Диктаторы века ХХ в своих гонорарах

Локсий Ганглери
Нам по-своему близок тот факт, что крупнейшие диктаторы ХХ века были писателями (не буду говорить «по совместительству»: это унизило бы писательское ремесло).
Главные диктаторы прошлого века свои состояния заработали именно литературным трудом – без отрыва от абсолютной власти, но и независимо от нее.

Так вот, интересно узнать, КТО ЧТО писал, а главное - на что тратили свои немалые гонорары. Перечень наш будет чисто хронологическим, а приоритеты, как говорится, в уме.

Итак...

1. Владимир ЛЕНИН
входит в этот список условно: его собрания сочинений были изданы посмертно. Сфера творчества – научная критика и политическая экономика. Однако сам Владимир Ильич не успел издать собрание своих сочинений (и воспользоваться гонорарами) – это за него сделал тов. Сталин.


2. Написанием своей единственной книги, "Mein Kampf", Адольф ГИТЛЕР обязан тюремному заключению. Фюрер не любил писать - да и не умел: он ходил по камере, размахивал руками и колебал воздух своими тирадами – а двое "партайгеносиков" их записывали.

Единственным, что написал сам будущий тиран, было название: "Четыре с половиной года борьбы с ложью, глупостью и трусостью". Надо сказать, что Макс Аманн, издавший книгу в 1925, обязал автора, дать человеческое название – вместо сверхчеловечески-дремучего.

Впрочем, книгу не спешили покупать и в такой упаковке, вроде бы адекватной. Литературный дар «Борца» оценили вдруг и сразу: нищее население начало скупать книгу Гитлера, несмотря на изрядную цену (12 марок)… в 1933 году! Вот такое совпаденьице. Так что, борьба монетизировалась: Гитлеру нравилось  любоваться своей (в сущности, вполне бюргерской) физиономией на обложках журналов Time и Forbes, в Списках коего фюрер любил себя обнаруживать. Вполне бюргерская, кстати, страстишка - как и то, на что он тратил свои миллионы: Гитлер закупал автомобили и недвижимость по всей Европе (как ныне арабские шейхи или «среднеполосные» олигархи и олигаршишки).


3. Бенито МУССОЛИНИ

в этом плане, выглядит более выигрышно: Дуче писал детективы и фантастические романы. Впрочем, в 1920-е годы только ленивый не писал фантастику (гитлеровский Mein Kampf тоже был фантастикой, с элементами позднего романтизма, хе-хе). Апропо, тов. Сталин не писал фантастику – он ее реализовывал на практике; что же до детективов... Сталин сам был и Конан Дойлем, и Холмсом - да и Мориарти - в одном лице.

Впрочем, nolens-volens, возвращаемся в Рим времен Первой Мировой.
Итак, книги будущего Дуче не принесли автору ни денег, ни славы. Зато реально ценными оказались для него другие гонорары. Дело в том, что синьор Муссолини был основателем и редактором Il Popolo d’Italia. Газета начала издаваться в сугубо специфическое время – в ноябре 1915, а на протяжении года 1917, британские спецслужбы заказывали «агенту Бенито» статьи с призывами к властям Италии, не выступать в поддержку Германии на фронтах Первой Империалистической. Надо же: Дуче Муссолини – и тот британский агент! причем, агент высокооплачиваемый: британские шефы отстёгивали Редактору «Народа Италии» по сто фунтов в неделю.
Что называется, Бенито знает за облаву!

Некоторые люди предпочитают импозантному термину «агент британской разведки» выражение «[продажная] шкура». Однако не уверен, что Дуче подходит сей хамоватый ажектиф: в конце концов, его деятельность - в отличие от большинства послевоенных политиков - была направлена не против своей страны, а против Германии. Хотя, будущий союзничек, в лице Гитлера, не одобрял «не-арийское» поведение римлянина и пособника британского империализма...

Впрочем, (с известным удовольствием), вернемся к «дучиным» гонорарам. Муссолини еще не стал диктатором, он еще пребывал редактором – и в качестве редактора, он тратил все эти (немалые) деньги на своих многочисленных пассий. Поведение в меру рыцарское (рыцаря беспечального образа, вроде Берлускони) – во всяком случае, по мне, это куда человечнее, чем скупать весь стальной хлам, словно ты можешь катить, на разных задницах – и в разных направлениях.

