитару в сторону и закрыл лицо ладонями. Плечи его затряслись. Из груди вырвался не стон, не рычание, не рыдание, но вырвался вой. Это был вой звериной тоски.


- Серёга, Толик! Игорёк!.. Санька! Ребята, как же вы так? Почему не я?! Почему там остался не я? - выкрикнул он в тоскливой злости непонятно на кого, - вы, такие славные, наивные, молодые пацаны. Саньку девушка ждала. Он письма получал 2 раза в месяц, фотографию мне показывал, а тут... А тут ПЗРК в вертолёт и амба. За что? Почему?


Вдруг он почувствовал прохладную и нежную ручку на своём затылке. Сердце невольно пропустило удар от неожиданности.


- Судьба такая. - прозвучал за его спиной девичий голос.