Гуманитарий

Дмитрий Гендин
1.

Философия не есть гуманитарная дисциплина, однако образование в сфере философии хорошее — гуманитарное: история, языки, педагогика, и это не считая собственно философских предметов. Моё — эстетическое — направление есть ещё более гуманитарный раздел: история искусства, теория композиции, мода.

Я ненавижу технику. Она ломает мою органику. Я не хочу жить в элеронном обществе. «Идите в пещеру!» Да, я и готов — в пещеру, только отмотайте назад, чтобы я родился в диком обществе. «Назад к природе!», — возвестил Руссо.
Я ненавижу технику, но ей с радостью пользуюсь и не вижу тут моральных мучений. Техника не решает фундаментальных проблем бытия. Нам с техникой даётся комфорт.

Должен ли философ определять развитие культуры и общества на годы вперёд? Не много ли он на себя берёт? Философия раскрывает фундаментальные вопросы. Важные вопросы. Но, может, не надо задирать нос. Но должен же кто-то и философскими вопросами заниматься. Они беспокоят всех. Какие-то ложно, какие-то насущно. Философия опасна тем, что не даёт гарантий, копает там, где никто не копал. Философия может свести с ума. Нужна, да, математика и логика.

Философ — часть общества, потому что человек (Бердяев не любил «общества»). Философ не столп мироздания. Дерзновение философа не должно исходить из гордыни, из мании величия. Для философии нужно рискнуть. Но и тут будет что-нибудь, что «Я не знаю». Не всё можно прокомментировать. НЕ везде есть позиция. Есть загадки и таинства. 

Гуманитарий — человечек, работающий с людьми. С людьми, а не с машинами и механизмами. Вопрос «Что такое человек?» — один из основных в философии.
На практике техническое и гуманитарное направление едины: педагог, врач.
Я не считаю, что наука только практична. Важна она и для мировоззрения,  ориентировки. Часто знания о человеке используют во вред ему. Знание общества — во вред обществу. Человеку надо понять, кто он. Место в жизни, смыслы, ценности.

И всё же гуманитарные науки не столь однозначны. Теории не так строги.  Этику не напишешь языком геометрии Евклида. Теории рассказывают, но с ними можно спорить. Есть место для логики и аргументации. Важны факты: историческое событие, показатели экономики, правовые документы, движения в искусстве. Важна последовательность, преемственность научной мысли: от ошибок к знанию. Без ошибок в современной науке не будет будущей науки.

Ошибки в гуманитарной науке опасны. Виноват ли Маркс, что в СССР были сталинские лагеря? Нет. Но Маркс стал прикрытием преступлений против самих же россиян (РСФСР). Только ли Маркс повлиял на современной Китай?

2.
Учение не виновато в том, что из него делают. Тут и технических дисциплин касается. С нашей наукой у нас такая армия. Знание — сила, которая может оказаться в недобрых руках. Но знание не остановить.

У гуманитарных наук есть своя практика: в деле управления государством и обществом. Работа с человеком. Бездумное использование теории без всякой действительности может привести к катастрофам: войны, революции.

Гуманитарное знание — важная часть мировоззрения. Знание о себе, о других  и об истории. Нравственный закон внутри  чарует, словно звёздное небо над головой (Кант). Люди часто интереснее Вселенной. Какое мне дело до Марса? Нет, конечно, интересно, были ли там жизнь. Любопытство — это хорошо.     Но, например, история Отечества важнее для гражданина, чем физика. И физик может много послужить Отечеству.

Гуманитарии держат человека в человеке, не давая ему превратиться в машину. Поддерживают ценность жизни.   

Гуманитарий с возрастом только интереснее становится, тогда как для техники мозги могут уже засохнуть. Уже, наверное, и младенцы могут освоить смартфон. Но вырастить младенца, сделать его человеком — задачи гуманитарные. Знания по физике и математике не гарантируют добрый нрав учёного. 

3.

Философия богата. Философия учит в том числе этике. Философия — более обширное и неосторожное знание, нежели точная наука. Наука — лишь часть мировоззрения, всех наук не изучишь в подробности. Философия — скрепа наук.               
Эстетика говорит больше, чем только об искусстве. Эстетика соразмерна логике. Эстетика учит чувству, пестует художественный вкус. Эстетика — не евгеника. Эстетика претендует на обоснование. «О вкусах не спорят». А что есть «вкус»? Ответственен ли человек за выбор или полагается на общественные штампы? Мода не должна насиловать женщину. Любит тот, кто ценит данного конкретного человека, а не тип людей. (Гумберт «любил» нимфеток, превратив жизнь конкретной девочки Лолиты в ад.) Это извращение, когда нам нравится тот, кто уже нравится другому или другой. Своих глаз и ушей нет?

Ответственный вкус. Некрасивых женщин не бывает. Бывает мало ценителей, но их сумма ничего не значит.

А что скажут о любви биологи, химики и физики? Им почему-то кажется, что любовь можно свести до предмета их наук. Мы изучаем жизнь! Мы изучаем  структуру вещества! Мы изучаем законы природы! Для понимания человека  даже телесного этого мало.

Гуманитарий не боится работы с людьми, он в душе филантроп.   

4.

Важна философия в принципе. А не только философия науки. Не только логика. И философия — комплекс её дисциплин. Тот или иной философ больше обращается к конкретной дисциплине. Метафизика (именно онтология) — сердце философии. С метафизикой сталкиваются и учёные отдельных наук.

Все мы немного философы. Мы все ищем человека, хотим понять себя и других. Мы гуманитарии у себя дома, в семье.

Философия — утешение одиночества. Быть гуманитарием — быть среди людей. Сам с собою открываешь общее для всех. Философия — тоже гуманитарная помощь (в союзе с психологией). Полезно знать чужую философию. Но ещё полезнее иметь свою.

Психология учит себе, своей душе. Социология учит о других. История учит перспективе. Экономка — наука о хозяйстве. Филология — о языке. Эти и прочие науки — исходные точки философии. Именно тогда, когда есть вопрос, когда есть предмет разбора, то и начинается философия.

Философия даёт мост от одних наук к другим. Философия — припас. Немного философии не повредит. «Относиться философски». Философия решает любые задачи. Философия — применение мудрости.

Наш мир — мир людей. Мы должны любить друг друга. И тут помогает гуманитарная наука. Человек разбирается со всех сторон. О человеке заботится искусство и религия. Человека защищает право и юриспруденция.

Это естественно, когда мы — люди — стараемся понять самих себя. Есть мир людей, а есть объективный мир точных наук (мир-без-нас). Мир-для-нас важнее.
Атомы, кварки, электроны мы не видим. Галактики, чёрные дыры. Даже представить сложно. А зачем? Любознательность — хорошо. И практика есть. Но нет личности, нет тайны человеческого. Механический мир пугает. Космос страшен не менее того, что красив. «Одиночество во вселенной» взывает трепет. Гуманитария наука напоминает о красках и звуках планеты людей.

Мир един для нас. Раскол на виды чувств условен. Мир без нас может свести к безумию. Учёный, философ — это люди, у них есть кто-то. Социальная  действительность важнее. Просо быт, просто отношения.

5.

Философия и гуманитарные науки — друзья и сотрудники. У человека свои джунгли.

Смысл жизни, говорят, не нужен. Ну, тогда есть цели. Просто иначе сформировано. Смысл и есть цель. И гуманитарная дисциплина должна помогать. За человечность человечества. За достоинство личности.