Странный друг юности. Бухарин - падший ангел 47

Александр Самоваров
И прежде чем поставить жирную точку в моем печальном повествовании о том, как ВПК (б) могла перевести жизнь общества в более или менее нормальное существование, как это потом вышло при Хрущеве, поговорим более подробно о друге юности Бухарина Эренбурге. Поговорим о такой жуткой, с моей точки зрения, фигуре, каким был Илья Эренбург. Без таких, как он сталинизм просто не состоялся бы.

С легкой руки своих поклонников Эренбург вошел в нашу историю, как автор экстравагантных романов двадцатых годов, как либерал и автор замечательных мемуаров конца 50-х годов и термина «оттепель», между тем, это был один из трех евреев, которым Сталин доверял почти безгранично, во всяком случае, настолько, насколько он мог доверять людям. Этими евреями были – Каганович, Мехлис и …Эренбург. Если своих старых соратников - Ворошилова и Молотова Сталин под конец жизни стал подозревать в том, что те английские шпионы, то участь эта не коснулась любимых евреев Сталина.

Как так получилось, что более чем сомнительный большевик Эренбург стал, тем, кого давно называют почему-то «агентом влияния» Сталина. Этот термин мне попался уже в книге Куна, а он ее издал аж в 1992 году. Что такое агент влияния? Это когда, допустим, член французского правительства лоббирует в силу каких-то причин интересы России. А Эренбург был не агентом влияния, он просто агент Сталина. Да, он имел какое-то имя во Франции, как литератор, но его верность Сталину там в 30-е годы перестали ставить под сомнение, он вертелся среди французских писателей, а потом о них же в СССР писал фельетоны в советской прессе. Он был настолько самонадеян, что опубликовал часть этих фельетонов во Франции отдельной книгой, после чего получил от одного французского писателя по физиономии. Не думаю, что Эренбург на кого-то мог влиять во Франции после издания этой книги. Но связи у него были на западе обширные, так именно он в 1958 году узнал через свою бывшую любовницу, жену мэра Стокгольма, что Нобелевскую премию по литературе отдадут Пастернаку.

Но в 20-е годы вплоть до того момента, как Сталин стал диктатором, Эренбург не выказывал к лидерам СССР никакого почтения. Он откровенно издевался в печати над Троцким, он еще в 1929 году писал о высших руководителях страны, что они без инструкции в постели на другой бок боятся перевернуться. И вдруг, он агент Сталина. Почему? Что его заставило это сделать? Он жил во Франции, был недосягаем для Сталина, легко мог остаться там навсегда, если не после 29 года, то после 1937 года. Но в 1937 году мы видим Эренбурга в числе тех, кто присутствует на процессах над врагами народа, присутствует и на судебном процессе над своим «другом» Бухариным. Бухарин даже, по словам самого Эренбурга, на процессе заметил его и … улыбнулся. Что означала эта улыбка? Мы этого никогда не узнаем. Зато мы знаем, что на этих судебных процессах с советской стороны могли присутствовать только агенты НКВД, но Эренбург не какой-то простой агент, он человек, который пишет письма Сталину. И Сталин прислушивается к нему. Таких людей было очень мало. Масштаб личности Эренбурга становится понятнее, когда читаешь то, что о нем пишут в наше время, к тому же о нем и фильм сделан, фильм со странным названием: «Собачья жизнь. Илья Эренбург». В этом фильме в качестве комментаторов присутствуют уже известный нам апологет Эренбурга Фрезовский, историк Рой Медведев и писатель Василий Аксенов. Так, о чем этот фильм? По сути всего лишь об одном письме Эренбурга Сталину. Письмо, которое он написал Сталину в связи с кампанией известной как «борьба с космополитами».

По мнению Медведева, Аксенова и Фрезовского Эренбург, чуть ли не рискуя жизнью, своим этим письмом спасает евреев в конце жизни Сталина от массовых расправ и депортации. Но ведь известно, что никакого массового террора и депортации в отношении евреев Сталин не предполагал. А фильм этот сделан дабы восхвалить Илью Эренбурга и представить его чуть ли ни как мученика. У него была собачья жизнь? Такой она была у затравленного Бухарина, которые 8 лет жил в ожидании расправы, пытка страхом столько лет, это даже не собачья жизнь, это жизнь мученика.
Эренбург же катался все сталинские годы правления, как сыр в масле. Одних сталинских премий он получил три.  Да и после смерти Сталина жил припеваючи. Тот же писатель Василий Аксенов в этом фильме рассказывает, как попал в дом Эренбурга в начале 60—х годов. Его поразило то, что это был абсолютно европейский роскошный дом, со всеми атрибутами сытой буржуазной жизни, при входе их встретила большая собака, на столе стояло настоящее французское вино. В этом же фильме одна женщина из числа сотрудниц Эренбурга, вспоминала, что жила в его доме, где все стены были увешены картинами, каждая их которых стоила миллионы долларов.

