УМШН

Галина Матросова
Первый год работы
Из ОТК в СКБ-2

Лето 1960 года закончилось. Заканчивалась и вольная жизнь. На работу идти не хотелось. Наконец, 12 сентября я отправилась в отдел кадров  радиозавода - п/я 62. Двое моих сокурсников, которые также оказались здесь по распределению,  уже приступили к трудовой деятельности: Толя Гладский попал в СКБ(специальное конструкторское бюро)  в отдел разработки, Елочка в ЦЗЛ (центральную заводскую лабораторию) – на поверку измерительных приборов.

Начальница отдела кадров встретила меня неприветливо, отчитала за опоздание и направила в ОТК – отдел технического контроля. Начальник ОТК, наоборот, отнесся очень уважительно, как к дипломированному специалисту. Провел по огромным сборочным цехам, рассказал как велико значение работы по окончательной проверке приборов перед отправкой их заказчику, и я и почувствовала что я – Инженер!

В обед встретились с Елочкой и Толей,  но они отнеслись к перспективе моей работы в ОТК скептически, как к деятельности рутинной, с авралами в конце месяца и, в конце концов, далекой от разработки, на что нас ориентировали во время учебы. Толя знал о том, что на заводе формируется СКБ-2 для задач зарождающейся вычислительной техники, и посоветовал обратиться туда.

Заведовал тогда этим подразделением Всеволод Анатольевич Иванченко. Ему было 39 лет, но выглядел он немолодым и усталым. Очень быстро наш разговор перешел на литературу. Тогда как раз я прочла «Маленькую хозяйку большого дома» Джека Лондона, а еще «Моряка в седле» Ирвинга Стоуна. На следующее утро В.А. принес мне книгу жены Лондона Чармиан «Моя жизнь с Джеком Лондоном». Вопрос о моем приеме в СКБ-2 решился. Я стала 24-м по списку сотрудником нового СКБ, инженером с окладом 900 руб. Но в трудовой книжке осталась запись о моей первой работе – Инженер ОТК.

Завод находился в новом районе – Отрадном  и занимал значительную территорию. Огромное 8-ми этажное здание из красного кирпича и несколько производственных помещений пониже, в том числе заводская поликлиника и учебный центр. Территория была оформлена как парк с деревьями, цветочными клумбами и скамейками для отдыха в обеденный перерыв. Основная продукция завода была связана с радиотехническими приборами для военной техники. СКБ-2 предназначалось для внедрения и доработки изделий ВТ, которые генерировались коллективом  института кибернетики – ИК АН УССР, возглавляемым в ту пору академиком Виктором Михайловичем Глушковым.

Дорога от моего дома на завод занимала примерно 35 минут: 4 остановки на трамвае и 20 минут пешком в сторону бульвара Лепсе. Я, как всегда, выходила в притирку, и приходилось одолевать пешеходную часть бегом. Иногда мы бежали вместе с Всеволодом Анатольевичем, который, поджидал меня на трамвайной остановке. Рабочая неделя длилась 40 часов: 5 дней по 7 часов и суббота - 5 часов. СКБ находилось на восьмом этаже в большом зале рядом с цехом, где уже начался выпуск «ячеек» для сборки функциональных блоков будущих ЭВМ. Ячейки были размером с коробку сигарет, с одной стороны печатный монтаж, с другой  - навесные компоненты:транзисторы,резисторы,конденсаторы...
Функционально ячейки представляли собой триггеры, логические схемы «И», «ИЛИ» и др.  Такой была элементная база будущих ЭВМ. Тогда к внедрению на созданном заводе готовились Машина для Инженерных Расчетов (МИР) и Управляющая Машина Широкого Назначения  (УМШН) - впоследствии Днепр-1.
В соответствии с назначением блоков ЭВМ формировались будущие подразделения  и их сотрудники:
АУ – лаборатория арифметики (Слава Самарский, Света Будняк)
УУ – лаборатория устройств управления (Петя Бесчастный)
ОЗУ,ПЗУ– лаборатория запоминающие устройства (Факторович, Саша Селигей)
УВВ – лаборатория устройств ввода – вывода (Дарий, Витя Хомяков)
УСО – лаборатория устройств связи с объектом (я в соответствии со своей специальностью попала в УСО).

Из конструкторов я помню Михаила Михайловича Галузинского, Толю Стрельченко, начальника лаборатории элементов Калинина и его сотрудницу Валентину Дробницкую, двух молодых дам – Фаину Шпильскую и ее подругу Люду, кажется, они были машинистками, техника с большим опытом работы на радиозаводе Витю Трасковского, монтажника с очень подходящей к нему фамилией – Цвик (укр. - гвоздь).