Быть британским агентом лучше, чем быть нацистом, а блудный грех лучше накопительства? Едва ли. Говоря грубо, но правдиво, грехи плохи! А я просто не хочу быть неправильно понят. В общем, пред нами – западный человек во всей красе, в самой его сути! – человек, который поставил вместо Господа самого себя. И совершенно неважно, какое имя носит сей индивид, всевластный и непогрешимый – Адольф, Бенито, Уинстон или дЭстен!..


4. Иосиф СТАЛИН

Среди фигурантов данного списка нет, пожалуй, никого, кто мог бы хотя бы приблизиться к этому человеку – по всем параметрам литературного наследия! В первую очередь, это касается диапазона творчества.
Обсудим по пунктам:

СТИХИ – первые творения Сосо, которые попали, кстати, в хрестоматию «Тысяча лет грузинской поэзии» (1906, когда он еще не был тем, кого позже называли именем «Сталин»).

СТАТЬИ – причём, как на злобу дня, так и программно-политические. Тов. Сталин писал и научные монографии (по разным дисциплинам, от экономики до языкознания). Во всех работах Сталина, факты, аргументы и следствия маршируют чётко и слаженно, как войска на Параде Победы!

Художественный  ПЕРЕВОД. Целая глава из «Витязя в барсовой шкуре» была включена в классический перевод Шалвы Нуцубидзе. Сталинский текст, написанный в середине 1930-х, ничем не уступал тексту профессионального лингвиста-переводчика: он не выявлен до сих пор!

Как видите, Сталинское наследие – самое разнообразное по жанрам. Это очень важное обстоятельство, ведь создание, скажем, полемических статей, фундаментальных трудов, и того, что мы видим в протоколах Трёх встреч Большой тройки – это требует тщательной калибровки и настройки сил не только интеллектуальных, но и психических! А это, пожалуй, труднее даже, чем «отвлекаться на литературу» в разгаре Великих строек, «подковёрных» схваток, или пребывая Главнокомандующим Великой войны!

Наконец, наследие товарища Сталина превосходит писания других диктаторов и по тиражам. Дело тут отнюдь не в (масштабе) культа личности! если тексты Гитлера или Муссолини были интересны разве что одной нации (а фюреру и дуче было НЕ интересно, как воспринимали другие народы Европы), то Сталинские работы переводили на все языки народов СССР – они были в самом деле актуальны для всех, независимо от совершенно различного бэкграунда этих народов. На китайский язык труды Сталина переводят и сегодня: научный сталинизм канонизирован как официальная идеология Поднебесной!

Как не удивляться, что при столь интенсивной и сложной административной работе, Председатель Совнаркома Иосиф Сталин находил время и способность сконцентрироваться на столь напряжённом литературном труде!
Не менее удивительно другое: эти баснословные гонорары стали серьёзной поддержкой для огромного числа работников науки и искусства в Советском Союзе.
Вот – кратко о Сталинской премии:

В ознаменование 60-летнего юбилея Вождя были учреждены 16 премий: Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет: учредить 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), присуждаемых ученым и творцам ежегодно, за выдающиеся заслуги в области:

1) физико-математических наук,
2) технических наук,
3) химических наук,
4) биологических наук,
5) сельскохозяйственных наук,
6) медицинских наук,
7) философских наук,
8) экономических наук,
9) историко-филологических наук,
10) юридических наук,
11) музыки,
12) живописи,
13) скульптуры,
14) архитектуры,
15) театрального искусства,
16) кинематографии»
…и дополнительная премия - в области Военной науки.

Представляете, какой фантастический объём работ! маршал Сталин не жалел не только своих денег, но и своего, более ценного, времени: он лично посещал спектакли и кинопремьеры, прочитывал книги и прослушивал музыкальные новинки; а незаурядная эрудиция, очевидно, позволяла Вождю следить за всеми выдающимися работами в сфере различных наук.

Вот лишь один пример – один из сотен:

Сталинская премия 1-й степени (200 000 руб.) присуждена:
1. Абраму Иоффе – За исследования в области полупроводников.
2. Каныш Сатпаев – За научный труд «Рудные месторождения Джезказганского р-на Казахской ССР».
3. Сергей Огнёв – За научный труд «Звери СССР и прилежащих стран»
4. Коллектив авторов – За работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны».
5. Иоганн Эйхфельд – За работы по теории и практике земледелия на Крайнем Севере СССР
6. Алексей Абрикосов – За научный труд «Частная патологическая анатомия»
7. Евгений Барсуков – За военно-исторический труд «Русская артиллерия в мировую войну»
8. Коллектив авторов – за книгу «История дипломатии»
9. Сергей Рубинштейн – за книгу «Основы общей психологии»
10. Степан Малхасян — за капитальный труд «Толковый словарь армянского языка»

Я выбрал лишь десять работ из разных категорий – работ, не имеющих прямого отношения к Войне. Ибо Постановление о присуждении этих премий датировано 10 апреля 1942 года - тяжелейшего года Войны!