Хрущев знал истинную роль Эренбурга при «дворе Сталина, но всей подноготной мы до сих пор не знаем, но Эренбург ведь был известным советским писателем и продолжал иметь все блага жизни и при власти Хрущева. Более того, в своих мемуарах Эренбург вспоминает Николая Бухарина, как друга молодости, хотя имя Бухарина было табуировано, он еще ходил во врагах народа. Эренбург знал, что Хрущев относился к Бухарину лучше, чем к прочим «оппозиционерам», его помощница понесла текст воспоминаний к помощнику Хрущеву Лебедеву, но тот сходу дал понять, что никаких упоминаний в печати Бухарина не будет.

Вот удивительное противоречие нашего времени, настоящий враг народа, пособник Сталина, предатель своего друга Бухарина Илья Эренбург ходит у нас до сих пор в личностях положительных, а восставший против террора, направленного на собственный народ, Бухарин до сих пор личность как бы сомнительная.

Хрущев сказал об Эренбурге так: «Хороший писатель был, талантливый. Но имелось у него какое-то примирение, что ли, со сталинскими методами управления». Более чем странная фраза. Что означает – «примирение со сталинскими методами управлениями?» Скорее всего Хрущев просто знал, что Эренбург был одним из архитекторов Сталинского режима. Понятно, что это гипотеза. Но вернемся к вопросу – почему Эренбург становится верным сталинистом? Можно понять людей, у которых выбора не было. Но у Эренбурга выбор-то был.

Скорее всего дело в том, что именно к 1930 году Эренбург понимает, что он никак не реализовался в жизни, что он никакой поэт, и он бросил писать стихи, что он плохой писатель, с моей точки зрения так его романы написаны на грани графомании. Но он умен при этом, он имеет способности, но какие? Была в советское время книга с названием «Тайный советник Сталина», книга пустая, но вот название хорошее, были такие тайные советники Сталина, идеи которых он реализовывал уже на свой вкус. Ему нужны были чужие идеи в сфере общественной жизни и прочих сферах жизни, ибо своих не было. И он их брал у кого-то. У кого? Скажем, таким конструктором сталинизма был Яковлев-Эпштейн, им в значительной степени была проведена коллективизация так, как она была проведена т.е. с огромными жертвами и разорением сельского хозяйства. В литературе и общественной жизни таким тайным советником был некоторое время, бывший бухаринец Ставский. В какой-то мере таким советником был ученый Петр Капица, который писал письма Сталину со многими своими идеями, одна из таких идей породила борьбу с космополитизмом, на этот счет в свое время подробно писал Вадим Кожинов. Хотя Капица явно не рассчитывал на такой эффект совей подсказки.

Т.е. мы здесь имеем дело с двумя типами лидеров. У Бухарина своих идей было полно, он сам был аналитик и исследователь общественной и политической жизни всего мира. Но как организатор он был плох, что и сам признавал. В этом одна из важных причин его политического поражения. И другой тип лидера, у которого своих идей нет, но он умеет брать и использовать чужие идеи. Вопрос в том, как он их использует. На примере борьбы с космополитизмом мы видим, что Сталин использовал идею Капицы варварским способом. Или Сталин использовал военную доктрину Тухачевского наступательной войны вплоть до весны 1942 года (когда по приказу Сталина началось неподготовленное наступление советской армии под Харьковом и чудовищное поражение от немцев). Сталин-то был не Тухачевский и вообще не имел отношения к армии, но этот сугубо штатский человек сделал себя реальным верховным главнокомандующим и сделал все ошибки, которые можно было только сделать. Цена этих ошибок – 30 миллионов погибших со стороны СССР.
А вот Бухарину или Рыкову в голову бы не пришло, что они могут руководить армией, они все же доверили это бы дело профессионалам. Бухарин и Рыков были политики-реалисты, Сталин был безумен, как политик, но до сих пор частью нашего общества считается гением, спасшим страну.
Интересно было бы конечно почитать все письма Эренбурга Сталину. К примеру, что он писал о Франции 1940 года, предсказывал ли он поражение Франции от Германии?
Но если судить о внешней политике Сталина, то она была катастрофичной, или в силу того, что советчики были такие, как Эренбург, или в силу того, что их советы Сталин использовал криво и косо.

