НЛП и современная молодежная литература

Александр Ляхов
Современная массовая художественная литература подчиняясь всем рыночным законам, выполняет важные функции по управлению обществом. Литературные произведения создаются с привлечением современных методов нейро-лингвистического программирования.

Основная цель таких произведений создать виртуальную модель общества и сформировать нужные поведенческие мотивы людей. Ярко выраженным произведением такого вида являются романы Вероники Рот «Дивергент» и «Инсургент». Эти романы создавались для воздействия на подростков с основным упором на девушек.

Следует заметить, что существующие в молодёжной среде множество деструктивных течений во многом формируются такими «художественными» произведениями.

На рекламную компанию романов Вероника Рот «Дивергент» и «Инсургент» были потрачены гигантские суммы. По этим романам сняты четыре полнометражные фильмы. Например, на съёмки фильма «Дивергент» потрачено 85 миллионов долларов, фильм «Инсургент» -100 миллионов долларов. 

Нейро-лингвистическое программирование

Нейро-лингвистическое программирование – это комплекс психотехник, а также вербальных и невербальных приёмов, которые способны «вносить» в мозг человека определённую информацию с целью изменения его мышления и поведения. В основе нейро-лингвистического программирования лежит работа с сознанием человека.
Эти техники широко используются для манипуляцией, как отдельными личностями, так целыми сообществами людей. НЛП широко применяется в рекламном бизнесе, в избирательных политических компаниях.

Один из основных лозунгов НЛП может быть сформулирован следующим образом

«СПОСОБНОСТЬ ИЗМЕНЯТЬ ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ ПОЛЕЗНЕЕ ЧЕМ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ».

В НЛП выделяется четыре типа воздействия на субъект, которым осуществляется манипуляция.
                1. Визуальное воздействие позволяет структурировать и создавать некоторый новый  опыт как последовательность визуальных изображений, «картинок», возникающих в сознании человека.
                2. Аудиальное воздействие, в рамках которого опыт структурируется как последовательности звуков различного типа, музыки, шумов и т.п.
                3. Кинестетическое воздействие, танцевальные движения в определённом ритме, которые позволяют осмыслять опыт как смену ощущений тела.
                4. Обаятельное вкусовое воздействие, как последовательность запахов и вкусовых ощущений.

Базовые предположения НЛП

При реализации НЛП основывается на структурном анализе восприятия мира человеком.
С помощью методик НЛП создаётся молодёжная художественная литература прямого действия. Основные насаждаемые элементы:
       1. Проводится разделение поколений. Старшее поколение отрицается, как поколение неудачников.
       2. В этих произведениях предлагается разрушить общество. Положительной программы нет.
       3. В произведениях предлагаются методы и инструкции по разрушению общества.
       4. Положительный герой выполняет функции разрушения. В своих действиях он нарушает моральные, этические и уголовные нормы.

Романы Вероники Рот и методы НЛП

Романы Вероники Рот создавались для воздействия на подростков. Поэтому базовая карта НЛП строилась на основе школьной жизни подростков. В романах описывается  некое сообщество людей выживших после катастрофы и живущих в изолированном мире, в городе за стеной. Этот город по своей сути является мрачной моделью обычной школы вырванной из реальной жизни.

Все современные школы находятся за забором и под наблюдением видеокамер.  В этом городе, как и в школе, нет маленьких детей, взрослых и пожилых людей. Взрослые, это, как правило, воспитатели секций и глава города Джанин Мэтьюсс – директор школы.

Все жители города разделены на пять фракций: эрудиция, дружелюбия, искренность, отречение и бесстрашия. Эти фракции соответствуют делению учеников школе: отличники, дружелюбные середнячки, хулиганы и грубо говоря, неудачники, которые с одной стороны и не хулиганы и не могут вписаться в класс.

В романе между фракциями нет никакого социального конфликта, то есть никакого реального противостояния фракций нет.

Основной смысл жизни в реальной школе подготовка к будущей взрослой жизни. В виртуальном городе-школе будущего нет. Именно такое ложное деструктивное виденье школы навязывается читателю.

