Не скрипач, а скульптор - загадки картины

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек. «Скрипач». Х.м. 54,7х42,1.  Начало 1800-х.  ГТГ   

Названная выше картина работы А.Г. Варнека из собрания  Государственной Третьяковской галереи, приложенная к миниатюре, является одной из наиболее известных работ в творчестве художника [1,2]. При этом в истории ее бытования были времена, когда она называлась по-другому: «Мальчик со скрипкой» [1] и «Музыкант со скрипкой» [2].       

Сама история бытования картины до ее поступления в ГТГ была довольно богатой. Вряд ли можно установить уже, как в первой половине 1800-х гг. она оказалась  в собрании  известного в те годы  петербургского коллекционера  Прянишникова Фёдора Ивановича(1793–1867) [3]. Почти вся жизнь его прошла в Санкт-Петербурге,  хотя он и оставался московским помещиком. Еще известно, что учился Фёдор Иванович в молодые годы в пансионе Московского университета.

Большую часть своей успешной деятельности Фёдор Иванович посвятил российской почте, причём почтовое дело он изучал в Англии. Будучи директором Почтового департамента России, Прянишников, по-видимому, пользовался и международным авторитетом, о чем свидетельствовали полученные им ордена Австрии, Пруссии, Швеции, Норвегии, Греции. Тайный советник Ф.И. Прянишников был видным человеком, он заседал в комитетах, состоял в Обществе поощрения художников, был членом императорской Академии художеств.  Заметное место в его жизни занимали русская живопись и русские художники.  Всего в собрании  Прянишникова к концу его жизни находилось 182 картины, 172 из которых являлись произведениями  русских художников. В их числе была и картина «Скрипач».

После смерти Прянишникова  в 1867 году Александр II приобрел все собрание у вдовы коллекционера и подарил его Румянцевскому музею, переведенному незадолго до этого из Санкт-Петербурга в Москву.  Передача картин в Румянцевский музей состоялась в декабре 1867 года. Лучшая часть собрания Прянишникова – 95 картин – стала в 1925 году частью Третьяковской галереи.   

В 1996 году  картина «Скрипач» в числе других работ из собрания ГТГ побывала на выставке в итальянском городе Монца, в 2003 году – на выставке в  Государственном музее А.С. Пушкина, а в 1986 – 1988 гг. входила в число картин, отобранных для передвижных выставок ГТГ.

В аннотации каталога ГТГ 2005 г. сообщается, что в предыдущих каталогах за 1952 и 1984 гг. картина располагалась в числе других произведений Варнека 1810-х гг. и отмечается, что та же датировка  приведена в монографии В.С. Турчина [1]. Далее дословно говорится: «Однако технико-технологическое исследование и сравнение с эталонными работами художника выявили, что «Скрипач» относится к кругу работ начала 1800-х, таких как «Портрет Е.И. Колосовой» (1800-е, ГРМ), «Портрет А.В. Ступина» (1804 г., ГТГ) и др.

Эти заключительные слова создают одну интересную интригу, связанную с тем, что в Списке произведений А.Г. Варнека, приведенном в [1], имеется еще одно произведение художника под номером 46, выполненное в начале 1800-х, на котором запечатлен конкретный молодой человек со скрипкой в руках. Называется эта работа  «Портрет скульптора Исаака Зиновьевича Кащенко, играющего на скрипке».   Полную аннотацию к портрету привожу ниже: 

«И.З. Кащенко (1782 – 1808), окончил в 1803 году Академию художеств, удостоен, но не отправлен за границу. Выставлялся вместе с А.Г. Варнеком на выставке Академии художеств в 1804 году, работал для Казанского собора. В 1808 г. покончил жизнь самоубийством.  Ок. 1804.    Каменский.    Собрание: местонахождение неизвестно. Примечание:  П.П. Каменский указывает в списке работ А.Г. Варнека от 1839 г., что портрет был продан в Лондон». 

Вот те слова из Списка Каменского, которые произнес сам художник, диктуя список своих работ художественному критику П.П. Каменскому: «портрет г. скульптора И.З. Кащенко, играющего на скрипке, – мужика смеющегося, со штофом в руке, проданы в Лондоне; – » [4]. Главное для нас в этих словах то, что Варнек, незадолго до отъезда в Италию, написал портрет своего товарища по Академии со скрипкой в руках.

