Мемуары. Дачные будни и происшествия

Александр Смирнов 83
На конкурс Анатолия Комаристова "Мы едем на дачу!"

На снимке: Валентина на фоне нашего сада

Занятия огородами и дачей заняли значительную часть нашей семейной жизни. Они начались не сразу, так как от родителей нам  не досталось никакого наследства. Семья разрасталась, требовала средств, а они были весьма ограниченными.
 
Первый сад - огород.

В начале семидесятых годов  мы приобрели, наконец, участок в садово-огородном кооперативе с арендованной землёй на окраине посёлка, площадью пять соток, с плодоносящими деревьями, ягодными кустарниками и грядками. На участке располагались дощатый домик, хозблок и туалет, но не было водопровода и электричества. Спасало наличие небольшого пруда, где накапливалась дождевая и грунтовая воды для полива. В домике мы установили столик, кресла для отдыха на свежем воздухе. Оборудовали площадку для приёма гостей. К участку можно было подъехать на машине от дома минут за пять или пройтись пешком за полчаса. Тогда это было то, что надо. Инициатором всех наших садово-дачных приобретений была моя жена Валентина, я же был ответственным исполнителем всех работ.

Мы с большим рвением занялись возделыванием свободных кусочков земли и выращиванием разной сельхозпродукции: клубники, малины, смородины, помидоров, огурцов, кабачков и прочих овощей. На участке было несколько яблонь разных сортов, вишни, сливы. Плодовые деревья постепенно заменялись новыми сортами. Сбор плодов представлял непростую проблему, их хватало для семьи и раздачи родным и знакомым. Работы на участке требовали изрядной затраты времени и сил, но всё окупалось возможностью побывать на природе, хорошим урожаем и поддержанием физической формы. Это продолжалось более 30 лет, за это время  зимой поджигателями пару раз наши строения разрушались, весной мне их приходилось восстанавливать.

Садово-огородное товарищество "Здоровье"

 В 2005 году нам предложили купить садово-огородный участок площадью три сотки в  садовом товариществе «Здоровье», на аналогичном расстоянии от дома, причём земля была выкуплена  у города.

В нём был капитальный домик из блоков, набор элитных  плодовых деревьев, водоснабжение. Особенно хороши были груши. На двух из них вкуснейшие плоды весом до 300-350 грамм, на третьей было привито  три сорта разных по срокам созревания плодов. Помнится, один из упавших плодов однажды пребольно шарахнул меня по голове. А какие необыкновенно вкусные ягоды крыжовника вызревали! Но места для выращивания овощей и ягод было маловато.  Вскоре мы приобрели рядом ещё один участок. Поскольку он не использовался в течение двух-трёх лет, пришлось изрядно потрудиться, чтобы привести его в порядок. Запомнились очень высокие яблони отборных сортов, собирать плоды приходилось с помощью длинных штанг с приспособлениями. На участке я оборудовал площадку для приёма гостей с дощатым полом.   
 
Дача в Егорьевском районе

 Валентина во время всей семейной жизни мечтала о настоящей даче, с хорошим домом. У меня к этому времени  желания приобрести её не было: я понимал, что это хлопотное дело.  Дети уже выросли, едва-ли они будут регулярно приезжать из-за дальнего расстояния. Однако, вода камень точит. И когда нам предложили купить дачу в Егорьевском районе, жена настояла на поездке для её  осмотра. Дача была расположена совсем не близко – на расстоянии 150 километров, дорога на автомобиле занимала от двух до четырёх часов. Впечатлял дом из бруса, обшитый сайдингом  общей площадью   60  квадратных метров. Прежний хозяин понимал толк в планировке и отделке, всё было сделано для удобства жильцов и смотрелось в самом выигрышном свете. В доме было три комнаты, гостинная, кухня с барной стойкой, прихожая. Камин, облицованный красивой кафельной плиткой, выглядел на все сто и хорошо обогревал помещения в прохладные дни. Мы приобрели дачу, продав сады-огороды в "Здоровье".

Будни и происшествия

Однако, земельный участок площадью 6 соток, в отличие от дома, совсем не радовал глаз. Почва в Егорьевском районе состоит из торфяника с близкими грунтовыми водами, поэтому плодовые деревья живут 10-15 лет и представляли в тот момент жалкое зрелище, не давая плодов. В течение двух-трёх лет в доме никто не жил, трава на участке выросла почти в человеческий рост. В первый же день нашего проживания случилось чрезвычайное происшествие. Наш приезд  состоялся в апреле месяце, и мы сразу начали наводить порядок.  Для сжигания скошенной травы я использовал  большую бочку на участке, специально предназначенную для этого. Но решение было опрометчивым, едва не приведшее к катастрофе. Нужно было сначала выкосить траву на всём участке, а затем заняться сжиганием. Для его ускорения  приходилось перемешивать траву в бочке штангой. В какой-то момент, при вытаскивании штанги, от неё отлетел горящий пучок травы, сухая прошлогодняя трава мигом воспламенилась, и пошёл огненный пал по участку. В это весеннее время вода еще не была включена, тушить огонь было нечем. На крики о помощи сбежались соседи с лопатами, вёдрами, чайниками с водой и начали вместе с нами тушить загоревшуюся траву, кто  принесённой водой,  кто лопатами, кто ногами, прибивая всё новые очаги возгорания. Огонь приближался к дому. Было страшно, сами люди могли обжечься или даже загореться, но мало кто  думал об опасности.  Ведь огонь по сухой траве мог перекинуться на соседние участки. Общими усилиями удалось–таки затушить огонь, уже подступивший к дому. Несколько сайдингов обшивки дома скрутились от жара. Пожары были нередкими в кооперативе: за недолгое время нашего пребывания в нём по разным причинам сгорело несколько домов.
 
