Моя коллега Светлана, за многие годы знакомства ставшая близкой подругой, купила в Бургасе квартиру и на один летний месяц пригласила меня погостить. Я, не обремененная семейными узами и подросшими внуками, сразу приступила к оформлению документов.
Встал вопрос, какую визу оформлять: если болгарскую, то в течение пребывания в стране нельзя будет выехать на экскурсию в близлежащие государства, а именно в Грецию, будоражившую мое воображение со школьной скамьи; тогда надо делать две – на въезд и выезд; если же шенгенскую, то необходимо посетить одну из стран Европы, откуда путь и в Болгарию, и в Грецию открыт.
Обсудив со Светланой возможные варианты, остановились на Шенгене, но не на финском. Была как-то в Хельсинки, обкатывая визу, которую оформляла для посещения Вены.
Поразила неописуемая красота озерного края, по которому стрелой летел Сапсан, прогулялась по изящной эспланаде в центре города, зашла в изобразительный музей, из которого не вынесла ничего, кроме абстрактного оформления залов…
А вот ради чего туда стоило приехать, так это памятник финскому композитору Яну Сибелиусу! Мощные органные трубы, из которых был сооружен монумент, издавали слабые звуки из-за умеренного ветра, встретившего меня в этом городе вместе с дождем. Говорят, во время сильного ветра воздух потоками проникает в трубы и … звучит музыка.
Решила оформить французскую визу. В Париже остались не посещенными в мой первый приезд опера Гарнье, билет в которую не преминула на этот раз приобрести, музеи д'Орсэ, Родена, Оранжери, мечталось прогуляться по саду Тюильри и на кораблике по Сене.
И вот уже куплены билеты Санкт-Петербург – Париж, Париж – Бургас, Бургас – Санкт-Петербург. Такой вот необыкновенный вояж собралась совершить в июне 2020 года, предвкушая столько замечательных встреч со знакомыми онлайн и любимыми местами потрясающего Парижа, ласковыми волнами Золотых Песков и лучезарного Средиземного моря.
Наступил 2020 год…
В мире стало твориться что-то невообразимое. Новости, одна страшнее другой, несущиеся из средств массовой информации, обрушивались на цепенеющих от чего-то непоправимого людей и не понимающих, как от него спастись.
На фоне развивающихся событий все радужные краски от встреч с прекрасным потускнели: мечты столкнулись с жестокой реальностью. Границы с европейскими странами закрывались одна за другой, мои авиарейсы были отменены.
В течение полугода удалось вернуть потраченные средства на отель, на билет так и оставшегося в мечтах оперного театра и авиабилет Петербург - Париж. Аэрофлот выдал ваучер с трехгодичным сроком использования – меня это вполне устроило: после послабления ограничений впереди в моих туманных мечтаниях замаячил Крым.
А чешская авиакомпания, у которой приобрела билет Париж – Бургас, продлила его действие до 31 марта 2021 года, далее же предложила оформить ваучер. Меня этот расклад не устраивал: неизвестно, откроются ли границы за это время, да и чешские авиалинии в российские города не летали, пришлось бы опять посещать Прагу.
Прага…
Слышала и читала много восторженных откликов от посещавщих этот старинный город. Конечно, не могла не включить его в список своих путешествий.
Как же встретил меня этот город?
Было начало апреля. Небо затянуто отяжеленными серыми облаками, не пропускающими ни одного лучика солнца. Пешая прогулка с индивидуальным гидом по центру дала много информации для размышления об истории города, особенно привел меня в шок рассказ о самосожжении студентов, протестующих против бесчинств советских войск в 1968 году. После посещения скромного памятника-клумбы на Вацлавской площади чувствовала себя подавленно, и это состояние не отпускало меня всю дорогу.
На Карловом мосту мрачные святые в своих темных одеждах смотрели на меня осуждающе, и все мое дальнейшее пребывание в этом городе было окрашено вселенским чувством вины. И испытать его еще раз у меня не было желания.
Решила обратиться в страховую компанию (я уж и забыла, что была застрахована от невылета ) за компенсацией.
И вот начался мой «роман в письмах» со страховой компанией «Ренессанс».
РЕНЕССАНС:
Выписка из полиса:
«1.1.3. ...введение чрезвычайного положения, подтвержденное официальными источниками, в местности, в которую была запланирована поездка». Вам необходимо обратиться в посольство страны принимающей либо посольство страны отправителя и получить документ о введенном чрезвычайном положении на территории страны на день невылета».
- Как вы себе это представляете? Я что, должна писать в посольство Франции и Болгарии, чтобы мне предоставили такую бумагу? А что пандемия захватила всю Европу, этого недостаточно? Где я возьму такую бумагу? Укажите, пожалуйста, адреса, куда именно обращаться.
«РЕНЕССАНС»:
- Адреса и телефоны посольств мы не даем, так как не знаем. Ищите их в общем доступе.
- На вашем сайте говорится, что необходимо предоставить документ от авиакомпании об отмене рейса. Могу его выслать. Почему вы требуете от меня документ от посольства страны, в данном случае Франции или Болгарии?
«РЕНЕССАНС»:
- Риск Отмена рейса, прописанный в вашем полисе, ссылается на пункты правил, один из которых говорит о чрезвычайном положении, его и нужно подтверждать бумагой из посольства.