А то, что этот портрет кем-то был продан в Лондоне, не означает, что аналогичного портрета не осталось в Петербурге, т.к. Варнек, уезжая в Италию писал такие портреты, прежде всего, для своих друзей [1], а не для Лондона.  Конечно же, специально для Кащенко он аналогичный  портрет также написал. Имеется несколько примеров, когда Варнек  делал портреты-повторы, и это один из таких случаев.  И именно этот портрет, на котором был запечатлен скульптор И.З. Кащенко, после того, как не стало ни его, ни художника, написавшего данный портрет, оказался вначале в коллекции Прянишникова, а затем и в собрании Третьяковской галереи.  Только название его уже стало другим – «Скрипач».

Подчеркну, что основанием для данной версии стало технико-технологическое исследование картины «Скрипач» из ГТГ и доказательство того, что она была выполнена в то же время, когда был написан портрет скульптора И.З. Кащенко. Думаю, что принятие такой точки зрения  не должно означать, что следует еще раз менять название картины, но то, что запечатлен на ней отнюдь не скрипач, а выпускник скульптурного класса ИАХ, знать, все-таки, целесообразно.

Глядя на улыбчивое лицо юноши на картине, не хочется верить тому, что пройдет несколько лет, и какая-то неведомая сила подтолкнет его совершить самоубийство. Тем не менее, автор миниатюры, познакомившись с элементами биографий выпускников  ИАХ, нашел, кажется, возможную причину такого деяния. 

Она связана, на мой взгляд, с тем, что в скульптурном классе ИАХ в 1802 –1807 гг. появилась группа наиболее успешных учеников, вступивших, по существу, в  борьбу за получение больших золотых медалей и за пансионерскую вакансию на поездку в Италию. «Борьба» была также и за получение заказов на оформление интерьера строящегося в те времена Казанского собора. Попробую ниже такую версию обосновать.

Основана она, прежде всего, на анализе документов ИАХ, относящихся к указанному выше периоду времени.  И начнем этот анализ с изучения «досье»  на четырех  названных ниже  успешных учеников скульптурного класса, позаимствовав соответствующую информацию из Справочника  Кондакова [5]. Второй абзац в приведенной ниже биографии Кащенко добавлен  из энциклопедии Половцова.  В конце каждой из биографий  приведен рейтинг скульптора в соответствии с данными справочника [6], а сами биографии приведены в порядке убывания рейтинга.

1.  Пименов Степан Степанович (1784 – 1833).  Воспитанник ИАХ с 1793 по 1803 гг. Получил в 1801 г. 1-ю серебряную медаль; в 1802 г. – 2-ю золотую медаль за эскиз памятника профессору скульптору Козловскому; в 1803 г. – 1-ю золотую медаль за программу: «Из поэмы Владимир песнь 1 –о двух варягах из христиан, отца с сыном, преданных злобою жреца Пламида  на заклинание одного из них по жребию богам …»; в том же году получил аттестат 1 степени со шпагой. Был оставлен пенсионером при академии. В 1807 г.  – звание академика за статую: « Св. равноапостольный князь Владимир»; в 1809 г. – адъюнкт-профессор; тогда же ему было поручено заведывание скульптурной частью Императорского фарфорового завода; в 1814 г. – профессор за статую «Слава». В 1831 году был уволен от должности профессора ИАХ.                Рейтинг 1 – скульптор мировой известности, проверенной временем (не менее века).

2.  Анисимов Артемий Анисимович (1783 – 1823). Воспитанник ИАХ с 1788 года. Получил в 1801 году – 2-ю серебряную; в 1802 году – 1-ю серебряную и 2-ю золотую медали за программу: «Юпитер и Меркурии, посещающие в виде странников Филемона и Баквиду»; в 1803 г. – 1-ю золотую медаль за программу: «Жрецы и воины закалывают кинжалами двух христиан-варягов»; в том же году получил аттестат 1-ой степени со шпагой  и оставлен при Академии для усовершенствования. В 1805 году назначен  надзирателем скульптурных произведений в ИАХ; в 1813 г. дано звание академика скульптуры за фигуры: «Европа» и «Африка», предназначенные для фасада Адмиралтейства.        Рейтинг 3 А – скульптор-профессионал с узнаваемым индивидуальным стилем.

