Вечные вопросы, естественная религиозность

Олег Ханов
Что такое человек? Насколько уникален в сравнении с другими живыми существами, а также в сравнении с возможными инопланетянами? Что есть разум, - он сам возник, или был привнесен извне? Этот разум принадлежит индивидууму, он автономный, или входит в нечто единое, является частью большого? Возможно ли независимое мышление, и если да, то в какой степени оно независимо? Что есть общего у разных цивилизаций? Или нам только кажется.что они разные? Велика ли зависимость мышления от материальной основы, или материя и дух едины?...

Вопросов много, и нет окончательного ответа. На многие вопросы никогда и не будет. Как я усвоил, согласно теореме Геделя, чтобы судить о системе, надо выйти за ее пределы.
- Куда?
- В инобытие!
Только там возможно какое-то понимание прожитой жизни.
- Примерно так утверждают знакомые мне религии. - Мимолетное земное не настоящее, истинное надо искать не здесь. Неземное располагали на небесах, в "потустороннем мире", в иных измерениях...

Для меня это все одного порядка сущности, в которые, как я утверждаю, не верю. Но вера-неверие - нечто очень субъективное, и оттого ненадежное, легко может поменять свой знак.

Завершить этот этюд надо словами Фауста из поэмы Гете. Имя поэта хочется написать на языке оригинала: "Goethe". По-немецки оно созвучно слову "Gott", что означает - Бог. Приведу отрывок больший, чем предполагал, - зачитался, получив от поисковика полный текст по запросу.

Кто на поверку,
Разум чей
Сказать осмелится: "Я верю"?
Чье существо
Высокомерно скажет: "Я не верю"?
В него,
Создателя всего.
Опоры
Всего: меня, тебя, простора
И самого себя?
Или над нами неба нет,
Или земли нет под ногами
И звезд мерцающее пламя
На нас не льет свой кроткий свет?
Глаза в глаза тебе сейчас
Не я ль гляжу проникновенно,
И не присутствие ль вселенной
Незримо явно возле нас?
Так вот, воспрянь в ее соседстве,
Почувствуй на ее свету
Существованья полноту
И это назови потом
Любовью, счастьем, божеством.
Нет подходящих соответствий,
И нет достаточных имен,
Все дело в чувстве, а названье
Лишь дым, которым блеск сиянья
Без надобности затемнен...

Выше я перечислил лишь некоторые вопросы, ответы на которые ищут культуры всех времен и народов, но на мой взгляд, не находят, и все также далеки от цели познания.

Впрочем, познание это процесс, искать в нем цель не обязательно. Когда я занимался научными исследованиями, их цель терялась, мне просто хотелось удовлетворить свой интерес, который по мере работы только нарастал.

29.12.2020