Дача удобна для постоянного проживания хотя бы в летнее время. Тогда работы по её содержанию  можно выполнять постепенно. Мы по семейным обстоятельствам   приезжали дня на три один раз в месяц. К приезду накапливались неотложные работы: выпиловка сучьев и поросли, покос травы, расчистка дорожек, сбор и сжигание травы, отходов и многое другое.  Это была тяжёлая для меня работа, зачастую в дыму, после которой у меня поднималось  давление и начинались перебои в сердце. К этому времени мне исполнилось 75 лет. Жене же очень нравился отдых на природе,  в прекрасном доме, об этом она мечтала долгие годы. И её можно было понять. Особенно она любила вечерами в кресле на крылечке наблюдать закат солнца, испытывая необычную благодать. Дети на даче  появлялись пару раз за сезон. Очень досаждали пробки на дорогах. Назревал, как говорят, конфликт интересов, и стоило немалых трудов через три года уговорить жену продать дачу и вернуться на наш старый сад-огород.

Нам повезло, что мы успели быстро продать дачу, потому что через несколько дней после въезда  новых хозяев случилось непредвиденное: соседний большой двухэтажный деревянный дом из-за короткого замыкания сгорел дотла, несмотря на усилия пожарных. Пожар нанёс серьёзные повреждения нашему бывшему дому: расплавились сайдинги, часть крыши, пластиковые окна со стороны сгоревшего дома.  Сгорел хозблок. Новым владельцам пришлось изрядно потрудиться, чтобы получить страховку и восстановить повреждения. Нам это было бы не под силу.  Но у Валентины  до сих пор остались приятные воспоминания о красивом доме и сожаление, что с дачей пришлось расстаться. У меня же сохранились в памяти совсем иные эмоции.
 
Снова на старом саде-огороде.

Перестроив с помощью плотника имевшиеся дощатые постройки, мы  меблировали помещения бывшими в употреблении удобными креслами для отдыха и даже диванами, чтобы  иметь возможность поспать на свежем воздухе. Для защиты от насекомых установили сетки на окна и двери. Оборудовали площадку в тени деревьев с большим столом и садовыми креслами для приёма гостей, место для жарки шашлыков. Далее занялись освоением территории. Заменив некоторые старые  плодовые деревья и кустарники,  мы получили отличное место для необременительных занятий на земле и здорового отдыха. И действительно, как только выдавалась хорошая погода и соответствующее настроение, садимся на автомобиль, и через пять минут оказываемся на нашей «фазенде». Частенько  приезжали дети с внуками а затем  и с правнуками, тогда обстановка в саду превращалась в шумное и весёлое празднество. 
 
На этот раз мы сажали только кабачки, баклажаны и цветы, а затем оставили только цветочную клумбу. Зато какой простор и красота! На участке по периферии с одной стороны растут высокая ель, каштан, клён, три больших туи, с другой – облепиха, яблони, сливы разных сортов, в дальнем углу – вишни, груша, красная калина, кусты смородины, а в средине – просторный, тоже радующий глаз газон с цветочной клумбой.  Отмечу еще одно приятное обстоятельство. В нашем городе был восстановлен знаменитый Николо-Угрешский монастырь, находящийся род попечительством патриарха, который два-три раза в год проводит богослужения. Наш участок находится в сотне метров от монастыря, позолоченные купола Спасо-Преображенского собора возвышаются совсем близко от наших строений. И когда раздаётся колокольный звон, это согревает душу и создаёт праздничное настроение. Иногда слушаем вживую богослужения, проводимые с участием патриархов: сначала Алексия второго, который часто посещал монастырь, а затем Кирилла, усиливаемые через громкоговорители.

Так наш участок снова стал в тёплое время года нашим вторым домом на природе, в котором удаётся без особых хлопот и отдохнуть, и с удовольствием посильно позаниматься на земле, принимать своих родных и близких.

Казалось бы, живи и радуйся! Но не тут-то было. Городу потребовался перевод на московское водоснабжение, и надо было такому случиться, что трасса для прокладки труб прошла именно через наш сад! Никакие просьбы сдвинуть её не помогли, все сооружения и большинство деревьев были выкорчеваны. Мы были в отчаянии, жена заливалась слезами, вспоминая разрушенный сад  и утраченную красоту. Потребовалось время, чтобы придти в себя и решить, что делать дальше. Когда трубы были уложены, выяснилось, что плодоносный слой почвы снесён, и неповреждённой осталась территория только в две с половиной сотки. Но не могли же мы совсем распрощаться с садом!


Решили, что заново поднять весь участок в возрасте 88 лет нам не под силу.
Огородили оставшуюся часть ажурной сеткой, с помощью плотника построили небольшой светлый дощатый домик с двумя окнами и навесом. В доме установили сохранившуюся мебель для отдыха и сна, обработали оставшиеся деревья и кустарники, оборудовали клумбу и, как прежде, регулярно посещаем наш райский уголок.

В целом наши садово-огородно-дачные будни  и происшествия доставили нам много радостных событий, приятных и запоминающихся  впечатлений,  несмотря на немалое число преодолений, и наверняка внесли ощутимый полезный вклад в наше здоровье и долголетие.

И вспомнилась мне зарисовка, как некий персонаж наблюдал за поведением муравья, поместив его на дно банки. Муравей сразу начинал выползать, и когда он достигал края банки, человек возвращал его на исходную позицию. Так продолжалось много раз, и в этом состязании победил упорный муравей: видимо, у человека не хватило терпения, а муравей с чувством собственного достоинства  выполз на волю. К чему этот опус всплыл в моей памяти?   

 Продолжение: Мне исполнилось 87 лет Прошу читателей к столу
   http://proza.ru/2019/07/21/696