3-.  Кащенко Исаак Зиновьевич (03.01.1782 – 24.01.1808).  Воспитанник ИАХ с 1788 по 1803 гг.  Получил медали: в 1801 году  2-ю серебряную; в 1802 году  1-ю серебряную и 2-ю золотую за программу: «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду». В 1803 г. получил аттестат 1-ой степени со шпагой; в 1803 году получил 1-ю золотую медаль за программу: «Великого князя Дмитрия Донского, по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья русские и прочие воины находят в роще при последнем почти издыхании». В 1806 г. отправлен пенсионером за границу. (Кондаков).  ?????  (авт.)
3--.  Талантливейший скульптор, пенсионер ИАX  (удостоен <…>, но не отправлен за границу по окончании курса в 1803 году). Оставленный при Академии в качестве пенсионера, для усовершенствования под руководством профессора, он лепил, между прочим, барельеф «Успение» для Казанского собора (1804), а затем некоторые фигуры для нового здания биржи (1807).   «Сборник материалов  для истории Академии Художеств», Петрова, и «Указах, к нему», Юндолова.  (Половцов).       Рейтинг  4А – состоявшийся профессиональный скульптор с творческим потенциалом.

4. Воротилов Иван (1783 – ?).  Воспитанник  ИАХ с 1788 г.  Получил медали: в 1801 г. – 2-ю серебряную; в 1802 г. – 1-ю серебряную и 2-ю золотую за программу: «Юпитер и Меркурий, посещающие Филемона и Бавкиду». В 1803 году получил  аттестат 1 степени со шпагой.  В 1805 году получил 1-ю золотую медаль по задаче: «Представить Великого князя Дмитрия Донского, когда, по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании». (Кондаков). Рейтинг 4А – состоявшийся профессиональный скульптор с творческим потенциалом [6].

Знакомясь с академическими отчетами 1802 –1807 гг., увидел, что имена указанных воспитанников  ИАХ постоянно появлялись в них [7]. Так, в отчете от 11 декабря 1802 г. отмечено, что вся четверка получила золотые медали второго достоинства, а также первую и вторую серебряные медали.

В отчете от 01.09.1803 г. всей четверке за хорошие успехи и за особливо признанное в них добронравие, честное и похвальное поведение раздали аттестаты 1-й степени со шпагами. Но самый молодой из них, ученик скульптурного класса Степан Пименов,  сделал  в этом году «рывок» и за свою выставленную на конкурс  работу (название не указано) получил первую золотую медаль. Правда, в этом году по планам Академии пенсионеров  для поездки в Италию не назначали, но все было впереди, причем не в 1804, а в 1805 году.

1-го сентября 1805 года Академия художеств в силу своего устава имела свое большое годичное собрание, на котором происходил следующее: «После  собрания в 11 часов всех академических чинов и по прибытии господина президента графа А.С. Строганова,  все участники были препровождены в залы, где находились работы воспитанников по заданным программ  на большую золотую медаль.  Все они были  помечены азбучными литерами, которые тут же и поднесли  всем присутствующим» [7]. Когда литеры достали и были прочитаны, то оказалось, что выпускники скульптурного класса Исаак Кащенко  и Иван Воротилов по одной и той же программе получили большие золотые медали.

Учитывая то, что Пименов еще в 1803 году получил большую золотую медаль, то все три пенсионера скульптурного класса получили право на очередную пенсионерскую поездку в Италию. В результате в 1806 году в Академии в целом возникла очередь из семи человек на такую поездку, и нервы претендентов стали пошаливать, т.к. по регламенту  ИАХ существовал  лимит – не более шести  человек в год можно было отправить за рубеж. 

Благородное решение по данной проблеме принял президент ИАХ граф А.С. Строганов, сообщивший на заседании  Совета от 1 сентября 2006 года, что он из своих личных средств готов оплатить пенсионерскую поездку одному из претендентов.  Но в очередном 1807 году  вопрос о такой поездке был снят с "повестки дня" из-за военных обстоятельств в Европе, из-за чего шансы поехать туда у всех претендентов постепенно исчезли. 

Думаю, что «скрипач», Кащенко не смог пережить этой душевной травмы после длительного ожидания поездки, учитывая и то, что в конкуренции  на заказы  по оформлению интерьеров  Казанского собора его товарищи Пименов и Анисимов  занимали более выгодные позиции [8].

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
2. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. с.31. Издательство «Скарнус». М. 2005.
3.  Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с.
4.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
5. Кондаков Сергей Николаевич (1868–1940). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 / Сост. С.Н. Кондаков.
6. Единый художественный рейтинг. Вып. 12. М. : АЛЕВ-В, 2006.
7. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
8. Каталог «Тебе в дар богатство любви к Отечеству» – СПб. : Арт Деко, 2011. – 184 с.: илл.

2 апреля  2021 г.