Школа

Ольга Альмяшева
Сегодня ночью мне снова снилась школа… Моя родная.. В которой я училась 9 лет и еще пять лет  ( с небольшими перерывами) работала …
Ее уже нет…  На месте двухэтажного кирпичного здания с мезонином  в левой части на три окна , нависшим над входом с  широким крыльцом в три ступеньки, укрытым богатыми кронами деревьев – свидетелей самого начала начал, сейчас громоздится  помпезная бетонно-стеклянная многоэтажка, как, впрочем, и напротив, на месте бывшего кафе «Встреча».
Здания школы нет. Оно простояло с 1937 года более 70 лет.
 Ничего вечного нет на свете… Хотя… Наша школа остается в нашей памяти, и тут время не властно.
И вот сегодня я, как обычно в своих снах, бродила по «главному» корпусу. Второй корпус снится очень редко, наверное, потому, что там я училась всего два года- второй и третий класс… Хотя… там же столовая с буфетом всегда была! Но , видимо, не вкуснейшие беляши и котлеты, кексы  с коржиками занимают основное место на школьной полочке в моей памяти.
Всегда все начинается с фойе главного корпуса. Мраморный пол (я не помню его запачканным). И, кстати,  неотъемлемая часть на входе в фойе – тетя Ася. Монументальная фигура-стражник  у дверей. Тетя Ася жила в школе, в помещении в углу этого же здания.       Идем дальше. Четырехугольные колонны, словно  атланты, поддерживают потолок фойе, а значит-  кабинет физики на втором этаже.
Мне кажется, впервые я увидела это фойе в новогодние праздники во втором классе.        Нас привела Евгения Федоровна на утренник. Колонны-атланты были оклеены красивыми бумажными елками и соединены нитями падающего ватного снега.
Мы шли по  импровизированному старшеклассниками лесному коридору с распахнутыми глазами и открытыми ртами. А через несколько мгновений , повернув налево, нас ждали огромные , во весь оконный витраж в два этажа,  Дед Мороз со Снегурочкой.
 С высоты потолка свисали ватные снежки и льдинки из фольги, а сбоку, по стенам, нас сопровождали любимые сказочные и мультяшные герои.
Сегодня во сне я , войдя в фойе, сразу повернула налево. Пройдя мимо бака с водой, в левом углу, словно наяву, заметила алюминиевую кружку на цепочке и чистый белый тканевый колпак на нем, зашла в первую дверь, открыв маленький навесной замок.
Эта комнатка , размером два на четыре метра, в разные годы исполняла разные функции. Во время моей учебы там был кабинет труда для девочек. Где Мария Никитична, добрейшая женщина, учила нас строить выкройки, шить по ним, готовить еду и другим премудростям домоводства. Потом эта коморка была «раздевалкой» для мальчиков. А уже в старших классах нам выделили ее для комитета комсомола. Видимо, этот период сегодня и был во сне.
Три года комсоргом школы была Светлана, которая училась на три класса старше нас, и  к тому же была дочерью моей крестной.
Света была выше среднего роста с шикарной косой ниже пояса, ходила по школе важно и степенно с гордо поднятой головой. Конечно же, я гордилась «родством» с ней, хотя наши мамы были просто подругами, которые познакомились в далеком 1958 году в Ташкенте, собираясь по «оргнабору» на строительство нашего Кагана.
Так вот после Светы комсоргом выдвинули меня. Сейчас только представляю разницу: после Светы носится по школе что-то мелкое, шумное, с непокорно торчащими кудряшками. При чем, если заседания комитета комсомола проходили в непринужденной дружеской обстановке, то на собраниях должно было быть четко и без глупостей. Но я чувствовала уважение не только со стороны ребят, но и со стороны педагогов, с которыми, не стеснялась спорить на педсоветах, куда меня иногда приглашали с отчетами.
Сегодня в этой комнатке, с двумя столами, одним шкафом и шестью стульями (по числу членов комитета) я  готовила к приему в комсомол … своих однокурсников и коллег, что утром меня очень позабавило.  Ведь на самом деле почти каждый день после уроков  эта комнатка набивалась мальчишками из 8 «Б» класса. Почему-то девочки были менее активны в этой параллели. А ребята весело и с задором штудировали устав и нисколько не робели в райкоме комсомола.
Как тепло сейчас вспоминать то время. Вернее, ту дружескую школьную атмосферу, когда нас приходилось  выгонять из школы, увлеченных, выпуском газеты, подготовкой к праздникам, репетицией спектакля ….
После таких снов я мысленно брожу по школе. Странно, что всегда поднимаюсь по левой лестнице, парадной.  Два пологих пролета и перед нами широкая площадка, на которой по левую сторону дверь в лабораторию физкабинета, и рядом сам кабинет физики. Большой , светлый, с тремя огромными окнами. Деревянные столы с лавками на троих.       В шестом классе нас встретила тут Лиля Сергеевна. Милая и добрая учительница физики. Увлекла нас в эту науку интересными рассказами и удивительными опытами. Конечно же вспоминается , что в классе седьмом физику преподавала Надежда Михайловна, в восьмом - Татьяна Васильевна.  В старших же классах физике и астрономии нас  учил Виктор Тимофеевич Сафронов. Не устаю повторять, что нам с учителями очень повезло. Низкий им поклон!

Напротив  кабинета физики, в этом малом зале, кабинет химии, самый мой любимый кабинет. И потому что химия – любовь моя, и потому что учитель –Застенская Анна Александровна-мой идол в хорошем смысле слова, и потому что я начинала работу в школе с этого кабинета. Я училась в этом кабинете, потом работала лаборантом , а позже сама вела уроки химии. И мои уроки – это отдельная история.