Делать нечего. Написала в чешскую авиакомпанию с просьбой выслать документ об отмене авиарейса, которая моментально отреагировала на мою просьбу. «Ренессансу» этого было недостаточно.
Пришлось добывать другие документы.
Начала с посольства Франции в Петербурге. Позвонила, объяснила ситуацию, на другом конце провода были в недоумении от подобной просьбы, взяли номер моего телефона, сказали, перезвонят. Перезвонили, отказали.
Разыскала электронные адреса посольства Франции в Москве и посольства России во Франции, написала.
Получаю ответ: «Посольство России во Франции не выдает справок о введении чрезвычайного положения во Франции, обратитесь в Посольство Франции в России».
Из Посольства Франции в Москве ответа не дождалась.
Обратилась к болгарам. Написала в Софию и Бургас в русские посольства.
Ответ из Бургаса:
«Такого рода документы, о котором вы нас просите, мы не выдаем. Вам нужно обратиться в компетентные органы Республики Болгарии, в частности пограничные службы».
Ничего себе, куда меня отослали…
Ответ из Софии:
«Для получения документа с указанием причины отмены рейса рекомендуем вам обратиться к авиаперевозчику или к властям Болгарии».
Спасибо за ценные советы. Отправила эти письма в «Ренессанс». Ни ответа, ни совета. Ну нет, своим молчанием вы меня только раззадорили!
Обратилась в последнюю инстанцию: Посольство Болгарии в России, откуда и пришла нежданная помощь. Мне позвонили, поговорили со мной с участием и попросили выслать копии кое-каких документов. Через несколько дней получаю из Генерального Консульства России в Варне два файла.
Первый.
«ЗАПОВЕД № такой-то от 13.03.2020
НАРЕЖДАМ:
1.Временно забранявам влизането на територията на Республика България, считано от 0 часа на 20 март до 17.04.2020г. включително, на всички граждани…».
Документ на две страницы с круглой печатью и подписью министра здравоохранения Кирила Ананиева.
Второй.
Заявление премьер-министра Болгарии Бойко Борисова на сайте РУССКАЯ БОЛГАРИЯ:
«Чрезвычайная эпидемическая обстановка в Болгарии будет продлена еще на 15 дней. Она будет действовать до 30 июня…».
Прочитав эти документы, тут же отправила их в «Ренессанс», еще не веря своей удаче. Я была очень благодарна болгарам, что они откликнулись на мою просьбу.
«РЕНЕССАНС»:
- Вышлите, пожалуйста, документ, подтверждающий оплату страхового полиса с полными данными банка.
Просто какое-то недоразумение! Неужели бы мне был выдан страховой полис, если бы я его не оплатила?!
Пришел еще один документ из Посольства Республики Болгария в Москве с печатью и подписью заведующего консульским отделом Николая Панайотова, в котором подтверждается закрытие границ Болгарии с 13.06.2020. Особенно мне понравилась заключительная фраза: «С учетом вышеизложенного госпожа имярек к 23.06.2020г. не имела право въезда в Республику Болгария».
Какая прелесть! Обожаю болгар! Будет возможность, обязательно слетаю в Бургас к своей Светлане.
Отправила, наконец, все требуемые документы и стала ждать, во что всё это выльется.
«РЕНЕССАНС»:
- Ваши документы получены и переданы ответственному сотруднику.
Ждать пришлось дней десять, пока проверялись все предоставленные мною документы.
«РЕНЕССАНС»:
- Согласно информации, полученной от сервиса OneTwoTrip, вам был выписан ваучер от авиакомпании чешские авиалинии. Просьба уточнить, что в таком случае вы хотите компенсировать?
Здрасьте, приехали! Никакой ваучер мне не выписывали!
Действительно, OneTwoTrip дважды присылал мне расчет для оформления ваучера, сначала в течение трех дней я должна была оплатить сервис в размере 400 рублей, второй раз – в течение десяти дней. Оба раза проигнорировала эту услугу. В ответ сообщили, что запрос возврата денежных средств возможен только при оформлении ваучера, если он не будет использован в течение года с момента получения.
Пришлось ещё раз обращаться к чехам. Через неделю получаю ответ: «Настоящим подтверждаем, что пассажир имярек не требовал какой-либо компенсации или какого-либо другого способа запроса финансовых действий с авиакомпанией по ее билету …».
«РЕНЕССАНС»:
- «… авиакомпания утверждает, что вы не делали запрос на оформление ваучера, при этом он оформлен. С нашей стороны направлен запрос в OneTwoTrip для уточнения информации по ваучеру, так как информация разнится».
Отправила две информации об отказе от оформления ваучера, которые мне направляла сервисная компания OneTwoTrip.
Всё! Что смогла, сделала. Заглядывала в электронную почту, с замиранием ожидая отказа. Если всё же … Придется соглашаться на ваучер.
Прошло семь неопределенных дней. Честно говоря, не столько денег было жаль, сколько своих трудов, направленных на их возвращение. А сколько людей было вовлечено в добывание нужной информации! И их труд будет напрасен…
Дождалась, наконец, вердикта!
«РЕНЕССАНС»:
- «… информируем Вас о том, что принято положительное решение по заявленному Вами событию. Ожидайте поступление денежных средств на указанные реквизиты в течение 3-5 рабочих дней…».
Наконец-то! Но если бы не болгары, у меня ничего не получилось бы. Отправила им благодарственные письма, пообещав обязательно посетить страну, где живут такие прекрасные, отзывчивые люди.