Основная идея романа основывается на призыве разрушить это общество – школу, поскольку она не нравится подросткам. Ни какой позитивной цели не предлагается.

Главная героиня романа Беатрис Прайор красивая с ярко выраженными женственными чертами девушка. Она не спортивна и никогда не занималась спортом. Авторы показывают, что по своим психологическим качествам она может войти в любую из групп. Это и есть свойство дивергентности.  Беатрис не определилась со своими способностями и в соответствии с принципами НЛП об абсолютной ценности желаний человека предлагается осуществить фактически капризный выбор вопреки своим реальным возможностям.

 Беатрис выбирает фракцию эпатажных «бесстрашных» с их жестоким безнравственным кодексом поведения. Проецирую это действия на обычную  школу, можно сказать, что она выбирает самый плохой вариант поведения. Обычно такой выбор приводит к личностной катастрофе во будущей взрослой жизни.

В соответствии с методами НЛП, неудачи в реальном мире представляются как достижения в виртуальном мире.

Перейдя в секцию бесстрашных Беатрис должна измениться и физически и психологически. Заметим, что реальные физические изменения возможны при длительных, утомительных тренировках. Авторы книги и фильмов естественно пропускают этот момент.

Психологические изменения происходят во время беспощадных, кровавых драк без всяких правил. В результате этих боев подростки травмируются психологически и физически, они безжалостно травмирует своих спарринг партнёров. Подростки доводятся до такого состояния, что по приказу старших в группах готовы убивать своих  товарищей по команде. Если поступит приказ убивать людей вне фракции, то у них даже не возникнет сомнения в выполнении такого приказа.

В романе фактически легализуются уголовные преступления. Они преподносятся в позитивном свете, если они направлены на разрушение общества.

Важнейший принцип НЛП состоит в убеждении личности , которой манипулируют, в её абсолютной ценности. То есть личность имеет право на любые поступки для достижения своей цели.

Переход героини в фракцию «бесстрашных» и фактически совершенные для этого преступления преподносится как главное достижение героини и приветствуется авторами и читателями сочувствующими Беатрис.

Во второй книге « Инсургент» главная героиня вступает в борьбу с существующей организацией общества. Ей противостоит (директор школы) Джанин. Смысл борьбы в том, что Джанин хочет ввести строгий порядок в городе-школе, а Беатрис и её друзьям это не нравится. Ни какой позитивной программы нет ни у тех ни у других. В результате борьбы структура, организованная жизнь общества разрушена, а мать Беатрис становится новой главой города.

Глобальная програма внедрения нового мироощущения не закончилась на двух фильмах программа  на первые два фильма были выделены большие средства, то сценаристы пытаясь заработать начинают развивать третью серию «Эллегент». В этой серии утрачены все разумные логические связи. Оказывается за разрушенной стеной города выжженая радиоактивная земля.

 Читателей подростков подводят к аналогии, что за стенами реальной школы нет жизни.

Появляются ещё какие-то герои, выжившие в ядерной войне и они пытаются захватить город и т.д. Последние серии все дольше отходят от модели школы и частично утрачивают свою манипуляторную эффективность.

P.S.
Легко видеть параллели в действиях подростков попадающих под действия деструктивных интернет ресурсов: участие в уличных протестах, в различных суицидных квестах, групповое избиения и запись их на видео, всё это соответствует поведению героев романов Вероники Рот.  Такое же иррациональное, логически не мотивированное стремление к разрушению организации общества, полное отсутствие позитивной программы.

Все попытки обращения родителей, учителей, государственных СМИ к логике подростков, к рациональному мышлению отрицаются с порога.

Для того чтобы изменить ситуацию необходимо изменить массовый тренд культуры разрушения Необходимо создавать литературные произведения, фильмы в которых герои подростки занимаются реальным, созидательным трудом, учёбой и именно через этот труд и учёбу выстраиваются положительные личностные связи и будущее.

Очевидно, что всё это должно целенаправленно стимулироваться обществом и государством.