Комментарии, как видите, излишни.

Однако мне хотелось бы закрыть тему тремя тезисами.

Первая.
Когда либеральная кисть будет впредь расписывать пред нами образ кровавого упыря, вспомните это: Вождь работал, чтобы ученые и люди искусства получили деньги за свои труды и дни. А ведь труд этот был уже одобрен и оплачен в общем, так сказать, казённом, плане. К тому же, товарищ Сталин спешил на помощь людям в те дни и годы, когда судьба самой страны, самого Вождя висели на волоске!..

Вторая.
Партийные портфели сказали бы так: «У советского человека есть счастье труда! – зачем ему еще деньги?». Такие вот командно-адмминистративные идеалисты (вроде раба партии, Хрущева)! Сталин исходил не из «партийных догматов», а из интересов человека. увы!– маленковы и хрущёвы, захватив созданную тов. Сталиным державу, обрекли на вымирание советского человека – во имя "марксова сверхчеловека".

Третья, и самая сложная.

В свое время, Иосиф Джугашвили хотел стать священником – и стал бы, не откажись он от семинарии. Думаю, он мог стать неплохим батюшкой - пастырем на службе ближнего и Бога. Но вместо пастыря, Сталин стал вождём, с посохом железным.

Сталин не стал поэтом – хотя, он остался великим романтиком. До последних лет жизни, генералиссимус Сталин оставался и глубоким ученым – несмотря на сверхинтенсивную административную работу.

Поклонники матрицы убеждают нас в том, что настоящее в нас, это некая свобода, бессознательная и "многовекторная". Она выражается в метафоре «параллельных вселенных». А вот антиподом этой свободы выступает имидж или роль, которые якобы вытесняют нашу свободу, нашу идентичность.

Это воззрение, увы, очень популярно сегодня. Оно парализует волю – и направлено против личности. Именно над «обезволиванием» человека работают сегодня соросы, гейтсы и прочие кукловоды Голли-вуду (*).

Так вот, тов. Сталин, будучи многогранным и всесторонне одарённым человеком, умел жить в этих параллельных вселенных – ибо истина не в матрице, а в личности! А Сталинская Премия была одним из способов проживать параллельные жизни.
Когда тов. Сталин жертвовал заработанные им деньги – и вручал свои собственные оскары и пулитцеры, грэмми и нобели – он в значительной степени оказывался режиссером, ученым, композитором или писателем. Ведь он лично, за свой счёт, оценивал труд других товарищей – и давал творцам свободу работать!..


5. МАО ЦЗЕДУН

Председатель Мао писал неплохие стихи. Плохи были гонорары. А еще хуже было их применение на практике.

В 1967 за свой двухтомник, который немаленькое население КНР смело с полок книжных магазинов, автор получил 750 тысяч долларов. Однако, жить Мао-тунчжи оставалось немного, и он положил всю эту сумму в кубышку (или в банк: в данном случае, без разницы), с наказом: к баблу не прикасаться!
После 1976 года, началось начисление процентов, и к началу нового тысячелетия, «Суммао» достигла "зодиакальной цифры": $17,6 млн. долларов. Впрочем, "красный депозит" продолжает лежать мёртвым грузом – очевидно, до следующих распоряжений Великого Кормчего. «ЧТО будет раньше: указ тов. Мао, отказ от Доллара, или какой-нибудь финт Народного Банка КНР?» - этот суетный вопрос не лишён, возможно, известного научного потенциала (то есть, возможности посудачить).

Мы этим заниматься не станем. Хочется только отметить, завершая тему - перефразируя жулика Милославского: Граждане, тратьте деньги на хорошие дела – если, конечно, они (деньги) у вас есть! Ибо ни дел, ни времени у вас, в сущности, нет!..


_______________________

(*) «Чем выше человек идёт, От плуга к трону поднимаясь,
Тем всё зависимей, всё не свободней он...»

Это отрывок из монолога Фергуса, главного персонажа моей юношеской драмы «Возмездие». Неизвестно, откуда взялось такое заключение (как и то, почему обязательно «от плуга к трону»!). Часы и годы становления личности постепенно убирают в пустоту все параллельные вселенные, обрезая все ПОБЕГИ в незанятую реальность. Абсолютная власть и абсолютная публичность оборачиваются полным отсутствием личной свободы.