Для начала нам дали ознакомиться с документацией. Материалы были отпечатаны на «синьках». Читать было нудно. Иногда я училась печатать на машинке, что мне очень нравилось. В эти первые дни на работе вспомнить особо и не о чем. Разве что когда  вместо надоевших синек я заглянула в журнал мод,  проходивший мимо Всеволод Анатольевич  прошептал мне на ухо, что не стоит отвлекаться в рабочее время. Но вскоре меня послали в командировку в Ленинград, Совершенно не помню цели командировки, помню, что летела туда на самолете в компании группы геронтологов, которые направлялись на какой-то съезд.Однако,чувствовала я себя весьма уверенно. Ленинград мне был знаком по зимней практике, а теперь я оказалась там ранней осенью.

Стажировка в Институте кибернетики.
Примерно через месяц нас направили на стажировку в ИК. Тогда он был еще вычислительный центр - ВЦ и  располагался в  районе Корчеватого. Дорога теперь занимала около 2-х часов. Метро еще не было, пришлось ездить через весь город с тремя пересадками. Обстановка в ИК была творческая. Проходили научные семинары под руководством Глушкова и других научных сотрудников. По сравнению с заводом в ИК порядки были более демократическими.
В число разработчиков входили Кухарчук, Пшеничный, Египко, Малиновский, Погребинский. Разработку элементной базы возглавлял Станислав Забара (тогда это были еще импульсно-потенциальные схемы).  В группу УСО входили – Леня Жук, Леня Струтинский. На ВЦ работали моя соученица Валя Бондаровская, а также Виктор Обуховский, Владимир Дворцин. Я участвовала в отладке устройства связи с объектом.  Руководил группой бывший фронтовик Орешкин. Позже он стал начальником СКБ на ВУМе, но очень тосковал по работе с паяльником и установил у себя в кабинете верстак с собачником и осциллографом.

В состав УСО входил коммутатор и аналого-цифровой преобразователь. Принцип работы АЦП очень простой: генератор вырабатывает пилообразное напряжение. На момент времени от  t1 (начальное - нулевое напряжение) до t2 (измеряемое напряжение) формируется разрешающий потенциал и открывается вход двоичного счетчика, который подсчитывает число импульсов, поступивших от высокочастотного генератора импульсов. Самым сложным в настройке был нуль-орган. Был он выполнен на пальчиковых электронных лампах. В первоначальном варианте коммутатор был рассчитан на 64 входа. Потом в заводском варианте нам пришлось дорабатывать его на 256.
Еще в группе Орешкина был Тарас Винцюк и занимался он голосовым вводом в ЭВМ. Тарас был маленький, щуплый и очень застенчивый. Однажды Орешкин решил его расшевелить и отправил меня раньше с работы с условием, что я пойду с Тарасом на футбол. На центральном стадионе был матч Динамо (Киев) – Динамо (Минск). Матч мне понравился, а с Тарасом мы так и не познакомились. Там же был на преддипломной практике Анатолий Будняк, а его жена Света приносила ему на обед толстые бутерброды.

Корчеватое расположено в холмистой местности  с лиственным лесом и озерами. Иногда в обед я успевала сбегать искупаться в озере возле института физики, хотя возможно купаться там и не рекомендовалось. В том же районе были  Голосеевские горки, где мы потом катались на слаломных лыжах.

Наконец, наступил первый отпуск. Мы взяли путевки от Дома ученых в спортивный лагерь КПИ  Глобус, и отправились на Кавказ. Маршрут включал несколько перевалов,  В конце концов, мы перешли через хребет и спустились к  морю. Примерно неделю прожили в палатках на чудесном пляже Пицунды.

Дальше была отладка УМШН на площадке радиозавода. Ячейки помещались в сублоки с проводным монтажом, а сублоки в шкафы. Добавились новые сотрудники: муж и жена Булки – Станислав Николаевич и Галина Анатольевна, в нашей группе – Галя Мелах, Рита Майборода. Девочки кончили техникум и занимались в основном прозвонкой сублоков. Приехали сначала на практику изо Львова три студента, а потом уже инженерами Толик Русанов, Олег Кирницкий, Юра Цехмиструк.
Начальником СКБ был одно время Лев Пасеков – высокий, черноволосый, молодой, напускавший на себя строгий вид.

Летом 1962 года УМШН поставили на ВДНХ в Москве. У меня и сейчас хранится  билет участника ВДНХ. Несколько бригад ездили по очереди на обслуживание.

На фото я за пультом как раз той ЭВМ, которая была отправлена на ВДНХ