Если бы у Сталина не было бы убеждения, что Рихард Зорге – предатель, то, пожалуй, этот умнейший человек и могучий аналитик мог бы стать идеальным советником во внешней политики. Но таким человеком стал Илья Эренбург. Были ли его анализ европейской политики правдивым и правильным, мы не знаем.

Но вернемся к судебному процессу над Бухариным. Бухарин улыбнулся Эренбургу. Был ли его улыбка презрительная – и ты здесь, Иуда? Зная Бухарина и его понимание людей, скорее всего она была снисходительной. Что-то вроде – от тебя, Илья, я иного не ждал, ну живи себе с миром, пользуйся всеми благами этой жизни.

Почему Эренбург не мог стать советником Троцкого или Бухарина? Потому что советники им были не нужны. А вот Сталину были нужны, как воздух. И они нашли другу друга – Сталин и Эренбург. Один создал с помощью таких, как Эренбург, свой сталинизм, второй получил полутайную реализацию своих возможностей и реализовал свой особенный талант, получив к тому же царское вознаграждение. Объездил во временя весь мир – на чьи деньги к слову? Жил роскоши в СССР, круче членов политбюро и ко всему этому был любим массами и интеллигенцией. Поразительно, но его и в наши дни стараются не забывать.

И если бы Эренбург решился бы написать правду о себе и своем друге юности Бухарине, то мы бы не блуждали в потемках по поводу ряда вопросов, но это была страшная книга для самого Эренбурга. Каждый из них выбрал свое – Бухарин пытался спасти народ от нового витка насилия и террора, пытался создать уже в тридцатые годы социальное государство, ну а Эренбург реализовал свои какие-то инстинкты, нам мне очень понятные.

Подвиг Бухарина, Рыкова и Томского в деле спасения исторической России, и миллионов душ, и правда о нем, никому не выгодна, а вот об Эренбурге пишу, пишет бесконечные тома Фрезовский и даже Евгений Евтушенко аж в 2004 году написал об Эренбурге стихотворение:

И вступил Эренбург в диалог,

и подкинул он столько сомнений,
так что самоназначенный бог
вдруг застопорил подлый свой гений.

Эренбург возражать не дерзал,
но во времени мерзостно-грозном
то, что он полупротив сказал,
не решился сказать даже Гроссман.

Ну здесь опять так же деза о том, что Сталин собирался выселять евреев в Сибирь и пр. А Эренбург совершил подвиг и спас евреев.

А это у Евтушенко о роли Эренбурга в войне:

Он, всех маршалов наших умней,
нас привел в сорок пятом к победе.

Имеется в виду публицистика Эренбурга в годы войны.

С чего, вдруг, Евтушенко так прорвало в 2004 году? Нам бы лучше почитать донесения Эренбурга Сталину в 1939, 1940 и 1941 гг. Дело в том, что Гитлер не планировал в обозримое время нападения на СССР, не было у него такого плана в 1939-40- годах. Во время своих встреч с Молотовым Гитлер пытался дать понять, что он не угрожает СССР и дело СССР сидеть тихо. И нейтральная позиция действительно спасла бы нашу страну, ибо Гитлер увяз бы в войне с англичанами в Африке и на Ближнем Востоке, увяз бы в воздушной и морской войне. Единственный момент, когда он мог напасть на СССР – был 1941 год, в 39-40 он не мог напасть, в 1942 году ему было бы не до СССР. И вот поймите этого грузинского гения, с одной стороны он шлет депеши, чтобы не было провокаций, не провоцировали немцев, с другой стороны, именно он своей оккупацией Прибалтики, Литвы и Бессарабии спровоцировал Гитлера на нападение на СССР. Именно после оккупации Сталиным Бессарабии в середине лета 1940 года Гитлер собрал своих генералов и сказал, что Сталин все равно воткнет нож в спину и лучше разделаться с ним сейчас. И приказал писать приказ «Барбаросса».

Спрашивается, на кой ляд Сталина понесло с этой оккупацией? Что это ему давало? Кто подсказал ему эту идею? Ведь сиди он тихо Гитлер много лет бы воевал с Англией и США, которые и развязали объективно эту войну, и Россия могла присоединиться к союзникам в 1944 году, как они это сделали.
Ведь Гитлер своим нападением на Францию ясно дал понять, что не будет играть по английскому сценарию. Какими Сталину и Молотову надо быть дураками, чтобы влезть во все это и подставить страну под удар в 1941 году, в единственное окно возможностей для Гитлера?
Так что там наш гениальный Эренбург писал Сталину в 1939-40 годах? Посмотреть бы, да кто даст.