Я не закончила химфак Самаркандского университета- заторопилась замуж. В один из дней прибежала запыхавшаяся сестренка и сказала, что меня вызывает Валентина Артемовна, директор школы, в прошлом моя учитель истории с четвертого по десятый класс, а так же она была парторгом в то время, когда я была комсоргом.
Оставив малыша на сестренку, я поспешила в школу, по пути ломая голову, что там случилось такого.
Валентина Артемовна, приятная  женщина, армянка по национальности, маленького роста (кажется, даже меньше меня), пригласила меня в свой кабинет и начала с главного:
- Олечка, Роза Фатыховна заболела и, видимо, надолго. У нас два выпускных класса, которые мы не можем оставить без часов химии и биологии. Так что , выручай родную школу, пожалуйста.
- Валентина Артемовна! Я же не окончила университет! Нахожусь в академическом отпуске. Да и какой из меня учитель?!- воскликнула я.
- Я уверена, ты справишься, - четко и лаконично, как всегда резюмировала директор.
И вот, я захожу в класс, хорошо помню, что это был 10 «Б». Навстречу мне встают  тридцать два выпускника, все выше меня , как минимум, на голову (про парней вообще умолчу), смотрят на эту мелочь странную, и, видимо, уже фантазируют по теме «проверки на прочность».
- Здравствуйте! Ребята, я буду вести у вас уроки химии и биологии, потому что   Роза Фатыховна болеет. Я, конечно, не могу соперничать с ней, но, давайте попробуем не подвести ее, чтобы не краснеть на выпускных экзаменах, -сказала я, тщетно унимая дрожь в коленях.
В общем, началась моя педагогическая деятельность. И вот, примерно, через неделю, захожу в огромный кабинет на первом этаже  в конце коридора , около правой лестницы (почему-то сидели по классам), ребята  дружно встают, и даже Нуритдинов на первой парте, хотя каждый урок начинался с моих слов :
-Нуритдинов, золотко, идем ко мне за первую парту!
И парень нехотя , но пересаживался с последней парты. На первой парте у него не было возможности реализовать свою кипучую энергию во время урока.
Так вот в тот день он сидел на первой парте, нервно теребил  тетрадь и как-то странно моргал глазами.
- Что это сегодня с вами?  Все такие примерные , -пошутила я.
Начала урок, как обычно с опроса: трое к доске , трое на первые парты с листочками и по двое по очереди к доске с устным ответом.
Ребята, как никогда, отвечали хорошо, но что-то у некоторых было с глазами.
Во время опроса , я находилась у доски, а когда начала объяснение новой темы, по своему обычаю, пошла по классу. И чуть не рухнула от неожиданности, увидев на последней парте  Валентину Артемовну…
Завершила  урок, дала задание на дом, прозвенел звонок. Ребята встали снова дружно, Валентина Артемовна прошла между рядами, словно   сквозь строй пушкинских тридцати трех богатырей, и уже за моей спиной шепнула мне: «Зайдите ко мне»
Не успела закрыться за ней дверь, мы все дружно выдохнули.
- Ну, ребята, спасибо вам огромное! Не подвели сегодня, - от души поблагодарила я класс.
- Мы старались!
- Мы же вам подмигивали! – наперебой отвечали десятиклассники.
В кабинете  директор улыбнулась мне своей лучезарной улыбкой и сказала:
- Молодец, Олечка! Я не сомневалась в тебе! Продолжай в том же духе!
Много воспоминаний навевает мне кабинет химии, впору, хоть отдельный роман писать. Шучу, конечно!
Не забудем про соседнее с кабинетом химии помещение. Небольшое. Там хранились спортивные козлы, маты, шесты, канаты и прочее физкультурное оборудование, потому что зал , в который мы сейчас зайдем, был универсален. В нем проводились сборы (меня тут принимали в пионеры в юбилейный 1970 год), линейки, уроки физкультуры в холодное время года, а по праздникам и датам проводились «вечера», которые сейчас называются дискотеками.
Наши вечера всегда были тематическими. Сначала пели, танцевали, рассказывали стихи, показывали спектакли  со сцены, и вторая часть , долгожданная для девчонок – танцы. Кто пригласит? А, может, не пригласит… И вообще , придет ли тот, кто так тебе интересен? Боже! Как это приятно вспоминать!
И отдельная песня – уроки физкультуры.
Физкультура - это Анатолий Георгиевич (Григорьевич) Тумаев. С самого четвертого класса. Спортивный , всегда подтянутый, всегда быстро двигающийся, требовательный. С удовольствием над нами подшучивал, над нашим неумением выполнить какое-либо упражнение. Мы очень его уважали.  Так вот физкультура начиналась с "протирки" полов в зале. Три -четыре швабры - 5 минут - готово! Выносились маты или козел, или шпагат, или стойки с планкой - в общем необходимый для данного урока инвентарь.
Слева стена была с широкими окнами по всей длине , а справа – три двери в классы.
Первая дверь от входа – десятый кабинет, в годы нашей учебы. В шестом классе это был наш кабинет. Нам его выделили, как лучший кабинет, лучшему «правофланговому» отряду. Был он кабинетом математики. Почему –то в тот год ее вела у нас Валентина Михайловна , хотя с пятого класса всегда был Виктор Тимофеевич. Хотя, нет. Еще была Таскира Шахвалиевна, которую мы испытывали на прочность (очень стыдно сейчас вспоминать). Почему-то именно на ее уроке мы жевали ириски, которые покупали в кафе "Встреча" через дорогу от школы. Были такие квадратные ириски производства Таллин Калев, очень вкусные тянучки.